Технологическая карта урока технологии по теме "Проектная деятельность", 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Технологическая карта урока технологии по теме "Проектная деятельность", 5 класс. Урок «открытия» новых знаний на уроке формируется правильное представление об основных понятиях проектной деятельности – проект, виды проектов и этапы его выполнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_tehnologii_5_klass.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

5. Технологическая карта урока технологии  по теме «Проектная деятельность», 5 класс

Ф.И.О. педагога

Сурма Любовь Викторовна, учитель технологии МБОУ «Лянторская СОШ № 4»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Тема урока

Проектная деятельность

Цель урока

Формирование правильного представления об основных понятиях проектной деятельности – проект, виды проектов и этапы его  выполнения

Задачи урока

- сформировать понятие, что такое проект;

- познакомить с видами проекта и этапами его выполнения

- научить учащихся различать содержание каждого этапа выполнения проекта;

- создать условия для развития интереса к творческой деятельности, через реализацию проекта;

- создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости, терпеливости, интереса к предстоящей деятельности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;

- трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

- умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации

Метапредметные УУД

Познавательные:

- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

- использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

- владение методами творческой деятельности;

Регулятивные:

- умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;

- умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;

- самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

- способность моделировать планируемые процессы и объекты;

- умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

- способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;

- умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

       Коммуникативные:

- умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

- умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;

- способность бесконфликтного общения.

Предметные результаты

В сфере созидательной деятельности:

- способности планировать технологический процесс и процесс труда;

- умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

- умение анализировать, разрабатывать проекты;

- ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

- умение выбирать и использовать средства представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж,     эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- умение документировать результаты труда и проектной деятельности

В мотивационной сфере:

- ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда.

Методы обучения

  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
  2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, объяснение, работа в группе
  3. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
  4. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самоконтроль, рефлексия.

Форма организации учебно-познавательной деятельности

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Внутриклассная дифференциация (на основе результатов психолого - педагогического мониторинга индивидуального стиля учебной деятельности обучающихся (ИСУД))

Учебно  - наглядные  пособия, атрибуты

  1.Технология, 5 класс: учебник «Технология», 5 класс,  Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др., под ред. Казакевича В.М., АО «Издательство «Просвещение», 2020г.

 2. Информационные карточки для индивидуальной работы.

 3. Эпиграф пословицы, поговорки.

4. Проекты обучающихся.

5. Сообщения обучающихся

6. Инструкционная  карта урока по теме «Проект. Этапы выполнения проекта».

7. 3 мешочка с сюрпризами. (ленты, игрушки из киндера, бусины, баночки,  и др.)

8. Инструменты и принадлежности  для Д/п.  творчества (ножницы,  клей, горячий клей,  цветная бумага)

Технические средства информации

  1. Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft  Office-Power Point.

Ход урока.

I этап. Мотивирование к учебной деятельности

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»)

Мотивирует учащихся на начало урока

Урок начинаю со  строк  М.  Цветаевой

 Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить:

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями. Подумайте, можно ли создать что-то новое и полезное, не имея четкой цели. Будет ли кто-нибудь заинтересован в таком творчестве?

Слушают учителя.

Делятся своими мыслями.

Личностные:

- самоопределение.

Регулятивные:

- самоорганизация и организация рабочего места.

Коммуникативные:

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

II этап.  Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим  очень  важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. Посмотрите на слайд. Прочитайте.  Работа избавляет нас от трех великих зол: (скуки, порока, нужды.)

- Как вы понимаете фразу?

- Можем ли мы смысл этой фразы применить к урокам технологии?

- Приведите примеры. (Умелые руки не знают скуки)

- Вы сможете применять свои знания и умения в будущей жизни, а может и в будущей профессии.

 - В каких профессиях вы могли бы применить умения, получаемые на наших уроках?

- Так что же такое технология?

- Вставьте пропущенные слова в вашей карте урока. (приложение 3)

- Технология — это процесс создания человеком полезных изделий.

- Посмотрите на манекен – что вы на нём видите?

(Изделие.)

- Какие этапы работы предполагалось выполнить, чтобы получить этот продукт?

(зарисовать эскиз, снять мерки, сделать выкройку, раскроить ткань, сшить)

- Как одним словом можно назвать путь изготовления этого продукта? (проект, проектирование)

- Проектирование является частью нашей жизни. Каждый день ваши мамы придумывают, как из определенного набора продуктов приготовить блюда, которые удовлетворяют

вкусы всех членов семьи. Папы проводят целую исследовательскую работу, чтобы

починить кран. Таких примеров можно привести множество.

 Приведете свой пример проектов из жизни.

Анализируют

Комментируют свои предположения

Личностные:

- самоопределение.

Познавательные:

-использовать поговорки  и примеры для составления моделей при решении практических задач.

Регулятивные:

- анализировать  объекты с целью выделения их признаков;

- устанавливать причинно- следственные связи;

-структурировать знания.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Предметные:

-систематизировать информацию

III этап. Выявление места и причины затруднения

Выявить и зафиксировать затруднения учебного действия.

Создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач.

Предлагаю  ответить на вопросы:

Как можно озвучить тему урока?  ( Проект. Этапы выполнения проекта).  

-Какая цель встаёт пред нами? (Познакомится с новыми для вас понятиями «проект», «проектирование».)

-Так что же такое проект. Как вы думаете?

Проект – это реальный замысел о желаемом будущем (об изготовлении чего-либо нового). Это различная техническая документация: чертежи, расчеты, макеты изделия либо пробное изделие. 

Проект в переводе с латинского означает «замысел, идея, план».

Что мы можем ещё узнать о проектах?

Задайте вопросы? (виды проектов, этапы проектов, алгоритм создания проектов)

Какие задачи встают пред вами?

- узнать, что такое проект;

- познакомиться с этапами выполнения проекта; 

- научить учащихся различать содержание каждого этапа выполнения проекта;

Высказывают собственные предположения. Рассуждают.  Формулируют тему цель и задачи урока.

Озвучивают задачи

Личностные:

- самоопределение-мотивация учения

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока.

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

Предметные:

-осознание себя как индивидуальность и одновременно как частицу человеческой цивилизации;

-иметь представление о глобальных проблемах и их видах

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Под руководством учителя в коммуникативной форме составить проект будущих учебных действий (план достижения цели)

Где мы можем найти эту информацию?

- Мы знаем, что получить информацию можно различными способами. Какими?

- Предлагаю вам вместе составить план решения задачи нашего урока.

1.Заслушивание  сообщений  по теме  урока  

2. Организация  самостоятельной работы.

3. Практическая работа (работа в группах)

3. Составление синквейна.

4.Рефлексия.

Перечисляют способы получения информации: в учебнике, спросить у учителя, взрослого, послушать сообщение одноклассника,  поискать в интернете, в энциклопедии…и.т.д.

Планируют свою дальнейшую работу на уроке.

Познавательные:

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с учебно-познавательными задачами урока.

Коммуникативные:

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- обосновывать свою точку зрения.

Предметные:

-определять способы получения информации.

Физминутка

Организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, повышения эмоциональной окраски урока.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки  вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили!

V этап. Реализация построенного проекта

Использовать построенный план действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.

 Накануне каждая группа* ( формирование групп осуществляется на  основе результатов психолого- педагогического мониторинга индивидуального стиля учебной деятельности обучающихся (ИСУД))  получила  опережающее д\з –  Репродуктивный уровень:  Подготовить сообщение  по теме  «История развития проекта»

Продуктивный уровень: Подготовить презентацию  «Этапы выполнения проекта»

Творческий уровень: Представить  творческий мини- проект

Получение новых знаний.

-Перед вами лежат тексты (приложение1), прочитайте 1 пункт. О чём будем читать? (виды проектов)

-Что нового узнали? (виды проектов)

-Итак, какие виды проектов бывают

Виды проектов по характеру деятельности:

-  исследовательский проект (сравнение орнаментов в искусстве разных народов).

-  информационный проект (история какого-либо вида рукоделия, ремесла, промысла, материала).

- творческий проект (создание панно в какой-либо технике).

Виды проектов по длительности:

-  мини-проекты (один урок);

-  краткосрочные проекты (несколько уроков);

- Долгосрочные проекты (четверть, полугодие, год и т. д).

Виды проектов по количеству человек:

- Индивидуальные

- Групповые

- Коллективные

Продукт проектной деятельности прочитайте 2 пункт.

Способы презентации проекта прочитайте 3пункт. 

Этапы выполнения проекта (приложение 2)

Сообщения учащихся.

Знакомятся с новой  информацией

Высказывают предположения, рассуждают.

Обобщают полученные знания, выполняют

самостоятельную работу.

Сравнивают свои ответы

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения, рассуждают. Сравнивают свои ответы

Личностные:

- познавательные интересы и активность в области предметной деятельности;

-умение пользоваться правилами научной организации умственного и труда

Познавательные: 

- формировать умение извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников и перерабатывать её;

- участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь добывать новые знания.

Регулятивные:

- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

-сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.

Коммуникативные: 

-формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

Предметные:

-уточнить и расширить представления учащихся о проектной деятельности

VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проговорить вслух способ решения задачи урока

- Выполните задание в инструкционных листах .

- Итак, что у вас получилось (схема)

- Что вы на ней видите? (Что такое проект)

(виды проектов)

- Молодцы? Что ещё можно узнать?

- Этапы проекта бывают?

- Какие этапы проекта вы знаете? (проблема, поиск информации, планирование, получение продукта и презентация)

Давайте составим алгоритм защиты проекта (на слайде)

1)  Что? -
2) Для кого? -
3) Из чего? -
4)  Какое? -
5)  Где? -
6)  Чем? -
7)  Как? -
8)  Сколько? -

9 Вывод-

Заполнение инструкционной карты урока по теме «Проект. Этапы выполнения проекта (приложение 2)

Личностные:

- трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

- умение пользоваться правилами научной организации умственного труда

Познавательные:

- владение алгоритмами и методами решения задач; Регулятивные:

- самостоятельность в учебной и познавательной деятельности;

- умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

- умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной деятельности

 Коммуникативные:

- умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками

Предметные:

В сфере созидательной деятельности:

- умение выбирать и использовать средства представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж,     эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- умение документировать результаты труда

В мотивационной сфере:

- ответственное отношение к качеству учебного  процесса и результатов труда.

VII этап. Практическая  работа в форме игры «Если бы я был дизайнером»

Организация проведения практической работы. Мотивация обучающихся  к следующему этапу деятельности. Сообщение цели  и задачи практической работы

Работа в группах. Учащиеся получают заранее приготовленные мешочки с сюрпризами. В этих мешочках лежат ленты, игрушки из киндера, бусины, баночки, пуговицы  и др.

 Задание в течение 30 минут  обучающиеся должны выполнить мини - проект  оригинальной вещи «Ноу- Хау» используемое в дизайне квартиры ( фото рамку, вазу, открытку,  подсвечник и т. п). Работая по алгоритму выполнения проекта,  составить пояснительную записку к  проекту. Защитить проект

Выполняют работу по созданию мини- проекта.         

Составляют пояснительную записку к проекту

 Защищают проект

Личностные:

- анализ собственной деятельности и  определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.

Регулятивные:

- умение контролировать  процесс принятия задания;

- умение принимать и сохранять учебную задачу

-умение контролировать время на выполнение группового задания и управлять им

Коммуникативные:

- Умение договариваться и приходить к общему мнению, взаимодействовать друг с другом  в процессе выполнения задания

Предметные:

В сфере созидательной деятельности:

- способности планировать технологический процесс и процесс труда;

- умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

- умение анализировать, разрабатывать проекты;

- ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

- умение выбирать и использовать средства представления информации

В мотивационной сфере:

- ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда.

 

VIII  этап Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Зафиксировать новые знания, оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников.

- Наш урок подошёл к концу.

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Удалось ли нам её выполнить?

- Синквейн (5 предложений отражающих тему)

1. Было интересно….

2. Я понял (а), что…..

3. Я научилась (ся)…

4. Теперь я могу….

5. Мне захотелось….

Повторяют учебную задачу.

Участвуют в диалоге. Оценивают свою  деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

Личностные:

- анализ собственной деятельности и  определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.

Регулятивные:

- умение структурировать знания.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные:

- понимание, что такое проект и виды проектов;

- знать какие этапы работы необходимы для  выполнения проекта

Домашнее задание.

Репродуктивный уровень: §2.1-2.2, Пр. р. стр.22

Продуктивный уровень: §2.1-2.2, Составить  анализ  по алгоритму-схеме для своего проектного изделия

Творческий уровень: §2.1-2.2, Творческое задание стр22

Спасибо за работу!

Выбирают и записывают  домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии "Я- архитектор" 7 класс

Урок- проект по технологии для учащихся 7 класса построен с учетом новых ФГОС, может быть использован для любых групп обучающихся....

Технологическая карта урока технологии в 5-м классе «Моделирование фартука»

Конспект урока и презентации «Моделирование фартука» позволяет познакомить с приемами моделирования через практическую работу на уровне понимания и применения, учит наносить конструктивные и фасонные ...

Технологическая карта урока технологии по ФГОС. 3 класс "Открытка к 23 февраля в технике "квиллинг"

Технологическая карта урока технологии , 3 класс "Открытка к 23 февраля в технике "квиллинг"...

Технологическая карта урока технологии по ФГОС 6 класс

План конспект урока "Декоративная отделка поверхностей подручными средствами"...

Технологическая карта урока технологии для учащихся 5 классов (в том числе и для учащихся с ОВЗ)

Урок по теме: «Конструирование швейного изделия» в 5 классе имеет большую смысловую нагрузку, он закладывает основы для дальнейшей работы по формированию навыка измерения фигуры человека, ...

Технологическая карта урока технологии "Моделирование фартука", 5 класс

Данная методическая разработка урока технологии в 5 классе содержит технологическую карту и приложения по разделу изготовления швейного изделия....