Конспект урока по технологии на тему: "Бытовая швейная машина" (5 класс)
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Конспект урока по технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по технологии на тему: "Бытовая швейная машина" (5 класс) | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Тема урока: «Бытовая швейная машина»
Цель урока: формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе.
Задачи:
- Образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;
- Развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
- Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.
УУД:
Личностные: умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда; умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь.
Регулятивные: умение ставить учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.
Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; построение речевых высказываний в устной форме.
Коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма проведения урока: урок-практикум
Формы работы: фронтальная, парная.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока | Примерные ответы учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте ребята! Я желаю вам хорошего настроения и активной деятельности на уроке. | Приветствуют учителя, садятся за рабочее место. |
Актуализация субъективного опыта учащихся | - Сегодня у нас немного необычный урок. И начать я его хочу тоже необычно. Я прочитаю вам сказку про одну красавицу и сусальное золото. Сказка про машинку и сусальное золото В одном старом-старом городе, на старом-старом механическом заводе родилась маленькая красавица. Родители очень радовались её появлению и назвали красивым именем Зингер. Надо сказать, что Зингер была первой в мире, и родители очень ей гордились, да и было чем! Малышка не только отлично работала, но и была хороша внешне. Её никелированные детали поблёскивали; изящно изогнутый стан был украшен гербом её родного завода; ручка, корпус и крышка были выточены из карельской берёзы, покрыты лаком и разрисованы орнаментом из сусального золота. Однажды, когда Зингер сладко дремала под своей узорчатой крышкой, её запаковали в большой ящик и увезли в другой город, не дав попрощаться с родителями. — Ах, что происходит? Нельзя ли поосторожней? Моё сусальное золото! Оно может облететь! Кто возьмёт меня тогда? Мои детали могут помяться, и я не смогу работать! — Ах, что опять такое? Где мои родители? Куда я попала? — заволновалась Зингер. И тут она обомлела. Она была уверена, что таких, как она, больше нет на свете; но в комнате их стояло уже несколько, похожих на неё как близнецы! Только они были моложе неё… — Здравствуйте, сестрички — робко обратилась к ним Зингер… — Тоже нашлась сестрица! — зафыркали они. — Притащили старуху! Точно мы сами не справляемся с работой! Да знает ли она что-либо о тенденциях и трендах сезона? Зингер совсем оробела: таких слов она никогда не слышала! Но тут пришли женщины и уселись возле каждой сестрички. Та, которой досталась Зингер, прежде чем начать работать, протёрла её мягкой ветошью и смазала все детали. Благодарная Зингер в ответ показала всё, на что была способна. Каждый день она старалась от души, но работать приходилось от зари до зари без отдыха. Время тоже делало своё дело: детали Зингер стали ржаветь, как за ними ни ухаживали; сусальное золото с её боков облупилось… А в один далеко не прекрасный день в комнату доставили прекрасную юную незнакомку. Её тонкий стан покрывала светлая эмаль, и к тому же блондинка была встроена в полированный столик с колёсиками. Её окружили, закричали восторженно: — Электрическая! Наконец-то! Посмотрим, на что она способна! …Несколько дней Зингер простояла забытая в тёмном чулане вместе со своими сёстрами… «Как же так? — тосковала Зингер. — Неужели обо мне никто не позаботится? Я ведь не то, что какая-то керосиновая лампа! Я — первая Зингер, я — лучшая из Зингеров! Они не имеют права так со мной обращаться! Но, пришли люди, вынесли из чулана весь старый хлам и вывезли на свалку… Прошло время. И вот как-то раз у свалки остановилась машина, из неё вышли люди; один из них подошёл к Зингер и нагнулся над ней: — Посмотрите: почти такая же красавица была у моей бабушки!... Он приподнял металлический корпус Зингер: — Не может быть! Тут номер: 1-й! Она же самая первая, выпущенная Зингером! Это единственный экземпляр, отделанный сусальным золотом! Ей место в музее! — Ах, что вы от меня хотите… — бормотала Зингер. — Я уже ни на что не способна… Дайте мне умереть спокойно… В музее Зингер почистили, восстановили украшения из сусального золота и поставили на стол в центре большой светлой комнаты. Зингер по-прежнему стоит в том старом-старом музее старого-старого города… - Ребята, как вы думаете, о ком в этой сказке идет речь? Что это за красавица? - А как вы это поняли? - У кого дома есть швейные машины? - А какие они, как малышка Зингер старые или новые? - Чем они отличаются? - А вы пробовали шить на швейной машинке? - А хотите научиться? | О первой выпущенной Зингером швейной машины |
Изучение новых знаний и способов деятельности | - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Правильно, о том, как устроены швейные машины, как на них работать. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? - Какие цели вы бы для себя сегодня поставили? Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока. -Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения по заправке швейной машины, ну и, конечно, немного поиграем. - Ваши будущие успехи в шитье во многом будут зависеть от того, насколько хорошо вы сегодня научитесь пользоваться швейной машиной. | О швейной машины Бытовая швейная машина Познакомиться со швейной машиной, с историей ее появления. |
Работа по теме урока | Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток. Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе». (слайд с памятником портнихе) Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машин, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно. Знакомство с историей швейной машины Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи. Но он был настолько не совершенен, что так и остался на бумаге. В 1755 г. немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков. И только в 1834 г. американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки. Недостаток этой машины — в отсутствии устройства регулировки натяжения нижней нитки, которая находилась в челночном устройстве. В 1844—1845 гг. другой американец, Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принципы работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных. Машина выполняла 300 стежков в минуту. Эта машина вызвала протест среди портных и ремесленников, которые считали машину угрозой, лишающей их работы и хлеба. С лозунгами «Долой швейные машины!» они бросились громить швейные фабрики и вынудили Элиаса Хоу уехать из родного города. В течение 30—50-х годов XIX в. в Великобритании, США и Франции было взято более 30 патентов на швейные машины. Это были машины цепного и челночного стежков, с прямой и изогнутой иглами, с вертикальным и горизонтальным расположением ткани. Конструкция каждой машины имела какие-то усовершенствования и новые элементы. Швейные машины стали экспонироваться на выставках и в музеях, вызывая восторг и большой интерес публики. Наконец в 1850—1851 годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида. Зингер стал выпускать швейные машины в больших количествах. Они пользовались популярностью во всем мире. Начиная с 1870 г. фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы во многих странах, в том числе и в России. В подмосковном городе Подольске в 1900 г. фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. Годовой выпуск машин составлял 600 тысяч. Современные швейные машинки получили электрический привод, однако их механическая часть практически повторяет устройство их предшественниц конца XIX—начала XX веков. Знакомство с современными швейными машинами Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья. Знакомство с классификацией швейных машин Все швейные машины различают:
Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д. На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д. Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными. - Ребята, посмотрите вокруг себя. А какие машины, на ваш взгляд, есть у нас в классе? - Действительно. У нас в кабинете все швейные машины универсальные бытовые, с электрическим приводом. С универсальной швейной машиной нам с вами предстоит сегодня познакомиться более подробно. - Итак, перед вами универсальная швейная машина с электрическим приводом. Она идеальна для начинающих, проста в управлении, надежна и доступна по цене. Эта модель имеет набор основных необходимых для шитья строчек и предназначена для пошива легких, средних, тяжелых тканей и трикотажа. Она отлично послужит вам в быту при ремонте и пошиве одежды. Швейная машина оборудована электроприводом - электрическим мотором, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление скоростью вращения происходит при помощи ножной педали: чем больше усилие нажатия, тем выше скорость шитья. Она выполняет 14 операций в число которых входят 5 различных строчек (прямая, зигзаг, эластичная, эластичная потайная и ракушка), а так же бельевая петля, выметываемая в полуавтоматическом режиме. При помощи специального селекторного переключателя Вы сможете быстро и легко выбрать необходимую Вам строчку, а при помощи другого переключателя настроить натяжение нити. Длинна стежка, ширина строчки и положение иглы имеют фиксированные значения для каждой операции. Швейная машина оснащена классическим вертикальным типом челночного устройства. Эта модель имеет такие полезные и необходимые в работе функции, как: автостоп при намотке на шпульку, реверс, контроль балансировки петли и возможность шитья двойной иглой. В данной модели есть узкая рукавная платформа - «свободный рукав» и удобный отсек для хранения принадлежностей. В стандартную комплектацию швейной машины входят защелкивающиеся на стержне сменные прижимные лапки, набор игл, шпульки и другие аксессуары. - А теперь, давайте более подробно познакомимся с деталями машины. У вас на столах лежат карточки № 1 Основные детали швейной машины. Задание 1 - Найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине. Знание деталей швейной машины вам помогут в выполнении самого ответственного на сегодня задания – подготовке швейной машины к работе. | Обучающиеся находят основные детали машины на рисунке и сравнивают их с оригиналом |
Физкультминутка | Физкультминутка: А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | |
Закрепление пройденного материала Применение изученного материала | Подготовка швейной машины к работе Задание 2 - Посмотрите внимательно на слайд. 1 Намотка нижней нитки на шпульку 2 Заправка нижней нити 3 Заправка верхней нити 4 Выведение нижней (шпульной) нитки наверх - Здесь показаны основные этапы подготовки швейной машины к работе. Те этапы, которые выделены красным цветом, вам необходимо изучить самостоятельно по Карточкам № 2 и 3. - Затем, пользуясь карточками 1 и 3, нарисуйте в тетради на схеме машины заправку верхней нити и подпишите последовательно название деталей, через которые проходит верхняя нить. Затем вы меняетесь тетрадями. Я буду вам показывать правильную заправку швейной машины, а вы будете проверять выполнение задания вашей соседки. И оценивать ее работу на данном этапе. И так, поменяйтесь тетрадями. Я показываю заправку верхней нити, а вы проверяете работу вашей соседки и исправляете ошибки, если они есть. Если все верно - ставите «5», если 1-2 ошибки – ставите «4», если 3-4 ошибки – ставите «3». Оценку можете поставить внизу под схемой. Практическая работа Заправка швейной машины Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине с электрическим приводом -Ну что же, вы отлично поработали на первом уроке, но чтобы приступить к работе на швейной машине, необходимо не только уметь готовить машину к работе, но и знать и соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. В чем же они заключаются? Посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте правила. А теперь попробуйте перефразировать каждое правило в вопрос, начиная его со слов: почему или зачем? И давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы. Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине с электрическим приводом 1. Перед работой проверить исправность шнура. 2. При включении и выключении швейной машины в электрическую сеть браться за корпус вилки шнура. 3. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, особенно при включенном электродвигателе. 4. Заправляя нитку в машинную иглу, не держите ногу на педали. 5. Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок и игл. 6. На машине не должны лежать посторонние предметы. 7. Не держать пальцы близко около движущейся иглы. 8. Не наклоняться близко к движущимся частям машины. 9. Соблюдать санитарно – гигиенические требования. Задание 3 - Итак, мы приступаем тренировочным упражнениям по заправке швейной машины. Вспомните все, о чем мы сегодня с вами говорили. Положите перед глазами карточки с заправкой нитей и приступайте к практической работе. Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание. Игра на закрепление «Поиграем в учителя» Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Итак, «учителя» по очереди выходят к доске и, показывая на детали швейной машины, спрашивают любую ученицу название этой детали. Можно задавать вопросы, как по заправке швейной машины, так и правилам ТБ. ( Девочки играют в эту игру, сменяя друг друга и наблюдая за тем, что бы детали ни повторялись) | Дети задают вопросы по ТБ и дают ответы |
Подведение итогов учебного занятия | Какая была цель урока? Удалось ли ее достигнуть? Каким способом? Чему вы сегодня научились? Над чем ещё необходимо поработать? Где вы можете применить новые знания? | Познакомиться со швейной машиной, с историей ее появления. |
Рефлексия. | Что понравилось на уроке, что не понравилось? Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться. - Всем спасибо за работу, урок окончен. | Проведение самоанализа |
Домашнее задание | 1. На карточках написать названия деталей швейной машины. 2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по технологии Металл и его свойства 5 класс
Конспект урока с презентацией 5 класс Металл и его свойства, применение....
План - конспект урока по технологии "История развития костюма" для 9 класса
На уроке по технологии "История развития костюма" учащиеся знакомятся с особенностями исторического костюма в разные периоды времени, выполняют практическую работу, которая способствует развитию творч...
Конспект урока по технологии на тему "Здоровое питание" (6 класс)
Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальным в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания в школе способст...
Конспект урока по технологии "Бытовая швейная машина, подготовка к работе. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины"
Технологическая карта урока...
План - конспект урока по технологии "Обработка горловины плечевого изделия" 6 класс.
План - конспект урока по технологии (культура дома) "Обработка горловины плечевого изделия" 6 класс. Раздел "Технология обработки ткани"...
Конспект урока по технологии "Разметка заготовок из древесины". 5 класс.Мальчики.
Конспект описывает проведение урока, в ходе которого мальчики 5 класса ознакомятся с контрольно-разметочным инструментом и научатся делать разметку...
Конспект урока по технологии "Проектная деятельность.Изготовление прихватки"5 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Развитие познавательного интереса к предмету. Понимание понятий «творческий проект», «этапы выполнения творческого проекта»....