Чертёж, эскиз, технический рисунок.
методическая разработка по технологии (5 класс)
Ознакомить обучающихся с видами технической документации, с которой они столкнуться на уроках технологии, их отличие друг от друга. Организовать деятельность обучающихся по изучению и выполнению простейших чертежей, эскизов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chertyozh_eskiz.docx | 510 КБ |
urok_chertyozh_eskiz.ppt | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока технологии (по требованиям ФГОС)
Класс: 5
Тема урока: Чертёж, эскиз, технический рисунок.
Кол-во часов: 1 час
Тип урока: Урок получения новых знаний
Дидактическое обоснование урока.
Цель урока: Ознакомить обучающихся с видами технической документации, с которой они столкнуться на уроках технологии, их отличие друг от друга. Организовать деятельность обучающихся по изучению и выполнению простейших чертежей, эскизов.
Задачи обучения:
- Сформировать понятия о чертеже, эскизе и техническом рисунке.
- Ознакомить с видами технической документации, с которой учащиеся столкнуться при выполнении работ на уроках технологии.
- Научить выполнять простейшие линии чертежей и простой эскиз.
- Научить выполнять простую инструкционную карту.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- компьютер, проектор, экран, презентация;
- Оборудование, инструменты, приспособления: инструменты для ручных для выполнения чертежей и эскиза.
Дидактическое обеспечение:
- учебник: Сасова, Гуревич - Технология 5 класс
- рабочая тетрадь для учащегося:
Учебно-техническая документация (УТД)
- инструкционно - технологические карты :
- образцы простых чертежей
- Образцы эскизов
Вид урока: Урок новых знаний и применения полученных знаний на практике
Методы обучения: иллюстративный, объяснение, показ приёмов работы.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность ученика |
I. Организационный момент Цель этапа:
создать условия для мотивации ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс |
| Личностные УУД Осуществляемые действия: эмоциональный настрой на урок и т.д. Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Познавательные УУД Осуществляемые действия:
выдвижение предположений о теме урока Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: слушание собеседника Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний |
II. Актуализация знаний Цель этапа:
- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании | Вопрос учащимся:
В 5 классе на уроках технологии мы будем применять более сложные виды шаблонов при раскрое и изготовлении изделий. Эти шаблоны называются выкройки изделий. Чтобы их изготовить необходимо построить чертежи этих изделий. Снять мерки, сделать необходимые расчёты и по этим расчётам построить чертёж в 5 классе фартука, в 6 классе юбки и в 7 классе плечевого изделия. Этим мы будем заниматься на уроках конструирования изделий.
Посмотрите как мы будем использовать шаблоны (изготовленные выкройки изделий) при раскрое изделий. | Личностные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
дополнять, уточнять высказанные мнения Познавательные УУД Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности: формирование умения находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения |
III. Изложение нового материала Цель этапа:
организовать фиксацию преодоления затруднения | Таким образом, ребята, с чем мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке? Ещё раз озвучивание темы и цели урока и задач, необходимых решить на уроке. - Сформулировать понятия, что такое чертёж: Познакомить с инструментами для выполнения чертежей. Чертёж это условно графическое отображение деталей модели изделия по размерам и с применением чертёжных инструментов. Давайте посмотрим, какие чертежи нам придется выполнять на уроках технологии (чертёж фартука, юбки и ночной сорочки). Для того чтобы выполнить эти чертежи необходимо будет выполнить обмер фигуры. Сделать необходимый расчёт и только после этого по определённой последовательности выполнять построение с применением чертёжных инструментов (остро отточенного карандаша, линейки). На уроках нам также понадобиться масштабная линейка или линейка закройщика. Сейчас мы с вами сталкиваемся с таким понятием, что такое масштаб, кто может ответить на этот вопрос? Масштаб показывает, насколько каждая линия на чертеже больше или меньше действительного размера. Натуральный размер чертежа 1/1, Уменьшенный чертёж в 4 раза, это масштаб ¼, именно в таком масштабе мы и будем с вами строить чертежи в тетрадях. А поможет нам в этом масштабные линейки закройщиков. Посмотрите, как выглядят чертежи тех изделий, которые мы будем изготавливать на уроках конструирования при пошиве изделий. Обратите внимание на представленные чертежи. Мы видим, что все линии выполнены по линейке, каждая линия имеет определённую ширину, пересечение линий обозначены буквами. Давайте теперь разберемся, какие линии используются при построении чертежей: Вопрос: Ребята ответьте,
Кроме чертежей на наших уроках мы столкнёмся с зарисовкой эскизов. Что такое эскиз? Эскиз это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма, модели и др. без применения чертёжных инструментов. На уроках технологии мы будем выполнять эскизы моделей прошиваемых изделий, оформления дизайна интерьера, оформления окон и т.п.
И последнее с чем мы сегодня с вами познакомимся это с инструкционной картой. С этим видом документации на уроках технологии мы будем постоянно сталкиваться при изготовлении изделий. Что такое инструкционная карта? Инструкционная карта это вид технической документации, применяемый при изготовлении изделия и включающий в себя подробное поэтапное описание порядка выполнения операций, эскизы деталей, перечень применяемого оборудования и технических условий на выполнение операций. Образец простой инструкционной карты: | Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению Формируемые способы деятельности:
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие умения строить простые рассуждения Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
IV. Физкультминутка | ||
V. Первичное закрепление знаний учащихся Самостоятельная работа в рабочей тетради. Цель этапа:
организовать усвоение учащимися нового материала (в парах или группах) |
Работа с учебником: записать определение чертёж, эскиз. Выполнить зарисовку основных линий чертежа с применением чертёжных инструментов. Разбиться на группы и выполнить задание: выполнить эскиз оформления окна в комнате или на кухне. (сформулировать выбор возможных материалов ) Этапы выполнения работы: Продумать возможные идеи и сделать выбор, что бы вы хотели для оформления окна в своей комнате или на кухне. Предложите, какие материалы их цветовое решение вы бы хотели использовать и обоснуйте это. Контроль сформировавшихся знаний Обсуждение выполненных эскизов:
выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. . | Личностные УУД Осуществляемые действия:
применение на практике и последующее повторение нового материала Формируемые способы деятельности:
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
VI. Домашнее задание. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа:
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации | Задание: Дома на листе формата А4 выполнить цветными карандашами эскиз оформления окна в вашей комнате и описать материалы и как дизайн соотноситься с дизайном интерьера комнаты в целом. В интернет посмотреть возможные варианты эскизов оформления окон и применяемых материалов и цветовых решений.
| Познавательные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств |
VI I. Уборка рабочих мест | ||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа:
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | - рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся | Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока Формируемые способы деятельности:
|
Материалы, используемые для подготовки конспекта урока:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выкройка изделия-это шаблон по которому выполняется вырезание изделия на ткани.
Выкройки прямой юбки и ночной сорочки
Чертёж это условно графическое отображение деталей модели изделия по размерам и с применением чертёжных инструментов .
Чертёж фартука:
Чертёж прямой юбки:
А В ЛИНИЯ: ОТРЕЗОК:
Основные линии чертежа: Линии: 1. Сплошная толстая. 2. Сплошная тонкая 3. Штриховая 4. Штрихпунктирная
90 0 Перпендикуляр к прямой Прямой угол А В Отрезок АВ
Эскиз: Эскиз это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма, модели и др. без применения чертёжных инструментов.
Эскизы оформления окна.
Эскизы дизайна интерьера квартиры
Эскизы моделей одежды.
Инструкционная карта: Инструкционная карта это вид технической документации, применяемый при изготовлении изделия и включающий в себя подробное поэтапное описание порядка выполнения операций, эскизы деталей, перечень применяемого оборудования и технических условий на выполнение операций.
Инструкционная карта выполнения стачного шва:
Домашнее задание: Дома на листе формата А4 выполнить цветными карандашами эскиз оформления окна в вашей комнате и описать материалы и как дизайн соотноситься с дизайном интерьера комнаты в целом. В интернет посмотреть возможные варианты эскизов оформления окон и применяемых материалов и цветовых решений.
Рефлексия было интересно … было трудно… я научилась… теперь я могу… мне захотелось… меня удивило…
Материалы, используемые для создания презентации: http://dizain-s.narod.ru/xz_eskiz.htm http://kharkov.ukrfirm.ru/kursy-dizajna-pc346444218.htm http://www.fabrikaglamura.ru/forum/t22063,1-.htm http://stilnoimodno.ru/eskizy-odejdy-izvestnyh-dizainerov.html http://kharkov.ukrfirm.ru/kursy-dizajna-pc346444218.htm http://rsk21vek-ru.1gb.ru/dizayn-proekty
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
карточки-задания для проверки материала по теме"Сборочный чертёж.Деталирование" по курсу "Графика"
Данная работа проводится в начале урока как фронтальная проверка домашнего задания. Удобны для работы в парах-ученики могут проверить друг бруга и выставить свою отметку. Ответы работы можно вывести ...
Чертёж толкушки
В презентации дано побробное поэтапное выполнение чертежа толкушки...
Чертёж болтового соединения
Чертёж болтового соединения...
Разработка урока Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»
Ознакомить учащихся с темой «Чертёж плоской детали», симметричной относительно одной плоскости симметрии»....
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Чертёж"
Кружок "Чертёж" направлен на развитие творческих способностей, пространственного воображения,образного мышления обучающихся и повышение интереса к предмету черчение....
Рабочая программа по элективному курсу «Чертёж - международный язык техники» 8 класс
В программу элективного курса, соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень гр...
Чертёж, эскиз, технический рисунок
Технологическая карта урока и презентация к нему (технология 5 класс)...