Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова
классный час (6 класс) по теме

Исмагулова Гульнара Колбаевна

Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie._khleb_-_vsemu_golova.rar2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Хлеб  - всему голова»

                                                                            Хлеб - одно из крупнейших открытий

                          в   истории    человечества.  Он                    

                                                                            настолько нужен человеку, что  едва      

                 родившись    на свете, мы   уже не        

                 можем без него обойтись. И так  всю      

                 жизнь.

                            В. Н. Ремесло

Цель:   привитие любви,  уважения и  бережного отношения к хлебу.                 

Оформление: Стол накрытый белой  

                              скатертью,  хлеб и соль на   рушнике, выпечка, приготовленная руками

                              учащихся, иллюстрации о хлебе на экране или стене.

Действующие лица: ведущие, чтецы, гости.

На экране проецируется компьютерная презентация о хлебе.

(Голос за кадром читает эпиграф) (слайд 1).

Исполняется песня «Хлеб – всему голова».

1 Выступающий:

Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!

2 Выступающий:

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.

3 Выступающий:

В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

1 Выступающий:

Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

 2 Выступающий: (слайд 2).

“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают счастья.
“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают мира.

3 Выступающий:

Нужны нам и мясо, и фрукты,
Однако, коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов, их пот
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.

К.Мусорни.

Учитель:  С давних времен хлебом солью приветствовали    радушные хозяева дорогих гостей. Этот обычай русской старины сохранился до сей поры. Хлеб да соль символизируют мир, тепло домашнего очага.

Мальчик.

Если мы хотим кого – то,
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С Уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Девочка. (Выносит каравай гостям).

С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук.
 

Учитель. Какие впечатления у вас возникли от услышанного? Почему? Как вы думаете, какие слова могут служить девизом нашего мероприятия? Почему вы так считаете? Так о чем пойдет речь на нашей встрече?

- Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде. О чуде земли, о чуде труда человека – о хлебе.

Хлеб! Какое краткое, но ёмкое слово?
Хлеб! Он заключает в себе историю человечества!
Хлеб! Он символ богатства!
Хлеб! Он может поставить на ноги, может на колени.

Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово, в самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб»  называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб? Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Для выпечки хлеба там применяли специальные горшки – клибанос. Оно созвучно со словом «хлеб». (слайд 3).

Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

А откуда появился этот чудо-продукт?

1 Выступающий: (слайд 4).

История цивилизации - это история хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена    была нелегкой. Главной  заботой была забота  о пропитании. В поисках пищи они – то и обратили внимание на злаковые растения.

2 Выступающий: (слайд 5).

Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерна.

          Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, за тем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая  мука, первый хлеб. Хлеб  по  вкусу  был  совсем  не  похож  на  наш. Он  был  грубоватым.  В  11  веке  на  Руси  стали  выпекать  хлеб  из  кислого  теста.  И  получался  он  более  мягким  и  вкусным. Кроме  ржаного  хлеба  пекли  и  пшеничный  хлеб,  а  так  же  сайки,  куличи  и  пироги  с  разной  начинкой.

3 Выступающий:

Самый древний хлеб, дошедший до наших дней, лепешки из гробницы фараона. Хлеб почитался очень высоко, ценился  всеми народами. Пекари имели большой авторитет.

1 Выступающий:

В Германии преступника, убившего пекаря, наказывали втрое строже, чем за убийство другого человека.

        Тех, кто пек плохой хлеб, строго наказывали: стригли наголо, привязывали к позорному столбу, отправляли в изгнание. В Риме стоит 13-метровый величественный  памятник древности пекарю-мастеру Марку Вергелию Эвкисану - в виде хлебной корзины.

Учитель: (Слайд 6).

Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрагивала бы каждого человека столь кровно.

Хлеб всегда был в почете у людей… Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе. Это не только продукт питания… Хлеб- мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты. Хлеб - наша гордость, богатство, сила…

“Хлеб  дар Божий”, – говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. (слайд 7).

Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг. (слайд 8).

А что же говорят поэты о хлебе?

Ученики: (Читают наизусть) 

1 чтец: (слайд 9 - 10).

“Хлеб”

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.

Н.Рыленкова.

2 чтец: (слайд 11).

Был хлеб всегда в почете на Руси-

Её просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать!-

Тебе ответить могут ленинградцы.    

3 чтец:

Они припомнят город без огней,

Когда враги стояли на пороге,

И долгих девяносто блокадных дней

Снаряды свист… Воздушные тревоги.

4 чтец:

Мела метель, колючая мела… .

За нею голод шел в дома по следу

И  не было ни хлеба, ни тепла.

Была лишь вера твердая в Победу.

5 чтец: (слайд 12).

…О, мы познали в декабре –

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех –

Хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящен,

Наш хлеб насущный, ЛЕНИНГРАДСКИЙ.  

                                    Ольга Берггольц

6 чтец: (слайд 13).

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Учитель: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. 125 граммов на человека . В нём пищевой целлюлозы 10%,жмыха -10, обойной пыли -2, выбоек из мешков-2,хвои-1,муки ржаной обойной-75-процентов.  (слайд 14).

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей - сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой. 

(Голос за кадром). Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне..

2 ведущий:  (слайд 15 - 24).

В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла
(Звучит мелодия).

3 ведущий:  Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.

Сейчас всё это в прошлом: голод, война, голодные послевоенные годы. Но разве и сегодня не должны мы относиться с уважением к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб – бесценное сокровище. (слайд 25).

Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное.

Исполняется песня «Шумят хлеба». (слайд 26 - 30).

1 ведущий:  А у нас  нередко  наблюдаешь картину,  которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть,  булочки в мусоре. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. (слайд 31).

Учитель: 

- Ребята, для чего нужен хлеб? (Ответы учащихся)

Учитель: рассказывает притчу. (Инсценировка притчи).

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

-1000 руб. – ответил ювелир.

Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни».

Рассказ учителя: Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.

- Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся)

“Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу”.
“Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил”.

(Голос за кадром) (слайд 32).

Воистину: не углами
Изба и теперь красна,
А хлебом да пирогами,
Как в давние времена.
За ужином ли, за чаем
Мы хлеб, не спеша, жуём,
Жуём – и не замечаем –
Не ценим: добро живём!
…………………………….

      Воистину: не углами

      От века изба красна!

      А хлебом… всё та же мода!

      Так помните же, сыны:

      Хлеб – это судьба народа!

      Хлеб – это судьба страны!          

2 ведущий:  Каждому человеку нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба .

        Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Если каждый из нас            

                         выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год набирается 7 кг или 15  

                         батонов. Такие, казалось бы, незначительные потери в каждой семье  

                         вырастают в громадную цифру. Чтобы восполнить их, необходимо

         вырастить примерно  два миллиона тонн зерна.

Наше занятие заканчивается, а его итогом будет ваше отношение к хлебу.

Исполняется песня «Россия» (слайд 33 - 34).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие "Хлеб всему голова"

Задачи:   Углубить и расширить знание детей о хлебе.Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации....

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"

Данная работа знакомит учащихся  с уникальной продукцией нашей станицы Ирклиевской. Это хлеб, который выпекается на пекарне. Знакомит с работниками пекарни и их нелегким трудом. ...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Материал предназначен для внеклассной работы. с подготовкой на уроках ИЗО....

Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"

Работаю в сельской школе. Мероприятия с такой тематикой регулярно провожу с учащимися, т.к. они способствуют привитию любви к родному краю....

Сценарий внеклассного мероприятия "Хлеб всему голова"

Классный час  посвящен всемирному дню хлеба, который отмечается 16 октября....