Чертёж, эскиз, технический рисунок.
методическая разработка по технологии (5 класс)

Щебетина Вера Геннадьевна

Ознакомить обучающихся с видами технической документации, с которой они столкнуться на уроках технологии, их  отличие друг от друга.  Организовать деятельность обучающихся по изучению  и  выполнению простейших чертежей, эскизов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chertyozh_eskiz.docx510 КБ
Office presentation icon urok_chertyozh_eskiz.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока технологии (по требованиям ФГОС)

Класс:  5

Тема урока:    Чертёж, эскиз,  технический  рисунок.

Кол-во часов:    1 час

Тип урока: Урок получения новых знаний

Дидактическое обоснование урока.

Цель урока: Ознакомить обучающихся с видами технической документации, с которой они столкнуться на уроках технологии, их  отличие друг от друга.  Организовать деятельность обучающихся по изучению  и  выполнению простейших чертежей, эскизов.

Задачи обучения:

  1. Сформировать понятия о чертеже, эскизе и техническом рисунке.
  2. Ознакомить с видами технической документации, с которой учащиеся столкнуться при  выполнении работ на уроках технологии.
  3. Научить выполнять простейшие линии чертежей и простой эскиз.
  4. Научить выполнять простую инструкционную карту.

Методическое оснащение урока:

 Материально-техническая база:

  1. компьютер, проектор, экран, презентация;
  2. Оборудование, инструменты, приспособления: инструменты для ручных для выполнения чертежей и эскиза.

Дидактическое обеспечение:

  1. учебник: Сасова, Гуревич - Технология  5 класс
  2. рабочая тетрадь для учащегося:

Учебно-техническая документация (УТД)

  1. инструкционно - технологические карты :  
  2. образцы простых чертежей
  3. Образцы эскизов

Вид урока: Урок новых знаний и применения полученных знаний на практике

Методы обучения: иллюстративный, объяснение, показ приёмов работы.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Цель этапа:

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

создать условия для мотивации  ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание

выдвижение  предположений о теме урока  

 Формируемые способы деятельности:

формулирование собственных  ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

построение понятных для

собеседника высказываний

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для изложения нового знания
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания

- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании

Вопрос учащимся:

  1. Что такое шаблон?
  2. Где на уроках технологии в начальной школе вы применяли шаблоны?

В 5 классе на уроках технологии мы будем применять более сложные виды шаблонов при раскрое и изготовлении изделий. Эти шаблоны называются выкройки изделий. Чтобы их изготовить необходимо построить чертежи этих изделий.  Снять мерки, сделать необходимые расчёты и по этим расчётам построить чертёж в 5 классе фартука, в 6 классе юбки и в 7 классе плечевого изделия. Этим мы будем заниматься на уроках конструирования изделий.

                                                        Выкройка ночной сорочки журнал - ВыкройкаFrom gallery: платье пышная юбка, выкройка шапкиушанки & юбки выкройкиВыкройка ночной сорочки журнал - Выкройка

Посмотрите как мы будем использовать шаблоны (изготовленные выкройки изделий) при раскрое изделий.

Курсовая работа: Разработка технологии и технических условий на изготовление фартуков

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний
  • активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соответствии с целевой установкой
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу

дополнять, уточнять высказанные мнения

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • слушают вопросы учителя
  • отвечают на вопросы учителя 

Формируемые способы деятельности:

формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействие с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

III. Изложение нового материала

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала

организовать фиксацию преодоления затруднения

Таким образом, ребята, с чем мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке?

Ещё раз озвучивание темы и цели урока и задач, необходимых решить на уроке.

- Сформулировать понятия,  что такое чертёж: Познакомить с инструментами для выполнения чертежей.

Чертёж это условно графическое отображение деталей модели изделия по размерам и  с применением чертёжных инструментов.

  Давайте посмотрим, какие чертежи нам придется выполнять на уроках технологии (чертёж фартука, юбки и  ночной сорочки).  Для того чтобы выполнить эти чертежи необходимо будет выполнить обмер фигуры.  Сделать  необходимый расчёт и только после этого по определённой последовательности выполнять построение с применением чертёжных инструментов (остро отточенного карандаша, линейки).  На уроках нам также понадобиться масштабная линейка или линейка закройщика.  

Сейчас мы с вами сталкиваемся с таким понятием, что такое масштаб, кто может ответить на этот вопрос?

Масштаб показывает, насколько каждая линия на чертеже больше или меньше действительного размера.

Натуральный размер чертежа 1/1, Уменьшенный чертёж в 4 раза, это масштаб ¼, именно в таком масштабе мы и будем с вами строить чертежи в тетрадях. А поможет нам в этом масштабные линейки закройщиков. Посмотрите, как выглядят чертежи тех изделий, которые мы будем изготавливать на уроках конструирования при пошиве изделий.

Чертеж выкройки фартука - ВыкройкаВыкройкапрямой юбки - Выкройка

Обратите внимание на представленные чертежи. Мы видим, что все линии выполнены по линейке, каждая линия имеет определённую ширину, пересечение линий обозначены буквами.Чертёж переда и спинки ночной сорочки - Картинка 12627/6

Давайте теперь разберемся, какие линии используются при построении чертежей:

Вопрос:

Ребята ответьте,

  1. что такое линия ?
  2. то такое отрезок?

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\91272937.png

Кроме чертежей на наших уроках мы столкнёмся с зарисовкой эскизов.

Что такое эскиз?

Эскиз это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма, модели и др. без применения чертёжных инструментов.

На уроках технологии мы будем выполнять эскизы моделей прошиваемых изделий, оформления дизайна интерьера, оформления окон и т.п.

 Bella Tenda Варианты оформления окон шторами Дизайнер педиатрического кабинета рисунки - рисунки кид и кэт http://cs3.a5.ru/media/fe/16/6c/512_fe166c2cc5e3944bd1d1d720455d1be3.jpg

И последнее с чем мы сегодня с вами познакомимся это с инструкционной картой. С этим видом документации на уроках технологии мы будем постоянно сталкиваться при изготовлении изделий.

Что такое инструкционная карта?

Инструкционная карта это вид технической документации, применяемый при изготовлении изделия и включающий в себя подробное поэтапное описание порядка выполнения операций, эскизы деталей, перечень применяемого оборудования и технических условий на выполнение операций.

Образец простой инструкционной карты:

бытовая швейная машина - Мои статьи - Каталог статей - Персо…

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить  сообщения в устной форме
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

IV. Физкультминутка

V. Первичное закрепление знаний учащихся

Самостоятельная работа в рабочей тетради.

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения …

организовать усвоение учащимися нового материала (в парах или группах)

  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала Самостоятельную работу можно провести как индивидуально. Так и разбиться на пары или группы.

Работа с учебником: записать определение чертёж, эскиз. Выполнить зарисовку основных линий чертежа с применением чертёжных инструментов.

Разбиться на группы и выполнить задание:  выполнить эскиз оформления окна в комнате или на кухне. (сформулировать выбор возможных материалов )

Этапы выполнения работы:

Продумать возможные идеи и сделать выбор, что бы вы хотели для оформления окна в своей комнате или на кухне.

Предложите, какие материалы их цветовое решение вы бы хотели использовать и обоснуйте это.

Контроль сформировавшихся знаний Обсуждение выполненных эскизов:

  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Домашнее задание.

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Задание: Дома на листе формата А4 выполнить цветными карандашами эскиз оформления окна в вашей комнате и описать материалы и как дизайн соотноситься с дизайном интерьера комнаты в целом.

В интернет посмотреть возможные варианты эскизов оформления окон и применяемых материалов и цветовых решений.

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку
  • сообщение о теме следующего урока

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • творческая переработка изученной информации
  • поиск в традиционных источниках (в словарях, в энциклопедиях)
  •  поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
  •  поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • поиск и выделение информации

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

VI I. Уборка рабочих мест

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: 

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

- рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей урока

  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Материалы, используемые для подготовки конспекта урока:

  1. http://dizain-s.narod.ru/xz_eskiz.htm
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82 
  3. http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/e/eskiz.html 

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка урока технологии 5 класс по теме «Чертёж, эскиз, технический рисунок» (по требованиям ФГОС)

Слайд 2

Выкройка изделия-это шаблон по которому выполняется вырезание изделия на ткани.

Слайд 3

Выкройки прямой юбки и ночной сорочки

Слайд 4

Чертёж это условно графическое отображение деталей модели изделия по размерам и с применением чертёжных инструментов .

Слайд 5

Чертёж фартука:

Слайд 6

Чертёж прямой юбки:

Слайд 8

А В ЛИНИЯ: ОТРЕЗОК:

Слайд 9

Основные линии чертежа: Линии: 1. Сплошная толстая. 2. Сплошная тонкая 3. Штриховая 4. Штрихпунктирная

Слайд 10

90 0 Перпендикуляр к прямой Прямой угол А В Отрезок АВ

Слайд 11

Эскиз: Эскиз это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма, модели и др. без применения чертёжных инструментов.

Слайд 12

Эскизы оформления окна.

Слайд 13

Эскизы дизайна интерьера квартиры

Слайд 14

Эскизы моделей одежды.

Слайд 15

Инструкционная карта: Инструкционная карта это вид технической документации, применяемый при изготовлении изделия и включающий в себя подробное поэтапное описание порядка выполнения операций, эскизы деталей, перечень применяемого оборудования и технических условий на выполнение операций.

Слайд 16

Инструкционная карта выполнения стачного шва:

Слайд 18

Домашнее задание: Дома на листе формата А4 выполнить цветными карандашами эскиз оформления окна в вашей комнате и описать материалы и как дизайн соотноситься с дизайном интерьера комнаты в целом. В интернет посмотреть возможные варианты эскизов оформления окон и применяемых материалов и цветовых решений.

Слайд 19

Рефлексия было интересно … было трудно… я научилась… теперь я могу… мне захотелось… меня удивило…

Слайд 20

Материалы, используемые для создания презентации: http://dizain-s.narod.ru/xz_eskiz.htm http://kharkov.ukrfirm.ru/kursy-dizajna-pc346444218.htm http://www.fabrikaglamura.ru/forum/t22063,1-.htm http://stilnoimodno.ru/eskizy-odejdy-izvestnyh-dizainerov.html http://kharkov.ukrfirm.ru/kursy-dizajna-pc346444218.htm http://rsk21vek-ru.1gb.ru/dizayn-proekty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки-задания для проверки материала по теме"Сборочный чертёж.Деталирование" по курсу "Графика"

Данная работа проводится в начале урока как фронтальная проверка домашнего задания. Удобны для работы в парах-ученики могут проверить друг бруга и выставить свою отметку. Ответы работы можно вывести ...

Чертёж толкушки

В презентации дано побробное поэтапное выполнение чертежа толкушки...

Чертёж болтового соединения

Чертёж болтового соединения...

Разработка урока Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

Ознакомить учащихся с темой «Чертёж плоской детали», симметричной относительно одной плоскости симметрии»....

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Чертёж"

Кружок "Чертёж" направлен на развитие творческих способностей, пространственного воображения,образного мышления обучающихся и повышение интереса к предмету черчение....

Рабочая программа по элективному курсу «Чертёж - международный язык техники» 8 класс

В  программу элективного курса, соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень гр...

Чертёж, эскиз, технический рисунок

Технологическая карта урока и презентация к нему (технология 5 класс)...