Открытый урок "Ручные швы"
план-конспект урока по технологии

Номаконова Александра Петровна

Технологии модерации - инициация (начало урока, знакомство); – вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); – формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); – интерактивная лекция (передача и объяснение информации); – проработка содержания темы (групповая работа обучающихся); – подведение итогов (рефлексия, оценка урока); – эмоциональная разрядка (разминки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nomakonovoy_a.p.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

УРОК ТЕХНОЛОГИИ

Тема: «Ручные швы»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Класс: 5 «А»

Разработчик урока: 

учитель технологии

Номаконова Александра Петровна

Усолье-Сибирское

2022

Тема раздела: «Рукоделие. Технология выполнения простейших ручных швов»

Тема урока: «Выполнение простейших ручных швов»

Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку», сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;
  2. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.
  3. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в малых группах

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Технологии модерации - инициация (начало урока, знакомство); – вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); – формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); – интерактивная лекция (передача и объяснение информации); – проработка содержания темы (групповая работа обучающихся); – подведение итогов (рефлексия, оценка урока); – эмоциональная разрядка (разминки).

инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, смена физической активности

Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; эскизы  орнаментов вышивки народного костюма, выполненные учащимися; раздаточный материал: «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва «вперед иголку» карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, иглы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

1) Закрепить навыки работы с инструментами

2) Научить видеть цвета в вышивке

2. Метапредметные:

Познавательные УУД:

1) Закрепить знания о декоративно-прикладном творчестве

2) На основе анализа швов делать выводы.

3) Уметь работать с инструкционными картами и находить в них ответы на поставленные вопросы.

4) Ориентироваться в выборе цветов ниток

Регулятивные УУД:

1) Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2) Прогнозировать предстоящую работу.

3) Развивать умение высказывать своё предположение по поставленному вопросу.

4) На основе анализа делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) Формировать умение работать в паре, группе.

2) Учиться представлять результат своей работы.

3) Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные:

1)  Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2)  Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

3) Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ХОД УРОКА

  1. Инициация. Организационная часть урока «Ниточка цветонастроения» (3 мин).

 Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета). Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

  • Создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;
  • Создание ситуации успеха на уроке;

У вас в руках ниточка, выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде, напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот, у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.

(Ученики дают название группе (ниточка, травушка,)

  1. Вхождение или погружение в тему. Сообщение темы и целей урока. (5 мин).

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового

 «Сундучок с сокровищами», слайд №4

– Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

 3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

 4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

5.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=(напёрсток)

(Проверить выполнение задания каждой командой-участницей, цветной стикер (сами выбирают цвет.)

Зная, какие предметы лежат в сундучке, попробуйте назовите тему сегодняшнего урока. (Простейшие виды швов) слайд№5 ,7

  1. Формирование ожиданий учеников ((планирование эффектов урока) ...2 мин (растение ожиданий) слайд№6

На каждом столе стоит дерево, и 8 ниток по 4 белого и чёрного цвета.

Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос: интересно вам будет, получится ли то, что запланировано на уроке, а может наоборот, будет неинтересно, потому что опасаетесь, что не справитесь с работой... Часто мы не добиваемся поставленных целей из-за страха перед тем, что у нас что-то не получится. Встречаясь с чем-то новым, пасуем и в результате к финишу приходит другой. Подумайте, какая мысль у вас возникла, когда вы увидели тему урока и возьмите ниточку чёрную или белую, привяжите её к дереву.

  1. Интерактивная лекция. (Передача и объяснение информации). Мотивация учащихся. («Русская краса») (5 мин) презентация слайд №8

У вас ребята в руках ниточка, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты, настоящие письмена от наших предков.  

Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и эскизов работ учащихся

Вышитые орнаменты на Руси использовали для украшения одежды.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Посмотрите на слайд: №9,10,11 одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества Слайд№12,13,14

В народе русский костюм описывают так: Слайд№15

Заговор-заклятье.

Пойду ль я во чисто поле –

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чистом поле

На ровное место,

Облаками облачуся,

Небесами покроюся,

На главу свою кладу

Красное солнце,

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами –

От всякого злого недуга.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Слайд№. 16,17

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.Слайд№18

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Слайд №19 Какие орнаменты вам знакомы? (Обращает внимание на эскизы)

Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д.

Русский народный костюм в произведениях известных художников достаточно распространён. №20,21

Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары

и вы сегодня сами создадите  неповторимые авторские работы

  1. Эмоциональная разрядка (разминки).

Разминка. "Путаница" Текущий инструктаж (5 мин) (отработка правил техники безопасности в игровой форме) слайд №22

 Но качество и безопасность работы во многом зависит от умения использовать приспособления и инструменты.

В качестве разминки, вы вспомните правила безопасной работы с сокровищами из сундучка.

 На карточках написаны предложения с неправильно расставленными словами, поэтому пока бессмысленные. Командам необходимо уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова. И самим встать по порядку расставленных слов и показать без слов правило, которое вы распутали:

  1. Ножницы концами должны себе стороны, с сомкнутыми с правой     кольцами к всегда лежать
  2. Игольнице иголки хранить и в булавки  
  3. Кольцами ножницы сомкнув вперед, их лезвия передавай.
  4. Вкалывать во работы не время и булавки в иголки одежду.

 

Приклеить стикеры на доске каждой команде.

Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ. (презентация т.б.)слайд №23,24,25

  1. Отработка материалов лекции. (20 мин)."Дело мастера боится" слайд №26

А теперь, как говорится "дело мастера боится", мы с вами, выполнив всего один ручной шов «вперед иголку», создадим авторский орнамент, который вы представите на общее обозрение

Актуализация прошлых знаний

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

1.Вводный инструктаж. Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах: ткань, нитки мулине разного цвета вдеты в иголки). Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует:

  1. Необходимо создать единый орнамент, сделав всего 10 стежков швом «вперёд иголка» каждый выбирает нить своего цвета.
  2. Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке.
  3. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. З
  4. атем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. Стежки располагают в направлении справа налево.
  5. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками.

 Вы будете вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ на слайде инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»).

  2.Практическая работа (инструкционная карта на столе каждой группы и слайд №27,28,29,30,31

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.

  1.  Итоги урока (5 мин)

Презентация работ.

Каждая группа презентует свои работы и комментирует орнамент, который хотели вышить

 Из отдельных стежков ручным швом «вперед иголку» получился индивидуальный народный орнамент. Ученицы объясняют значение орнамента.

 Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

 VIII.   Рефлексия 

  Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да, то поменяйте ниточку на дереве

Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.

Всем спасибо! Удачи! Длинной вам ниточки во всех ваших делах…слайд№32

Аналитическая справка

по итогам проведения урока  технологии в 5 классе

Номаконовой Александрой Петрвной, учителем технологии

МБОУ «СОШ №17» г.Усолье-Сибирское

Тема урока: «Выполнение простейших ручных швов».

Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер. Обучающая – закрепление навыка работы с инструментами, при выполнении практической работы; развивающая – развитие регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений); воспитывающая – воспитание эстетического вкуса.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе, самостоятельному отбору информации в различных формах работы – индивидуально, работа в парах. Результаты урока прогнозируются и диагностируются как предметные, метапредметные, личностные.

Цели применения учителем технологии модерации- это погружение в тему, разминка,

эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание учителем высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, формирование ожидаемых опасений.  

Эта технология соответствует теме урока, так как урок направлен на формирование УУД. Данный урок вводный в тему, поэтому не предполагает оценивание учащихся, только фиксирование пройденного этапа с помощью цветных стикеров, результатом урока является отработка навыков и умение работать в группе.

К проведению занятия подготовлены рабочие места учащихся, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.  

Формирование ожидаемых опасений у учащихся прошло в комфортной психологической обстановке.

Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. Психологически учитель подготовил учащихся к изучаемой теме, они сами вышли на тему и цель урока. Для организации внимания использовалась презентация, инструкционно-технологические карты с практическим показом приемов работы по выполнению простейших ручных швов. В практической части урока проводилась самостоятельная работа учащихся по выполнению орнамента швом «вперед иголку», «шнурок». В заключительной части урока был подведен итог  с демонстрацией выполненных орнаментов в группах.

В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока, с использованием технологии модерации и согласно возрастным особенностям детей.

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС.

Дата 28.12.2022

Директор МБОУ «СОШ №17» ______/О.А.Михайлова/

Зам. директора по УВР         _____        / Т.Н.Бальчугова/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....