УРОК ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС ДЕВОЧКИ. БЫТОВАЯ ШВЕЙНАЯ МАШИНА.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Бельченко Галина Николаевна

УРОК ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС ДЕВОЧКИ. БЫТОВАЯ ШВЕЙНАЯ МАШИНА.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Бытовая швейная машина

Слайд 4

мультик

Слайд 5

Англия, г.Лейчестер

Слайд 6

Леонардо да Винчи

Слайд 7

1814 австрийский портной Йозеф Мадерспергер

Слайд 8

Бартоломи Тимоньё

Слайд 9

Исаак Зингер

Слайд 11

Бытовая швейная машина Производственная швейная машина

Слайд 12

Специальная швейная машина Универсальная швейная машина П етельная пуговичная

Слайд 13

полуавтомат автомат

Слайд 14

Ножная швейная машина Ручная швейная машина Электрическая швейная машина

Слайд 15

Мне понравилось… Я знаю… Я умею… Я не смогла…, потому что… Мне захотелось…



Предварительный просмотр:


План-конспект урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

- Добрый день , ребята. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и начнем урок с хорошего настроения.

  1. Актуализация знаний (3мин.)

- Я хочу начать урок с загадок.

1.Они обычно для шитья; 
И у ежа их видела я.
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются?   
(Иголки)


2.Инструмент бывалый

Не большой, не малый.
У него полно забот, 
Он и режет, и стрижет
.(Ножницы)

  1. Иголкина подружка,

 Что ловко лезет в ушко

и «бегает» с толком

По ситцу и шёлку! (Нитка)

- Как вы думаете, что общего между этими загадками? (Все предметы связаны с шитьём).

Девочки скажите, какой праздник мы отмечаем 23 февраля?  (день защитников отечества)

А кто такие защитники отечества? (военные)

А во что одеты военные? (в форму)

Вы уже умеете шить вручную, как вы думаете, сможете вы  сшить такую форму иголкой сами? Почему? (много швов и деталей)

А с помощью чего можно сшить такую форму?(швейной машины)

Перед вами швейная машина, сможете ли вы прямо сейчас на ней что-нибудь сшить?

Почему? (не умеем)

А что нужно знать, чтобы шить на швейной машине?  (ее устройство)

-     У кого дома есть швейные машины? (ответы детей)

-     А вы пробовали шить на швейной машинке? (ответы детей)

-     А хотите научиться? (ответы детей)

  1. Постановка учебной задачи (3 мин.)

-      Как вы думаете, так  о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей) 

-    Правильно, о том, как устроены швейные машины, как на них работать. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Бытовая швейная машина) (слайд 1) Запишите тему урока в тетрадь.

-     Какие цели вы бы для себя сегодня поставили? (Познакомиться с историей создания и устройством швейной машины)

Для того, чтобы добиться цели, мы вместе попробуем составить  

               Для того, чтобы добиться цели, мы вместе попробуем составить  план действий.  Работать будем  в группах по два человека. Но сначала, посмотрим мультфильм. Почему чайке не удалось съесть крабика?

Вспомним правила работы   в группе.  

Правила работы в группе

1.  В группе должен быть ответственный.

2.  Работать дружно, не ссориться, каждый имеет право на  ответ.

3.  Работать тихо, не мешая другим группам.

     4. Уважительно слушать другие группы, не перебивая  отвечающего

 

 У вас на столах лежит карточка №1 расставьте действия в правильном порядке.

.Повторить историю создания швейной машины  

2.Повторить правила техники безопасности при работе на швейной машине  

3.Изучить основные детали швейной машины 

4.Закрепить полученные знания

1. познакомиться с историей создания швейной машины

2.изучить правила техники безопасности при работе на швейной машине

3. изучить устройство швейной машины

4.закрепить полученные знания

6.научиться заправлять нитку в швейную машину

1.Повторить историю создания швейной машины  

2.Повторить правила техники безопасности при работе на швейной машине  

3.Изучить основные детали швейной машины

4.Закрепить полученные знания

.Повторить историю создания швейной машины  

2.Повторить правила техники безопасности при работе на швейной машине  

3.Изучить основные детали швейной машины 

4.Закрепить полученные знания

.Повторить историю создания швейной машины  

2.Повторить правила техники безопасности при работе на швейной машине  

3.Изучить основные детали швейной машины 

4.Закрепить полученные знания

.Повторить историю создания швейной машины  

2.Повторить правила техники безопасности при работе на швейной машине  

3.Изучить основные детали швейной машины 

4.Закрепить полученные знания

5. выполнить тренировочные упражнения по заправке швейной машины

-    Ваши будущие успехи в шитье во многом будут зависеть от того, насколько хорошо вы сегодня научитесь пользоваться швейной машиной.

- Итак, что же такое швейная машина? (слайд 3 )  

Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток. 

Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе». (слайд с памятником портнихе) (слайд 5)

 Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машин, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.

Знакомство с историей швейной машины

Первый проект  (слайд )  машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи.  Но он был настолько не совершенен, что так и остался на бумаге.

В 1814 году австрийский портной Йозеф Мадерспегер придумал иглу с ушком у острия, запатентовал её.

В 1830-м французу Бартоломью Тимонье удалось, используя иглу, придуманную Мадерспегером, сделать швейную машину, которая действительно работала. Тут же агрегат был тиражирован количеством в 80 штук и употреблён на нужды армии для шитья обмундирования. 

Наконец в 1850—1851 (слайд)  годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.  Зингер стал выпускать швейные машины в больших количествах. Они пользовались популярностью во всем мире.

Современные швейные машинки  (слайд )   получили электрический привод, однако их механическая часть практически повторяет устройство их предшественниц конца XIX—начала XX веков.

Знакомство с современными швейными машинами

Современная швейная машина умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.

Знакомство с классификацией швейных машин

Все швейные машины различают:

  • по назначению: бытовые и производственные;        (слайд )
  • по выполняемым операциям: специальные и  универсальные;       (слайд )
  • по степени автоматизации: полуавтоматы и автоматы;          (слайд )
  • по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.        (слайд )

Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.

На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.

- Ребята, посмотрите вокруг себя. А какие машины, на ваш взгляд, есть у нас в классе? (дети отвечают)

- Действительно. У нас в кабинете все швейные машины универсальные бытовые, с электрическим приводом и одна спецмашина для обметывания срезов, называемая - оверлог.

ФИЗМИНУТКА

-Проведем необычную физминутку.

 -  Покажите, как шьет вышивальщица ______

-  А теперь намотаем пряжу в клубок ______

- Представьте, что спинка устала, подтянитесь____

Показ устройства швейной машины

- Итак, перед вами универсальная швейная машина с электрическим приводом

Она идеальна для начинающих, проста в управлении, надежна и доступна по цене. имеет набор основных необходимых для шитья строчек и предназначена для пошива легких, средних, тяжелых тканей и трикотажа. Она отлично послужит вам в быту при ремонте и пошиве одежды.

оборудована электроприводом - электрическим мотором, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление скоростью вращения происходит при помощи ножной педали: чем больше усилие нажатия, тем выше скорость шитья.

выполняет 16 операций в число которых входят 5 различных строчек (прямая, зигзаг, эластичная, эластичная потайная и ракушка), а так же бельевая петля, выметываемая в полуавтоматическом режиме

- Перед работой на швейной машине нужно изучить  правила по ТБ.

Посмотрите на вторую карточку, попробуйте ответить правильно на вопросы работая в паре.

При работе на швейной машине:

а) волосы распустить;

б) убрать волосы под косынку;

в) сделать нарядную причёску.

2.Под прижимную лапку подставляют:

а) пальцы;

б) нос;

в) одежду;

г) изделие, которое шьёте.

3.Во время работы за машинкой нужно:

а) болтать;

б) отвлекаться по пустякам;

в) работать, не отвлекаясь и не разговаривая.

4.  Перед работой проверить исправность …

А) чайника

Б) шнура

В)двери

5.Ножницы кладут:

а) к ремню передачи;

б) в стороне от привода и движущихся частей машины;

в) на изделие, во время работы на машине.

6.При включении и выключении швейной машины в    электрическую сеть     браться за …

а) косичку соседки по парте

б) корпус вилки шнура

в) за голову

Замечательно, а теперь прочитайте правила ТБ в учебнике

(АЛАКИНА ПОЛИНА стр. 125) ПРАВИЛА ТБ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ

- Сейчас, давайте более подробно познакомимся с деталями машины. У вас на столах лежит инструкция по эксплуатации швейной машины откройте страницу 2  

Задание 1

- Найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине.

 (обучающиеся находят основные детали машины на рисунке и сравнивают их с оригиналом)

- Ну что, сложно устроена швейная машина? Ничего! Тяжело в учении, легко в бою!  Знание деталей швейной машины вам помогут в выполнении  самого ответственного на сегодня задания – заправки нитей в машинку.

 А теперь возьмите в руку карандаш, я буду называть деталь швейной машины, а вы показывать ее на машинке.

  1. педаль
  2. прижимная лапка
  3. игла
  4. игольная пластина
  5. катушечные стержни
  6.  рычаг подъема прижимной лапки
  7. Нитенаправитель
  8. Рычаг нитеводтеля
  9. Маховое колесо
  10. Выключатель питания.

При работе на швейной машине необходимо уметь правильно заправлять верхнюю и нижнюю нитки, устанавливать иглу, регулировать качество строчки, длину стежка.

 Сейчас мы с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а на практической работе вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити самостоятельно.

Заправка верхней нити

Верхняя нить – это нить, которая проходит от катушки к игольному ушку. Перед заправкой верхней нити нужно поднять прижимную лапку, затем вращением махового колеса установить иглу и рычаг нитепритягивателя  в крайнее верхнее положение.

Заправка верхней нити производится следующим образом:

Катушку ниток ставят на катушечный стержень.

Нить от катушки проводят через верхний нитенаправитель

ДАЛЕЕ ОПУСКАЕМ НИТЬ В ПРОРЕЗЬ ВНИЗ  (обратите внимание, что на корпусе  швейной машинки есть стрелочки с цифрами которые указывают направление нити) затем нитка поднимается по прорези вверх и пропускается через рычаг нитеводителя. Опять вниз и проводится через нитенаправитель расположенный над иголкой с левой стороны.

И заправляем нитку в иголку спереди назад.

Далее нам необходимо заправить нижнюю нитку, но перед этим мы должны познакомиться с устройством челнока.

Возьмите в руки челнок, сравните его устройство с рисунком на карточке, найдите детали челнока.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/024b/0003bf52-21d67a38/hello_html_m5585ddcf.jpg

Заправки нижней нити

  1. челнок  предназначен для того, чтобы разместить шпульку с ниткой внутри челночного механизма и обеспечить свободный выход из него нижней нитки.
  2. Челнок представляет собой металлическую чашечку, на боковой поверхности которой имеется косая прорезь для нитки, а внутри шпиндель, на который надевается шпулька.
  3. Возьмите челнок в левую руку и вставьте в него шпульку с нитью: Шпульку нужно держать таким образом, чтобы нить свешивалась в направлении, противоположном направлению косой прорези и чтобы конец нити располагался ближе к внутренней щечке шпульки. Это облегчает заправку нити.
  4. Протяните нить правой рукой через косую прорезь под прижимную пружину, а затем в небольшую прорезь на конце пружины.
  5. Потяните за конец нити и убедитесь в том, что нить выходит из шпульного колпачка с небольшим усилием, шпулька вращается свободно, не заедает.

А сейчас поработайте самостоятельно, каждый из пары должен заправить в машинку и верхнюю нить, и нижнюю.

Для тех, кто  справится раньше с практической работой, предлагаю отгадать кроссворд

  1. Разгадать кроссворд.


Х. Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали о швейной машине?

-Хотите вы научиться шить на швейной машине?

-Что вам больше всего запомнилось из этого урока?

-Понравилось ли вам работать на швейной машине?

Домашнее задание:

1. Выучить название деталей машинки..
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы
.

  1.    Рефлексия  деятельности обучающихся (4 мин.)

Как вы думаете, мы справились с целью сегодняшнего урока, изучили швейную машину и ее подготовку к работе? (ответы детей)  

Мы изучили детали машин. На следующем уроке мы продолжим знакомиться со швейной машиной и выполним более сложное задание: научимся выполнять строчки на заправленной машине.

А теперь поделитесь вы своими мнениями об уроке. Вам предлагается четыре высказывания, которые вы должны закончить

  1. Мне понравилось…
  2. Я знаю…
  3. Я умею…
  4. Я не смогла…, потому что…
  5. Мне захотелось…


Заправка верхней нити

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=600x10000:format=jpg/path/s654dda41c71d4c3b/image/i0051e3aa2c9dc709/version/1319352622/image.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/024b/0003bf52-21d67a38/hello_html_m5585ddcf.jpg

        

тест

При работе на швейной машине:

а) волосы распустить;

б) убрать волосы под косынку;

в) сделать нарядную причёску.

2.Под прижимную лапку подставляют:

а) пальцы;

б) нос;

в) одежду;

г) изделие, которое шьёте.

3.Во время работы за машинкой нужно:

а) болтать;

б) отвлекаться по пустякам;

в) работать, не отвлекаясь и не разговаривая.

4.  Перед работой проверить исправность …

А) чайника

Б) шнура

В)двери

5.Ножницы кладут:

а) к ремню передачи;

б) в стороне от привода и движущихся частей машины;

в) на изделие, во время работы на машине.

6.При включении и выключении швейной машины в    электрическую сеть     браться за …

а) косичку соседки по парте

б) корпус вилки шнура

в) за голову

тест

При работе на швейной машине:

а) волосы распустить;

б) убрать волосы под косынку;

в) сделать нарядную причёску.

2.Под прижимную лапку подставляют:

а) пальцы;

б) нос;

в) одежду;

г) изделие, которое шьёте.

3.Во время работы за машинкой нужно:

а) болтать;

б) отвлекаться по пустякам;

в) работать, не отвлекаясь и не разговаривая.

4.  Перед работой проверить исправность …

А) чайника

Б) шнура

В)двери

5.Ножницы кладут:

а) к ремню передачи;

б) в стороне от привода и движущихся частей машины;

в) на изделие, во время работы на машине.

6.При включении и выключении швейной машины в    электрическую сеть     браться за …

а) косичку соседки по парте

б) корпус вилки шнура

в) за голову

тест

При работе на швейной машине:

а) волосы распустить;

б) убрать волосы под косынку;

в) сделать нарядную причёску.

2.Под прижимную лапку подставляют:

а) пальцы;

б) нос;

в) одежду;

г) изделие, которое шьёте.

3.Во время работы за машинкой нужно:

а) болтать;

б) отвлекаться по пустякам;

в) работать, не отвлекаясь и не разговаривая.

4.  Перед работой проверить исправность …

А) чайника

Б) шнура

В)двери

5.Ножницы кладут:

а) к ремню передачи;

б) в стороне от привода и движущихся частей машины;

в) на изделие, во время работы на машине.

6.При включении и выключении швейной машины в    электрическую сеть     браться за …

а) косичку соседки по парте

б) корпус вилки шнура

в) за голову

Карточка №1

действие

порядок

выполнить тренировочные упражнения по заправке швейной машины

изучить устройство швейной машины

изучить правила техники безопасности при работе на швейной машине

познакомиться с историей создания швейной машины

научиться заправлять нитку в швейную машину

Карточка №1

действие

порядок

выполнить тренировочные упражнения по заправке швейной машины

изучить устройство швейной машины

изучить правила техники безопасности при работе на швейной машине

познакомиться с историей создания швейной машины

научиться заправлять нитку в швейную машину

Карточка №1

действие

порядок

выполнить тренировочные упражнения по заправке швейной машины

изучить устройство швейной машины

изучить правила техники безопасности при работе на швейной машине

познакомиться с историей создания швейной машины

научиться заправлять нитку в швейную машину

Карточка №1

действие

порядок

выполнить тренировочные упражнения по заправке швейной машины

изучить устройство швейной машины

изучить правила техники безопасности при работе на швейной машине

познакомиться с историей создания швейной машины

научиться заправлять нитку в швейную машину

Карточка №1

действие

порядок

выполнить тренировочные упражнения по заправке швейной машины

изучить устройство швейной машины

изучить правила техники безопасности при работе на швейной машине

познакомиться с историей создания швейной машины

научиться заправлять нитку в швейную машину

По горизонтали

По вертикали

1.деталь, водящая нить вверх-вниз

5. деталь регулирующая скорость шитья

7. катушка для намотки нити

2. устройство для шпульки

3. деталь, прижимающая ткань

4. деталь, отвечающая за выбор строчки

6.деталь регулирующая направление нити


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока+презентация по теме Бытовая швейная машина в соответствии с ФГОС 5 класс

конспект урока по технологии по ФГОС .Тема Бытовая швейная машина. Презентация к уроку...

Урок технологии в 5 классе по теме:Бытовая швейная машина

Урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина". Раздел "Элементы машиноведения" Цель урока: формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе...

Конспект урока по технологии в 5 классе "Знакомство с бытовой швейной машиной

Модуль: Машиноведение.Раздел: Технология изготовления швейных изделий. Цели. Образовательные: закрепить знания учащихся об устройстве швейной машины;  ознакомить и научить приемам запра...

Устройство бытовой швейной машины. Работа на бытовой швейной машине.

Работа на бытовой швейной машине. 5-й класс Тип урока: комбинированный: урок сообщения новых знаний.  Ключевые понятия проводимого занятия: ...

Технология. Бытовая швейная машина. Заправка швейной машины нитью. Соединительные швы.

Выполнение тренировачных упражнений в шитье на заправленной машине....