Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки исследовательской деятельности; отрабатывать навык определения вида ткани; умение систематизировать и классифицировать.  Воспитывать наблюдательность, аккуратность; способствовать социализации учащихся и профессиональному самоопределению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._tkani_s_propitkoy.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара

Методическая разработка

конспекта урока  швейного дела   

по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»

для  обучающихся  9   класса

                                                                                                        Разработчик Михайлюк Ирина Станиславовна

учитель швейного дела

                                                 

                                     

   

                               

Самара 2017 г.

Дата проведения открыто урока 28.11.2017 года.

Цель:

Ознакомление учащихся с различными видами отделки тканей.

Задачи:

  1. Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности; отрабатывать навык определения вида ткани; умение систематизировать и классифицировать.
  3. Воспитывать наблюдательность, аккуратность; способствовать социализации учащихся и профессиональному самоопределению.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология. Личностно-ориентированная.

Дидактическое оснащение  и оборудование урока

  1. Презентация «Свойства тканей».
  2. Презентация «Ткани с пропиткой и покрытием».
  3. Отпечатанные карточки с надписями для выполнения коллекции.
  4. Образцы тканей с пропиткой.
  5. Бязь – стираная и новая.
  6. Коллекция тканей с покрытием.
  7. Антистатик – аэрозоль.
  8. Репелент (аэрозоль, крем).
  9. Для проведения опытов – сосуды с водой для каждого учащегося; пластмассовая расчёска, лёгкая ткань.
  10.  Карточки с номерами 1,2,3 для опроса.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока
  2. Актуализация ранее полученных знаний

- Для успешной работы на уроке повторим сведения о тканях.

- Что такое текстильные волокна? На какие группы они делятся?

- Что такое ткань?

- Что такое отделка ткани?

- Влияет ли отделка ткани на её свойства? Докажите как.

- Повторим свойства тканей. Вы выберите правильный ответ, и при помощи карточки покажите его номер.

- Какие свойства тканей относятся к гигиеническим?

- Что такое усадка?

- При каких условиях происходит уменьшение ткани в размерах?

- По какой нити даёт усадку хлопчатобумажная ткань?

- Что произойдёт с шерстяной тканью, если её постирать в горячей воде?

- Что такое гигроскопичность?

- Какие ткани обладают наибольшей гигроскопичностью?

- Как учитывается данное свойство при пошиве одежды?

- Что такое воздухопроницаемость?

- Назовите ткани, которые обладают лучшей воздухопроницаемостью?

- Что такое теплозащитные свойства ткани?

- Какая связь между извитостью волокна и теплозащитными свойствами?

- Что такое пылеёмкость?

- Какая связь между пылеёмкостью и гладкостью поверхности ткани?

       3. Сообщение темы и цели урока

- Сейчас вы вспомнили, что такое свойства тканей - это поможет нам при работе над темой урока. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми свойствами тканей и составите коллекцию.

А для того, чтобы понять о каких новых свойствах идёт речь, и за счёт чего получаются новые свойства, проведём наблюдение.

На ваших рабочих местах лежат 2 лоскутка ткани.

- Что вы можете сказать о внешнем виде этих лоскутков?  (Внешне лоскутки одинаковые).

- Рассмотрим ткани более внимательно.

Учащиеся под руководством учителя сравнивают ткани по внешнему виду, виду ткани, плотности, жёсткости, блеску, способности удерживать форму.

 - У какой ткани, по-вашему мнению, свойства лучше и почему?

- Как вы думаете, почему внешне одинаковые ткани одного вида имеют разные свойства? (Ткань обработали).

- Действительно, на ткань нанесли вещество, которое улучшило свойства ткани.

Тема нашего урока «Ткани с пропиткой и покрытием»

(Запись учащимися темы урока в тетрадь)

  1. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, что такое пропитка, и что такое покрытие?  (Ответы учащихся).

Покрытие наносится на поверхность ткани.

Пропитка распределяется по всей толщине ткани.

Пропитка и покрытие являются видами специальной отделки ткани.

(Запись в тетрадь).

- Поговорим о пропитках. Пропитки бывают временные и постоянные.

-У меня в руках ткань. Что вы заметили?  (Ткань сильно наэлектризована, и прилипает к одежде).

- Это возможно устранить? (Предложения учащихся).

- В бытовых условиях мы можем воспользоваться антистатиками, которые продаются в магазинах бытовой химии. Попробуем это сделать при хорошей вентиляции воздуха.

- Что вы замечаете после обработки? (Ткань не прилипает к одежде).

- Статическое электричество приносит вред электрикам, сварщикам, монтажникам и т.д., поэтому учёные создали специальную антистатическую пропитку.

- У меня на столе для проведения опытов находятся два внешне одинаковых лоскутка ткани, попробуем их поджечь.

- Что вы скажите о первом лоскутке? (Сразу загорелся, горел жёлтым пламенем, запах жжёной бумаги).

- Что наблюдали во втором случае? (Не горит).

- Второй лоскуток от костюма пожарного, и обработан он пропиткой от огня. Такие вещества называются антипирены – анти – против, пир – огонь.

- Позаботились учёные  о нашем доме, и создали пропитку для столового белья, которая не даёт впитаться маслу и влаге.

- Ткани для постельного белья с пропиткой АЛОЭ ВЕРА и эвкалиптом ухаживают за кожей лица и тела во время сна.

- Для защиты ткани от влаги и гниения учёные изобрели водоотталкивающие и противогнилостные пропитки, а в быту можно для этой же цели использовать воск, масло, рыбий жир и клей, как делали это народы Приамурья.

- Структуроподдерживающие пропитки предотвращают ткань от растяжения и разрывов.

- Теплораспределяющая пропитка способствует распределению выделенного тепла по всей площади ткани.

- Пылеотталкивающая и грязеотталкивающая пропитки.- Пропитки от насекомых вредителей защищают геологов, буровиков, лесников.

(Запись названий пропиток в тетрадь с появлением слайда).

  1. Практическая работа учащихся «Составление коллекции тканей с различными видами пропитки.

а) Вводный инструктаж.

б) Текущий инструктаж.

в) Заключительный инструктаж.

6. Творческая работа.

- Сейчас вы поработаете учёными.

- Прочитайте в тетради названия пропиток, и придумайте какую – то свою, пусть это будет даже самая фантастическая идея. Названия ваших пропиток мы прямо на уроке оформим на последнем слайде.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

                                Интернет-ресурсы

1.http://www.ariadna-96.ru/production/textile   Свойства и виды тканей.

2.http://paraglide.org.ua/publ/2-1-0-21  Прикосновение к ткани.

3.http://untex.ru/skatert/otdelka/  Отделка ткани.

4.http://www.master-jaluzy.ru/rulonnie_shtory/  Рулонные шторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты открытых уроков по швейному делу в 7 классе

Тема урока: «Ремонт  одежды. Наложение заплаты в виде аппликации».Цель: Формировать умение учащихся выполнять наложение заплаты в виде аппликации.Тема урока:Складка: виды, назначение, конструкция...

Открытый урок по швейному делу в 12 классе на тему «Обработка мелких деталей платья».

Открытый урок по швейному делу в 12 классе на тему «Обработка мелких деталей платья».   ...

Открытый урок по швейному делу в 10 классе на тему «Обработка фартука на поясе».

·        Открытый урок по швейному делу в 10 классе на тему «Обработка фартука на поясе»....

Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»

Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки иссле...

Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»

Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки иссле...

Конспект открытого урока по швейному делу в 5 классе на тему: «Застрачивание углов основной детали и утюжка готового изделия».

Цель урока: Научить застрачивать углы основной детали сумки и выполнять ВТО.Задачи:Образовательная:1. закреплять знания учащихся по пошиву хозяйственной сумки;2. совершенствовать умения и навыки учащи...