Использование листов продвижения для развития формирующего оценивания школьников
статья по технологии

Аушина Елена Георгиевна

Одним из основных принципов обновленных ФГОС является системно-деятельностный подход к обучению, предполагающий формирующее оценивание.      Формирующее оценивание это педагогическая технология, основанная на обратной связи и использовании обучающимися самооценки для того, чтобы самому (или с помощью учителя) определить дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование листов продвижения

для развития формирующего оценивания школьников

учитель   технологии

БОУ «Русскополянская школа №2»

Аушина Елена Георгиевна

     Одним из основных принципов обновленных ФГОС является системно-деятельностный подход к обучению, предполагающий формирующее оценивание.

     Формирующее оценивание – это педагогическая технология, основанная на обратной связи и использовании обучающимися самооценки для того, чтобы самому (или с помощью учителя) определить дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов. 

     Цели и задачи формирующего оценивания:

  • определить новые пути и формы обучения;
  • направить деятельность обучающихся на исправление своих ошибок;
  • обеспечить обратную связь учителя с учениками.

     Признаки формирующего оценивания в деятельности учителя на уроке:

  • Сформулированные планируемые результаты деятельности школьников выступают критериями оценки
  • Разработка и использование на уроках учебных заданий, направленных на достижение каждого планируемого результата
  • Постоянное использование оценочных и рефлексивных техник формирующего оценивания на учебных занятиях
  • Постоянное наблюдение за деятельностью обучающихся по ходу выполнения заданий
  • Коррекция своей деятельности на занятии для помощи обучающимся в решении текущих затруднений

     Все эти признаки возможно проявить, используя листы продвижения по теме и по уроку.

      Рассмотрим это на примере темы «Оформление и защита проекта» в 6 кл. Основным изделием и  проектным продуктом в 6 классе является фартук. При этом, выполнение фартука разделено на 5 практических работ, направленных на поэтапное выполнение проекта и достижение каждого из планируемых результатов:

1. Выбор модели и материалов. Расчет затрат.

2. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования

3. Описание технологической последовательности выполнения изделия

4. Пошив фартука

5. Экономическая оценка и обоснование практической значимости изделия

 И на этапе заключительной темы по проектированию эти практические работы служат основой для оформления и защиты проекта. Тема разбита на три занятия, т.е. на 6 уроков.

     Ключевыми уроками темы являются 3й и 4й по подготовке к защите проекта, поэтому на  это занятие разработан отдельный лист продвижения. По ходу занятия обучающиеся проводят самооценку достижения каждого  планируемого результата листа продвижения, с помощью учителя и учеников-консультантов выявляют и устраняют все недочеты и проблемы. А итоговая самооценка в листе продвижения по всей теме показывает достигнут ли результат.        

     Для каждого планируемого результата разработаны учебные задания. 

     1й планируемый результат: оценивать готовность своих материалов к оформлению слайдов. Для достижения этого результата девочки, опираясь на критерии листа продвижения, работают с текстовой частью проекта, изложенной в выполненных ранее практических работах с учетом замечаний и выявленных при проверке тетрадей ошибок.  

     2й планируемый результат: составлять доклад о проекте. Чтобы способствовать достижению этого результата, разработана памятка 1, которая помогает формулировать основные положения доклада с опорой на тексты в тетради.

     3й планируемый результат: оформлять слайды для защиты проекта. Для достижения обучающимися этого планируемого результата созданы шаблоны слайдов презентации и сформированы папки с иллюстративным материалом.

     Оформлять слайды девочкам помогают памятка 2 по алгоритму действий при выполнении презентации и критерии листа продвижения.

     Опираясь на содержание своих практических работ и  предложенные иллюстративные материалы в папках, учащие заполняют слайды шаблонов, составляют иллюстрированный отчет о проекте

     При выполнении всех учебных заданий занятия обеспечиваются взаимосвязи:  учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель. Предварительно по индивидуальным маршрутам подготовлены помощники, которые оказывают консультативную помощь одноклассницам наряду с учителем на всех этапах занятия.

     4й планируемый результат: готовить защиту проекта с опорой на критерии и примеры. Это является домашним заданием для всех учащихся, кроме помощников, которые защищают свои проекты на текущем занятии. Класс оценивает их выступления по критериям взаимооценки и получает наглядное представление о процедуре защиты проектов. 

    Совершенно очевидно, что использование листов продвижения по теме и по уроку помогает учащимся более четко планировать свои действия по решению учебных задач в процессе проектирования и значительно облегчает подготовку к защите своих проектов. При сравнении результатов защит проектов одной и той же группы обучающихся в 2020-21, когда при подготовке к защите проекта не использовались листы продвижения, и 2021-22 учебных годах прослеживается явная положительная динамика: количество отлично защитившихся учащихся выросло в 2 раза (с 20 до 40%), а удовлетворительные результаты снизились в 4 раза (с 40 до 10%)

     Таким образом, использование листов продвижения по теме и уроку:

  • обеспечивает мотивацию и осознание целей и критериев;
  • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты;
  • развивает способность к самооценке,  взаимооценке и отражает все образовательные достижения;
  • обеспечивает обратную связь через взаимосвязи учителя и обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Интерактивный рабочий лист как инструмент формирующего оценивания

Презентация к педсовету по теме "Интерактивный рабочий лист как инструмент формирующего оценивания"...

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....

Лист обратной связи – основной инструмент формирующего оценивания

В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. Новый подход к оцениванию - применение технологии формирую...

Лист формирующего оценивания по обществознанию

«Разработка листа формирующего оценивания по обществознанию для учащихся 7 класса» по теме «Экономика семьи». Обобщающий урок Основная цель: - оценка процесса освоения знаний по теме «Экономика се...

Мастер-класс на тему "Технология формирующего оценивания. Чек-листы как средство самооценки обучающихся и инструментарий обратной связи."

Данный мастер-класс предназначен для учителей иностранного языка, занимающихся как урочной, так и внеурочной деятельностью. Содержание теоретической части мастер-класса дает возможность сообщест...

Формирующее оценивание -это не только развитие, но и воспитание школьника

Многие считают, что отметка и оценка – одно и то же. Но это не так. «Отметка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое) выражение оценки учебных достижений уч...