Опытно-методическая разработка «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему

Садулина Виктория Евгеньевна

Опытно-методическая разработка "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-metodicheskaya_razrabotka_refleksiya.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалево

        

Опытно-методическая разработка

«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

        Выполнила:

 учитель английского языка

МБОУ «СОШ №3» г. Пикалево

Горбачкова В.Е.

Санкт-Петербург

2016

Содержание

 Введение

 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1 Требования предъявляемые к современному уроку:

1.2 Этапы конструирования урока в рамках ФГОС

1.3 Структура современного урока в рамках ФГОС

1.4 Урок ИЯ. Требования к современному уроку.

Урок иностранного языка и его планирование.

1.5 Что такое рефлексия

1.6 Классификация рефлексии.

1.7 Виды учебной рефлексии:

1.8 Особенности рефлексии  на уроках английского языка

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1 Опыт использования  рефлексии на уроках английского  языка 

2.3 Рекомендации по подготовке  и проведению уроков английского  языка с учетом особенностей  рефлексии

Заключение

Список литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Для своей работы  я выбрала интересующую меня тему: «Рефлексия как этап современного урока в условиях реализации ФГОС». Начать я хочу со слов английского философа Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование

в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания,

собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А

это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные

действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не

проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на

самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Если говорить о конкретных

методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и

экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и

выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед

аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение,

направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным

является:

• применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

• создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и

действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью,

определять своё знание и незнание и др.

1.1Требования предъявляемые к современному уроку:

1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее

начало и хорошее окончание.

2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока

3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество

с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

5. вывод делают сами учащиеся;

6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

7. здоровьесбережение;

8. в центре внимания урока - дети;

9. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса,

стремление учащихся, настроение детей;

10. умение демонстрировать методическое искусство учителя;

11. планирование обратной связи;

В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а

также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником

образовательного процесса. И это, конечно, никак не может обойтись без использования

технологий. Использование технологий позволяет проводить интересные уроки, проектировать

учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся

высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства

сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать

друг друга.

1.2 Этапы конструирования урока в рамках ФГОС

1. Определение темы учебного материала

2. Тип дидактической цели темы

3. Тип дидактической цели урока

4. Определение типа урока

 изучения и первичного закрепления новых знаний

 закрепления новых знаний

 комплексного применения ЗУН

 обобщения и систематизации знаний

 проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

5. Продумывание структуры урока

6. Обеспеченность урока

7. Отбор содержания учебного материала

8. Выбор методов обучения

9. Выбор форм организации педагогической деятельности

10. Оценка ЗУН

11. Рефлексия урока

1.3 Структура современного урока в рамках ФГОС

1. Организационный момент

 тема,

 цель,

 образовательные, развивающие, воспитательные задачи

 мотивация их принятия

 планируемые результаты: знания, умения, навыки

 личностно-формирующая направленность урока

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

 постановка учебной задачи

 актуализация знаний

4. Сообщение нового материала

 Решение учебной задачи

 Усвоение новых знаний

 Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль

с тестом)

5. Закрепление изученного материала

 Обобщение и систематизация знаний

 Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)

6. Подведение итогов диагностика результатов урока

рефлексия достижения цели

7. Домашнее задание

 инструктаж по его выполнению

1.4 Урок ИЯ. Требования к современному уроку.

Урок иностранного языка и его планирование.

Урок - основная форма организации УВП в школе.

Урок – основной участок УВП , на котором учитель ежедневно осуществляет образование,

воспитание и всестороннее развитие учащихся (Сухомлинский).

Урок ИЯ - основная организационная форма овладения коммуникативной компетенцией

изучаемого языка.

Принципы построения урока:

Общедидактические: сознательности, научности, активности, наглядности, доступности и

посильности, прочности, индивидуализации и принцип воспитывающего обучения.

Специфические: принцип коммуникативной направленности обучения, принцип

дифференциации и интеграции и принцип учёта родного языка.

Характеристика современного урока ИЯ:

*Личностно-ориентированный (развитие способностей к языку).

*Развивающий память, речь внимание, мышление, фонематический слух.

*Воспитывающий толерантность, симпатию, сочувствие.

*Коммуникативный- умение общаться на ИЯ.

*Комплексный - все виды речевой деятельности, все аспекты языка.

*Проблемный – выявление проблем, которые обсуждаются.

*Познавательный – что-то новое (каждый урок).

*Логичный – части урока должны быть соединены между собой (от лёгкого к более сложному).

*Динамичный - темп урока, смена видов деятельности на уроке.

*Адекватный заявленным целям (соответствие заявленным целям).

*Сотрудничающий – много технологий (работа в группах, коллажах, парах). Разные технологии.

Важно, чтобы было принято общее решение. Зависит от разных форм взаимодействия ученик-

учитель, учитель- ученик.

*Урок, построенный на современных технологиях обучения

Цели урока:

Практическая (учебная) - формирование коммуникативной компетенции во всех её

составляющих (языковой, речевой, социокультурный), компенсаторный, учебно-познавательный.

Развивающая - развитие речевых навыков, памяти, мышления, воображения.

Образовательная – формирование целостного представления о мире, приобщение к другим

культурам, традициям, реалиям, сопоставление своей и смежных культур

Воспитательная - воспитание личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей,

идейной убеждённости, формирование у школьников чувства гражданской ответственности и

правового самосознания, инициативы, уважения к другим, толерантности к культурам,

способность к успешной самореализации.

ОБУЧЕНИЕ должно строиться поэтапно и с учётом формирования знаний, умений навыков на

каждом этапе.Идти от отработки отдельных действий к целостной деятельности.

Идти от осуществления действий по образцу к действию без опоры.

Согласитесь, урок иностранного языка значительно отличается от прочих уроков. Это

объясняется прежде всего спецификой самого учебного предмета «Иностранный язык»,

основной целью которого является формирование коммуникативной компетенции.

1.5 Что такое рефлексия

Так что же означает термин «рефлексия»? Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия, в том числе и такие. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия на уроке помогает развитию УУД. 

Регулятивные. Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат 

Познавательные. Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

Личностные. Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности 

Коммуникативные. Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

1.6 Классификация рефлексии.

1.По содержанию:

• Устная рефлексия
• Письменная рефлексия.

2. По функции:
• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
• интеллектуальная рефлексия.

3. По типу урока:
• После усвоения ЗУН
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия.

4. По способам проведения:
• Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица

5. По форме деятельности:

• Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная

  1. Виды учебной рефлексии:

физическая (успел – не успел);

сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Учебной рефлексии может подвергаться:настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

цель урока или занятия,

содержание и трудности учебного материала,

тип урока или занятия,

способы и методы обучения,

возрастные и психологические особенности учащихся.[1]

Я стараюсь организовывать рефлексивную деятельность учащихся в течение всего урока.

I. Рефлексия в начале урока.

В начале урока я провожу рефлексию настроения и эмоционального контакта, с целью установления эмоционального контакта с классом.

«Мое настроение.» Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех цветов: веселого (зеленая), грустного (красная), нейтрального (желтая).

«Три лица». Я показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается нарисовать рисунок, который соответствует их настроению.

II.Рефлексия деятельности

Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, решения заданий в классе, изучения нового материала. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

В чем заключалось задание?

Выполнил ли ты его?

Самостоятельно или с помощью?

На какую отметку ты его выполнил?

III. Рефлексия содержания учебного предмета

Учитель использует ее, чтобы  выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

 В данном аспекте рефлексии  можно использовать следующие приемы:

 1. Приемнезаконченногопредложения (тезиса):

 During today's lesson I have got acquainted with. -found out... learnt... remembered...

 Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:

 I would like to go to school where ...

 If I want to help people I...

 I look up to (respect) people who ...

 The ideal friend is a person who ...

 The most serious problem(s) in my life is...

 If you want to be a friend of the Earth ... Etc.

2. Прием «Выбор афоризма».  Для включения учащихся в урок  учитель предлагает 2-3 высказывания  выдающихся людей. Их можно  использовать в качестве фонетической  и речевой зарядки. Затем учащиеся  выбирают высказывание, которое  им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор [24,16-18].

 Предлагаем высказывания (цитаты) выдающихся людей различной  тематики для использования на уроке (Приложение 1).

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте я использую одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад друг друга за урок и благодарят друг друга, и учителя за проведённый урок.Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании, личностной значимости каждого.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

  3. Рефлексия достижения  цели. Цель урока записывается  на доске и в конце урока  проводится обсуждение ее достижения. We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson (speak about... understand the information...Know how to explain the problem (reason)... now say my own opinion on ...give arguments...find necessary information [25, 25-26] ).

 Целесообразно на этапе рефлексии  еще раз вспомнить и акцентировать  внимание учащихся на эффективности  работы с использованием алгоритма, т.е. в определенной последовательности. Например, на заключительных этапах изучения темы (проблемы) учащиеся, работая над  проектом, получают памятки с указанием  наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны  действия, даны функциональные смысловые, содержательные опоры (Приложение 2).

1.8  Особенности рефлексии  на уроках английского языка

В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Анализ обучения иностранному языку в средней школе позволяет говорить, что еще рано делать вывод о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и учащимися на уроке ИЯ. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Тогда как известно, что тот, кто повторяет – не учится. Освоение происходит, когда включается направляемая рефлексия.  Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.

Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности.[1]

Текущая рефлексия направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности: ее направление, цель. основные этапы, проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты.Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа:

– рефлексия деятельности
– рефлексия содержания учебного материала
– рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся

Первый тип рефлексии дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное.

В практике обучения ИЯ для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. Самооценка активности на каждом этапе урока

2. «Лестница успеха». Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

3. «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Далее учащимся предлагается несколько вариантов работы

1 вариант: В группе либо в паре методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут использоваться в тексте.

2 вариант: В группе либо индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предлагаемые слова.

При ознакомлении с исходным содержанием текста, учащиеся сопоставляют « свою» версию и версию оригинального текста.

4. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например, Say what you have just done and how you’ve done it

I (ve) havejust:

*practisedphonetics;  

*readthetext ".........";

 

*practisedthewords;

*retoldthetext ”……”;

 

*practisedgrammar;

*asked and answered the questions; etc…

Второй тип рефлексии используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик) .

 Изучив данный вопрос мы пришли к выводу:

 - границы применения категории  рефлексии расширяются;

 - структура рефлексивной  деятельности педагога многокомпонентна.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИИ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1 Опыт использования  рефлексии на уроках английского  языка в Муниципальном общеобразовательном  учреждении «Средняя общеобразовательная  школа № 3» г.Пикалево

 Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в  реальном учебном процессе.Исследовательская работа  проводилась в  Муниципальном образовательном  учреждении «Средняя общеобразовательная  школа № 3»г. Пикалево.Преподавательанглийского  языка –Горбачкова Виктория Евгеньевна. В работе были задействованы ученики 5,8 классов, которые начали изучать английский язык со 2-го класса. Целью анализа явилось выявление степени использования рефлексии на уроках иностранного языка, наличия материала для проведения рефлексии. Вначале были поставлены следующие задачи:

 Выявить степень применения рефлексии на уроках иностранного языка.

 Определить уровень готовности к работе с данной технологией.

 Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы:

 -анкетирование;

 -наблюдение 

 - -анализ документации.

 На основе анализа результатов  анкетирования учителей можно увидеть, что о рефлексии знают 98% , используют всего лишь 45% , учитывают результаты рефлексии в дальнейшей деятельности 45% (Приложение 3).

 Использование метода педагогического  наблюдения позволяет сделать выводы, что уроки Виктории Евгеньевны проходят живо и без напряжения.Урок был организован  на высоком уровне. Ученики и учитель  были подготовлены к началу урока, были соблюдены правила поведения  в кабинете английского языка  и техника безопасности. Учитель  продемонстрировал владение педагогическим мастерством и методикой преподавания. Во время урока, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Главная  информация подчеркивалась. Учащиеся с интересом участвовали в  рефлексии. Она была представлена цветными картинками с изображением солнца, к которому надо было подрисовать  лучи. В конечном итоге цели, поставленные учителем, были достигнуты. По результатам  рефлексии было понятно, что урок детям понравился и имел положительные  результаты (Приложение 4).

 Анализ уроков учителя  показал, что применение рефлексии  на занятиях английского языка позволяет  оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность  учебного процесс. Уместно было использование  наглядного материала для применения рефлексии.Темп уроков умеренный, плотность высокая. Пронаблюдав за школьниками, можно  сделать вывод о том, что ребята активно ведут себя на уроке.

 На основе анализа опыта  использования рефлексии можно  с уверенностью утверждать, что в  последние годы в педагогической практике рефлексии уделяется недостаточно внимания. Ведь именно рефлексия позволяет  посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал  этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие  понять эмоциональное состояние  учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается  огромнейшая ценность рефлексивного  материала, касающегося, например, того, как воспринимается, сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как  сам учащийся оценивает свое продвижение  в освоении предмета или личностное развитие.

2.2 Рекомендации по подготовке  и проведению уроков английского  языка с использованием рефлексии

 Необходимость разработки системы  уроков с использованием рефлексии, обусловила проведение уроков с внедрением данных рекомендаций.

 Основной задачей являлось - разработка уроков английского языка  с применением рефлексии.

 .Выбрав тему, которая  соответствовала программным требованиям,  был разработан и проведен  урок «Travelling» для развития навыков коммуникативной компетенции учащихся в монологичной речи, аудировании и чтении, активизации употребления лексики по теме, расширении словарного запаса; для создания условий для воспитания, потребности расширять свой кругозор; развития коммуникативной активности на уроке, мотивации к изучению английского языка (Приложение 5).

 

Внедрение новых подходов, стимулирующих изучение английского  языка, не только обеспечивает первоначальное становления личности ребенка, но и  выявление, развитие у него способностей, формирования умений и желания учиться. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет  выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик - учитель». Грамотно применяемая рефлексия может стать для педагога и мощным инструментом психолого-педагогического исследования, и средством, актуализирующим собственное личностное развитие, а также эффективной «иммунизации» к профессиональному эмоциональному выгоранию.

Заключение

         В данной работе мы рассмотрели  теоретические основы использования  рефлексии, а также практические аспекты организации учебной  деятельности учащихся с применением  рефлексии на уроках английского  языка. Мы подтвердили актуальность данной темы о том, что рефлексия  входит в практику обучения иностранным  языкам. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению. Мы с вами хорошо знаем, что любой  человек с радостью делает то, что  у него хорошо получается. Но любая  деятельность начинается с преодоления  трудностей. У рефлексивных людей  путь от первых трудностей до первых успехов  значительно короче. В нашей профессии  нет предела совершенству.  

Можно сделать выводы, что  рефлексия:

 -является констатирующим  признаком личности и формируется  вместе с ней. Позволяет человеку  оценить свои действия, мысли,  их результаты.

 -рефлексия существенно  отличается от сознания так как сознание есть знание о другом, а рефлексия - знание себя.

 Нет единого подхода в  изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы.То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня  устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой  творчески работающий учитель находится  в постоянном поиске. Пока учитель  задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. Мы пришли к выводу, что в последние  годы рефлексия не достаточно используется в образовательном процессе. Подводя  итог проделанной работе, следует  сказать, что рефлексия действительно  имеет практическую значимость, важность. По мере проведения исследования цели, поставленные перед нами, мы достигли, задачи выполнили.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бизяева А.А. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение,2001.Подласный И.П. Педагогика.- М.:Просвещение,2002

 2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 1-15.

 3. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Титул, 2001. - С. 25.

 4. . Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005.

 5. Жукова Н.В. Единство  антиципации и рефлексии как  психологический механизм регуляции  мышления студента в контекстном  обучении: канд. психол. наук. - М., 2000.

 6. Зарецкий В. К., Семенов  И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный  аспект формирования решения  творческих задач. -- Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 113--118.

 7. Карпов А.В. Психология  механизмов деятельности. -- Москва.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. -- 424 с.

 8. Кочукова О.В., Остражкова Н.С. Учебник как средство формирования критического мышления учащихся на социокультурном материале. // Английский язык в школе / EnglishatSchool. Обнинск: 2005.

 9. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито - Центр,2003.

 10. Коряховцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы учащихся изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. - М.: Аркти, 2002. - С.16-18.

 11. Куклина С.С. Коллективная  учебная деятельность в группе  на завершающих этапах овладения  иноязычным общением//Иностр. языки в школе. - 2000. - № 6.

 12. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001.

 13. Пономарев Я.А. Психология  творчества и педагогика. - М., 2000.

 14. Пиаже Ж. Избранные  психологические труды. - М.: Просвещение,2006.

15. Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе.-- М.: «Когито-Центр», 2010.

 

17. Стеценко И.А -- Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности

19. Соколова Л.А Рефлексивный  компонент деятельности как необходимое  условие развития учителя и  учащихся / А.Л Соколова // Иностранные  языки в школе. - 2005. - № 1. - С. 19-26.

 20. Степанов С. Ю., Семенов  И. Н. Проблема формирования  типов рефлексии в решении  творческих задач. // Вопросы психологии, М., 1982, № 1,

 21. Шаров А. С. Ограниченный  человек: значимость, активность, рефлексия.-- Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000.

 22. Щедровицкий Г. П.  Мышление. Понимание. Рефлексия. -- Москва.: Наследие ММК, 2005.

 23. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник . Мн.: Университетское,2000.

 24. Хуторской А.В. Современная дидактика. - С-Пб.:Санкт-Петербург, 2001.

 25. Щедровицкий П.Г. Очерки  по философии образования (статьи  и лекции) - М.: Педагогический центр  «Эксперимент»2002.

 Приложение 1

 Высказывания (цитаты) выдающихся людей различной тематики для  использования на уроке английского  языка.

 Ability Behind an able man there are always other able men.

 Chinese proverb I get quiet joy from the observation of anyone who does his job well.

 William Feather Friendship Do not protect yourself with a fence but rather with your friend.

 Czech proverb The friend who understands you creates you.

 Romain Rolland I like a friend who will stand by me not only when I'm in the right, but when I'm a little wrong.

3.1. Заключение

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Буклет "Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС" с классификацией , видами и примерами....

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь,  способность к саморазвитию на о...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Материал представляет собой презентацию, состоящую из двух частей и текста к этой презентации на тему "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС".Материал может быть использован ...

рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

рефлексия очень важный этап современного урока, который помогает ученику оценивать, анализировать и рассуждать...