работа с детьми со слабой мотивацией к обучению
методическая разработка по технологии
Что же такое мотивация?
Мотив(от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_so_slaboy_motivatsiey_k_obucheniyu.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Что же такое мотивация?
Мотив(от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.
Значение мотивации:
- Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
- Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
- Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
- во-первых,она определяется образовательным учреждением;
- во-вторых,организацией образовательного процесса;
- в-третьих,особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
- в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
- в-пятых, спецификой учебного предмета.
Мотивационная сфера учения:мотив, смысл, эмоциональный настрой, интерес, цель.
Формирование мотивации учения
Смысл учения. Мотив учения.
- Учёт возрастных особенностей школьников.
- Создание ситуации успеха.
- Вера учителя в возможности ученика.
- Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Постановка целей
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
- Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Эмоции
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
- Эмоциональная речь учителя.
- Применение поощрения или порицания.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Использование игровых технологий.
Интерес
- Использование нестандартных ситуаций.
- Нестандартная форма проведения уроков.
- Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.
- Использование познавательных и дидактических технологий.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Типы отношения к учению:положительное, безразличное, отрицательное.
Страшная это опасность – безделье за партой;безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы. Это развращает.В.А.Сухомлинский
Признаки положительного отношения:
- Активность учеников в учебном процессе
- Умение ставить перспективные цели
- Умение отстаивать свое мнение
- Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
- Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
- Поиск нестандартных способов решения учебных задач
Признаки отрицательного отношения:
- Бедность и узость мотивов
- Слабая нацеленность на оценку
- Неумение ставить цели, преодолевать трудности
- Слабая заинтересованность в успехах
- Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение
Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Причина спада школьной мотивации:
- У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Продуктивность учебной деятельности.
- Непонимание цели учения.
- Страх перед школой.
- Нарушение режима дня.
Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:
— неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
— неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
— не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
— особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).
Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:
— низкий уровень знаний;
— реже – не сложившиеся отношения с классом;
— несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
— в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие.
Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:
— создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
— демонстрация достижений учащегося;
— интересность урока, его значимость, прозрачность;
— создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
— создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;
— использование положительного подкрепления (похвала),
— использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;
— связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;
— справедливое оценивание;посильные трудности;
— игровые моменты.
Фронтальная работа |
Групповая работа
Индивидуальная работа
Принцип новизны
Принцип наглядности
Метод аналогии
Метод сравнения
Историческая справка
Принцип доступности
Связь с другими предметами
Связь с жизнью
Самостоятельные и контрольные работы
Игровой прием
Прием сотрудничества, взаимопомощи
Тест
Работа в парах
Консультанты
Дополнительные задания
Карточки-задания
Работа с учебником
Тест Совместная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...
Особенности организации и система работы с детьми с пониженной мотивацией и трудностями в обучении
Организация работы.Устный фронтальный опрос. (устный счет –гимнастика ума).Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.Письменная самостоятельная работа с последующим анализом и ра...
План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год
План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год...
Работа с детьми, имеющими слабую мотивацию к обучению
В данной работе раскрывается понятие мотивации с точки зрения психологии и педагогики, а также причины низкой мотивацией и пути решения проблемы....
План работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению
В плане ставятся задачи, приводятся формы работы, намечаются сроки занятий с детьми с повышенной мотивацией к обучению....
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СЛАБУЮ МОТИВАЦИЮ»
Презентация для выступления на МО учителей математического цикла...
Презентация для педсовета «Технология работы с детьми со слабой мотивацией и детьми с высоким уровнем познавательной активности»
Для выступления на педсовете к основному докладу была выполнена презентация "Технология работы с детьми со слабой мотивацией и детьми с высоким уровнем познавательной активности"...