Дополнительная общеобразовательная программа "Эстетика и экология жилища"
элективный курс по технологии (8 класс)
Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Эстетика и экология жилища» относится к естественно-научной направленности.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 от 09.11.2018 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Программа «Эстетика и экология жилища» ориентирована на самореализацию детей в умении эстетически и экологично обустраивать жилище, на побуждение к освоению знаний.
Занятия по данной программе решают не только задачи эстетического воспитания, но и развивают интеллектуально - творческий потенциал ученика, позволяют проверить свои способности в области дизайна, предоставляют возможность учащимся включаться в учебно-познавательный процесс, соблюдая принцип тесной связи теории с практикой, что обеспечивает сознательное усвоение знаний о дизайне жилых помещений, об использовании различных материалов в их оформлении.
Актуальность программы – занятия обеспечивают активное включение учащихся в процесс самостоятельного проектирования и выполнения дизайна своего дома, способствует процессу самоопределения и помогает им адекватно оценить свои возможности.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности учащихся, в формировании ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
- Особенностью современной ситуации: решение вопроса занятости детей, умения организовать свой досуг, учащимся открывается простор для свободного творчества.
- Возрастными психологическими особенностями школьников: освоение множеством технологических приемов при работе с разнообразными материалами помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Кроме того, творчество позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estetika_i_ekologiya.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического совета Протокол № 1 от «29» августа 2022г. | УТВЕРЖДАЮ: директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» _________ Е.В. Бабушкина приказ №507-0 от 31.08.2022 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Эстетика и экология жилища»
возраст обучающихся 12-14 лет
срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Смышляева Надежда Георгиевна,
педагог дополнительного образования
п. Куть-Ях, 2022 г.
Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Эстетика и экология жилища» относится к естественно-научной направленности.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 от 09.11.2018 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Программа «Эстетика и экология жилища» ориентирована на самореализацию детей в умении эстетически и экологично обустраивать жилище, на побуждение к освоению знаний.
Занятия по данной программе решают не только задачи эстетического воспитания, но и развивают интеллектуально - творческий потенциал ученика, позволяют проверить свои способности в области дизайна, предоставляют возможность учащимся включаться в учебно-познавательный процесс, соблюдая принцип тесной связи теории с практикой, что обеспечивает сознательное усвоение знаний о дизайне жилых помещений, об использовании различных материалов в их оформлении.
Актуальность программы – занятия обеспечивают активное включение учащихся в процесс самостоятельного проектирования и выполнения дизайна своего дома, способствует процессу самоопределения и помогает им адекватно оценить свои возможности.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности учащихся, в формировании ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
- Особенностью современной ситуации: решение вопроса занятости детей, умения организовать свой досуг, учащимся открывается простор для свободного творчества.
- Возрастными психологическими особенностями школьников: освоение множеством технологических приемов при работе с разнообразными материалами помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Кроме того, творчество позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь.
Новизна и отличительные особенности программы:
Новизна программы. Данная программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных технологий и знакомство с различными конструкционными материалами в процессе создания изделий, а также затрагивает проблему гуманного отношения учащихся к окружающему миру, знакомит детей с прикладными видами творчества. Кроме того, программа нацелена на формирование информационной грамотности и развитие коммуникативной компетентности; у детей формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что содержание занятий ориентированы на жизненные потребности детей. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, т.к. процесс творчества невозможен без эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируется фантазия и изобретательность.
Данная программа является модифицированной, создана на основе типовых программ дополнительного образования в данной области, рассматривается как вид декоративно-прикладного творчества. Также программа дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет -пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет – странички - на сайте Страна Мастеров.
Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию.
Также создаются условия для воспитания:
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Основные содержательные лини программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитания у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.
Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Ученик имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект.
Цель программы: создать условия для гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к творческой деятельности.
Задачи программы:
Задачи:
Обучающие:
- изучить основные требования, предъявляемые к дизайну помещений;
- научить различным технологиям работы с конструкционными материалами для выполнения моделей;
- овладеть методами и приемами самостоятельной работы;
- освоить правил безопасной работы с инструментами и материалами.
Развивающие:
- развивать внимание, моторные навыки;
- развивать творческие способности;
- развивать образное мышление, воображение и фантазию;
- развивать эстетический вкус;
- развивать произвольность психических процессов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес обучающихся к современным технологиям и оформлению помещений;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- воспитать трудолюбие, терпение, аккуратность, взаимовыручку и взаимопомощь;
- воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- прививать основы культуры труда.
Программа кружка «Эстетика и экология жилища» носит практико-ориентированный характер. Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности.
Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, программы образовательной области «Технология», с учетом многолетнего опыта работы с детьми с технологиями обработки конструкционных материалов.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 12 до 14 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 учебные недели.
Наполняемость группы: 10-15 учащихся.
Режим занятий
1 год – 34 часа из расчета один раз в неделю. Предусмотрена групповая и индивидуальная формы проведения занятия.
Общеразвивающая программа «Эстетика и экология жилища» предполагает, что группы могут быть разновозрастными, обязательное условие, что подготовка детей должна быть: либо начальная, либо полное отсутствие.
Для каждого занятия подбираются варианты заданий (для детей с опережающим развитием они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал и ребенок был избавлен от ненужных переживаний из-за неудач.
В организации занятий выделяются следующие этапы работы:
- организационная часть;
- вступительная часть (повторно-мотивационная);
- основная часть (теоретический и практический этапы);
- заключительная часть (подведение итогов).
Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, образцов, схем).
Практическое обучение происходит при непосредственном вязании изделия (от простого к сложному) при участии педагога и самостоятельно.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения:
- словесные методы (объяснение, беседа, консультация, диалог);
- методы практической работы (вязание изделий, зарисовка схем, подготовка и участие в выставках);
- проектно-конструкторские методы (создание моделей, выполнение творческих заданий);
- наглядный метод (рисунки, схемы, таблицы, литература по вязанию, образцы изделий);
- метод игры;
метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов, определений).
Ожидаемые результаты освоения программы
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся | |
Знать (теория) | Уметь (практика) |
Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом. | Соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом. |
Название и назначение различных конструкционных материалов (бумага, картон, бросовый материал). | Самостоятельно подобрать конструкционные материалы для изделия. |
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, резак, булавка, сантиметровая лента, маркеры и т.д.). | Правильно пользоваться инструментами. |
Термины, употребляемые при работе (сгибание, склеивание, оригами, плетение, утилизация, переработка, изонить). | Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия. |
Простейшие условные обозначения, используемые в схемах. | Зарисовать условные обозначения и вязать их. |
Правила создания оригами, плетения из лозы. | Освоить технику оригами, уметь плести простые изделия из бумажной лозы, рассчитывать направление нитей и расстояния при изоните. |
Формы подведения итогов программы:
- участие в конкурсах, выставках;
- участие в олимпиадах.
Для оценки эффективности образовательной программы разработан оценочно-результативный блок. Для оценки результативности используются следующие группы методов диагностики:
- Информационно-констатирующие (анкеты, опросы, беседы, тесты).
- Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, учителей, зрителей).
- Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора), игры.
- Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, праздниках, достижения кружковцев.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел I. Дизайн интерьера и декоративное убранство жилых помещений | ||||
1. | Тема 1: Представление о дизайне. | 1 | 1 | |
Раздел II. Картины в интерьере | ||||
2. | Тема 1: Природные материалы в интерьере. | 4 | 2 | 2 |
3. | Тема 2: Изонить – техника современной вышивки. | 2 | 1 | 1 |
4. | Тема 3: Бумажное конструирование в интерьере. | 2 | 1 | 1 |
Раздел III. Украшения из бумаги. | ||||
5. | Тема 1: Искусственные цветы в интерьере жилища. | 4 | 1 | 3 |
6. | Тема 2: Модульное оригами. | 4 | 1 | 3 |
Раздел IV. Плетеные изделия. | ||||
7. | Тема 1: Плетение из бумажной лозы. | 4 | 1 | 3 |
8. | Тема 2: Семь видов плетения. | 4 | 1 | 3 |
Раздел V. Самодельные элементы декора интерьера из бросового материала. | ||||
9. | Тема 1: Лоскутная техника. | 3 | 1 | 2 |
10. | Тема 2: Изделия из вторичного пластика. | 3 | 1 | 2 |
Раздел VI. Творческий проект. | ||||
11. | Тема 1: Творческий проект (по выбору учащихся). | 3 | 1 | 2 |
ИТОГО | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы
Раздел I. Дизайн интерьера и декоративное убранство жилых помещений (1 час)
Теория. Понятие о дизайне. Требования, предъявляемые к оформлению жилых помещений. Общий алгоритм действий при создании интерьера. Знакомство с профессией дизайнера.
Раздел II. Картины в интерьере (8 часов)
Теория. Декоративные картины. Необходимые материалы и инструменты для их создания. Декоративные картины из природных материалов. Технология выполнения картин изонитью. Технология выполнения картин методом торцевания.
Практическая работа:
- Картины из природных материалов (листьев, пряжи).
- Вышивка картин в технике «Изонить».
- Изготовление картин методом торцевания.
Раздел III. Украшения из бумаги. (8 часов)
Теория. Искусственные цветы в интерьере жилища. Моделирование их гофрированной бумаги. Изделия в технике «Оригами».
Практическая работа:
- Цветы из салфеток, гофрированной бумаги.
- Модульное оригами - объемные изделия.
Раздел IV. Плетеные изделия (8 часов)
Теория. Плетение из бумажной лозы. Семь видов плетения веревочкой из бумажной лозы. Оформление изделий.
Практическая работа:
- Плетеное кашпо.
- Плетеная хлебница.
Раздел V. Самодельные элементы декора интерьера из бросового материала (6 часов)
Теория. Лоскутная техника. Технология выполнения изделий из остатков ткани.
Изделия из одноразовой посуды, пластиковых бутылок. Технология их выполнения.
Практическая работа:
- Игольница «Шляпка».
- Панно и изделия из пластиковой посуды.
Раздел VI. Творческий проект (3 часа)
Теория. Создание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Этапы выполнения проекта. Оформление пояснительной записки проекта. Как презентовать проект.
Практическая работа:
- Разработка проекта, создание мультимедийной презентации к проекту.
- Защита проекта с мультимедийной презентацией.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо наличие кабинета. Площадь кабинета, мебель и освещение должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Для размещения работ нужны: полки, стенды, шкафы. Для организации занятий нужны: ученические столы, стол педагога, школьная доска, компьютер.
Календарный учебный график дополнительного образования
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
05.09.2022 | 30.05.2023 | 34 | 34 часа | 1 раз в неделю |
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы «Эстетика и экология жилища»
на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Месяц | Число | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во ч. | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 05 | Представление о дизайне. | лекция | 1 | кабинет технологии | наблюдение |
2. | 12 | Осенние явления в жизни растений. Экскурсия в осенний лес. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
3. | 19 | Декоративные картины. | лекция | 1 | кабинет технологии | выставка | |
4. | 26 | Природные материалы в интерьере. | лекция | 1 | кабинет технологии | тест | |
5. | Октябрь | 03 | Картины из природных материалов (листьев, пряжи). | практическая работа | 1 | кабинет технологии | беседа |
6. | 10 | Изонить – техника современной вышивки. | лекция | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
7. | 17 | Вышивка картин в технике «Изонить». | практическая работа | 1 | кабинет технологии | беседа | |
8. | 24 | Бумажное конструирование в интерьере. | лекция | 1 | кабинет технологии | беседа | |
9. | Ноябрь | 07 | Изготовление картин методом торцевания. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение |
10. | 14 | Искусственные цветы в интерьере жилища. | лекция | 1 | кабинет технологии | тест | |
11. | 21 | Цветы из салфеток, гофрированной бумаги. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | выставка | |
12. | Декабрь | 05 | Цветы из салфеток, гофрированной бумаги. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | беседа |
13. | 12 | Цветы из салфеток, гофрированной бумаги. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
14. | 19 | Модульное оригами. | лекция | 1 | кабинет технологии | тест | |
15. | 26 | Модульное оригами - объемные изделия (бумага). | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
16. | Январь | 09 | Модульное оригами - объемные изделия (ткань). | практическая работа | 1 | кабинет технологии | беседа |
17. | 16 | Модульное оригами - объемные изделия (ткань). | практическая работа | 1 | кабинет технологии | беседа | |
18. | 23 | Плетение из бумажной лозы. | лекция | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
19. | 30 | Плетеное кашпо. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
20. | Февраль | 06 | Плетеное кашпо. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение |
21. | 13 | Плетеное кашпо. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | выставка | |
22. | 20 | Семь видов плетения. | лекция | 1 | кабинет технологии | беседа | |
23. | 27 | Плетеная хлебница. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | беседа | |
24. | Март | 06 | Плетеная хлебница. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | тест |
25. | 13 | Плетеная хлебница. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
26. | 20 | Лоскутная техника. | лекция | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
27. | Апрель | 03 | Игольница «Шляпка». | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение |
28. | 10 | Игольница «Шляпка». | практическая работа | 1 | кабинет технологии | тест | |
29. | 17 | Изделия из вторичного пластика. | лекция | 1 | кабинет технологии | наблюдение | |
30. | 24 | Панно из пластиковой посуды. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | беседа | |
31. | Май | 08 | Панно из пластиковой посуды. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение |
32. | 15 | Творческий проект. | лекция | 1 | кабинет технологии | тест | |
33. | 22 | Разработка проекта, создание мультимедийной презентации к проекту. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | тест | |
34. | 29 | Защита проекта с мультимедийной презентацией. | практическая работа | 1 | кабинет технологии | наблюдение |
Материально-техническое обеспечение
Информационное и методическое обеспечение программы:
- учебная литература (схемы, описания) по всем разделам программы;
- методические разработки открытых занятий;
- лекционные материалы;
- электронные образовательные ресурсы.
Для реализации образовательной программы подготовлено дидактическое обеспечение:
- образцы изделий;
- изделия, изготовленные учащимися;
- литература по вязанию;
- схемы изготовления изделий.
№ п/п | Наименование | Количество (шт.) |
1. | Природный материал | по выбору учащихся |
2. | Циркуль | 15 |
3. | Нитки (разной толщины и фактуры) | 50 шт. х 100 гр., «Ирис» 10 шт. |
4. | Ножницы | 15 |
5. | Карандаш простой | 15 |
6. | Линейка | 15 |
7. | Сантиметровая лента | 5 |
8. | Гофрированная бумага (набор) | 1 |
9. | Вторичное сырье (по выбору учащихся) | 1 |
10. | Булавки английские | 1 упаковка (1000 шт.) |
11. | Иголки разного размера | 15 |
12. | Бросовый материал (кусочки меха, пластика, ткани, бусинки, пуговицы и др.) | |
13. | Клей «Титан» | 2 |
Список литературы
Литература для педагога
- Нестеренко О.И., Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994.
- Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Ч.1- М.,2002.-
- И.В. Новикова, Л.В. Базулина .100 поделок из природных материалов.-Л.,2000.
Основы художественного ремесла: В 2 ч./Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус.Ч.1.художественная роспись тканей. Вышивка.- М.,1999.
Литература для учащихся
- И.В. Новикова, Л.В. Базулина .100 поделок из природных материалов.-Л.,2000.
Электронные образовательные ресурсы
2. https://podelunchik.ru/podelki-iz-gofrirovannoj-bumagi
3. https://vplate.ru/pletenie-iz-lozy/iz-bumazhnoj/
4. https://podelunchik.ru/podelki-iz-odnorazovoj-posudy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»
Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология и цивилизация»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология и цивилизация»...
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)...
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Экология питания"
Данная программа имеет естественно-научную направленность. Содержание дополнительной общеобразовательной программы направлено на изучение теоретических основ экологичного питания, привитие...
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы экологии"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы экологии" разработана для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и системы естественнонаучного дополнительн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Экология и мы » естественнонаучной направленности
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно,...