Конспект урока «Обработка вытачек (на образце)»
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Данный конспект урока предназначен для проведения урока по швейному делу в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022_god_-_otkrytyy_urok_-_vytachka.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования и молодежной политики Чувашской Республики
Утверждаю
Директор школы-интерната
________ Ананьева Е.Н.
План-конспект урока в 7 классе
по теме:
«Обработка вытачек (на образце)»
Учитель профессионально-трудового обучения:
Петрова Надежда Геннадьевна
с. Калинино
2021-2022 учебный год
Тема урока: «Обработка вытачек (на образце)»
Класс: 7
Раздел: Изготовление юбок
Тема урока: «Обработка вытачек (на образце)»
Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков при выполнении практической работы – комбинированный.
Цель урока: ознакомление обучающихся с понятием вытачка, со способами и последовательностью ее обработки, закрепление технологических знаний и совершенствование практических навыков по обработке вытачек прямой юбки.
Задачи урока:
- образовательные: способствовать формированию и развитию умений и навыков по обработке вытачек прямой юбки.
- коррекционно-развивающие: развивать умения работать с технологическими картами, сравнивать и анализировать, развивать координацию движений рук, способствовать развитию речи обучающихся; коррекция психофизических недостатков и социальной сферы средствами труда, коррекция мелкой моторики.
- воспитательные: содействовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету; воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность.
- здоровьесберегающие: приучать обучающихся к строгому соблюдению правил техники безопасности при работе с иглой, утюгом, ножницами и на швейной машине.
Методы обучения: по степени активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, практический, работа по инструкции.
Методы научения: репродуктивный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения и воспитания:
- инструменты и приспособления: ножницы, игла, швейная машина, гладильная доска, утюг, проутюжильник.
- дидактический, раздаточный материал: технологические карты, карточки - задания, образцы с обработкой вытачек.
- оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- материалы: детали полотнищ юбки, швейные нитки.
Планируемые результаты:
Личностные. Ученик научится: перечислять и соблюдать правила безопасной работы ножницами, иглой, утюгом и швейной машиной.
Метапредметные. Ученик научится: определять понятия прямая юбка и вытачка; осуществлять самоконтроль и оценивать выполненную работу по заданным критериям; читать инструкцию по обработке вытачек юбки.
Предметные. Ученик научится: самостоятельно обрабатывать и выполнять влажно-тепловую обработку вытачек.
Межпредметные связи: чтение, математика, развитие речи.
Словарь: прямая юбка, вытачка, раствор вытачки, полотнища юбки.
Время: 40 мин.
Структура урока
1. Организационный момент – 1-2 мин. (Слайд 2)
Цель: настрой на урок.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Итак, начинаем наш урок. (Проверка посещаемости и готовности обучающихся к уроку).
2. Проверка усвоения обучающимися знаний материала прошлого занятия (работа с выкройками, опрос) – 5 мин.
Цель: систематизация знаний, развитие логического мышления, речи, памяти.
(Слайд 3) - Девочки, посмотрите, пожалуйста, на картинки. Что вы видите? Кто догадалась? О чём мы будем с вами сегодня разговаривать? Конечно же, о юбках, а конкретнее о вытачках. А теперь, давайте повторим пройденный материал.
(Слайд 4) Вопросы для повторения пройденного материала:
- Какое изделие мы сейчас изучаем? (прямая юбка).
- К каким изделиям по способу носки относят юбки? (к поясным изделиям)
- Какие бывают юбки по назначению? (повседневные, домашние, спортивные, форменные, для отдыха)
- Из каких тканей можно сшить юбку? (из х/б, льняных, шерстяных и шелковых тканей)
- Из каких деталей состоит крой прямой юбки? (переднего и заднего полотнищ)
- Какие мерки необходимо снять для построения чертежа основы прямой юбки? (обхват талии, обхват бедер, длина спины до талии, длина изделия)
- Итак, продолжаем дальше.
Следующее задание – вспомним план работы по пошиву прямой юбки (работа с карточками)
План работы по пошиву прямой юбки (Слайд 5)
1. Обработать вытачки.
2. Обработать боковые срезы.
3. Обработать застежку.
4. Обработать пояс.
5. Обработать верхний срез.
6. Обработать нижний срез.
7. Отутюжить готовое изделие.
Из полученных ответов («лестниц» – этапов работы по пошиву прямой юбки) на доске собирается «лестница» к прямой юбке
- Итак, как вы думаете, с чего мы начнем пошив прямой юбки? (с обработки вытачек)
(Вместе с учителем обучающиеся формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь.)
Итак, тема нашего урока: «Обработка вытачек прямой юбки». Далее обучающиеся определяют цель урока.
(Слайд 6 – Проведение физкультминутки) - А теперь, давайте, немного отдохнем.
Мы не будем торопиться.
Разминая поясницу,
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей,
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой в стороны)
От разминки польза есть?
Что ж, пора за парты сесть.
3. Сообщение темы и цели урока – 1-2 мин.
(Слайд 7 – Тема и цель урока) Итак, мы выяснили, чем будем заниматься сегодня на уроке. Значит тема нашего урока: «Обработка вытачек (на образце)».
Цель нашего сегодняшнего урока: ознакомление обучающихся с понятием вытачка, со способами и последовательностью ее обработки, закрепление технологических знаний и совершенствование практических навыков по обработке вытачек прямой юбки.
4. Изучение нового материала – 10 мин.
- А теперь, пожалуйста, открываем тетради, поставим число и запишем тему урока.
Одежда окружает человека с давних времен и постоянно меняется. Не маловажную роль в конструкции современной одежде играют вытачки. Вы когда-нибудь задумывались: Зачем в одежде вытачки? Вытачки обрабатывают на полочке (или переде), спинке, переднем и заднем полотнищах юбки, задней и передней половинках брюк в области талии для прилегания одежды к телу человека.
По методу конструирования вытачки можно поделить на разрезные и неразрезные.
(Слайд 8) Для обработки вытачки, идущей от среза, на изнаночной стороне детали меловыми линиями намечают линии вытачки:
- линия 1- линия середины вытачки, линии 2 - линии боковых сторон вытачки, линия 3 - линия определяющая конец вытачки, линия 4 - линия длины вытачки, линия 5 - линия определяющая раствор вытачки.
(Слайд 9) Требования к выполнению вытачек:
- симметричное расположение на изделии;
- прилегание припуска;
- отсутствие слабины в концах вытачек;
- наличие закрепок в концах строчек стачивания (в изделиях из тонких тканей закрепки в концах вытачек не выполняются, концы ниток завязываются узелком).
Как мы уже сказали, сегодня мы должны обработать вытачки на юбке.
В нашем случае в юбке четыре вытачки, следовательно, мы должны обрабатывать все четыре. Обработку вытачек мы будем выполнять в следующей последовательности: (Слайд 10-11)
- Сложить деталь лицевой стороной внутрь по средней линии вытачки.
- Сметать рядом с боковой линией вытачки, начиная от вершины к срезу детали юбки, закрепляя нитку вначале и в конце строчки.
- Стачать по боковым линиям вытачки. В начале вытачки сделать закрепку, в конце вытачки оставляют нити длиной 5-6 см., которую выводят на одну сторону и завязывают узлом вручную. Удалить нитки строчек временного назначения.
- Далее вытачки вначале нужно увлажнить и приутюжить на ребро, затем отогнуть в сторону середины детали и заутюжить до полного прилегания.
- Сутюжить слабину в концах вытачек дугообразными движениями утюга.
Сутюжить – уменьшить в утюжении размеры отдельных участков детали для получения выпуклости на других участках.
Итак, таким образом, мы должны обрабатывать все четыре вытачки.
- Вопросы по новой теме имеются? Если вам все понятно, то приступим к выполнению практической работы.
- Выполнение практической работы – 20 мин.
Цель: закрепление технологических знаний и совершенствование практических навыков по обработке вытачек прямой юбки, развитие у обучающихся умения работать с технологическими картами.
Вводный инструктаж. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления понадобятся для работы и какие правила по ТБ необходимо нам соблюдать. Для этого поиграем игру «Цветок-ромашка». (Девочки из этого цветка будут отрывать, по очереди, по одному лепестку, где написана загадка, отгадывать название инструмента). Также по ходу повторяют правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом и на швейной машине. (Слайд 12)
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот
Он и режет и стрижет. (Ножницы) – (Повторение правил безопасной работы с ножницами)
Я одноногая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
как паутину я тяну. (Игла) – (Повторение правил безопасной работы с иглой)
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка. (Швейная машина) – (Повторение правил ТБ при работе на швейной машине)
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (Утюг) – (Повторение правил безопасной работы с утюгом)
- После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.)
- Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация обучающимися своих рабочих мест.)
- Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия. Работаем, пользуясь инструкционной картой.
Самостоятельная работа обучающихся. Прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте, девочки выполним упражнения для рук и пальцев: (Слайд 13)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу!
(Обучающиеся прокатывают карандаш между большим пальцем и поочередно всеми остальными)
Далее обучающиеся выполняют практическую работу, пользуясь технологической картой. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и технических условий по инструкции.
Текущий инструктаж. Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения раскладки деталей выкройки на ткани и соблюдение техники безопасности. В ходе работы обучающимся оказывается помощь, исправляются ошибки. (Проводится по ходу выполнения обучающимися практической работы – стр. 138)
Проверка качества работы: 1) размеры вытачек соответствуют разметке; 2) закрепки выполнены аккуратно; 3) нет слабины ткани в конце вытачек; 4) на лицевой стороне основной детали нет следов вытачек.
- Подведение итогов занятия – 5 мин.
Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
(Слайд 14 – Вопросы для закрепления:)
- Чем мы занимались сегодня на уроке? (обрабатывали вытачки на юбке)
- Почему необходимы вытачки при изготовлении изделий? (для придания изделию объемной формы)
- Как сметывают вытачки? (сметывают от вершины вытачки к срезам)
- Как стачивают вытачки? (стачивают от срезов к вершине вытачки)
Заключительный инструктаж. По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные обучающимися. Проанализировать типичные ошибки при выполнении работы, оценка результатов работы. Объявление оценки по результатам работы.
Критерии оценивания работ:
«5»: - соблюдены правила техники безопасности при работе инструментами и приспособлениями; - размеры вытачек соответствуют разметке; - закрепки выполнены аккуратно; - нет слабины ткани в конце вытачек; - на лицевой стороне основной детали нет следов вытачек.
«4»: - соблюдены правила техники безопасности при работе инструментами и приспособлениями; - размеры вытачек соответствуют разметке; - закрепки выполнены неаккуратно; - нет слабины ткани в конце вытачек; - на лицевой стороне основной детали нет следов вытачек.
«3»: - соблюдены правила техники безопасности при работе инструментами и приспособлениями; - размеры вытачек соответствуют разметке; - закрепки выполнены неаккуратно; - имеются слабины ткани в конце вытачек; - на лицевой стороне основной детали небольшие следы вытачек.
Сегодня вы хорошо потрудились. Молодцы!
А теперь, как вы думаете, все ли у вас получилось? (Ответы девочек)
Задание на дом: повторить материал по учебнику на стр. 138 и выучить план работы по пошиву юбки.
- Уборка рабочих мест – 3 мин. За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убираем рабочие места, собираем инструменты и приспособления» (Обучающиеся убирают свои рабочие места).
(Слайд 15 - Спасибо всем за внимание!) Урок окончен. Спасибо всем за внимание! (Контролирую чистоту рабочего места).
Использованная литература:
- Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело: 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. Учреждений VIII вида, / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2015 г. – 181 с.: и
Приложение 1
Технологическая карта на обработку вытачек
Последовательность выполнения работы | Графическое изображение |
1. Сложить деталь лицевой стороной внутрь по средней линии вытачки 2. Сметать рядом с боковой линией вытачки, начиная от вершины к срезу детали юбки, закрепляя нитку вначале и в конце строчки | |
3. Стачать по боковым линиям вытачки. В начале вытачки сделать закрепку, в конце вытачки оставляют нити длиной 5-6 см., которую выводят на одну сторону и завязывают узлом вручную. Удалить нитки строчек временного назначения.
| |
| |
затем отогнуть в сторону середины детали и заутюжить до полного прилегания. | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обработка текстовой и графической информации.
урок по информатике в 5 классе по ФГОС....
Конспект урока "Обработка горловины подкройной обтачкой" 6 класс
Дана разработка урока по швейному делу....
1. Конспект урока "Обработка вытачки"
АннотацияПотенциалом занятия является развитие творческих способностей и повышение познавательной активности обучающихся.Особенность заключается в том, что в ходе занятия воспитанники обучаются конкре...
конспект урока Моделирование вытачки
Конспект урока...
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 кл. ТЕМА УРОКА: Обработка складок (на образцах).
Ознакрмление учащихся с процессом обработки складок разных видов в швейных изделиях....
Тема урока: Обработка вытачек
Обработка вытачек...
Тема урока: Обработка вытачек
Обработка вытачек...