внеклассное занятие "хлеб -всему голова"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему
Цель мероприятия: Воспитывать бережное отношение к хлебу
Задачи мероприятия: Познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pmatms.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Доброго Вам здоровья, гости дорогие .Сегодня по-старинному русскому обычаю хлебом –солью встречаем мы дорогих гостей на нашем занятии.
Злата Р.
Если мы хотим кого то
Встретить с честью и почетом ,
Встретить щедро от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Данила Г.
С караваем соль подносим ,
Поклоняясь , отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб – соль из рук.
Воспитатель :
Есть в мире особые ценности. Это воздух, земля , вода, солнце и человечес-
кая жизнь. В этот ряд можно поставить и Хлеб – древний и вечнонеобходимый продукт человеческого труда. « Хлеб – батюшка» -ласково называли его наши предки.
С хлебом встречали дорогих гостей , хлебом провожали в дальнюю дорогу.
Хлеб было принято класть перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой в дорогу . Понимая ,что «Хлеб в пути не тягость». С хлебом –солью встречали молодоженов. Использовали хлеб в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному. Хлеб вносили в дом на новоселье « Не красна изба углами , а красна пирогами.»
Буханка хлеба и каждый его кусок ,особенно первый ,воплощали собой долю человека; считалось ,что от обращения с ними зависит его сила, здоровье и удача. В старину люди говорили: « Хлеб в доме господин, в работе друг ,в дороге товарищ»
Никита К.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
В копилке народной мудрости имеется очень много пословиц и поговорок
о хлебе. Давайте вспомним некоторые из них
* Без печки холодно , без хлеба голодно.
* Не ленись с плужком , будешь с пирожком.
* Пот на спине – так и хлеб на столе.
*Не шуба греет , а хлеб.
*Хлеба ни куска – и стол доска.
Воспитатель:
Я знаю ,что вы тоже знаете поговорки о хлебе.
Кирилл П.:
1. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Саша А.:
2.Каравай хлеба не свалится с неба.
Егор С.:
3. Хлеб от земли, силушка от хлеба.
Дима М.:
4. Без золота проживешь, а без хлеба нет.
Данила К.:
5.Хлеб в закромах – счастье в домах.
А знаете ли вы , ребята ,когда родился хлеб?
( Ответы детей)
Воспитатель :
Ученые утверждают ,что 10-15 тысяч лет назад, в глубокой древности совершилось открытие хлеба .В те далекие времена человек стал собирать и выращивать злаки. Сначала люди ели сырые зерна, затем научились растирать их при помощи специальных камней, получая при этом крупу и муку. Муку просто смешивали с водой и ели в виде сырой каши .Ее хлебали из миски . Возможно отсюда и появилось название «хлеб» И сегодня в некоторых странах Азии и Африки употребляют такую смесь. Древние египтяне научились разрыхлять хлебное тесто дрожжам или скисшим молоком. Вот тогда стали выпекать хлеб в печи .Такой хлеб стоил дорого
и ели его только богатые люди. На Руси с древних времен выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным.
Трудный путь проходит маленькое зернышко ,чтобы стать частью большого
золотистого каравая.
Инсценирование сказки. «Волк и мужик»
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь
Воспитатель:
Хлеб …
Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Данила К.
Бьют меня палками ,
Жмут меня камнями.
Держат меня в огненной пещере.
Режут меня ножами.
За что так губят ?
За то ,что любят.
Воспитатель:
Мы с вами , ребята ,должны быть всегда благодарны тем ,кто вложил
свой труд в это доброе дело - хлеборобу, мукомолу, пекарю.
Попробуйте отгадать загадки:
1.Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал. (Хлебороб)
2.Корабль великан
По земле идет.
Поле пройдет –
Урожай соберет. (Комбайнер)
3. Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку.( Мельник)
4. он не грел на печке бок-
Каравай ребятам пек. (Пекарь)
Воспитатель:
С раннего детства помнит каждый из нас запах хлеба.
Денис К.
Мама ставила опару,
В русской печке хлеб пекла .
Золотистый с пылу ,с жару
Нам к столу его несла.
Свежий , с корочкой хрустящей,
Золотистый пышный хлеб ,
Деревенский настоящий ,
Что вкуснее просто нет!
Разломив его на части ,
Ели , дуя на парок.
Это было просто счастье –
Мамин хлебушко кусок.
Воспитатель:
А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!
Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит.
Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного члена семьи.
Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.
Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.
Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!»
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Много разных видов хлеба создали мастера. К примеру праздничные пироги, торты, бублики ,баранки, пряники ,сушки, кренделя .Ведь даже у каждого праздника есть свой хлебный « символ» .К примеру на Масленицу пекут …(блины),На Пасху … (куличи),на день весеннего равноденствия … (жаворонков), на свадьбу … (каравай).
В моей корзине есть некоторые хлебные изделия изделия . Я загадаю загадку ,а вы постарайтесь правильно ответить .
1.Что на сковороду наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блины)
2.В кусочке сдобного теста нашлось для начинки место.
Внутри него не бывает пусто – есть мясо или капуста. (Пирог)
3.Это хлеб , но он не наш называется … (Лаваш)
4.Маленькое сдобное ,колесо съедобное.
Я тебя один не съем , разделю ребятам всем. (Бублик)
5. Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (Пряники)
6.Сидит на ложке, свесив ножки ( Лапша)
Я не ошиблась, назвав лапшу хлебом ? (Ответы детей)
Конечно, нет. Ведь лапша тоже приготовлена из муки. Только относится она к вареному хлебу, как клецки или галушки.
Максим Л.
Что хлеб наш насущный - святые слова
Так говорили и деды и прадеды
Он в нашей жизни всему голова
Сила великая хлебушку дадена
Хлеб, как святыня для всех был всегда
Есть он – исполнилось счастье народное
Не было - голод душил города
И вымирали деревни голодные.
Воспитатель:
Нынче ж, когда у нас вдоволь его
Полки изделием хлебным завалены
То ли от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
Чтобы в России люди могли
Жить в благоденствии долгие годы
Надо беречь хлеб-щедрость земли
Силу Руси, дар великой природы.
Воспитатель:
Ценить и беречь хлеб могут те ,кто познал тяготы войны, кто жил в послевоенное время. Тогда люди мечтали о хлебе, берегли каждую крошку.
Давайте же и мы относиться к хлебе бережно с уважением.
Помните ,тот без нужды живет ,кто хлеб бережет!
Дима М.
И в час беды, и под счастливым небом,
Вчера, сегодня завтра и вовек,
Мы дорожить должны и крошкой хлеба,
Без хлеба жить не может человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"
Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе ориентирована на учащихся 5-7 классов. Основные цели мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...
внеклассное занятие "Хлеб всему голова"
Задачи: Углубить и расширить знание детей о хлебе.Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации....
Внеклассное мероприятие в 5-7 классах "Хлеб - всему голова!"
Внеклассное мероприятие о значении хлеба в жизни человека...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....
Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"
Данная работа знакомит учащихся с уникальной продукцией нашей станицы Ирклиевской. Это хлеб, который выпекается на пекарне. Знакомит с работниками пекарни и их нелегким трудом. ...
Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова
Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова...