Понятие проекта и проектной деятельности.
статья по технологии

Кирсик Татьяна Владимировна
Метод проектов —это комплексный метод обучения, поЗволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В.Кирсик, учитель технологии

Понятие проекта и проектной деятельности

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся.

Особую трудность, на мой взгляд, составляет проблема выбора темы проекта, так как языкознание  - предмет специфический, и задача учителя  - выбрать правильную мотивацию деятельности учеников. Поэтому я включила своеобразный индуктор, заинтриговав ребят  расшифровкой, переводом их «РУССКИХ» имён.  

При работе над проектом были выделены следующие этапы:

1. Составление реестра собственных имён выбранной группы.

2. Подбор материалов исторического и этимологического характера.

3. Знакомство со словарями и справочниками личных имён. Поиск информации в Интернете и литературе.

4. Составление антропонимических  «родословных» с аналитической работой по характеристике имён на семейном генеалогическом древе.

 

Моя роль изменялась в зависимости от этапов работы. Но на каждом этапе педагог может выступать только как помощник, он не просто передает знания, он должен обеспечивать деятельность ученика. Все участники процесса должны четко знать, в чем состоит их задача и где продукт проекта может быть использован. Поэтому я большое внимание уделяю теории и практике целеполагания и написанию введения в любую исследовательскую работу.  Но, по-моему, не менее важно, чтобы ребята обратились к себе, к своей семье и вспомнили кто они, как их имя, кто был перед ними.  

«ВСПОМНИ ИМЯ СВОЁ…» Ч.Айтматов

Приложение

Критерии и виды проектов

По содержанию

Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)

Межпредметные (выполняются на содержании предметов одной образовательной области)

Интегрированные (выполняются на материале предметов из нескольких образовательных областей)

Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в государственный образовательный стандарт и школьную программу)

По продолжительности выполнения проекта

Мини-проекты (несколько недель)

Средней продолжительности (несколько месяцев)

Долгосрочные (в течение года)

По количеству участников проекта

Коллективные

Индивидуальные

Групповые

Различают три уровня исследовательского метода обучения – и различные ученики, конечно, достигают их сообразно  со своими возможностями.

  • 1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
  • 2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
  • 3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Проектная деятельность - это выполнение проекта.

Проект (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план.

Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).

Проект – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

ПРОЕКТ – это пять П:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Проектная деятельность появилась вначале как составляющая инженерной деятельности в виде изобретательства. Первые инженеры-изобретатели появились в эпоху Возрождения - это были ремесленники-самоучки. С развитием технических прикладных наук и массового производства инженерная деятельность усложнилась и стала включать инженерные исследования, изобретательство, конструирование и организацию производства.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировалось в начале ХХ столетия. Тогда под проектированием понимали процесс перевода изображения трехмерного объекта в плоскостное – двумерное. С усложнением объектов проектирования проектная деятельность стала включать предварительные исследования объекта проектирования с помощью естественных и технических наук и научно-технические расчеты его основных параметров.

Во второй половине ХХ века изменяется:

объект проектирования - вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и пр., объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система

сущность проектной деятельности, которая все больше усложняется и требует организации и управления. Происходит расчленение проектируемой сложной технической системы на более простые подсистемы. В проектную деятельность вовлекаются многие отраслевые и академические институты; над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники - формируется системотехническая инженерная деятельность, представляющая собой комплексный вид инженерной деятельности и включающая большое число исполнителей и разнообразных функций.

В настоящее время сфера приложения системного проектирования расширяется: оно включает в себя не только промышленное производство, но и сферы обслуживания, потребления, обучения, управления и т. д. Формируется новый вид проектной деятельности, который выходит за рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и решение поставленной задачи – то, что изменяет мир.

Сегодня любое инженерно-проектировочное воздействие на окружающую действительность имеет фатальные и далеко идущие последствия для общества, поэтому огромное значение приобретает проектная культура.

Проектная культура – это знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижение различных идей выполнения проекта и выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

Формирование проектной культуры возможно при соблюдении соответствующих нормативов, правил, технологий проведения всех этапов проектирования.

В настоящее время в учебном плане подготовки специалистов имеется ряд дисциплин, обладающих определенными возможностями в формировании проектной культуры. Так, законы строения и развития техники, ее компоненты, совместимость, задачи проектирования рассматривают дисциплины «Введение в специальность», «История и философия науки и техники», «Вычислительная техника»; поиск, систематизацию и использование проектной информации – дисциплины «Инженерная графика», «Компьютерная графика»; творчество в технических разработках, методы решения изобретательских задач, патентная документация являются предметом изучения дисциплин «Основы научно-технического творчества», «Патентоведение» и др..

Сегодня большое влияние на развитие проектирования оказывает развитие разного рода информационных технологий и срастание проектных процедур с методами компьютерного программирования, поэтому изучение дисциплин «Информационные технологии», «Информатика и ИКТ» также способствуют формированию проектной культуры будущего специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки проектов (этапы проектной деятельности)

Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность. Развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта....

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.Цели:ü  Познакомить учащихся с понятиями: «Творческий прое...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Понятие проект и проектная деятельность

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формиро...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...