Методическая разработка урока по технологии "Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы" 6 класс
методическая разработка по технологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №165
Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
по технологии для 6 класса
«Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы»
Составил:
Тартаковский Александр Евгеньевич
Учитель технологии
Санкт-Петербург
2022 г.
Цель:
Создать условия для развития навыков культуры труда
Задачи:
-формирование общего представления о художественной обработке древесины в технике контурной резьбы;
-формирование умений по планированию работы;
-развитие умений рефлексии и анализа деятельности одноклассников;
-воспитание культуры взаимопомощи и сотрудничества, коммуникативной компетенции;
-развитие познавательного интереса к предмету и творческого применения знаний;
Предметные УУД:
• понимать роль трудовой деятельности и работы с древесиной;
• иметь представления о единстве и гармонии образа в создании изделия;
• выполнять творческие работы, умение владеть определенными художественными материалами;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу
Метапредметные УУД:
Познавательные:
• определять цель, проблему в учебной деятельности.
Регулятивные:
• планировать, определять проблему в учебной ситуации, выбирать средства достижения цели;
• работать по плану;
•излагать свои идеи и мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, уметь принимать другую точку зрения;
Коммуникативные:
•принимать участие в диалоге; давать аргументированные примеры
Личностные УУД:
•понимать ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни;
•формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с окружающими;
Оборудование: презентация, экран, компьютер, проектор, оборудование и инструменты для резьбы по дереву
Ход урока | ||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 |
I. Организационный момент. Постановка целей и учебная мотивация | Мотивация учащихся к изучению нового материала. Обеспечение каждого ученика раздаточным материалом. Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
| Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку- инструменты и материалы на рабочих столах для практического задания. На доске – презентация (для установления темы и целей урока). Педагог осуществляет помощь и советы в планировании. Что за работы представлены на экране? Из какого материала? Какой вид художественно обработки древесины был пройден в прошлом году? | Учащиеся готовят рабочее место: проверяют достаточное количество раздаточного материала и инструментов, вспоминают технику безопасности | Регулятивные: определяют цель в учебной деятельности, планируют деятельность на урок, выдвигают идеи, выбирают средства достижения цели. Личностные: осознают свои интересы в рамках учебных целей |
II. Изучение нового материала | Беседа. | Введение в содержание урока, знакомство детей с пошаговым планом урока. 1.История художественной обработки древесины 2. Виды резьбы по дереву 3. Оборудование и инструменты для резьбы Знакомит с планом работы с текстами. Предлагает раздаточный материал в виде текстов и картинок в группы. Предлагает работу в малых группах и составление мини-коллажей. Контролирует работу в группах. Слушает презентацию учащимися. 1.Художественная обработка древесины – древний народного декоративного искусства. Дерево было самым доступным строительным материалом. Изготавливались из древесины многие предметы быта украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры. Наиболее древним способом работы с древесиной - резьба по дереву. Украшение дома резными деревянными изделиями Строение храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Резьба использовалась для убранства домов: для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок. При изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок. 2.Виды резьбы по дереву резьба по дереву практически сгруппировалась в несколько видов: домовая; объёмная; контурная; геометрическая; плоскорельефная; рельефная; Самые древние столярные мастера использовали весьма примитивные орудия: топор, долото, струг, ложкарь и тесло. Первыми образцами народного искусства резьбы по дереву были уточки и деревянные кони. средневековье резьба имела растительные орнаменты, украшавшие жилые дома, алтари, иконы. В более поздний период деревянные украшения стали основой убранства соборов, церквей, богатых домов. Информация по каждому виду резьбы с примерами картинок. 3. Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки применяют для выполнения прямых и закругленных Стамески различают по ширине полотна и профилю. Прямые стамески применяют для прорубания контура рисунка, зачистки фона. Отлогие и полукруглые стамески используют в геометрической и контурной резьбе. Клюкарзы служат для обработки фона в труднодоступных местах. Стамесками – уголками прорезают узкие жилки и желобки. Стамески – царазики позволяют прорезать узкие и глубокие канавки. Косые стамески применяют в основном для геометрической резьбы. | Анализируют выданный материал, слушают задание учителя, учувствуют в беседе, распределяют роли, составляют мини-коллаж, презентуют информацию. | Познавательные: новые знания по истории художественно обработки древесины; изучают виды резьбы и инструменты; Коммуникативные: выстаивают диалог, обмениваются мнениями; планируют деятельность; высказывают свое мнение; учатся осмысливать и анализировать информацию. Личностные: понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность, вырабатывают умение работать в группе |
III. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания | Беседа, работа с наглядными материалами | По технике выполнения контурная резьба является самой простой. Контурная резьба представляет собой разновидность геометрической. Изображения, выполненные в этом виде резьбы, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных 1.Техника безопасности 2.Выполняют контурную резьбу следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько отклонен в сторону Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Затем идет стадия подрезания. | Учащиеся знакомятся с раздаточными материалами. Запоминают правила работы в технике контурно резьбы | Познавательные: получают представления о контурно резьбе; Коммуникативные: выбирают средства достижения цели; формулируют правила безопасности; Личностные: формируют коммуникативную компетентность |
IV. Физминутка | Учащиеся отвлекаются от изучения темы, отдыхают | Учитель читает стих, показывает движения. Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули Два - три нагнулись. пол достали А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики | Учащиеся повторяют движения, а потом убыстряются. | Личностные: понимают значение отдыха для человека: вырабатывают умение заботиться о себе |
V. Практи-ческая часть работы. | Работа в технике контурно резьбы | Учащиеся выполняют одиночный элемент - сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник. Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом "сколышек") Демонстрация приемов выполнения узора Выполнение узора - сколышек Обсудите: -Какие материалы понадобятся -Как будут работать с инструментом -Какой шаблон выберут - | Ребята выполняют технику резьбы по дереву | Познавательные: выполняют практическое творческое задание на закрепление темы урока; создают практические работы Личностные: проявляют умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: планируют деятельность; выбирают средства достижения цели. |
VI. Организационный конец. Рефлексия | Обсуждение творческой деятельности и презентация работ | Организует дискуссию. Создается выставка работ. Задает вопросы на повторение - Что из истории работы по дереву вы запомнили? - Какие виды резьбы существуют? - Какие новые знания вы получили на уроке? -Достигли ли вы поставленных целей? | Учащиеся обмениваются впечатлениями. Задают друг другу вопросы о проделанной работе, отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока. | Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; Личностные: учатся критически осмысливать творческий процесс; Анализируют действия на уроке. Закрепляют полученные знания и навыки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)
Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....
Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс
Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...
Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс
Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
методическая разработка урока по физической культуре "Совершенствование в технике выполнения нападающего удара"
методическая разработка урока по физической культуре Спортивные игры "Волейбол" на тему: "Совершенствование в технике выполнения нападающего удара"....
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...
Методическая разработка урока на тему: "Композиционное построение узоров. техника выполнения счетных швов: шов "крест" и гобеленовый шов".
Вышивка, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных....