Методическое пособие
методическая разработка по технологии (5 класс)
Методическое пособие для учителей
«Внедрение методики оценивания универсальных учебных действий в образовательной области «Технологии»
В контексте идей личностно ориентированной парадигмы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Повышение интереса к актуальности процессов оценивания в образовании нашло отражение в том, что оценивание результатов учебной деятельности учащихся и погружение их в процессы самооценивания выделились в последние годы в самостоятельное направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saponenko_raisa_leonidovna_statya.docx | 750.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сапоненко Раиса Леонидовна
учитель технологии МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО»
Самооценка как одна из составляющих современного урока технологии.
Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка как элемент воспитания во многом определяет отношения обучающегося с окружающими, развивает критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От навыка адекватного самооценивания человека зависит его активность и стремление к самосовершенствованию.
Важной задачей современного урока является развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Учитель должен умело использовать различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
Целью диагностического оценивания является получение информации о том, где обучающиеся находятся относительно цели урока. Диагностическое оценивание позволяет учителю скорректировать план урока, который будет отвечать запросам учащихся. Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе урока. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к цели урока и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах урока, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Цель суммативного оценивания выражается в констатирование уровня освоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся.
Мной представлены карты самооценивая, которые можно применять на уроках технологии. Почти 75 % на уроках технологии, обучающиеся занимаются практическими работами. На теоретическую часть педагоги мало обращают внимания, поэтому зачастую обучающиеся не могут объяснить то, что сделали своими руками. Отсюда и низкие результаты по тестам на олимпиаде.
Карты самооценивания помогут учителю проверить теоретические знания обучающихся, а у обучающихся сформируют умение правильно оценивать себя в процессе обучения, понимать, что они запомнили на данном уроке хорошо, а на что надо обратить внимание и повторить. Перед тем, как предложить обучающимся поработать по карте самооценивания, нужно настроить их на то, что оценивать будут они сами себя и их результаты подскажут им, что нужно ещё раз повторить, чтобы повысить свой результат.
Ещё один плюс карт самооценивания – это то, что за один урок обучающиеся могут получить несколько отметок за знание, как теоретической части, так и за выполнение практической работы.
Практика показала, что обучающимся очень нравится, когда на уроках они работают по картам самооценивания. На каждом уроке применять их не рекомендую, так как ещё раз повторюсь, что большую часть на уроках мы занимаемся практикой. Предмет «Технология» изучает несколько разделов: кулинария, работа с тканью, вязание спицами, вязание крючком, машиноведение, сельскохозяйственный труд и др. При изучении какого-либо раздела, либо сложной для обучающихся темы, рекомендую использовать карты самооценивания, в которые можно включать различные вопросы, ребусы, кроссворды, картинки и т.д. Рассмотрим один из примеров карт самооценки при изучении темы «Бутерброды» в 5 классе.
Задание №1 (Диагностическое самооценивание).
Рассмотреть изображения. Внести в таблицу цифры, обозначающие продукты, которые используют для приготовления бутербродов и продукты, используемые для основы бутербродов. Заполнить карту самооценивания. В таблицу пишем только номера.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Продукты | Номер, под которым изображён продукт | |||
Продукты, которые используют для приготовления бутербродов | ||||
Продукты, используемые для основы бутербродов |
Здесь учитель увидит, знают ли дети что-то по данной теме. Это поможет ему, если нужно перестроить свой урок, более подробно остановиться на чём-то.
Задание № 2. (Формирующее самооценивание).
Работа с текстом учебника. Прочитать текст учебника и найти соответствия между картинками и названием бутербродов. Заполнить карту самооценивания.
1. | 2. | 3. | 4. |
А. Горячие Б. Закусочные В. Закрытые Г. Открытые |
Задание № 3. (Суммативное самооценивание -рефлексия).
Рассмотреть рисунки. Разгадать зашифрованные в них названия продуктов и заполнить таблицу - карту самооценивания.
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
Продукты | Название продуктов |
Продукты, которые используют для приготовления бутербродов | |
Продукты, используемые для основы бутербродов |
Обучающимся заранее предлагаются критерии оценки и определяется время на каждую карту самооценки.
Данные карты созданы для 5-7 классов. В результате использования карт самооценки, увеличивается количество детей, которые обучаются на 4 и 5, количество победителей и призёров в олимпиадном и конкурсном движении:
2018-219 учебный год - победитель и 2 призёра;
2019-2020 учебный год – победитель и 3 призёра;
2020-2021 учебный год – победитель и 3 призёра.
Применяя карты самооценки на уроках, учитель наш традиционный урок превращает в современный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.
Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....
Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие
Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" В настоящей работе рассмотре...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»
Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...
Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")
Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...
Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".
Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....
Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)
На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...
- Мне нравится (1)