Тема внеклассного занятия: «Хлеб – всему голова».
план-конспект занятия по технологии (7 класс)

Кияткина Галина Александровна

Цель занятия:

 - расширение знаний обучающихся о процессе создания хлеба, его пользе и важности в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._hleb_vsemu_golova.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Хлеб – всему голова»

Цель занятия: 

 - расширение знаний обучающихся о процессе создания хлеба, его пользе и важности в жизни человека.

Задачи занятия:  

  • формировать знания детей о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий;
  • формировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
  • показать значимость хлеба в жизни человека, его богатство;
  • формировать понятия «труд», «земля», «хлеб – богатство страны»;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца.

 (Л. Зыкина «Песня о хлебе»).

Обучающаяся:

Вот хлеб — высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

 Не забывай же никогда.

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну.

А жатва, если зной иль град?!

Их много — всяческих преград —

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два.

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

Учитель:

Сегодня, да и во все времена, на самом почетном месте – хлеб.  Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришел он к нам на стол непросто. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто сеял, и тот, кто убрал, а потом хлеб молол, а потом испёк. Трудно, тяжело достаётся хлеб.

Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются хлеба. Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь, ячмень называются еще жито. Их общее название сходно со словом «жить» не случайно. Они – основные наши кормильцы. Есть ещё одно слово, которое тоже близко слову «жить». Это – «жильё». Народ мудро сказал «Был бы кусок хлеба, да и крыша над головой – и жить можно».

 «Худ обед, коли хлеба нет», - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он  стал символом гостеприимства (хлеб – соль), дружелюбия, мира.

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломтик хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете, и как его беречь.

- А теперь послушаем, как приходит к нам хлеб на стол.

Обучающийся:

Хлеб рождается в бороздках

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

 А кормилица Земля!

С давних пор весенней ранью,

Чтоб зерно могло взойти,

Шли к земле с сохой крестьяне,

 Нелегко с сохой идти.

Прадед в землю свято верил,

И с рассвета дотемна

Он в руке с надеждой мерил

Тяжесть каждого зерна.

И была мужичья доля

 Из несчастий и беды.

 Потом политое поле

 Воздавало за труды.

Утром ранним, утром росным

Выходили косари,

На полях свистели косы

 От зари и до зари.

Учитель: 

Развивалась наука, техника, и на смену ручному труду пришли машины.       Изменились условия жизни.

Обучающийся:

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозём.

Гребнем частым, борона,

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

Всему начало – плуг и борозда,

Поскольку борозда под вешним небом

Имеет свойство обернуться хлебом.

Не забывай об этом никогда:

Всему начало – хлеб и борозда.

На широкие долины

Вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Сколько в этом зернышке

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер и вода.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал золотою стеною,

И слышит страна: за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

А теперь

 -   Загадать хочу загадки,                                                                                                                                                                                                                                                                 Подберите к ним отгадки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Мы посеем зерно,

Пусть заколосится

На широком поле

Спелая … (пшеница).

Весь мир кормит,

А сама не ест (мельница).

Всем нужен,

А не всякий сделает (хлеб). 

Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают (блин).

Обучающийся:

Продолжается рассказ.

Урожай поспел у нас

Дует в поле ветер вольный,

Ходят в поле волны, волны:

Чем не море – ширь полей!?

Только нету кораблей.

Но вглядись в простор бескрайний:

Что такое там, вдали?

Выплывают в степь комбайны

Словно в море корабли.

Ох, машинища какая!

Ну, комбайнер, покажи.

Как пшеницу подсекая,

Ходят острые ножи.

Как из колоса тугого

Выбирается зерно,

Как, пожалуйста, готово –

В ящик сыплется оно.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пришел.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь.

 Едет хлеб на мельницу,

Мельницу - чудесницу

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь – муковоз

На завод муку привёз…

   

Обучающаяся:

От завода – автомата

Льётся теплый хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Все, что хочешь, испечет

Этот сказочный завод.

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Калачи да куличи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки.

25 фасонов

Булок и батонов.

Есть пословица в народе:

«Хлеб на стол и стол – престол»…

Хлеб не легкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Учитель:

        Хлеб созрел, убрали урожай, теперь для тех, кто растил и убирал хлеб, наступил праздник, он приходит осенью.

        28 августа заканчивалась жатва — дожинки. В этот день совершались обряды, посвященные последнему снопу.

        Последний сжатый сноп — именинник. Земледельцы завивали колоски, переплетая их лентами. Они считали, что этот обряд возвращает силу земле.

          И вот наступал день 29 августа — праздник третий Спас — Хлебный. Пекут хлеб из муки нового урожая и освещают его в храме. Поют, играют, веселятся, пекут пироги.

                         В народе говорили:

                         Третий Спас — хлеба припас

                         На третий Спас — пеки каравай да пироги.

                         На третий Спас — и нищий каравай припас.

                         Пришел Спас — веселью час.

Вы знаете, что скоро наступит праздник, на который мы будем красить яйцаделать творожную пасху и печь куличи.

- Знаете, как этот праздник называется? – Пасха.

         А куличи пекут на Пасху, потому что всегда хлеб считался самым главным блюдом на столе. Поэтому, с момента как Иисус Христос воскрес, ему на стол подавали специальный хлеб. В наше время этот хлеб называется куличом. И его всегда пекут на Пасху, чтобы он был на столе.

Давайте представим себя деревенскими жителями, обратимся  к традициям и обычаям и, конечно же, народным праздникам и поиграем в пасхальную игру «Что в кулич положим мы». 

Игра с ответами «да» или «нет». Из чего же состоят Пасхальные куличи. Вы громко говорите "Да!", если считаете, что в Пасхальный кулич этот  продукт положить можно. Если нельзя –  говорите "Нет!" (после каждой строчки делается остановка, для ответа детей).

    Я в кулич кладу корицу,

          Мед туда же будет литься

              Ванилина порошок,

                  И овса большой мешок,

              Огурцов насыплю я,

                             А вот бабушка моя

                                       Сыпала туда муку,

                В куличе нужна вода,

                     Ром туда кладут всегда,

                           А еще изюм, цукаты,

                                     Гвозди, молотки, лопаты,

  Творог, масло, простоквашу,

              А еще молитву нашу,

                       Соль и сахар, и цемент.

                                     И кулич готов в момент!

Хлебом встречают самых дорогих гостей, хлеб - соль подают на юбилеях и других торжествах, хлеб дарят космонавтам, возвращающимся из длительных полетов. Хлеб с  солонкой ставят посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом  полотенце – рушнике. 

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней.

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

         Мы с вами обратимся к прошлому нашего народа и узнаем об отношении к хлебу в древности:

  • Хлеб был поставлен в один ряд с золотом и солнцем.
  • В честь хлеба слагались гимны.
  • К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами.

Перед вами на столах зёрна пшеницы. Возьмите зернышки в руки. Аккуратно осмотрите их, потрите пальчиками. Из каждого маленького зернышка может вырасти колосок таких зерен. 

1. Для этого вначале  посеяли зерно.                                                                                                                  2. Потом ростки лелеял агроном, у нас тоже выросли они.                                                                                                                    3. Затем взял колос в руки комбайнер, в ладонях его бережно потер. Узнав, что хлеб давно уж в поле вызрел он убирать его с комбайном в поле вышел.                                                                       4. Потом муку смололи из зерна перед вами она, и к пекарю отправили её.                                                                            5. А тот уж постараться смог: такие булки вкусные испек!                                                            Цени, люби и уважай того, кто сеял хлеб, растил и пек его!  

 - Так повелось на всей земле:                                                                                                                                        Из года в год, из рода в род -  веками.                                                                                                 Тот хлеб, что в каждом доме на столе,                                                                                                  Согрет был человечьими руками.

  -  Так кто же трудился, чтобы к нам на стол пришёл хлеб?

 - Перед вами программа действий по производству хлеба. Вы, используя числа, должны указать в какой последовательности будет выполняться работа по производству хлеба:

Посеять зерно

Собрать урожай

Доставить на мельницу

Испечь хлеб

Ухаживать за посевами

Сделать муку

Доставить в булочную

Обработать землю

Отвезти на элеватор

(текст у каждого ребёнка, затем проверка с использованием слай-презентации).

Вы видели, как едят хлеб в деревне? Нарежут ломтями, крошки соберут  в ладонь, поднесут ко рту. Не от бедности это. А потому, что «кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки».

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище и к нему надо бережно относиться.

ХЛЕБА К ОБЕДУ  В МЕРУ БЕРИ,

ХЛЕБ  - ДРАГОЦЕННОСТЬ, ИМ НЕ СОРИ.

Обучающаяся:

Человек привык трудиться

Люди пашут, сеют, жнут!

В каждом зернышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба – труд!

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

 Слава хлебу на столе!

Слава миру на земле!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

(О. Воронец «Хлеб – всему голова!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие "Хлеб всему голова"

Задачи:   Углубить и расширить знание детей о хлебе.Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации....

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"

Данная работа знакомит учащихся  с уникальной продукцией нашей станицы Ирклиевской. Это хлеб, который выпекается на пекарне. Знакомит с работниками пекарни и их нелегким трудом. ...

Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова

Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Материал предназначен для внеклассной работы. с подготовкой на уроках ИЗО....

внеклассное занятие "хлеб -всему голова"

Цель мероприятия: Воспитывать бережное отношение к хлебуЗадачи мероприятия: Познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе....