Зачем нужна технология суть предмета, особенности преподавания
статья по технологии
Зачем нужна технология: суть предмета, особенности преподавания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhna_tehnologiya_sut_predmeta_osobennosti_prepodavaniya.docx | 84.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужна технология: суть предмета, особенности преподавания
Уроки технологии — это современная интерпретация уроков труда, то есть трудовая и профессиональная подготовка учеников.
Введена дисциплина с целью получения школьниками навыков ведения домашнего хозяйства, работы руками, знакомства и освоения будущей профессии. Например, мальчики изучают автодело, азы работы на станках, девочки проходят курсы шитья, машинописи, делопроизводства, младшего санитарного медперсонала.
Чем с большим кругом видов деятельности ученик познакомится, тем шире будет его кругозор, выше шансы правильно выбрать будущую профессию.
Поэтому школьная программа по технологии 5 класса очень разнообразна. Подросткам предлагают самые разные направления, чтобы заинтересовать, обучить азам предмета.
К примеру, дидактические материалы, учебники по технологии для 5 класса охватывают такой круг специальностей:
- Цветоводство, декоративное садоводство — знакомство с видами растений, их многообразием, принципами ландшафтного дизайна.
- Программирование, конструирование — пособие для учащихся с математическим складом ума, интересующихся ИТ-сферой.
- Робототехнику — основы перспективного сложного направления по работе с механизмами.
- Швейное дело, домоводство, кулинарию — стандартные предметы.
Юный мозг впитывает знания словно губка, не перегружаясь информацией в рамках рекомендованных педагогами программ. Детей средних и старших классов нужно увлечь, заинтересовать преимуществами конкретного вида деятельности, мотивировать изучать что-то самостоятельно. Важно разобрать со школьниками как можно больше тем, показать разнообразие профессий, обучить полезным навыкам.
Объективные сложности преподавания технологии
Сложность в том, что изначально полезное дело без должного подхода учителя или завуча во многих школах превращается в банальное ничегонеделание.
Проблемы преподавания технологии очевидны:
- Плохое или недостаточное оснащение рабочего класса, где нет современного оборудования, технологий, способных привлечь внимание детей.
- Устаревшие теоретические и практические части предмета, когда учебный план не успевает за новыми современными тенденциями.
- Ориентация на профессиональные потребности региона, при худшем варианте — банальное домоводство, слесарное/столярное дело.
- Зацикленность на базовых навыках, необходимых для повседневной жизни, которые дети могут получить и от родителей.
Уроки технологии во многих школах остаются на уровне «как сварить борщ», «как починить розетку». Часто дети не делают и этого, обходятся только теоретическими знаниями — готовят доклады, презентации. Из-за такой формы преподавания технология становится любимым предметом учеников: здесь не нужно зубрить параграфы, формулы, решать задачи. А родителям приходится за своих отпрысков глубокой ночью вышивать, плести кружева, чертить схемы.
Учителя и родители понимают важность обучения детей разнообразным навыкам. Но часто считают нецелесообразным тратить драгоценное время на устаревшие и невостребованные виды профессиональной деятельности.
Есть шанс, что ситуация изменится — уроки будут проходить более интересно, плодотворно для школьников. Министерство образования уже готовит изменения учебного плана.
Разделение классов на группы
Одним из самых больших пережитков советских уроков труда осталось гендерное разделение на группы. Тогда традиционно растили из девочек домохозяек, швей, поварих, санитарок, мальчиков готовили в автослесари, плотники, электрики.
Сейчас картина мира кардинально поменялась — исчезает гендерная предрасположенность к выбору профессии. Женщины становятся водителями, сварщиками, руководителями, среди известных дизайнеров, шеф-поваров преобладают мужчины.
Но школы эти перемены не затронули: с 1 по 3 классы ученики обоих полов совместно занимаются вырезанием из бумаги, пластилиновыми поделками. Технология в 5 классе уже подразумевает гендерное разделение: девочки занимаются домоводством, мальчики посещают мастерские.
Наверное, было бы правильнее убрать разделение по гендерному признаку, поставив во главу угла интересы ребёнка. Но пока девочки и мальчики получают разные навыки.
Уроки технологии для девочек
Урок труда (технологии) у девочек сейчас ориентирован на домоводство, развитие кругозора, отработку навыков ведения домашнего хозяйства.
Девочек учат:
- Правильно готовить, хранить продукты, оформлять подачу блюд, сервировать стол.
- Делать выкройки простейшей одежды (юбки, фартука), шить её, вязать, ставить заплатку, пришивать пуговицы разными способами, вышивать некоторыми стилями.
- Ухаживать за кожей и телом, понимать тонкости подросткового физиологического развития, включая пубертат.
- Основам правильного питания, подсчёту жиров, белков, углеводов, калорийности пищи.
Кроме того, на уроках могут давать интересную информацию про национальные кухни, костюмы, особенности менталитета разных стран, обсуждать основы менеджмента, этикета, психологии.
От учителя зависит, свести урок к банальной презентации по теме «Считаем калории» и скучным расчётам либо заинтересовать, увлечь девочек, дать им правильное представление о многих важных аспектах жизни. Иногда на уроках технологии раскрывают специальные темы, полезные подрастающему поколению: о развитии тела, уходе за собой, об отношениях полов, избежании нежелательной беременности. Девочкам читают основы домоводства, семейной жизни, воспитывают эстетический вкус.
Технология для мальчиков
Уроки труда для мальчиков традиционно проходят в мастерских или во дворе школы.
Основная задача:
- Дать представление о различных материалах, инструментах, станках.
- Научить работать с инструментом: правильно держать, соблюдать технику безопасности, предполагать результат работы.
- Познакомить со станками и оборудованием, дать представление о возможностях техники, провести практические занятия, мастер-классы .
- Уделить внимание конструкторскому делу, обучить составлять, читать чертежи.
Мальчикам прививают трудовые навыки электрика, плотника, слесаря, дают базовые знания автодела.
Чаще всего уроки проходят по определённому сценарию: учитель даёт задание изготовить что-либо своими руками, а сам ходит по мастерской, корректируя действия учеников. Общие теоретические темы, которые преподают мальчикам: спорт, здоровое питание, отношения с противоположным полом.
Для пятиклассников особенно важны различные образовательные программы. Они уже выпустились из начальной школы, отработав простейшие навыки, — теперь перед ними открыты новые возможности для развития. Книги, а также другая учебная литература призваны в этом помочь.
Ученику 5 класса полезно изучать:
- Учебники по технологии в школе, независимо от того, как именно проходят уроки в конкретном учебном заведении.
- Художественные книги детских авторов — для развития воображения, воспитания литературного вкуса.
- Методические материалы, рабочие тетради, которые структурируют учебный материал, объясняют на примерах.
- Различные тесты, которые позволяют контролировать, как усвоены знания, есть ли в них пробелы.
Тесты 5 класса — наиболее интересный формат работы с ребёнком при освоении разных тем.
Рекомендованы школьникам этого возраста:
- тесты по общеобразовательным предметам — например, русскому языку, математике, обществознанию, английскому;
- тренажёры по математике для подготовки к проверочным работам;
- дидактический материал по истории с указанием дат, кратким перечнем событий;
- тесты, вспомогательная литература по музыке, технологии.
Всё это полезно ребёнку для улучшения усвоения тем, закрепления сложного материала.
Согласно планам Министерства образования, уроки технологии будут пересмотрены. Акцент с ведения домашнего хозяйства и «мастера на все руки» сдвинут в сторону профориентации. Класс технологии в школе может быть ликвидирован: ученики будут посещать колледжи, ПТУ, чтобы на практике познакомиться с будущей профессией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях"
Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях (РМО учителей технологии 23.11.2011Г)...
Методический семинар. Опыт педагогической деятельности Особенности преподавания предмета "Технологии" в условиях апробации внедрения ФГОС
Описание опыта работы на методическом семинаре (презентация)...
Презентация "Особенности преподавания предмета "Технология" в условиях ФГОС
Презентация "Особенности преподавания предмета "Технология"...
Зачем нужна технология?
Многие родители считают, что предмет "Технология" в школе не нужен, а оказывается......
Об особенностях преподавания учебного предмета «Технология» в 2018-2019 учебном году
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)...
Особенности преподавания учебного предмета «Физическая культура» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические особенности организации занятий ФК в дистанционном режиме Принципы и правила педагогического взаимодействия на занятиях ФК в ...