моделирование педагогических ситуаций
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Чуракова Ольга Андреевна

 

Моделирование педагогических ситуаций. Проектирование и решение педагогических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мировоззренческие и психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя ПО «Технология»

Выполнила: Чуракова О. А.

Моделирование педагогических ситуаций. Проектирование и решение педагогических задач.

Таблица 1 - Моделирование педагогических ситуаций

№ ситуации

Ситуация

Выбор ответа из предложенных вариантов

Свой ответ (п.7, п.8)

Звонок на урок. Учитель входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать... Учитель, успокаивая ребят, обратился к воробью: «Ну что, бедняга, испугался? Есть, наверное, хочешь? А тебя никто не накормил?» И, обращаясь к классу, попросил: «Что же вы, хозяева, так к гостю относитесь? Покормить бы надо». Нашлись хлеб и вода. Ребята успокоились, воробей тоже. Изредка, правда, он совершал перелеты по классу. Но урок шел как обычно.

Зато следующий урок был сорван. Учитель, зайдя в класс, стал требовать признания в том, кто пустил птицу в кабинет, возмущаться поведением учеников, кричать, что они сорвали ему урок. В результате учитель покинул в возмущении класс. Урок действительно был сорван.

«Сглаживание»: Этот способ характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что мы все - одна счастливая команда. Педагоги, использующие способ «сглаживание» зачастую стараются приспособиться к интересам учеников, лишь бы снять возникающее у них напряжение, зачастую при этом отступая от своей профессиональной роли. 

Ученики, конечно же, не теряют его из поля зрения, но урок идет как обычно.

. "Факт не замечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.

«Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока

Учительница технологии пришла на урок в 10 класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Все ждали реакции учителя... Учительница начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения они попросили перевесить плакат. Она ответила, что ей все равно, как объяснять урок, а если ученикам непонятно, то в следующий раз нужно быть внимательнее дежурным, которые вешали это наглядное пособие.

«Отсутствие проблемы»: Продолжение своей деятельности без вытеснения неприятной информации. Отсутствие признаков наличия «проблемной» ситуации.

Здесь ученики пытаются манипулировать своим учителем, т.е. реальная проблема отсутствует.

Учительница сделала вид, что ничего не произошло, начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения учащиеся попросили учителя перевесить плакат.

Важным профилактическим средством является так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т.д. в общении со школьниками.

Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно запомнить эти подсказки.

Учительница сделала вид, что ничего не произошло, похвалила, что дежурные повесили плакат (хотя и вверх ногами) и начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения учащиеся попросили учителя перевесить плакат

Деструктивные стратегии:

1) «Репрессивные меры» (РМ): В рамках этого способа превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Принятие мер в адрес провинившегося или класса. «Двойка тебе!»

2) «Подавляющие высказывания» (ПД):

а) Подавляющие замечания содержат угрозы, оценку, осуждение, критику, насмешку.

б) Предписывающие замечания точно сообщают ученику об изменениях в его поведении, желанных для учителя - что следует сделать, как должно делать, как было бы лучше сделать. Преподаватель сам принимает решение и ждет, что школьник ею реализует. «Выкинь семечки, что бы я больше не видела». «Еще раз повториться - вызову родителей».

в) Косвенные замечания – скрытые угрозы - «Завтра контрольная будет».

3) «Игнорирование конфликта» (ИК): Стремление к вытеснению неприятной информации, продолжение своей деятельности. Стремление уйти от конфликта. «Чтобы не обострять ситуацию, лучше уклонится». «Не хочет делать задание, ну и ладно, оставлю его в покое».

Промежуточные стратегии:

4) «Отсутствие проблемы» (ОП): Продолжение своей деятельности без вытеснения неприятной информации. Отсутствие признаков наличия «проблемной» ситуации. «Меня это не волнует (искренне)». «До конца урока осталось 20 минут».

5) «Сглаживание» (СГ): Этот способ характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что мы все - одна счастливая команда. Педагоги, использующие способ «сглаживание» зачастую стараются приспособиться к интересам учеников, лишь бы снять возникающее у них напряжение, зачастую при этом отступая от своей профессиональной роли. «Давайте все вместе съедим семечки, а потом продолжим урок». «Не хочешь делать это задание - делай какое хочешь».

Конструктивные стратегии:

6) «Выяснение мотива» (ВМ): Действия по уточнению, пониманию мотивов поведения ученика. «Почему ты так считаешь». «С чем конкретно ты не согласен?». «С чем связано, что ты не подготовился?». ВМ как способ диагностируется, когда учитель обращает свое внимания на эмоциональное состояние ученика «Я вижу, ты раздражаешься, когда слышишь такое?»

7) «Ролевое воздействие» (РВ): Конструктивное намерение разрешить ситуацию в рамках ролевого воздействия. В результате данного взаимодействия происходит трансляция общественно принятых социальных норм и ценностей учащимся. Действия учителя направлены на решение проблемной ситуации в рамках делового уровня взаимодействия, без перехода на личности. Цель воздействия педагога – перевести ситуацию в зону обучения, а не выяснения отношений. Приводимая (приминаемая) учителем аргументация конструктивна, а не носит подавляющего характера.

8) «Компромисс» (К): Способ действия в конфликтной ситуации, когда педагог предпринимает попытки решения с обоюдной выгодой. Конфликт воспринимается, как информация о необходимости скорректировать свое поведение прийти к компромиссу. «Двойку вычеркну, но ребятам нужно остаться после уроков и выучить материал». «Если решишь аналогичное задание, то я исправлю оценку».

9) «Рефлексия» (Р): Такой тип поведения, при котором главное учитель высказывается о переживаемых им чувствах, возникающих проблемах, использует технику «Я-Высказывания». «Мне приходиться повышать голос, когда вы громко разговариваете, а мне это затруднительно».

10) «Психологическая самооборона» (ПС): Применение речевых формул и действий, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших действий, перехватить инициативу в сложной ситуации. Зачастую, творческое, с юмором, решение сложной ситуации, без агрессии. «У нас сегодня будет проходить урок под необычным ракурсом».

Таблица 2 - Проектирование и решение педагогических задач

Формулировка задачи

Вопросы

Решение задачи

Тип педагогической задачи

Задача 1.

Организация деятельности учащихся на уроке.

Тема урока: «Художественные ремесла. Вязание по кругу».

(7 класс)

А) В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми программными знаниями, умениями и навыками.

Б) Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.

1.Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?

2.Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?

3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?

1. учитель делегировал обучение вязания по кругу своим ученикам, работая поочередно в парах сменного состава ученики сами между собой обмениваются полученными только что знаниями.
2. Использовался самый действенный способ влияния на человека - общение. Сначала это было общение между преподавателем и учеником, затем между учениками в парах.
3. Во-первых преподавателю не было необходимости объяснять каждому ученику в отдельности.

Во-вторых, получается, что преподаватель уделил время каждому ученику лично.

В-третьих, ученики передают полученные знания своими словами, а это значит, что их сверстники поймут их легче и быстрее.

Тип педагогической задачи

Задача на усиление внимательности и самоконтроля

Задача 2. 

Тема урока: «Изготовление разделочной доски».

(6-8 класс)

Учитель дает задание:

А) используя компьютерный проект, проанализировать и оценить различные конструкции,

Б) выбрать и обосновывать использование способа членения данного изделия; В) определить технологические операции, составляющие технологический процесс изготовления разделочной доски,

Г) разработать технологическую карту.

Вопросы:

1. Зависит ли эффективность выполнения задания от возраста школьников или каких-либо еще факторов? 2. Какую концепцию или модель обучения иллюстрирует данный фрагмент?

1. Эффективность выполнения задания зависит от возраста школьников или каких-либо еще факторов.

2. Модель обучения иллюстрирует данный фрагмент.

3. Учитель использует ИКТ технологии.

4. Обучает логически выстраивать процесс изготовления, учит самостоятельности.

Для формирования планирующего самоконтроля можно использовать карты пооперационного самоконтроля с элементами планирования. При этом ученик задумывается над тем, что и на каком этапе ему потребуется, в выполнении чего ему потребуется помощь взрослого.

Но в данном случае учителю необходимо иметь в виду, чтобы эталон был правильно выполнен, так как в своей работе учащиеся будут ориентироваться на него и при этом чётко контролировать выполнение всех указанных в ней операций.

Анализируя каждый из этапов, и выставляя себе оценку, ребёнок контролирует эффективность и качество работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо  приятелем, либо чьим-то родствен...

Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение.

Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение. Материал можно использовать для подготовки к аттестации, конкурсным мероприятиям....

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2...

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3...

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 4

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 4...

Педагогическая статья по теме: "Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку в ссузе".

Ю.С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»         г. Волжский, Волгоградской области Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку...