Использование метода проектов на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии (5, 6, 7, 8 класс)
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokah_tehnologii.docx | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов на уроках
технологии.
В настоящее время современная российская школа должна подготовить таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий. Я считаю, что использование в работе учителя проектной деятельности поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. Основоположником считается американский философ-прогматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слово «проект». В своей книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
В настоящее время метод проектов переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
"Развивая себя - развивать общество" - тезис, отражающий характерный признак нового социального заказа. В современной системе образования необходимо развитие творческой, активной личности, способной, реализуя свои личностные запросы, решать проблемы общества.
Под творческим проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая, самостоятельно выполненная работа учащегося, связанная с решением какой-либо проблемы.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и др.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Учащийся является создателем проектируемой им вещи (объекта) с самого начала до ее завершения, от идеи и до ее воспроизведения в материале (например: одежда, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.). Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания учащегося и приобретенные им навыки и умения в различных учебных дисциплинах.
В зависимости от метода, доминирующего в проекте, можно выделить следующие виды проектов.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако имеют следующий порядок: определение потребности; исследование (дизайн-анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.)
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотека, СМИ, Интернет и др.), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами) и презентации (доклад, публикация, размещение в Интернет и др.)
Практико–ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентноспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей, в котором форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива.
Основными критериями выбора проектов являются:
- оригинальность, доступность, надежность;
- техническое совершенство;
- эстетические достоинства;
- безопасность;
- соответствие общественным потребностям;
- удобства эксплуатации;
- технологичность;
- материалоемкость;
- стоимость и т. д
Творческий проект состоит из двух частей:
Техническая документация – подробная технологическая разработка задуманного объекта, рабочие чертежи и расчеты экономической эффективности проекта.
Изготовление проекта – наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части изготовлены.
Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который схож с деятельностью конструкторов, дизайнеров по созданию объектов, где процесс создания (проектирования) представляет собой определенную последовательность этапов деятельности.
Трудности при организации проектной деятельности :
- постановка ведущих и текущих целей и задач;
- поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
- осуществление и аргументация выбора;
- самостоятельные действия;
- сравнение полученного с требуемым;
- корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
- объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Содержание основных этапов и их ступенчатость не являются догмой, но есть принятый стандарт, то есть последовательность проектирования, которая значительно облегчает работу учащегося и контроль учителя в процессе проектной деятельности.
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом включает четыре этапа:
- подготовительный ( планирование);
- конструктивный (аналитический) этап;
- технологический (этап обобщения информации);
- заключительный (этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)).
I. Подготовительный( Планирование).
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.
2. Определение общего направления исследовательской работы
Когда определены все возможные направления исследований, предложить учащимся высказать свое отношение к идеям. Затем необходимо:
- Выделить наиболее удачные;
- Определить сроки, необходимые для получения конечных результатов;
- Помощь ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;
- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса.
Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
II .Конструктивный( Аналитический) этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:
- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
- Ищет и собирает информацию, учитывая:
• Собственный опыт;
• Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
• Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
- Анализирует и интерпретирует полученные данные.
На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом.
Последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направлению работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу.
2. Поиск и сбор информации.
Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:
- Личных наблюдений и экспериментирования;
- Общения с другими людьми (встречи, опросы);
- Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).
Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.
III. Технологический (Этап обобщения информации).
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Учащиеся:
- Систематизируют полученные данные;
- Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
- Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
IV. Заключительный ( Представление полученных результатов работы (презентация)).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
Оценка творческого проекта.
В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и учащихся.
Критерии оценивания выполненных проектов
- Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
- Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.
3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитаты.
4. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта.
5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста,
качество эскизов, схем, рисунков.
6.Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.
В структуру творческого проекта входят следующие составные части:
- пояснительная записка.
- творческая работа (изделие).
- защита творческого проекта.
Содержание пояснительной записки может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:
1. Обоснование возникшей проблемы.
2. Схема обдумывания (звездочка обдумывания).
3.Выявление основных параметров и ограничений.
4. Теоретические сведения.
5. История и современность.
6. Банк идей.
7. Эскизная проработка базового варианта.
8. Требования к изделию.
- Инструменты и оборудование.
- Материалы.
- Правила безопасности во время работы.
- Технология изготовления.
- Контроль качества.
- Экологическое обоснование.
- Экономическое обоснование (себестоимость продукта).
- Реклама.
- Самооценка.
- Словарь терминов.
- Литература.
Выявление основных параметров и ограничений.
В данном разделе необходимо установить основные требования к выполняемой работе. То есть определить рамки, в которых будет проходить работа над проектом.
Пример. Изделие должно отвечать следующим требованиям:
- Изделие должно быть выполнено аккуратно.
- Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
- Изделие должно быть красивым.
- Изделие должно быть прочным.
Теоретические сведения. В данном разделе излагаются теоретические основы выбранной темы проекта, на базе которых в дальнейшем выполняется изделие.
История и современность. Данный раздел представляет собой историческую справку по выбранной теме проекта. Кроме этого здесь важно показать связь истории и современности вопроса.
Банк идей. После сбора необходимой информации учащиеся выдвигают различные творческие идеи по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения, стилем, назначением. Вариантов изделий должно быть не менее трех. Каждый из рассматриваемых вариантов должен иметь краткую характеристику, которая может включать название изделия, его назначение, описание техники исполнения. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде схемы или таблицы. Принятие решения о выборе того или иного предложенного варианта можно сделать, применив маркетинговую технологию «Сетка принятия решений».
Варианты Критерии оценки | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Наличие заказа и спроса на рынке | + | + | + |
Наличие материалов | + | + | |
Наличие инструментов и оборудования | + | ||
Достаточность знаний и умений | + | ||
Возможность применения | + | + | + |
Другие |
Вывод: исходя из результатов оценки, оптимальным является вариант 1. Изделие является полезным и многофункциональным, универсального стилевого решения.
Эскизная проработка базового варианта. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия. Здесь обязательно наличие подробного эскиза изделия и его фото.
Требования к изделию. Требования к изделию дают наглядное представление об основных свойствах изготавливаемого изделия.
Инструменты и оборудование. В данном разделе приводится описание инструментов и оборудования, применяемых для изготовления изделия в выбранной технике.
Материалы. В данном разделе приводится описание материалов, используемых для изготовления в выбранной технике.
Правила техники безопасности. Данный раздел содержит информацию о правилах безопасного выполнения тех или иных видов работ.
Технология изготовления. В этом разделе размещают технологическую карту изготавливаемого изделия. При этом технологическая карта должна быть представлена в виде таблицы и содержать следующие графы:
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Эскиз | Инструменты, оборудование, материалы |
Контроль качества. В этом разделе перечисляются требования, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие.
П р и м е р . Готовое изделие отвечает следующим требованиям :
- Цветовое сочетание материалов гармонично.
- Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
- Работа оформлена в законченное изделие.
- В целом изделие производит благоприятное впечатление.
Экологическое обоснование. В этом разделе сообщаются обоснование экологической безопасности выполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации.
Экономическое обоснование. Раздел посвящен экономическим расчетам себестоимости и цены изделия, а также размеров предполагаемой прибыли.
№ п\п | Наименование используемых материалов | Цена (руб.) | Расход материалов на изделие | Затраты на материалы (руб.) |
Реклама. В данном разделе дается реклама выполняемого проекта с указанием формы рекламного носителя (объявление в газете, журнале, рекламный щит, реклама на телевидении и т. д.).
Самооценка. На этом этапе у учащегося формируется критическое мышление, развивается логика, умение анализировать и делать выводы.
Словарь терминов. В данный список достаточно включить от трех до пяти основных, наиболее часто употребляемых в проекте терминов. Конечно же, лучше, если эти термины будут напрямую связаны с основной темой проекта.
Литература. При работе над проектом используют различные источники информации. Поэтому важно рассказать учащимся об авторском праве и условиях использования различных источников информации, в том числе и возможностей Интернета.
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.
Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностям и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.
Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Учащиеся учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.
Особенностью данного метода является ещё и то, что учащийся, выполняя проект, должен не только собрать необходимую информацию и создать интерактивный документ, но и защитить свой проект. Объективно оценить результат своей работы, а при более сложных коллективных проектах обязательным является публичное обсуждение хода его выполнения. Этим самым решается комплекс педагогических задач, включающий в себя задачи формирования у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, умению правильно и вовремя ее корректировать. При этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и исследовательские навыки учащихся.
В условиях проектной технологии обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Он выступает в роли организатора активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не только на контроль знаний и умений учащихся, но и на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели традиционная, и требует от учителя более высокого уровня мастерства. Метод проектов требует, чтобы учитель владел еще и технологией «обучение в сотрудничестве». Главная идея обучения в сотрудничестве – учится вместе со своими товарищами, одноклассниками. Метод проектов предполагает, что учиться вместе будут и учитель, и ученики.
Научность в представляемом педагогическом опыте.
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно-комуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образования личности.
Ведущие положения метода проектов основаны:
1. на учете особенностей личности учащихся;
2. на связи идеи проекта с реальной жизнью;
3. на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
4. на значительном повышении уровня внутренней мотивации учеников к более качественному овладению знаниями;
5. на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников (партнерское сотрудничество в процессе обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках технологии
Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...
Использование метода проектов на уроке "Технология"
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...
Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся
Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....
Использование метода проектов на уроках технологии и во внеурочное время с целью повышения познавательной активности учащихся
О занятиях учителя с учащимися во внеурочное время...
ТЕМА: « Использование метода проектов на уроках технологии»
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни и...
Использование метода проектов на уроках технологии
Выступление на педагогическом совете...
Использование метода проектов на уроках технологии
Метод проектов...