Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС
учебно-методический материал по технологии

Симкова  Елена Владимировна

«Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС»      

 

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с Стандарта является способность к решению учебно–познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения,  так и в сторону недостижения. Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметнойобласти.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный или высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся ( в среднем ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных  достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

-первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных  и базовых для данной области знания), стандартных  алгоритмов и процедур;

-выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

-выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между  объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накоплений оценки являются материалы:

-стартовой диагностики;

-тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

-творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/ освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Уровни подготовки учащихся и критерии успешности обучения

Уровни

Оценка

Теория

Практика

1

Узнавание

Алгоритмическая деятельность с подсказкой

«3»

Распознавать объект, находить нужную формулу, признак, свойство и т.д.

Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул, правил, инструкций и т.д.

2

Воспроизведение

Алгоритмическая деятельность без подсказки

«4»

Знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы.

Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания

Уметь работать с учебной и справочной литературой, выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала

3

Понимание

Деятельность при отсутствии явно выраженного алгоритма.

«5»

Делать логические заключения, составлять алгоритм, модель несложных ситуаций .

Уметь применять полученные знания в различных ситуациях.

Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий.

4

Овладение умственной самостоятельностью

Творческая исследовательская деятельность.

«5»

В совершенстве знать изученный материал, свободно ориентироваться в нём.

Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления.

Составлять модель любой ситуации.

Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации.

Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания.

Выполнять функции консультанта.

 

 

 

 

 


«Современные подходы к оцениванию образовательных результатов в условиях введения  ФГОС»

 

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания.

Какие же изменения произойдут в системе оценивания при переходе на новые стандарты обучения?

Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания будет выступать как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Оценка делиться на – внутреннею оценку и внешнюю оценку. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик, родитель и учитель. Рассмотрим, как осуществляется это совместное оценивание немного попозже.

Предлагается три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание (для …)

Но, что же нового? Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Давайте еще раз вспомним, что такое федеральный государственный общеобразовательный стандарт?

ФГОС – это новая система требований к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы. А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в ФГОС? Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, метапредметных) и предметных результатов.

Посмотрите, как раньше мы оценивали результат обучения. Учитель рассказывает, показывает, ученик запоминает, воспроизводит и получает отметку. При этом даже такие экзамены, как ГИА, ЕГЭ были настроены только на воспроизведение полученных знаний.

Теперь при переходе на ФГОС надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся в ходе своего решения делает вывода, находит новые подходу к решению. Сейчас в ГИА, ЕГЭ задания на воспроизведение информации меняются на задания, применения знаний.

Сейчас мы с вами рассмотрим как оценивать образовательные результаты – предметные, личностные и метапредметные.

Предметные результаты

Оценивание знаний по предмету. Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном журнале.

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения.

В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. А если честно, то наша 5-ти бальная система оценивания перешла уже в 3-х бальную – два мы тоже не ставим.

Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:

  • отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;
  • не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);
  • выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.

Что предлагается в новой системе оценивания. Предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.

Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.

Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Рассмотрим следующие два уровня, превышающие базовый: повышенный и высокий.

Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),

Высокий уровень достижений - планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал.

Рассмотрим уровни ниже базового, два уровня – пониженный и низкий:

Пониженный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Недостижения базового уровня. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.

Низкий уровень достижений - оценка «плохо» (отметка «1»)

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задания, но неправильно.

Для оценивания предметных результатов предлагается использовать кроме классного журнала, использовать таблицы предметных результатов которая помещается в дневник, в «Портфолио учащегося». Обязательная часть заполняется учителем: стартовая диагностика, текущие оценки, итоговая диагностика. Дополнение к таблице предметных рузультатов является лист успешнисти учащегося по каждому предмету.

Совершенно новым для школы является оцнка личностных результатов. Оценка личностных результатов - осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;

Все личностные результаты отражаются в портфолио.

Жестких требований к портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Портфолио не должно превращаться в «портфолио грамот».

Примерная структура портфолио

Оценка метапредметных результатов – это оценка регулятивных учебных действий, познавательных учебных действий, коммуникативных учебных действий. Оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Результаты оценивания фиксируются в рабочем журнале учителя по оценке УУД и журнале оценивания УУД.

Для оценки регулятивных, познавательных, коммуникативных умений в рабочем журнале учителя и журнале оценивания УУД устанавливаются следующие уровни:

Уровень достижений

Условные сокращения

Высокий

Повышенный

Базовый

Пониженный

Низкий

В

Пв

Б

Пн

Н

 

Итоговая оценка теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за годы обучения в школе, на каждой ступени обучения.

Ведение документации.

Классный журнал является главным документом учителя.

Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию. Текущие оценки в виде отметок могут фиксироваться в тетради, в дневнике, в классном журнале.

С целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого обучающегося текущее оценивание универсальных учебных действий учитель вносит поурочно в свой рабочий журнал оценивания УУД.

Оценка универсальных учебных действий по итогам стартовой диагностики, по итогам комплексной контрольной работы фиксируется в специальном журнале оценивания УУД классным руководителем, по итогам четвертей и учебного года - каждым учителем-предметником на отведенной ему странице.

Сводная ведомость в журнале оценивания УУД заполняется по окончании каждой четверти классным руководителем совместно с учителями-предметниками. Проводится анализ таблицы по вертикали по классу в целом, по горизонтали (результаты каждого ученика), делается вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников.

Семь правил технологии: оцениваем

Что оцениваем? Предметные, метапредметные и личностные результаты

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

 

Кто оценивает? «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки

Сколько ставить отметок? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику.

Где накапливать оценки и отметки? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) (+ в портфеле достижений)!

Когда ставить отметки? За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Как определить отметку? По уровню успешности

Как определить итоговые отметки и оценки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),

Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов:

  • накопленных учеником в портфеле достижений
  • итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
  • на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgosvystuplenie.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:


«Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС»      

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с Стандарта является способность к решению учебно–познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения,  так и в сторону недостижения. Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметнойобласти.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный или высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся ( в среднем ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных  достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

-первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных  и базовых для данной области знания), стандартных  алгоритмов и процедур;

-выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

-выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между  объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накоплений оценки являются материалы:

-стартовой диагностики;

-тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

-творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/ освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Уровни подготовки учащихся и критерии успешности обучения

Уровни

Оценка

Теория

Практика

1

Узнавание

Алгоритмическая деятельность с подсказкой

«3»

Распознавать объект, находить нужную формулу, признак, свойство и т.д.

Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул, правил, инструкций и т.д.

2

Воспроизведение

Алгоритмическая деятельность без подсказки

«4»

Знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы.

Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания

Уметь работать с учебной и справочной литературой, выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала

3

Понимание

Деятельность при отсутствии явно выраженного алгоритма.

«5»

Делать логические заключения, составлять алгоритм, модель несложных ситуаций .

Уметь применять полученные знания в различных ситуациях.

Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий.

4

Овладение умственной самостоятельностью

Творческая исследовательская деятельность.

«5»

В совершенстве знать изученный материал, свободно ориентироваться в нём.

Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления.

Составлять модель любой ситуации.

Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации.

Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания.

Выполнять функции консультанта.


«Современные подходы к оцениванию образовательных результатов в условиях введения  ФГОС»

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания.

Какие же изменения произойдут в системе оценивания при переходе на новые стандарты обучения?

Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания будет выступать как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Оценка делиться на – внутреннею оценку и внешнюю оценку. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик, родитель и учитель. Рассмотрим, как осуществляется это совместное оценивание немного попозже.

Предлагается три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание (для …)

Но, что же нового? Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Давайте еще раз вспомним, что такое федеральный государственный общеобразовательный стандарт?

ФГОС – это новая система требований к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы. А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в ФГОС? Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, метапредметных) и предметных результатов.

Посмотрите, как раньше мы оценивали результат обучения. Учитель рассказывает, показывает, ученик запоминает, воспроизводит и получает отметку. При этом даже такие экзамены, как ГИА, ЕГЭ были настроены только на воспроизведение полученных знаний.

Теперь при переходе на ФГОС надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся в ходе своего решения делает вывода, находит новые подходу к решению. Сейчас в ГИА, ЕГЭ задания на воспроизведение информации меняются на задания, применения знаний.

Сейчас мы с вами рассмотрим как оценивать образовательные результаты – предметные, личностные и метапредметные.

Предметные результаты

Оценивание знаний по предмету. Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном журнале.

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения.

В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. А если честно, то наша 5-ти бальная система оценивания перешла уже в 3-х бальную – два мы тоже не ставим.

Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:

  • отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;
  • не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);
  • выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.

Что предлагается в новой системе оценивания. Предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.

Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.

Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Рассмотрим следующие два уровня, превышающие базовый: повышенный и высокий.

Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),

Высокий уровень достижений - планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал.

Рассмотрим уровни ниже базового, два уровня – пониженный и низкий:

Пониженный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Недостижения базового уровня. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.

Низкий уровень достижений - оценка «плохо» (отметка «1»)

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задания, но неправильно.

Для оценивания предметных результатов предлагается использовать кроме классного журнала, использовать таблицы предметных результатов которая помещается в дневник, в «Портфолио учащегося». Обязательная часть заполняется учителем: стартовая диагностика, текущие оценки, итоговая диагностика. Дополнение к таблице предметных рузультатов является лист успешнисти учащегося по каждому предмету.

Совершенно новым для школы является оцнка личностных результатов. Оценка личностных результатов - осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;

Все личностные результаты отражаются в портфолио.

Жестких требований к портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Портфолио не должно превращаться в «портфолио грамот».

Примерная структура портфолио

Оценка метапредметных результатов – это оценка регулятивных учебных действий, познавательных учебных действий, коммуникативных учебных действий. Оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Результаты оценивания фиксируются в рабочем журнале учителя по оценке УУД и журнале оценивания УУД.

Для оценки регулятивных, познавательных, коммуникативных умений в рабочем журнале учителя и журнале оценивания УУД устанавливаются следующие уровни:

Уровень достижений

Условные сокращения

Высокий

Повышенный

Базовый

Пониженный

Низкий

В

Пв

Б

Пн

Н

Итоговая оценка теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за годы обучения в школе, на каждой ступени обучения.

Ведение документации.

Классный журнал является главным документом учителя.

Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию. Текущие оценки в виде отметок могут фиксироваться в тетради, в дневнике, в классном журнале.

С целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого обучающегося текущее оценивание универсальных учебных действий учитель вносит поурочно в свой рабочий журнал оценивания УУД.

Оценка универсальных учебных действий по итогам стартовой диагностики, по итогам комплексной контрольной работы фиксируется в специальном журнале оценивания УУД классным руководителем, по итогам четвертей и учебного года - каждым учителем-предметником на отведенной ему странице.

Сводная ведомость в журнале оценивания УУД заполняется по окончании каждой четверти классным руководителем совместно с учителями-предметниками. Проводится анализ таблицы по вертикали по классу в целом, по горизонтали (результаты каждого ученика), делается вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников.

Семь правил технологии: оцениваем

Что оцениваем? Предметные, метапредметные и личностные результаты

Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Кто оценивает? «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки

Сколько ставить отметок? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику.

Где накапливать оценки и отметки? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) (+ в портфеле достижений)!

Когда ставить отметки? За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Как определить отметку? По уровню успешности

Как определить итоговые отметки и оценки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),

Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов:

  • накопленных учеником в портфеле достижений
  • итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
  • на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

   Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существовани...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

Иностранный язык, как и любой другой предмет, имеет свои особенности, свою специфику. В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диал...

"Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС"

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Современный подход к оценке образовательных результатов учащихся

В современном обществе востребованы образованные люди, которые отличаются мобильностью, могут работать в команде, принимать на себя ответственность за принятые решения и отвечать за полученный результ...

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...