Урок краеведения "Знакомство с народными ремеслами и промыслами Липецкой области"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
пополнить знания учащихся о народных ремеслах и промыслах Липецкой области, их особенностях, истории возникновения и развития;.
развивать самостоятельность мышления учащихся, умение делать выводы и заключения, художественный вкус, самостоятельность в получении нужной информации, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kraevedeniya.docx | 94.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
образовательные - пополнить знания учащихся о народных ремеслах и промыслах Липецкой области, их особенностях, истории возникновения и развития.
развивающие - развивать самостоятельность мышления учащихся, умение делать выводы и заключения, художественный вкус, самостоятельность в получении нужной информации, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.
воспитательные - воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего города, интерес к народному декоративно-прикладному искусству, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия самим.
Оборудование и оснащение:
Компьютер, проектор, экран, карта Липецкой области, картинки с изображением изделий народных ремесел, изделия народных ремесел, карточки с пословицами и поговорками о народных ремеслах и промыслах и с вопросами для учащихся.
Тип урока:
Урок «открытия» нового.
Ход урока:
Организационный момент: - проверка присутствующих;
- проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания: В качестве домашнего задания вам было предложено ответить на следующие вопросы.
- Если бы вам пришлось представлять наш Липецкий край человеку из другого города, а может даже другой страны, какую характеристику вы бы дали ? Что расскажите о нашем городе?
- Путешествуя по миру, почти каждый человек стремиться привезти на память из разных мест, где побывал, какой- то сувенир, элемент одежды, аксессуар, предмет, который характерен для культуры и быта этого места.
- Какие сувениры есть у вас, откуда они привезены?
А что бы вы подарили в качестве сувенира иностранцу на память о Липецком крае?
Ответы учащихся.
3. Ход урока.
На партах у учениц лежат листы с поговорками и пословицами:
-Человек без ремесла, что птица без крыльев!
-Тот человек в почете, - чьи руки в работе!
-Кто любит труд – того люди чтут!
-Ремесло пить - есть не просит, а хлеб приносит!
- Ремеслу везде почет!
- Ремесло – сокровище человека!
- Ремесла за плечами не носят, а с ним добро!
-Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают и одевают.
Учитель просит прочесть вслух пословицы классу. Любая из них может быть эпиграфом к нашему уроку.
Учитель: Какой смысл заложен в пословицах?
Ученики в результате высказываний приходят к выводу, что человек может всё потерять, но умения, знания всегда останутся с ним.
Учитель: А русские люди, наши предки, владели художественными ремеслами?
Ученики: Да.
Подумайте и ответьте, какова тема нашего урока.
Следуют ответы учеников: «Знакомство с ремеслами».
Учитель: Это верно, но необходимо уточнение. Вспомните, о чем мы говорили в самом начале урока.
Следуют ответы учеников: « О Липецком крае». Таким образом, формулируется тема урока учениками.
«Знакомство с народными ремеслами и промыслами Липецкой области».
На доске записаны слова: «ремесло» и «промысел»
Учитель: Ремесло и промысел, в чём их отличие, что обозначают эти слова?
Следуют ответы учеников, смысл ответов сводится к следующему: ремеслом владеет один человек, это система навыков, которая позволяет ему создавать предмет декоративно-прикладного искусства, промысел - когда люди семьями, селениями овладевают ремеслом с целью продажи своих изделий.
Учитель: Издавна весь быт русского человека был пронизан любовью к красоте. И хотя время меняет наши представления о красоте, мы с гордостью сегодня восхищаемся искусством народных мастеров, умеющих выявить природные свойства материала, его красоту" Народное декоративно - прикладное творчество» - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. Обычно бытовые предметы становились произведениями искусства. Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев.
Современная цивилизация приглаживает, причесывает и усредняет образ жизни и облик городов и горожан, следующих единой мировой моде. И в Европе, и в Австралии люди пользуются одинаковыми вещами, изготовленными по похожим технологиям - сошедшими с конвейера. Предметы быта, сделанные от начала до конца вручную одним мастером согласно традициям предков, перешли в разряд сувениров. Но потеряв свою утилитарную ценность, народное прикладное искусство, как правило, не умирает, ведь художественные ремесла – одно из самих ярких материальных отличий одного народа от другого.
Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, табуретки, сундуки – всё делалось с любовью. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы.
Учитель: Какие народные промыслы и ремесла в Липецкой области? О каких вы слышали, знаете?
Ученики: Романовская игрушка, Елецкое кружево, хохломская роспись, вышивка, резьба по дереву.
Вывод: Наша область, как лоскутное одеяло, создана из 7 губерний или из 18 районов. На территории Липецкого края издавна существовали такие промыслы, как кружевоплетение, гончарное ремесло, хохломская роспись, валяние из шерсти, лоскутное шитьё, вышивка, лозоплетение, резьба по дереву. Богата Липецкая область народными ремёслами и промыслами и славится мастерами своими. Давайте познакомимся с историей зарождения этих промыслов и их особенностями .
1.Елецкое кружево.
Как и когда зародился этот промысел, а так же об особенностях Елецкого кружева расскажет ученица.
(индивидуальное опережающее домашнее задание)
Особенности Елецкого кружева
Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью Елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.
За последние годы усилиями художников был создан ряд высокохудожественных образцов кружевного искусства как с мелкой, так и с крупной орнаментикой, имеющих особый, «Елецкий» характер узоров. В отличие от изделий мастериц других районов страны, Елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.
Учитель:- Какие узоры характерны для изделий Елецкого кружева?
- Какая сетка в Елецком кружеве?
- Какова особенность орнамента в Елецком кружеве?
Задание: Пользуясь описанием особенностей Елецкого кружева, выбрать из представленных на слайдах изделий – изделия Елецких кружевниц. Объяснить выбор, найти различия в композициях изделий, в особенностях оформления изделий. ( в презентации представлены изделия Елецких, Вологодских и Вятских мастериц)
См. Презентация
Ответы учеников.
Романовская игрушка
( Одна из учениц рассказывает о зарождении этого промысла и об особенностях Романовской игрушки. – индивидуальное опережающее домашнее задание).
Особенности романовской игрушки
Романовская игрушка многим отличается от Каргопольской, Абашевской, Дымковской, Филимоновской и других.
Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства.
Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой, сани с запряжкой в один конь.
Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.
Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
Мастер остроумно сохранил в одном произведении обычную традицию народного искусства изображать людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения.
Особенность липецкого декора игрушек — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла.
Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух- и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.
Учитель:- Какие цвета используются в Романовской игрушке?
- Какие фигуры и сюжеты встречаются в Романовской игрушке?
- Какие способы орнамента в оформлении игрушки?
Задание : Используя описание особенностей Романовской игрушки, определить где на слайдах именно она, объяснить в чем отличие от других глиняных игрушек (Дымковской, Абашевской, Филимоновской, Карпогольской).
см. Презентация
Ответы учеников.
Добровская игрушка
( одна из учениц рассказывает о зарождении этого ремесла – индивидуальное опережающее домашнее задание)
В Липецкой области есть промышленные залежи глины, почти повсеместно она пригодна для лепки. Артель (позднее цех) художественной керамики работала в селе Доброе Добровского района с 19 века, специализировалась на производстве глиняной посуды. Добровская глиняная игрушка имела локальное (ограниченное) производство. Чрезвычайно интересна форма женских и мужских фигур, так как основание игрушки делается на гончарном круге. Отличить «кавалера» можно по наведенным черным усам и гармони. Озорная крестьянка в яркой кофте и юбке уткнула руки в бока, кажется, пустится в пляс.
Учитель: - Какая форма у Добровской игрушки?
- Какие цвета использовали в раскрашивании Добровской игрушки?
Задание : Найти на картинках Добровскую игрушку, помня о ее характерных признаках.
Ответы учеников.
Резьба по дереву. Лозоплетение.
Липецкие узоры - хохломская роспись
( одна из учениц рассказывает о зарождении этих промыслов – индивидуальное опережающее домашнее задание)
Резьба по дереву и лозоплетение. (просмотр изделий на слайдах и изделий, которые находятся в кабинете)
Липецкие узоры-особенности хохломской росписи.
Более богатая и живописная южнорусская природа предопределила «парчовый» характер орнамента, а спелый пшеничный колосок стал символом благополучия в липецких мотивах. В начале XIX века производство деревянной посуды стало вытесняться более дешевыми и практичными изделиями из фарфора, фаянса, металла, но к концу XX века интерес к промыслу возродился. Большое влияние на становление стиля росписи оказало изучение мотивов Елецких кружев. Много времени провели художницы, входившие в творческую группу фабрики, в Липецком краеведческом музее: изучали историю икон, флору и фауну родного края. Этим объясняется то, что в липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыбок и стилизованных животных. Кроме того на фабрике стали расписывать в этом же стиле и изделия из металла (самовары).
Учитель: - Какие цвета краски используют в Липецких узорах?
- Какой характер орнамента в изделиях липецких мастеров?
Задание : Найти на слайдах изображения изделий Липецкой хохломы, пользуясь описанием особенностей узоров и цветовой палитры. Объяснить свой выбор.
См. Презентация
Ответы учеников.
Валяние из шерсти
( одна из учениц рассказывает о зарождении этого промысла – индивидуальное опережающее домашнее задание)
Из шерсти все можно делать. Вот мода пошла на дизайнерские валенки, с бисером, вышивкой и другими украшениями. Есть задумка выпускать валенки для собак, чтобы лапы зимой не мерзли. Да и вообще валенки в России - незаменимая вещь.
В разных селах Липецкой области есть мастера по валянию: Желтые пески, Измалково, Лев Толстой и т.д.
Но современный человек не перестаёт удивлять оригинальными новинками и придумывать что-то новое. Кому-то в голову пришла мысль при мокром валянии шерсти использовать ещё и ткань. Получилось нечто необычное – соединение натурального шёлка, атласа или другого материала с шерстью. Новый вид ткани впоследствии стали использовать при изготовлении уникальных предметов одежды и аксессуаров. И назвали всё это замысловатым словом нанофелтинг. Так древняя традиция перешла на новый уровень. Интерес к художественному войлоку в мире стремительно растёт. Экологически чистые, красивые и необычные вещи становятся очень модными и популярными в России.Картины из валенной шерсти, украшения, сумки, чехлы для телефона, шарфы, тапочки, шапочки и многое другое можно сделать из шерсти.
Просмотр слайдов с изделиями из валяной шерсти.
См. Презентация
Учитель: - Что такое шерсть?
- Шерсть каких животных используют для изготовления ниток и пряжи?
- Какое свойство шерсти позволяет делать из нее различные валяные вещи?
Лоскутное шитье.
( одна из учениц рассказывает о зарождении этого ремесла – индивидуальное опережающее домашнее задание)
В районах Липецкой области мастерицы вязали половички из обрезков ткани разной формы, шили лоскутные одеяла, салфетки, скатерти, применяли лоскутное шитье и в изготовлении одежды (фартуки, котомки, головные уборы, кофточки и. т. д.)
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Стиль «печворк», «квилт», «крези-квилт»-современное лоскутное шитье, которое становиться все более популярным как среди любителей, так и среди известных художников.
Просмотр слайдов с изображением изделий в лоскутной техники и образцов изделий, находящихся в кабинете.
См. Презентация
Учитель:- Как вы думаете, лоскутки из каких текстильных волокон использовали для изготовления изделий?
- Какими свойствами обладают ткани из растительных волокон?
- Почему в этих изделиях использовались геометрические орнаменты?
Ответы учеников.
7. Вышивка ( одна из учениц рассказывает об особенностях этого ремесла в районах Липецкой области– индивидуальное опережающее домашнее задание)
Особенности вышивки Липецкой области
Характерными для Липецкой области являются следующие виды вышивальных техник: «белая строчка», ее разновидность- Мураевенская вышивка, вышивка тамбурным швом.
Белая строчка – вышивка белыми нитками по продернутым ниткам белой ткани. Процесс вышивания таков: готовится сетка. Одинаковое количество нитей подрезается в определенной последовательности с двух сторон и выдергиваются из ткани. Сначала горизонтальные, потом вертикальные. Образуется ажурная сетка, ее обметывают по периметру, закрепляют ячейки сетки и сверху вышивают белый узор.
Данный вид вышивки уходит своими корнями в древность, его связывают с языческими обрядами. Белая строчка была распространена во многих областях России.
Мураевенская вышивка.
Мураевинская вышивка относится к ажурному строчевому шитью, которое выполняется по сетке, образованной в результате выдергивания нитей вдоль и поперек. Пустые клетки сетки заполняются различными узорами, состоящими из сновок (воздушных строчек), «настилов» и «навивов». Известные образцы мураевинской вышивки выполнялись белым по белому, но, по словам местных жителей, до революции использовали серебряные и золотые нити. Основными изделиями мастериц были полотенца, скатерти, различные элементы убранства кровати: подзоры, покрывала, наволочки.
Вышивка тамбурным швом.
Мастерицы Липецкого и Хлевенского районов украшали поленца, скатерти- столешницы, рубахи, части костюма тамбурной вышивкой. Она выполняется тонким металлическим крючком и состоит из петель. Вышивальшицы работали «от клубка», стараясь элементы узора прерывать как можно реже. Использовали красный и черный цвета.
Учитель: -Какие особенности у этих вышивальных техник?
- Какие цвета присутствуют в вышивке и что они символизируют?
См. Презентация
Задание: Найти на изображениях слайда и образцах на партах изделия традиционные для липецких вышивальщиц. И назвать виды вышивки Липецкой области. Рассказать какие языческие символы отразились в данной вышивке.
Какие древние славянские образы и знаки встречаются в липецкой вышивке?
Ответы учеников.
Самостоятельная работа.
Учитель: Проверьте свои знания самостоятельной работой, выполнив упражнение. (На парте у каждого листы с изображениями различных промыслов и ремесел, изображения пронумерованы. Запишите в тетрадь № и название липецких промыслов в один столбик и № и название липецких ремесел во второй столбик. )
Итоги самостоятельной работы.
Подведение итогов урока.
Учитель: Какова была цель нашего урока?
Ученики: Познакомиться с народными промыслами и ремеслами Липецкой области.
Учитель: Мы достигли цели?
Ученики: Да.
Учитель: Что нового узнали?
Ученики: Перечисляют промыслы и ремесла Липецкого края.
Учитель: Как вы думаете, эти знания пригодятся вам?
Да.
Учитель: Для чего необходимо знать свои корни, историю своего края, занятия своих предков?
Ученики делают вывод: Будущее невозможно без настоящего. Так как же прошлое нас связывает с настоящим. Художественные ремесла – одно из самих ярких отличий одного народа от другого. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
Завершить наш урок по краеведению хотелось бы такими словами:
Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру и быт. Не знать их, значит обеднять свое мировосприятие.
«Любить свой край, знать его
Особенности, его богатства,
его историю.
На этих лучших чувствах к родным
Местам и воспитывается подлинный
Патриотизм.»
М. Калинин
Домашнее задание. Посмотрите, есть ли у вас дома предметы народных промыслов, ремесел, принесите их на следующий урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Народные промыслы Владимирской области"
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к родному краю, его историко-культурным ценностям. Курс может быть предложен выпускникам основной школы как...
Народные промыслы Белгородской области
Знакомство учащихся с народными промыслами Белгородской области ,их историей на уроках изобразительного искусства...
Конспект урока знаний "60лет Липецкой области. 310-летие города Липецка"
Конспект классного часа к 1 сентября....
Урок развития речи в 6 классе. Публичное выступление "Народные промыслы Нижегородской области"
Урок развития речи с использованием краеведческого материала...
Народные промыслы Воронежской области
презентация на тему: Народные промыслы Воронежской области (5 класс)...
Праздничный женский русский народный костюм с. Ленина(бывшее Романово) Липецкой области
История праздничного женского костюма с. Ленино...