Индивидуальная программа подготовки к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по технологии (Техника и техническое творчество)
методическая разработка по технологии (10 класс)
Индивидуальная программа подготовки к заключительному этапу олимпиады рассчитана на очную форму организации занятий. Основная цель данной программы - сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных заданий повышенного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа
подготовки к заключительному этапу
Всероссийской олимпиады школьников по технологии
(Техника и техническое творчество)
Разработчик:
учитель технологии и математики
высшей категории
МБОУ СОШ№4
г. Полярные Зори
Михайлова Марина Юрьевна
Пояснительная записка
Всероссийская олимпиада школьников (далее – ВсОШ) на сегодняшний день - важный инструмент «выявления и поддержки одарённых детей, способных к углублённому изучению и научному исследованию того или иного предмета, выбора сильнейших из них».
Год от года растёт как интерес к ней со стороны школьников, их учителей и родителей, так и уровень сложности заданий (особенно регионального и заключительного этапов). Следовательно, возникает задача выстраивания эффективной системы подготовки к участию в ВсОШ.
ВсОШ по технологии проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2014 г., регистрационный № 31060).
Основными целями олимпиады школьников по технологии являются:
-выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности;
-пропаганда научных знаний;
-повышение уровня и престижности технологического образования школьников;
-содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании;
- повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала детей;
-выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся;
-выявление и поощрение наиболее творческих учителей технологии;
-привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.
Задачами олимпиады по технологии являются:
- выявление и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по различным разделам содержания образовательной области «Технология»;
-умений использовать эти знания, оценка практических умений учащихся и выполненных ими творческих проектов.
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов.
Индивидуальная программа подготовки к заключительному этапу олимпиады рассчитана на очную форму организации занятий.
Основная цель данной программы - сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных заданий повышенного уровня сложности.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- уяснить принципы отбора материала для заключительного этапа ВОШ по технологии;
- организовать системное повторение соответствующих теоретических разделов технического творчества;
- организовать регулярный тренинг по решению олимпиадных заданий;
- отработать практические навыки обработки древесины и металла.
Данная программа включает в себя 15 разделов и построена по концентрическому принципу: происходит «прирост» знаний, умений и навыков по основным разделам техники и технического творчества. Это обеспечивает постепенное накопление информации и постоянную актуализацию уже изученного материала.
Основными формами организации учебной деятельности по подготовке к заключительному этапу олимпиады являются теоретические и практические занятия, (комментированное выполнение олимпиадных заданий).
Рекомендуемые методы организации учебной деятельности по освоению данной программы:
- аналитическое усвоение теории и методологии в ходе теоретический занятий и самостоятельного изучения научно-популярной литературы;
- «мозговой штурм» (в ходе практических занятий);
- составление собственных олимпиадных заданий по аналогии с уже имеющимися.
В ходе освоения данной программы учащиеся должны получить следующие знания, умения и навыки:
- быстро «опознавать» тип олимпиадного задания;
- осуществлять ориентацию в том, сведения из каких разделов понадобятся для выполнения того или иного задания;
- применять необходимые теоретические знания для решения олимпиадного задания;
- грамотно и точно оформлять ответ.
Проверка успешности освоения данной программы осуществляется в ходе тренинговых (репетиционных) олимпиад.
Планирование индивидуальной программы
(март – апрель 20019г.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
Теория | Практика | |||
1. | Общие принципы технологии – науки о преобразовании материалов, энергии и информации. Роль технологий и техники в развитии общества. История технологий и техники. Разбор тестовых задания по данной теме. | 1 | 1 | 01.03 |
2. | Выполнение творческого задания «Разработка подставки для карандашей» (разработка чертежа, выполнение эскиза, составление технологической карты, частичное изготовление изделия) | - | 2 | 02.03 |
3. | Машиноведение (устройство токарного станка , управление. Охрана труда при работе на токарном станке. Подготовка токарного станка к работе. Виды операций, выполняемых на токарном станке.) | 2 | - | 04.03 |
4. | Машиноведение (приёмы работы на токарном станке, изготовление конического изделия (указки) по предложенным размерам) | - | 2 | 05.03 |
5. | Материаловедение (создание изделий из разных пород древесины, сравнение, анализ, выводы). | 1 | 1 | 06.03 |
6. | Разбор тестовых заданий прошлый лет из раздела: «Материаловедение» | 1 | 1 | 07.03 |
7. | Технологии обработки конструкционных материалов (создание изделий из конструкционных материалов (подставка под горячее) | - | 2 | 09.03 |
8. | Решение тестовых заданий по теме: «Общие принципы технологии» | 2 | - | 11.03 |
9. | Черчение и графика. Элементы конструирования. (повторение теоретических вопросов, составление эскиза готовальни) | 1 | 1 | 12.03 |
10. | Черчение и графика. (правила выполнения чертежей, выполнение чертежа в аксонометрической проекции) | 1 | 1 | 13.03 |
11. | Оформление конструкторской документации. Работа с технологическими картами, чтение сборочных чертежей. | 1 | 1 | 14.03 |
12. | Решение тестовых заданий по теме «Черчение и графика. Конструкторская документация» | - | 2 | 15.03 |
13. | Практическая работа «Изготовление кормушки для птиц» (разработка чертежа, эскиза, заполнение технологической карты, изготовление, декоративная отделка) | - | 3 | 16.03 |
14. | Технологии обработки конструкционных материалов (создание изделий из фанеры). Изготовление разделочных досок (не менее3) различной формы с разработкой эскизов. | - | 3 | 18.03 |
15. | Электротехника и электроника (разбор теоретических вопросов, решение расчётных задач) | 1 | 1 | 19.03 |
16. | Решение расчётных задач по электротехнике, разбор тестовых заданий. | - | 2 | 20.03 |
17. | Художественная обработка материалов (закрепление навыков выжигания, резьбы по дереву) | - | 2 | 21.03 |
18. | Практическая работа: «Изготовление декоративной подставки под мобильный телефон, смартфон» | - | 3 | 22.03 |
19. | Работа с интернет ресурсами. Cайты: prouniver.ru, rosolymp.ru. Вебинар «Как подготовиться к заключительному этапу олимпиады по технологии» (с участие зам.председателя жюри Хотунцева Ю. Л.) | 2 | - | 25.03 |
20. | Экологические и экономические аспекты в творческих проектах (теоретические вопросы, расчётные задачи) | 1 | 3 | 26.03 |
21. | Работа с творческими заданиями олимпиад прошлых лет (разработка и выполнение чертежа солярного знака, ножки для детского стульчика; описание технологии изготовление; выбор материала; обоснования; выводы ) | - | 3 | 27.03 |
22. | Практическая работа: «Изготовление распиловочного столика для работы в школьных мастерских» | - | 3 | 28.03 |
23. | Практическая работа: «Изготовление декоративной подставки для пасхальных яиц» | - | 3 | 29.03 |
24. | Повторение темы: «Семейная экономика и основы предпринимательства» (разбор теоретических вопросов, решение расчётных задач) | 1 | 3 | 30.03 |
25. | Подготовка к защите проекта. Внесение поправок, отработка этапов защиты. (репетиционное выступление в актовом зале для одноклассников) | - | 2 | 01.04 |
26. | Выполнение творческого задания: «Разработка чертежа и эскиза декоративного подсвечника, подбор материала, обоснования, выводы» | - | 3 | 02.04 |
27. | Тренинг по решению олимпиадных заданий прошлых лет | - | 2 | 03.04 |
28. | Тренинг по решению олимпиадных заданий прошлых лет | - | 2 | 04.04 |
29. | Практическая работа: «Изготовление мебели для куклы» (по предложенному эскизу) | - | 3 | 05.04 |
30. | Тренинг по решению олимпиадных заданий прошлых лет | - | 2 | |
31. | Практическая работа: «Изготовление игрушечной машинки» (отработка изготовления многодетального изделия) | - | 3 | 06.07 |
ИТОГО: 75ч | 15 | 60 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по технологии по теме "Техника и техническое творчество"
Тесты по технологии для 8-10 классов...
Вопросы олимпиады по технологии 5-11 классы (Техника и техническое творчество)
Подготовленные мною вопросы к школьной олимпиаде по технологии (Техника и техническое творчество) для 5-11 классов. Вопросы могут также быть использованы и для районных олимпиад....
Моя методическая разработка по направлению "Техника и техническое творчество"
«ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» МОДУЛЯ «ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»...
Презентация "Техника и техническое творчество" 6 класс технология (девочки)
Презентация предназначена для урока технологии в 6 классе.В ней даны понятия о видах машин,условных обозначениях на кинематических схемах,самостоятельая работа....
Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...
Выступление на РМО учителей технологии "Особенности подготовки и участия обучающихся в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии"
Организация работы по подготовке одарённых обучающихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образ...
Задания школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по технологии (технический труд) 6 класс
Задания школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по технологии (технический труд) 6 класс...