Урок "Декоративная обработка древесины" - 5 класс (в рамках ФГОС)
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
5 класс
Тема раздела: Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Декоративная обработка древесины
Тема урока: Сквозная - Прорезная резьба
Цели урока:
- образовательная:
- способствовать формированию знаний об основных декоративно-прикладных видах искусства, о технологическом процессе прорезной резьбы ручным лобзиком, о способах работы электрическим лобзиком;
- отработка приемов работы ручным лобзиком - научить приемам подготовки заготовки – зачистке и шлифованию, перевода рисунка на заготовку, крепления заготовки к верстаку, регулировки положения заготовки относительно лобзика;
- развивающая:
- способствовать развитию эстетического, логического, технологического мышления, памяти и культуры речи;
- способствовать формированию первоначальных навыков и умений работы ручным лобзиком; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе;
- воспитательная:
- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, интереса к профессиональной деятельности резчика, чувства прекрасного, трудолюбия, ответственности за выполненную работу.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: компьютер, медиапроектор, универсальные верстаки, сверлильный станок, ручные лобзики, струбцины, пилки, заготовки из фанеры
- Дидактическое обеспечение: учебник «Технология» (вариант для мальчиков),
5 класс, под ред. Симоненко В. Д., 2012, рабочая тетрадь, рабочие папки (технологические карты, инструкция по ТБ, карточки-задания, понятийный аппарат)
- Наглядный материал: презентация по теме урока, выставка работ учащихся, портрет изобретателя электрического лобзика (Альфреда Кауфманна)
- Учебно-техническая документация: образцы объекта труда (изделия из фанеры с прорезной резьбой), шаблоны из картона
- Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя», кроссворд
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Словарная работа: ручной лобзик, злектролобзик, пилки, прорезная резьба, декоративно-прикладное искусство
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
- Организационный момент –
Встали ровно и красиво,
Прозвенел звонок уже.
И считаю справедливо -
Начинать урок ведь нужно мне?!
Готовность к уроку, проверка присутствующих, наличие спецодежды, назначение дежурных.
- Актуализация знаний учащихся
Стихотворением Василия Федорова я начну свой урок. Презентация. Демонстрация изделий.
От житейской экспрессии
В поредевших лесах
Умирают профессии
У меня на глазах.
Мастера и работники,
Рукотворцы хором,
Где вы, русские плотники
С золотым топором?
Этих «где» - изобилие,
Для ответов на них
Нам остались фамилии
От профессий былых.
А какие же это профессии? Слайд 1
- Резьба. Резчик.
Правильно, ребята.
III. Целеполагание
Вот с этим видом декоративно-прикладного искусства – резьбой по дереву мы сегодня и познакомимся, с историей появления резьбы, мы будем учиться готовить инструмент к работе, выполним тренировочные упражнения по резьбе. Ваши успехи в резьбе во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться лобзиком.
- Изучение нового материала
Слайд 2,3
Век за веком отрабатывались и совершенствовались на Руси приемы обработки древесины, оттачивалось мастерство резчиков. Однако в конце XIX — начале XX века, в связи с различными изменениями в стране, многие центры резьбы по дереву приходят в упадок, утрачиваются эстетические достоинства крестьянских изделий. Именно в это время в Подмосковье возникает промысел резьбы по дереву. Впервые в истории кустарных ремесел он появился по инициативе профессиональных художников и народных мастеров.
Слайд 4,5
Здешняя живописная природа послужила источником вдохновения для многих.
Особенно сближало художников единство идейных убеждений, любовь к национальной культуре. Они создали один из первых в России музей народного искусства. Постепенно перед художниками все полнее раскрывались особенности народного искусства, многообразие его пластических и декоративных решений. Они все более убеждались, что искусство народной резьбы по дереву еще живо, есть и талантливые, самобытные мастера, способные вдохнуть жизнь в угасающее творчество.
Слайд 6,7
Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль.
Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.
Слайд 8
Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой мебели и церковных иконостасах в храмах.
Слайд 9
Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур – все это выпиливается (прорезается – отсюда и название) лобзиком или пилой.
Слайд 10
Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.
Слайд 11
Демонстрация электролобзика, его возможностей и пример изделий, выполненных с его помощью. Декоративная этажерка под цветы – стоит в кабинете.
? учащимся: Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой?
- Желание отвлечься, выразить свои чувства…
Правильно, молодцы! Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Популярным видом художественной обработки дерева является пропильная (сквозная ажурная) резьба.
Слайд 12
Демонстрация учителем основных деталей ручного лобзика
V. Самостоятельная работа учащихся. Работа с терминами
Работаем с ручным лобзиком.
Задание:
Найди детали ручного лобзика по рисунку и на самом лобзике. Воспользуйся карточкой 1.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление знаний учащихся
Упражнение «Проверь себя»
Задание: Напиши названия деталей ручного лобзика. Воспользуйся карточкой 2.
Слайд 13
Основные правила работы ручным лобзиком.
Слайд 14
VIII. Подготовка к выполнению прорезных работ
Вводный инструктаж учителя.
При освоении навыков работы ручным лобзиком, чтобы не причинить вред здоровью, следует выполнять ряд правил.
Задание 1:
- Прочитайте правила безопасной работы ручным лобзиком (учебник, стр. 31). Назовите правила безопасного труда, которые необходимо соблюдать при выполнении сквозной резьбы.
- Рабочее место для выполнения резных работ – это верстак, на котором установлен станок-подставка и разложены необходимые инструменты, приспособления и заготовки изделия. Рабочее место должно находиться в полном порядке, на рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
Задание 2:
- Демонстрация подготовки ручного лобзика учителем. Слайд 15
- Чтобы подготовить лобзик к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий:
- перед началом работ перевести рисунок детали изделия на заготовку при помощи копировальной бумаги или кальки;
- открутить зажимные винты лобзика;
- закрепить нижний конец пилки в лобзике зубцами вниз, от рамки;
- закрепить рамку лобзика в тисках и натянув пилку зажать верхний конец в зазоре верхнего зажима;
- установить заготовку на станке-подставке, используя струбцину;
- начать пиление от края движением лобзика вверх-вниз без рывков, держа лобзик перпендикулярно заготовке;
- выполнить пробный пропил.
- Для качественно выполненной работы необходимо последовательно выполнять приемы резания и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную деталь с прорезной резьбой.
Слайд 16
IX. Практическая работа
Слайд 17
Практическая работа 1:
Отработка приемов работы ручным лобзиком. Выполнение тренировочных упражнений резьбы лобзиком по инструкционной карте.
Цель:
формировать первоначальные навыки подготовки ручного лобзика к работе, начало и окончание работы по установке пилок, выполнение пропила.
Задание:
1. Подготовь лобзик к работе.
2. Проверь качество натяжения полотна пилки в лобзике.
3. Выполни пробные пропилы.
Практическая работа 2:
Выпиливание детали изделия из заготовки, по инструкционной карте.
Цель:
формировать навыки выполнения ровного пропила с плавным поворотом и поворотом на угол.
Задание:
- объясни и продемонстрируй приемы перевода рисунка, схемы, чертежа на заготовку, установки пилки, закрепления заготовки, регулировки натяжения пилки, крепления струбцины на станке-подставке;
- на заготовке начерти схему по образцу;
- выполни запилы строго по намеченным линиям;
- отработай приемы выполнения пропилов по технологической карте (закрепление материала);
- практическая работа: выполни образец пропильной резьбы.
Текущий инструктаж учителя:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест;
- проверка соблюдения правил ТБ;
Слайд 18
- инструктирование по выполнению задания;
- целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).
Слайд 19
Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание (по выбору):
1. Разгадать кроссворд
2. Подготовить рассказ об истории возникновения декоративно-прикладного искусства
3. По материалам презентации найти информацию о прорезной резьбе и ответить на вопросы
Домашнее задание:
1. Выучить термины.
2. Знать последовательность выполнения работ.
3. Повторить правила безопасной работы ручным лобзиком.
4. Принести рисунок, схему или чертеж изделия.
X. Заключительное слово учителя:
Умение резать не дается просто так. Мастера, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими лобзиками, стамесками, резцами. Поэтому необходимо понимать, что лобзики – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не выпилят, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться. Слайд 20
Выставление оценок. За теорию и практику.
Урок окончен. Спасибо.
Считаю, что цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Резьба - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом
История промысла В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву (первое упоминание о Богородском относится к августу 1491 года в духовной грамоте (завещании) его сына Андрея), в 1595 году оно стало собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно они заложили основы резьбы по дереву, прославившей нынешнюю «столицу игрушечного царства» на весь мир. Село Богородское стало одним из центров народного творчества и русского прикладного искусства.
ВИДЫ РЕЗЬБЫ Плосковыемчатая резьба - характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал) геометрическая (трёхгранная резьба) — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка) чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской
ВИДЫ РЕЗЬБЫ Рельефная резьба - характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются кудринская — зародилась под Москвой, в деревне Кудрино . Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов резьба « Татьянка » — этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент
ВИДЫ РЕЗЬБЫ Скульптурная резьба - отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций Отдельным подвидом её считается богородская резьба . Так же разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного
СКВОЗНАЯ РЕЗЬБА Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком )
СКВОЗНАЯ РЕЗЬБА
СКВОЗНАЯ РЕЗЬБА Первый электролобзик был создан в 1946 году Альбертом Кауфманном инженером компании Scintilla AG (Швейцария). Он заменил иглу в швейной машине на лезвие. В продаже они появились в 1947 под названием Lesto jigsaw (лобзик Лесто ). В 1954 компания была куплена фирмой Bosch . В 1964 название было изменено на Bosch jigsaw (лобзик Бош).
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ – один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Мастера создают замечательные узоры на дереве, а также изготовляют художественно оформленные изделия, украшающие наш быт. Материалы и инструменты Ручной лобзик Лобзик состоит из рамки 1 с ручкой 2 , верхним 3 и нижним 4 зажимными винтами
ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ Фанера Пилку закрепляют в зажимах лобзика так, что бы «зубцы» были направлены к ручке лобзика Пилки надфили Станок-подставка
ваза для печенья схема для выпиливания лобзиком
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ распечатываем схемы и переводим их на фанеру собственно, выпиливаем детали по контуру берем дрель и сверло под диаметр лобзиковой пилки и сверлим отверстия
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ все детали обрабатываем "шкуркой" и надфилями берем строительный клей ПВА и склеиваем покрываем изделие лаком
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание: по технологической карте изготовить изделие «Подставка под горячее» выполнив прорезную резьбу
Правила техники безопасности Заготовку необходимо правильно и устойчиво закрепить на верстаке или столе При работе с лобзиком следует избегать рывков и следить, чтобы полотно не изгибалось Никогда нельзя направлять полотно пилки пальцем Рука, придерживающая заготовку, должна располагаться на безопасном от пилы расстоянии Для уборки стружек используют специальную щетку Для удобства работы с лобзиком можно оборудовать рабочее место специальной верстачной дощечкой, изготовленной из толстой фанеры Перед работой нужно вставить пилку в нижний зажим так, чтобы зубчики смотрели вниз, и закрепить ее верхним зажимом Пилку надо как следует натянуть и закрепить, иначе она быстро сломается. Хорошо натянутая пилка звенит, а не дребезжит, если к ней прикоснуться рукой При выпиливании лобзик нужно держать все время перпендикулярно, движения должны быть плавными и легкими, без сильного нажима. При работе пилка лобзика нагревается, поэтому необходимо иногда устраивать перерыв
Вот такое изделие у нас получится
Ребята со своими изделиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план информационно-экскурсионной деятельности по экологическому воспитанию школьников для 1-го класса в рамках ФГОС
рабочий опробированный план для 1 класса в рамках ФГОС...
Конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС
Конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС...
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признаниесамоценности творческого раз...