Урок технологии на тему «Опиливание металла»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Денисьев Борис Александрович

Цель данного занятия: Познакомить обучающихся со слесарной операцией «опиливание».

Задачи:

Образовательные :

- Ознакомление учащихся с операцией опиливание.

- Обучение  приемам работы с напильниками.

- Формирование навыков  по технике безопасности при работе с напильником.

Развивающие :

- Развитие глазомера.

- Формирование координации движения при приемах работы с напильником.

- Развитие самостоятельности и творческих способностей.

Воспитательные:

-Воспитание трудолюбия,  ответственности, бережного отношения  к инструментам и оборудованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Льгова»

Урок технологии на тему «Опиливание металла»

Предмет: технология.

Класс: шестой.

Четверть: четвертая

Количество часов: 1

Дата:12.05.2022 г.

Урок: № 58.

Раздел: «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов».

Учитель:Денисьев Б.А.

Цель данного занятия: Познакомить обучающихся со слесарной операцией «опиливание».

Задачи:

Образовательные :

- Ознакомление учащихся с операцией опиливание.

- Обучение  приемам работы с напильниками.

- Формирование навыков  по технике безопасности при работе с напильником.

Развивающие :

- Развитие глазомера.

- Формирование координации движения при приемах работы с напильником.

- Развитие самостоятельности и творческих способностей.

Воспитательные:

-Воспитание трудолюбия,  ответственности, бережного отношения  к инструментам и оборудованию.

Дидактическиесредства обучения: верстак, тиски, напильники (драчёвые, личные, бархатные), надфили, молотки, плоскогубцы, чертилки, металлические линейки, отрезки жести и проволоки для выполнения практической работы № 21, учебник (§ 21), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Основные понятия: опиливание; напильники (драчёвые, личные и бархатные); надфиль.

ХОД УРОКА

  1. Повторение пройденного материала.

  1. Фронтальный опрос:
  • Перечислите правила безопасной работы при рубке металла.
  • Какие инструменты используются для рубки металла?
  • В каких случаях применяют кистевой удар, плечевой удар?
  • Почему при рубке в тисках разметочная риска должна быть на 1,5…2 мм ниже уровня губок?
  • В чём сходство и различие между зубилом и слесарной ножовкой?
  • Изложи технологическую последовательность рубки листового металла на плите.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Опиливание металла».

Цель урока – познакомиться с приёмами опиливания заготовок из металла.

  1. Вводное слово учителя:

- Во все времена заслуженным уважением пользовались мастера, заставляющие металл служить людям. Одни из этих людей – слесари, название профессии которых пошло от немецкого слова “шлоссер” - замочник. Мы с вами уже познакомились с некоторыми необходимыми для работы слесаря моментами: с технологической картой и операцией разметки заготовок из сортового проката”.

Актуализация и проверка знания учащимися ранее изученного учебного материала:

- “Давайте вспомним, какие этапы по началу изготовления нашего изделия мы выполнили” (просмотр  карточек с названиями этапов, раскладывание их по порядку; в процессе вспоминаются понятия базовых поверхностей, разметочного инструмента, основных понятий по теме “Разметка”).

  1. Изложение нового материала:

- “Мы вспомнили, планирование работы находит своё отражение в специальном документе – технологической карте (вывешивается на доску), вкоторой отражаются последовательность выполнения операций, графическое изображение технологических операций, инструменты и приспособления. Обратим внимание на нашу технологическую карту.

Как вы видите, мы подошли к операции “опиливание”. Её изучением мы и займёмся на этом уроке. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: “Опиливание заготовок из сортового проката”. Прежде всего, мы должны знать, что такое опиливание.

Опиливание – это срезание с заготовок небольшого слоя металла (припуска) с помощью напильников для получения точных размеров, указанных в чертеже.

Напильники изготовляют из инструментальной стали. Их различают по форме поперечного сечения, виду насечки, числу зубьев насечки на 10 мм длины, длине рабочей части.

По форме поперечного сечения напильники бывают плоские, полукруглые, квадратные, трёхгранные, круглые, ромбические и ножевые (рис. 75).

Копия сканирование0005

Напильники могут быть с одинарной, двойной и рашпильной насечками (рис. 76). Каждая насечка – зуб напильника – имеет форму клина (клиновидную форму имеют также зубья ножовки и режущая кромка зубила).

Копия сканирование0001

Промышленность выпускает напильники шести номеров – 0, 1, 2, 3, 4, 5. Напильники номер 0 и 1 – драчёвые – имеют крупную насечку: 5…12 зубьев на 10 мм длины.

Напильники номер 2 и 3 – личные – имеют среднюю насечку: 13…26 зубьев на 10 мм длины. Этими напильниками работают, когда основной слой металла уже снят драчёвым напильником. Толщина снимаемого слоя металла за один ход личного напильника 0,1…0,3 мм.

Напильники номер 4 и 5 – бархатные – имеют насечку 42…80 зубьев на 10 мм длины и применяются для чистовой доводки и шлифования поверхностей. Они снимают слой металла толщиной 0,005…0,01 мм.

Напильники бывают разной длины: от 100 до 400 мм. При опиливании выбирают напильник примерно на 150 мм длиннее обрабатываемой заготовки.

При опиливании мелких деталей или зачистке заготовок в труднодоступных местах применяют надфили (рис. 77). Это небольшие напильники длиной 80…160 мм, толщиной или диаметром 2…3 мм. Надфили имеют насечку 20…112 зубьев на 10 мм длины.

Рабочая поза при опиливании такая же, как и при зачистке заготовок. Закруглённая часть ручки напильника должна упираться в ладонь правой руки. Левую руку кладут сверху на носок напильника, отступив от края 20…30 мм.

При опиливании параллельных плоскостей сначала обрабатывают одну плоскость, которую принимают за базовую. Затем размечают положение другой плоскости и опиливают её.

Копия сканирование0002

При обработке заготовок следует время от времени изменять направление движения напильника. Например, после применения поперечного опиливания (рис. 78, а), позволяющего снимать большие припуски, применяют продольное опиливание (рис. 78, б), которое обеспечивает прямолинейность обрабатываемой плоскости.

сканирование0004

Круговое опиливание (рис. 78, в) применяют для снятия небольших припусков при окончательной отделке поверхности.

Можно опиливать заготовку косым штрихом слева направо, затем поперечным и в завершение косым штрихом справа налево. Эта обработка называется опиливанием перекрёстным штрихом (рис. 78 , г).

При опиливании заготовок из сортового проката необходимо строго соблюдать правила безопасной работы. Они такие, как при зачистке деталей из тонколистового металла и проволоки.

При опиливании заготовки из пластмассы драчёвые напильники и напильники с рашпильной насечкой, как правило, не применяют. Предварительное опиливание ведут личными напильниками, а окончательную доводку выполняют бархатными. Мелкие элементы заготовки обрабатывают надфилями.

  1. Фронтальный опрос по новому материалу.

  • Какие бывают напильники в зависимости от формы поперечного сечения?
  • Что общего между напильником и ножовкой?
  • Какие способы опиливания поверхностей вы знаете?
  • В чём особенность рашпиля?
  • Что такое надфиль?
  • Какие работы выполняют бархатным напильником?

  1. Практическая работа

Опиливание заготовок из металла

  1. Выправьте на правильной плите вырубленную  заготовку детали.
  2. Надёжно закрепите металлическую заготовку в тисках и опилите её наружные поверхности.
  3. Проверьте с помощью линейки, слесарного угольника и штангенциркуля качество полученных поверхностей.

  1. Итог урока.

  1. Выставление и комментирование отметок за урок. По окончании урока учащимся выставляется отметка. Вместе с учениками следует сделать выводы по изученному материалу.
  2. Домашнее задание. Ответить на вопросы §21 (с. 133).  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опиливание металла Подготовил: Денисьев Б.А. Учитель технологии МБОУ СОШ № 5 г.Льгова 2022 г. Презентация по предмету «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс» (мальчики) по теме:

Слайд 2

Опиливание - это операция по удалению с поверхности заготовки слоя материала при помощи режущего инструмента - напильника, целью которой является придание заготовке заданных формы и размеров, а также обеспечение заданной шероховатости поверхности. В слесарной практике опиливание применяется для обработки следующих поверхностей: -плоских и криволинейных; -плоских, расположенных под наружным или внутренним углом; -плоских параллельных под определенный размер между ними; -фасонных сложного профиля. Кроме того, опиливание используется для обработки углублений, пазов и выступов. Различают черновое и чистовое опиливание.

Слайд 3

1- винт; 2- каркас; 3- труба; 4- полочка; 5- планшет; 7- рамка; 8- маховичок;

Слайд 4

Типы насечки: а - одинарная; 6 - двойная; в - рашпильная Основными рабочими инструментами, применяемыми при опиливании, являются напильники, рашпили и надфили.

Слайд 5

1 – носок; 2 – рабочая часть; 3 – ненасеченный участок; 4 – заплечик; 5 – хвостовик; 6 – широкая сторона; 7 – узкая сторона; 8 – ребро.

Слайд 6

а – одинарная; б – двойная; в – рашпильная; г – дуговая.

Слайд 7

а, б – плоские; в – квадратные; г – трехгранные; д – круглые; е – полукруглые; ж – ромбические; з - ножовочные .

Слайд 8

Общего; Специального; Надфили; Рашпили; Машинные . По числу насечек напильники бывают н шести номеров: 0, 1, 2, 3, 4, 5

Слайд 9

Рис. Рамка: 1- перегородка; 2 - рабочие пластины; 3 – винты Рис. 3.2. Плоскопараллельные наметки: а - наметка; б - наметка в тисках с заготовкой; 1,2- буртики; 3 - рабочая плоскость; 4 - заготовка

Слайд 10

При работе напильником насечка засоряется опилками, поэтому напильник следует очищать перед дальнейшим использованием. Метод очистки напильников от опилок и других продуктов обработки зависит от вида обрабатываемого материала и состояния поверхности напильника: -после обработки дерева, каучука и фибры напильник следует опустить в горячую воду на 10... 15 мин, а потом очистить стальной корцовочной щеткой; -после обработки напильниками мягких материалов (свинца, меди, алюминия) насечку очищают корцовочной щеткой; -замасленные напильники натирают куском древесного угля, затем чистят корцовочной щеткой. Масло с поверхности напильника можно удалить раствором каустической соды с последующей промывкой и чисткой.

Слайд 11

а – кордовой щеткой; б – скребком из мягкого металла.

Слайд 12

а - насадка ударом о верстак; б - насадка ударом молотком; в - снятие ударом напильника.

Слайд 13

Подготовка поверхностей к опиливанию включает в себя очистку от масла, грязи, формовочной смеси, окалины. Очистка осуществляется корцовочными щетками, а также срубанием остатков литниковой системы и облоя зубилом с последующей зачисткой грубой наждачной бумагой. Масло удаляют различными растворителями. Положение работающего при опиливании является наиболее удобным тогда, когда его корпус развернут под углом 45 ° к губкам тисков (рис. 3.6, а). Левая нога должна быть выдвинута вперед и находиться на расстоянии примерно 150... 200 мм от переднего края верстака, а правая нога отдалена от левой на 200... 30 мм так, что­бы угол между ступнями составлял 60... 70° (рис. 3.6, б).

Слайд 14

б – положение левой руки. а - положение правой руки;

Слайд 15

Усилие, создаваемое правой рукой постепенно увеличивается. Усилие, создаваемое левой рукой постепенно уменьшается.

Слайд 16

а – опиливание слева направо; б – прямым штрихом поперек заготовки; в– опиливание справа налево (косым штрихом); г – прямым штрихом вдоль заготовки.

Слайд 19

Распределение усилий при опиливании (балансировка) Рабочим ходом при опиливании является движение напильником вперед от работающего, обратный ход - холостой, без нажима. Движения при рабочем ходе должны быть равномерными, плавными, ритмичными, обе руки при этом должны двигаться в горизонтальной плоскости. При обратном ходе не рекомендуется отрывать напильник от обрабатываемой заготовки.

Слайд 20

Для проверки параллельности опиливания применяется штангенциркуль или угольник.

Слайд 21

1 – локальная линейка; 2 – контролируемая поверхность.

Слайд 22

1. Перед началом работы необходимо проверить соответствие конфигурации и размеров заготовки требованиям чертежа. 2. Необходимо прочно закреплять заготовку в тисках. 3. При выполнении чистовых отделочных операций опиливания необходимо пользоваться накладными губками. 4. Следует выбирать номер, длину и сечение напильника в соответствии с техническими требованиями к обработке.

Слайд 23

Дефект Причина Способ предупреждения «Завалы» в задней части плоскости детали Тиски установлены слишком высоко Отрегулировать высоту тисков по росту «Завалы» в передней части плоскости детали Тиски установлены слишком низко То же «Завалы» опиленной широкой плоскости детали Опиливание выполнялось только в одном направлении При опиливании широкой плоской поверхности последовательно чередовать продольное, поперечное и перекрестное опиливание

Слайд 24

Грубая окончательная отделка опиленной поверхности Отделка производилась «драчевым» напильником. Применялись неправильные приемы отделки поверхности Отделку поверхности производить только личным напильником после качественного 'опиливания под линейку поверхности более грубым напильником. Отделку поверхности производить продольным штрихом, применяя захват напильника «щепотью» Опиленный круглый стержень не цилиндричен (овальность, конусность, огранка) Нерациональная последовательность опиливания и контроля При опиливании чаще производить измерения размеров стержня в разных местах и с различных сторон. При необходимости снятия значительного слоя металла вначале опилить стержень на многогранник, проверяя размер и параллельность, а затем довести его до цилиндричности

Слайд 25

Дефект Причина Способ предупреждения Опиленная криволинейная поверхность плоской детали не соответствует профилю контрольного шаблона Не соблюдаются правила опиливания криволинейных поверхностей плоских деталей При опиливании выпуклых поверхностей сначала опиливать на многогран­ник с припуском на отделку 0,1 ...0,2 мм, затем отделывать продольным штрихом с регулярным контролем поверхности по шаблону. При опиливании вогнутой поверхности малого радиуса кривизны диаметр круглого напильника должен быть меньше двойного радиуса выемки Опиленный сопряженный контур детали не соответствует профилю контрольного шаблона Неправильная последовательность обработки Соблюдать типовую последовательность обработки: вначале опилить плоские параллельные поверхности, затем выпуклые. Заканчивать обработку опи­ливанием вогнутых частей поверхности, внимательно следя за опиливанием мест сопряжения. Отделку производить продольным штрихом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: Опиливание металлов.

Цель: Познакомить учащихся со слесарной операцией опиливание.Задачи:ОбразовательныеОзнакомление учащихся с операцией опиливание.Обучение  приемам работы с напильниками.Формирование навыков  ...

Урок по технологии по теме: "Опиливание заготовок из сортового проката" (1 часть)

Урок по технологии по теме "Опиливание заготовок из сортового проката" (1 часть), разработан в помощь учителям технического труда при подготовке и проведении урока по данной теме....

Урок по технологии по теме: "Опиливание заготовок из сортового проката" (2 часть)

Урок по технологии по теме "Опиливание заготовок из сортового проката" (2 часть), разработан для дальнейшего раскрытия темы по опиливанию заготовок из сортового проката, в помощь учителям технического...

Технологическая карта урока технологии на тему: «Опиливание заготовок из металла и пластмассы»

Краткое описание: В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.Приоритетом школьного образования с...

Занятие На тему: Опиливание металла.( Дата проведения 29.04. 20г)

Тема урока: ОПИЛИВАНИЕ МЕТАЛЛАЦели: обобщить знания о процессе опиливания металла, сформировать умение опиливания заготовок из сортового проката; способствовать воспитанию культуры поведения в работе...

Карта понятий к уроку технологии по теме "Опиливание"

Карта понятий позволяет:определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы;выяснить, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы;систематизи...