Статья. Пластилинография - как средство в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.
статья по технологии

Балашова Татьяна Юрьевна

Развитию творческой активности и пробуждению интереса к изобразительной деятельности у детей с ОВЗ способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином.

 Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные.. Развивается восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография -  как средство  в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.

В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции ребёнку легче выразить с помощью зрительных образов, нежели вербально. Следует так же отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальные средства выразительности являются единственным инструментом выражения его чувств.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, - это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП, различными комплексными нарушениями. Характерной особенностью таких детей является нарушение развития всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, общей и мелкой моторики, эмоционально – волевой сферы. Поэтому для данной категории школьников – пластилинография,  является одним из значимых средств развития творческих способностей, коррекции имеющихся проблем. Развитию творческой активности и пробуждению интереса к изобразительной деятельности у детей с ОВЗ способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином. Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа.

К достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся:
- простота исполнения работы
- яркость фактурного материала
- возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей
- насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения. 
Основной материал – пластилин, а инструмент – рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности.Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Дети получают знания, умения и навыки, и одновременно, закрепляют информацию, полученную на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром, внеклассных занятиях, таким образом, происходит интеграция образовательных областей.Занятия пластилинографией способствуют развитию и активизации у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а также, творческих способностей: умению подбирать и сочетать цвета и оттенки, умению составлять композицию. Развивается восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Анализируя творческие работы детей: выявляются характерные особенности: наличие прерывистых линий, слабый нажим, неумение правильно держать кисть, карандаш, пользоваться ножницами, низкий уровень работоспособности. Все эти факторы обуславливают необходимость создания условий для содержательной деятельности,  способной заинтересовать ребенка, внедрения в коррекционно-развивающий процесс нетрадиционной технологии. Работы выглядят ярко, благодаря сочным цветам пластилина.

Всю  работу по обучению  можно разделить на три этапа:

1.На подготовительном этапе осваивание правильной  постановки  пальцев, приемы отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, скатывания шариков между двумя пальцами, надавливания, вдавливания, размазывания пластилина  подушечками пальцев. Отрабатывание навыка работать на ограниченном пространстве.

2. На втором этапе (основном) обучение работать не выходя за контуры рисунка, размазывать пластилин закрашивая контур внутри, закрепление приемов  вливания одного цвета в другой, путем слияния двух или нескольких цветов  для получения нового цвета  или оттенка.

3. На третьем этапе, заключительном, обучение самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и формировать отношение к результатам своей деятельности.

Для большей выразительности работы  можно  использовать природный материал и другие вспомогательные предметы: бисер, бусины, стразы. Создавать коллективные работы, действовать по словесной инструкции педагога.

В работе важно применять разнообразные методы с учетом индивидуальных особенностей детей:

- наглядные (наблюдение, показ, образец)  это раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким и точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение педагога, заметили особенности его выполнения, при этом каждое действие обозначается словом;

- словесные (беседы, объяснение последовательность выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение) это позволит в кратчайшие сроки передать детям информацию, поставить учебную задачу и  указать пути ее решения;

- практические (показ способов изображения и способов действия).

В процессе обучения детей пластилинографии  важно не ставить очень сложные задачи, чтобы не умалять желание творить.

Можно выделить  простые способы обучения пластилинографии, таких как:

- рисование пластилиновыми «колбасками».

- рисование мазками.

- заполнение фрагментов пластилиновыми шариками.

Более сложные, требующим от детей терпения и усидчивости:

- процарапывание по пластилину.

- вырезание отдельных картин.

- использование дополнительного материала.

Также крайне важно пополнять внутренний потенциал фантазии детей, обогащая ее новыми впечатлениями. По окончании выполнения работ юных авторов, необходимо отметить  их старание и творческое начало. Системность и поэтапность занятий с использованием техники «пластилинографии» способствует формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей, появляется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшается речевое развитие детей, появляются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми. Данный вид творчества полезен, в работе с детьми в ДОУ и для учащихся с ОВЗ в начальной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

Создание проектов как средства развития творческих способностей детей

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого п...

Статья " Хореография как средство развития творческих способностей учащихся"

В статье отражен опыт работы с младшими школьниками в рамках реализации программы ДО...

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...

Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...