Конспект урока в 5 классе по теме "Орнамент"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Конспект урока в 5 классе по теме "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изделий декоративно-прикладного искусства "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ornament.docx | 471.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии 5 класс
Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании
предметов декоративно-прикладного искусства.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с
основными правилами, приёмами и средствами композиции и
законами восприятия цвета на примере предметов
декоративного искусства.
Задачи обучения
- Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
- Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.
- Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
- Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 32), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармоничных цветовых композиций.
Формируемые УУД:
Личностные
воспитывать эстетические чувства, любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.
Регулятивные
сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, декор, цветовое решение);
под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .
Познавательные
умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход занятия
1. Организация урока
2. Проверка выполнения домашнего задания
3. Изложение нового материала(слайд №1)
Вопрос к обучающимся:
Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?
Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.(слайд №2)
В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.
Композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.
В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное.
Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.
Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной , которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)
Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.
“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение.( слайд № 4, 5)
Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.
Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.
По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:
- ленточным
- сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
- центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия
Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)
- геометрический, состоящий из различных элементов;
- меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
- растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
- животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
- птичий;
- с изображением человеческих фигур и полуфигур;
- шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.
В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.(слайд № 7)
Примеры
Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,
горизонтальной волнистой – воду,
вертикальной волнистой – дождь,
треугольником – горы,
скрещивающимися линиями – огонь и молнию.
Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,
квадрата и ромба.
Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.
Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.
Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.
Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.
В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.
Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.
Выполнить п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради
Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)
Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.
Средства композиции(слайды №10-12)
Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.
Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.
Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.
Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их.(слайд №13)
Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника)
4. Самостоятельная работа
Выполнение п. 1 стр.51 рабочей тетради.
5. Продолжение изложения нового материала
Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.
1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим?(слайд № 14)
2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)
3. Как получаются дополнительные цвета?
4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?
Обобщение ответов обучающихся.(слайды № 15,16)
Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются контрастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармония, если квадрат, — четырёхцветная.
Работа по рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». с. 167
Виды цветовых композиций
1. ахроматическая (бесцветная)
2. монохромная (одноцветная)
3. из двух контрастных цветов
4. из трёх цветов
Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых
композиций?
6. Самостоятельная работа
Выполнение п. 1-3 задания 26из рабочей тетради
7. Практическая работа(слайд № 17)
Создание композиции в графическом редакторе (или на бумаге в клетку)
1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора Point(демонстрация учителем работы в графическом редакторе)
2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т. п. 4 с. 65)
Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.
Критерии оценки практической работы.
- в ахроматической (бесцветной) композиции элементы
белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого
цвета;
- для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;
- для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящиеся возле углов вписанного треугольника.
Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.
8. Контроль формирования знаний
по темам § 32 осуществляется с помощью заданий «Контрольные вопросы» с. 230.
9. Домашнее задание
1. Прочитать § 32. Ответить на вопросы параграфов.
2. Выполнить задание 11,12,13, 14 стр.64РТ
3. Выполнить композиции в графическом редакторе Pаint
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...