Статья. Формы организации уроков технологии
статья по технологии (5 класс)

Рыбкина Наталья Анатольевна

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий. Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований. Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий. Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований. Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения.

Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но и от организационных форм учебной работы.

Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.

Принципиальным отличием современного подхода к уроку является его ориентация на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, в частности: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

К современному уроку предъявляются следующие основные требования: урок должен быть проблемным и развивающим – учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся.

Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация, под которой подразумевается особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

В связи с новыми требованиями стандарта перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации строится с учетом возраста ребенка; специфики содержания уроков технологии; меры сформированности универсальных учебных действий у учащихся.

Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приемы: предъявить противоречивые факты теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Однако уроки технологии имеют организационную особенность, обусловленную спецификой предмета. Урок технологии состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения.

Наиболее общими элементами различных уроков технологии являются:

  • организационная часть;
  • сообщение темы и целей урока, мотивировка целей обучения;
  • актуализация и проверка знаний ранее изученного учащимися учебного материала;
  • изложение нового материала;
  • закрепление нового материала;
  • вводный инструктаж учителя, включающий объяснение порядка выполнения практического задания в практической работе, показ и объяснение приемов работы с учетом требований техники безопасности, а также приемов самоконтроля за ходом и результатами практического задания;
  • самостоятельная работа учащихся по выполнению полученного задания, текущее инструктирование учащихся учителем и контроль за их работой;
  • итоговая часть урока, включающая в себя прием учителем выполненных учащимися работ и заключительный инструктаж, а также подведение общих итогов урока и уборку рабочих мест и всего учебного кабинета.

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода: организационный момент; актуализация знаний; постановка учебной задачи; «открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения); первичное закрепление; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; самоанализ и самоконтроль; включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексия деятельности (итог урока).

Вместе с тем к каждому уроку предъявляются следующие дидактические требования: четкость дидактической цели; соответствие учебного материала урока учебной программе; изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии; целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура урока; организационная четкость урока; соблюдение правил безопасности в работе учащихся; использование различных организационных форм работы учащихся на уроке.

В настоящее время установились три основные формы организации работы учащихся на уроках технологии: фронтальная; групповая (звеньевая); индивидуальная.

Достоинства и недостатки каждой организационной формы следует рассматривать одновременно с двух точек зрения. Важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков; не менее важно, чтобы при организации обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для всех учеников. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения новых рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы одновременно занимающихся учащихся.

Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что ученик, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца сам, видит результаты своей работы. Он осваивает при этом все трудовые операции, овладевая всем кругом соответствующих умений и навыков.

Вместе с тем фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои трудности и недостатки. Фронтальную работу нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех учащихся необходимым оборудованием и инструментами. Индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий, что нарушает фронтальность учебной работы учащихся.

Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет свое задание.

При формировании групп стоит учитывать следующее:

  • небольшие группы (3–6 человек) могут работать как над теоретическими, так и над практическими заданиями – на уроке, а также на внеурочных и внешкольных занятиях;
  • состав групп постоянен, каждая группа представляет своего рода «миниатюру класса», в группу должны входить учащиеся различающиеся образом мышления, умением взвешивать принимаемые решения.
  • работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить, и подчиняться;
  • группы работают под обязательным контролем учителя – это помогает разрешить тупиковые ситуации и оценить индивидуальные результаты.

Применительно к курсу «Технология» можно сказать, что групповая форма организации работы учащихся особенно приемлема при выполнении проектов. Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется руководство учебным процессом: учителю приходится осуществлять контроль одновременно за несколькими разнообразными рабочими участками.

Но и достоинства этой организационной формы очевидны. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес к работе.

Индивидуальная форма организации работы, выполнение каждым учащимся различного задания, применяется сравнительно редко. Конечно, для сильного ученика, которому дана сложная, интересная задача, и для слабого, который также выполняет посильное задание, такой вид важен для самоутверждения. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы организации учебной деятельности"

Статья, посвященная формам организации учебной деятельности...

Статья "Формы организации учебной деятельности."

Статья может быть полезна учителям русского языка....

Нестандартные формы организации урока английского языка с использованием игровых технологий

Как организовать урок английского языка в школе? Как заинтересовать учащихся этим непростым, но таким важным предметом? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и каждый находит какое-то свое решен...

Статья "Формы организации работы с родителями детей с ОВЗ"

В статье раскрывается понятие "Компетентность родителей". Приводится пример организации "Университет для родителей", которая взаимодействует с родителясми умственно отсталых детей ...

Статья: "Формы организации учебной работы"

Посвящена организации продуктивной учебной  работе в классе на уроке....

Статья "Формы организации воспитательной работы в дополнительном образовании"

Текущий год принёс новый опыт в развитие коммуникативных навыков учащихся. Массовые мероприятия были запрещены, и внеучебная жизнь отделения дополнительного образования детей протекала в онлайн-формат...