В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел ввиду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «способности – объяснение вашего успеха» Одарённость сейчас определяется как способность к выдающимся в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Поэтому одарённым ребёнком можно считать ребёнка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённость представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, ведь одна древняя мудрость гласит: «Каковы сегодня дети, - такими станут завтра министры и президенты». Поэтому сегодня остро встаёт вопрос о разработке системы работы с такими детьми, которая бы включала в себя разные уровни, такие как: Выявление одарённых детей; Развитие творческих способностей на уроках; Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская, проектная работа); Создание условий успешности по работе с одарёнными детьми. ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ. Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения. В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одарённых детей. Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время уроков. Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся 5-х классов, которые только что перешли в среднее звено. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Для диагностики одарённости среди учащихся других параллелей я использую методику, проводимую школьным психологом (школьный тест умственного развития). Он позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трёх учебных циклов: Общественно-гуманитарного; Естественнонаучного; Физико-математического; Всего 114 вопросов за 44 минуты. Результат - в процентах. Затем полученная информация сравнивается, анализируется и обобщается. Проблема выявления одарённых детей сложна и следует иметь ввиду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными. Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка. Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование. Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую. Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленные на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выгодский назвал «зоной потенциального развития». Поэтому широкое распространение здесь получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся. Приобщать учащихся к творческой работе. Прививать интерес к творчеству, поиску. Развивать навыки созидания, самореализации. (Например, Интегрированные уроки: с физикой «Путешествие в мир волокон», с биологией «Комнатные растения в интерьере», с информатикой и биологией: «Рациональное питание - основа здоровья и красоты», с ИЗО «В мире моды» и др. Мною накоплен опыт использования метода проектов при обучении учащихся 5-8 классов. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Нашими учащимися выполнено много интересных проектов. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентно способный и заслуживает рассмотрения. Например, «Сумочка на каждый день» (7кл.), «Колье - в подарок» (6кл.), «Панно в стиле батик» (8кл) и др. Особенно ценны и интересны коллективные творческие работы (где над одной темой работает группа девочек) такие как «Оформление интерьера кабинета технологии» (8кл.), «Родному городу посвящается» (8кл.) Каждый найдет себе достойное место и будет востребован. Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании "Новогодней ёлки" нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скрупулезно и четко выполняющие исполнители. (Проект восьмиклассниц «Проведение Новогоднего праздника»). Защита проектов - не менее интересный этап, ведь для него ученицы используют и сами сочиняют стихи, песни, сценки, используют компьютерные презентации. Представление проектов - открытое для всей школы мероприятие, где может побывать каждый, послушать девочек, поучиться, задать вопросы. Не удивительно, что проекты наших учащихся не раз были финалистами и занимали призовые места в районном конкурсе проектов. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня и, разумеется, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества. Таким образом, можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня. Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через вэб - камеру и т.д. |