Конспект урока : Декоративная обработка древесины. Роспись по дереву.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Сивчикова Татьяна Николаевна

Декоративная обработка древесины. Роспись по дереву. Городецкая роспись

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сивчикова Т.Н. – учитель технологии МБОУ СОШ № 91 г. Воронежа

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Вводная часть

1 Класс 5

2 Тема урока – Создание декоративных изделий из дерева (художественная роспись).

3 Тип урока – Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.

4 Программа – Модифицированная по курсу технология для неделимых 5 – 8 классов составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

5 УМК – Учебники под редакцией В.Д. Симоненко «Технология» (Обслуживающий и Технический труд.)

6 Соответствие стандарту образования: Используемый учебный материал конкретизирует содержание учебных тем программы, согласно действующим образовательным стандартам общего образования.

7 Компетенции, развивающиеся на этом уроке:

Учебные  компетенции:

- Связывать воедино и использовать отдельные части знаний в области истории, в области изобразительного искусства, в окружающем мире.

Исследовательские компетенции:

- Получать и обрабатывать информацию

- Видеть связь между настоящим и прошлым в истории развития декоративно – прикладного творчества.

- Обращаться к различным источникам знаний, извлекать информацию и использовать их в своей образовательной деятельности.

Коммуникативные компетенции:

- Взаимодействие с учителем во время беседы.

- Высказывать своё мнение и выступать перед классом.

8 Место данного урока в системе уроков по определённому разделу: Данная тема урока является вводным уроком в разделе программы 5 класса – Декоративная обработка древесины.

9 Межпредметные связи: Изобразительное искусство 5 класс, история Древней Руси, география, окружающий мир.

План конспект урока:

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием  декоративная обработка древесины, с её видами и способами обработки.

Задачи урока:

Способствовать формированию новых понятий по разделу декоративная обработка древесины.

Формирование художественной культуры, интереса к народным художественным промыслам, интереса к изучаемому предмету.

Способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.

Оборудование урока: Компьютер, мультимедиапроектор.

Наглядный материал:  Образцы древесины, готовые поделки из дерева, изображения произведений народных художественных промыслов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 2)
  3. Сообщение нового материала.

Вопрос классу:

Давайте подумаем и вспомним какой распространенный строительный материал использовал человек для удовлетворения своих потребностей?

Рассмотрите картинки и ответьте на поставленный вопрос. (Слайд 3)

(Русские избы, декоративное убранство избы, деревянные орудия труда, предметы домашнего быта, утварь...) Человек с древнейших времен использовал всё, что давала ему природа материалы, мотивы, образы взятые из природного окружения, иначе говоря широко используемый материал – это древесина.

Древесина – это один из самых распространённых материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда и многое другое.

Вопрос классу:

Какие породы древесины вы знаете, назовите их?

Древесные породы (Слайд 4)

В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различных пород.  Все древесные породы подразделяются на хвойные (ель, сосна, лиственница, кедр и др.) и лиственные (дуб, бук, береза, осина и др.)  Древесина каждой породы имеет свой рисунок – текстуру.

По трудности обработки древесина подразделяется на мягкую (осина, липа. Сосна и др.), твердую (дуб, береза и др.), очень твердую (акация белая, тис и др.)

И так мы видим, что человек с древнейших времен использовал древесину и приобретал навыки и способы её обработки. Дерево было любимым материалом народных умельцев. Человеку свойственно стремление к красоте, поэтому  он стремился окружить себя не только полезными, но и красивыми вещами к которым прикоснулась рука художника. Так что же такое декоративная обработка изделия?

Вопрос классу:

Как вы понимаете что такое декоративная обработка изделия? (Слайд 5)

Декоративное искусство зародилось очень давно.  Ещё   при  родовом строе человек украшал себя браслетами, кольцами, подвесками, серьгами. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища.

Декоративное искусство происходит от французского слова «dekor»  - « украшение».

Человек с древнейших времен украшает себя, свои постройки и вещи, используя ритмические узоры, различные знаки и символы.

Слово учителя: Немного из истории. Давайте мы с вами немного попутешествуем и вернёмся в далекое прошлое наших предков и посмотрим как обрабатывали дерево народные умельцы в разных уголках нашей страны, какие изготавливали изделия и как их украшали. Секреты народного мастерства передаются из поколения в поколение.

Изделия из бересты (Слайд 6)

Из белой березы народные умельцы делали нужные для хозяйства и удобства вещи – корзины и короба.

Береста  - наружная часть коры березы, легко доступный и простой материал.

Берестяные изделия украшали росписью, резьбой, теснением. В берестяных тусах хранили мёд, ягоду, сметану, масло. А еще из берёзы делали шкатулки, ларцы, всевозможные коробочки, лапти. Из бересты тонким ножом вырезали кружевные узоры. Иногда мастера, чтобы подчеркнуть узор или рисунок подкладывали под берестяное  «кружево» цветную фольгу. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками – это называется теснением.

Прорезная резьба (Слайд 7)

Прорезной называется резьба, при которой способом сквозного выпиливания удаляют фон. Этот  вид резьбы часто применяется для украшения мебели, предметов быта, конструктивных элементов домов. Основной инструмент для выполнения прорезной резьбы служит ручной лобзик. Для выполнения больших по размеру композиций прорез ной резьбы ( украшения наличников, окон, карнизов, витринных досок) используют выкружную  лучковую пилу.

Золотая Хохлома (Слайд 8)

Мастера из Хохломы (село в Нижегородской области) раскрашивали деревянные изделия  золотыми и багряными красками осенних лесов. С 17в. В Нижегородском крае проходили ярмарки, где торговали расписной посудой изготовленной из дерева. Хохломская роспись отличается сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным. Мастера чаши натирали оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь для просушки. И происходит чудо, деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным красным рисунком.

Городецкая роспись (Слайд 9)

Художественный помысел  сложился в старинном волжском Городце (Нижегородской области). Известно по летописям с  1152г. Городец  славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой послужили источником рождения народного промысла. Особенностью городецкой росписи – чистые, яркие краски, чёрный контур, белые штрихи, создающие условный объём. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и  жанровые сценки. Традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Со временем промысел развивался и совершенствовался. Постепенно роспись технологически простая, вытеснила трудоёмкую. Постепенно выработались самобытные приёмы Городецкой росписи.  Многоэтапность сокращается. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалёвок» нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белым и чёрным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки – качалки, детскую мебель, декоративное панно, блюда, токарную посуду.

Лаковая миниатюра (Слайд 10)

Талантливые миниатюристы из села Палех Ивановской  области своим творчеством прославили родное село. Оно получило известность  как село – академия, готовили художников иконописцев. Каждый из старых мастеров Палеха внёс свой значительный вклад в становление лаковой миниатюры. Художники иконописцы перешли от сковывающих иконописных канонов в изображении фигуры и обращение их к широкому кругу сюжетов, благодаря накопленному опыту в искусстве древнерусской иконописи: декоративное обобщение рисунка, плоскостное построение живописной композиции.

Закрепление пройденного материала

Сегодня на уроке мы с вами  ознакомились  с новым понятием  декоративная обработка древесины, с её видами и способами, которые использует человек  и в наши дни. На практическом занятии  попробуем изготовить несложное изделие в технике художественной росписи по дереву (Городецкой).

Задание классу:

Разгадайте кроссворд.

Если правильно решить кроссворд по горизонтали, то в вертикальном столбце можно прочесть название самого распространённого строительного материала  известного ещё с древнейших времён.

  1. Искусство украшать предметы быта?
  2. Наружная часть кроры берёзы?
  3. Русская народная игрушка из дерева?
  4. Вид художественной росписи происходит от названия старинного волжского села?
  5. Вид резьбы при которой удаляют фон?
  6. Как называется роспись поддереву золотыми и багряными красками?

д

е

р

е

в

о

  1. Декор
  2. Береста
  3. Матрёшка
  4. Городец
  5. Сквозная резьба
  6. Хохлома

Практическая работа

«Украшение дощечки по мотивам Городецкой  росписи»

Вводный инструктаж учителя:

- сообщение   учащимся названия практической работы (Слайд  11)

- разъяснение учащимся задач практической работы;

-отработка практических умений  и навыков в технике  Городецкой росписи с использованием  инструкционных  карт;

- ознакомление учащихся с объектом труда – образцом работы;

ознакомление учащихся со средствами обучения (оборудование, инструменты, материалы);

- типичные ошибки при выполнении работы;

- инструктаж по технике безопасности и правильной организации работы.

Слайд ( 12)

 Необходимые инструменты и материалы.

 Подготовка доски под роспись.

 Приемы Городецкой росписи

Заключительный инструктаж учителя:

Объявить об окончании работы

Подведение итогов урока:

Вопрос классу:

 С чем познакомились на уроке, что узнали нового?

Домашнее задание (покрыть дощечку лаком).

Уборка кабинета.

Список литературы для подготовки конспекта урока:

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. – 2-е изд. испр. – М.:  Айрис – пресс, 2004.
  2. Дорожин Ю. Хохломская роспись. – М.: Издательство «Мозаика – синтез», 2003.
  3. История искусства для детей. Живопись  - М.: Издательство «РОСМЭН», 2004.
  4.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой: Кн. для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...

Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву.

Урок технологии 5 класс "Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву"...

ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ 5 КЛАСС.

Материал содержит презентацию, рассказывающую о видах резьбы....

Конспект урока технологии обработки древесины "Подготовка поверхности для выжигания"

Конспект урока для 5 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Столярное дело....

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.

План урока на тему "Художественная обработка древесины. Резьба по дереву."...