Тема внеклассного занятия: «Хлеб – всему голова».
план-конспект занятия по технологии (7 класс)
Цель занятия:
- расширение знаний обучающихся о процессе создания хлеба, его пользе и важности в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiyatkina_g._a._hleb_vsemu_golova.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Хлеб – всему голова»
Цель занятия:
- расширение знаний обучающихся о процессе создания хлеба, его пользе и важности в жизни человека.
Задачи занятия:
- формировать знания детей о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий;
- формировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- показать значимость хлеба в жизни человека, его богатство;
- формировать понятия «труд», «земля», «хлеб – богатство страны»;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца.
(Л. Зыкина «Песня о хлебе»).
Обучающаяся:
Вот хлеб — высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда.
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну.
А жатва, если зной иль град?!
Их много — всяческих преград —
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два.
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Учитель:
Сегодня, да и во все времена, на самом почетном месте – хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришел он к нам на стол непросто. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто сеял, и тот, кто убрал, а потом хлеб молол, а потом испёк. Трудно, тяжело достаётся хлеб.
Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются хлеба. Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь, ячмень называются еще жито. Их общее название сходно со словом «жить» не случайно. Они – основные наши кормильцы. Есть ещё одно слово, которое тоже близко слову «жить». Это – «жильё». Народ мудро сказал «Был бы кусок хлеба, да и крыша над головой – и жить можно».
«Худ обед, коли хлеба нет», - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства (хлеб – соль), дружелюбия, мира.
Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломтик хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете, и как его беречь.
- А теперь послушаем, как приходит к нам хлеб на стол.
Обучающийся:
Хлеб рождается в бороздках
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица Земля!
С давних пор весенней ранью,
Чтоб зерно могло взойти,
Шли к земле с сохой крестьяне,
Нелегко с сохой идти.
Прадед в землю свято верил,
И с рассвета дотемна
Он в руке с надеждой мерил
Тяжесть каждого зерна.
И была мужичья доля
Из несчастий и беды.
Потом политое поле
Воздавало за труды.
Утром ранним, утром росным
Выходили косари,
На полях свистели косы
От зари и до зари.
Учитель:
Развивалась наука, техника, и на смену ручному труду пришли машины. Изменились условия жизни.
Обучающийся:
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозём.
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
Всему начало – плуг и борозда,
Поскольку борозда под вешним небом
Имеет свойство обернуться хлебом.
Не забывай об этом никогда:
Всему начало – хлеб и борозда.
На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
Сколько в этом зернышке
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер и вода.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал золотою стеною,
И слышит страна: за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
А теперь
- Загадать хочу загадки, Подберите к ним отгадки.
Мы посеем зерно,
Пусть заколосится
На широком поле
Спелая … (пшеница).
Весь мир кормит,
А сама не ест (мельница).
Всем нужен,
А не всякий сделает (хлеб).
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают (блин).
Обучающийся:
Продолжается рассказ.
Урожай поспел у нас
Дует в поле ветер вольный,
Ходят в поле волны, волны:
Чем не море – ширь полей!?
Только нету кораблей.
Но вглядись в простор бескрайний:
Что такое там, вдали?
Выплывают в степь комбайны
Словно в море корабли.
Ох, машинища какая!
Ну, комбайнер, покажи.
Как пшеницу подсекая,
Ходят острые ножи.
Как из колоса тугого
Выбирается зерно,
Как, пожалуйста, готово –
В ящик сыплется оно.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно,
Скажет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть,
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу - чудесницу
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь – муковоз
На завод муку привёз…
Обучающаяся:
От завода – автомата
Льётся теплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак:
Все, что хочешь, испечет
Этот сказочный завод.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Калачи да куличи,
Сладкие коврижки,
Маковые пышки.
25 фасонов
Булок и батонов.
Есть пословица в народе:
«Хлеб на стол и стол – престол»…
Хлеб не легкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
Учитель:
Хлеб созрел, убрали урожай, теперь для тех, кто растил и убирал хлеб, наступил праздник, он приходит осенью.
28 августа заканчивалась жатва — дожинки. В этот день совершались обряды, посвященные последнему снопу.
Последний сжатый сноп — именинник. Земледельцы завивали колоски, переплетая их лентами. Они считали, что этот обряд возвращает силу земле.
И вот наступал день 29 августа — праздник третий Спас — Хлебный. Пекут хлеб из муки нового урожая и освещают его в храме. Поют, играют, веселятся, пекут пироги.
В народе говорили:
Третий Спас — хлеба припас
На третий Спас — пеки каравай да пироги.
На третий Спас — и нищий каравай припас.
Пришел Спас — веселью час.
Вы знаете, что скоро наступит праздник, на который мы будем красить яйца, делать творожную пасху и печь куличи.
- Знаете, как этот праздник называется? – Пасха.
А куличи пекут на Пасху, потому что всегда хлеб считался самым главным блюдом на столе. Поэтому, с момента как Иисус Христос воскрес, ему на стол подавали специальный хлеб. В наше время этот хлеб называется куличом. И его всегда пекут на Пасху, чтобы он был на столе.
Давайте представим себя деревенскими жителями, обратимся к традициям и обычаям и, конечно же, народным праздникам и поиграем в пасхальную игру «Что в кулич положим мы».
Игра с ответами «да» или «нет». Из чего же состоят Пасхальные куличи. Вы громко говорите "Да!", если считаете, что в Пасхальный кулич этот продукт положить можно. Если нельзя – говорите "Нет!" (после каждой строчки делается остановка, для ответа детей).
Я в кулич кладу корицу,
Мед туда же будет литься
Ванилина порошок,
И овса большой мешок,
Огурцов насыплю я,
А вот бабушка моя
Сыпала туда муку,
В куличе нужна вода,
Ром туда кладут всегда,
А еще изюм, цукаты,
Гвозди, молотки, лопаты,
Творог, масло, простоквашу,
А еще молитву нашу,
Соль и сахар, и цемент.
И кулич готов в момент!
Хлебом встречают самых дорогих гостей, хлеб - соль подают на юбилеях и других торжествах, хлеб дарят космонавтам, возвращающимся из длительных полетов. Хлеб с солонкой ставят посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом полотенце – рушнике.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Мы с вами обратимся к прошлому нашего народа и узнаем об отношении к хлебу в древности:
- Хлеб был поставлен в один ряд с золотом и солнцем.
- В честь хлеба слагались гимны.
- К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами.
Перед вами на столах зёрна пшеницы. Возьмите зернышки в руки. Аккуратно осмотрите их, потрите пальчиками. Из каждого маленького зернышка может вырасти колосок таких зерен.
1. Для этого вначале посеяли зерно. 2. Потом ростки лелеял агроном, у нас тоже выросли они. 3. Затем взял колос в руки комбайнер, в ладонях его бережно потер. Узнав, что хлеб давно уж в поле вызрел он убирать его с комбайном в поле вышел. 4. Потом муку смололи из зерна перед вами она, и к пекарю отправили её. 5. А тот уж постараться смог: такие булки вкусные испек! Цени, люби и уважай того, кто сеял хлеб, растил и пек его!
- Так повелось на всей земле: Из года в год, из рода в род - веками. Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками.
- Так кто же трудился, чтобы к нам на стол пришёл хлеб?
- Перед вами программа действий по производству хлеба. Вы, используя числа, должны указать в какой последовательности будет выполняться работа по производству хлеба:
Посеять зерно
Собрать урожай
Доставить на мельницу
Испечь хлеб
Ухаживать за посевами
Сделать муку
Доставить в булочную
Обработать землю
Отвезти на элеватор
(текст у каждого ребёнка, затем проверка с использованием слай-презентации).
Вы видели, как едят хлеб в деревне? Нарежут ломтями, крошки соберут в ладонь, поднесут ко рту. Не от бедности это. А потому, что «кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки».
Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище и к нему надо бережно относиться.
ХЛЕБА К ОБЕДУ В МЕРУ БЕРИ,
ХЛЕБ - ДРАГОЦЕННОСТЬ, ИМ НЕ СОРИ.
Обучающаяся:
Человек привык трудиться
Люди пашут, сеют, жнут!
В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба – труд!
Хвала рукам, что пахнут хлебом!
Слава хлебу на столе!
Слава миру на земле!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
(О. Воронец «Хлеб – всему голова!»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие "Хлеб всему голова"
Задачи: Углубить и расширить знание детей о хлебе.Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации....
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....
Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"
Данная работа знакомит учащихся с уникальной продукцией нашей станицы Ирклиевской. Это хлеб, который выпекается на пекарне. Знакомит с работниками пекарни и их нелегким трудом. ...
Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова
Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
Материал предназначен для внеклассной работы. с подготовкой на уроках ИЗО....
внеклассное занятие "хлеб -всему голова"
Цель мероприятия: Воспитывать бережное отношение к хлебуЗадачи мероприятия: Познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе....