Шиповое соединение столярных изделий
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Заголовок: "Шиповое соединение столярных изделий"
Краткое содержание работы: "В этом уроке по технологии 7 класс мы повторим предыдущий материал, необходимый для выполнения шипового соединения, познакомимся с последовательностью выполнения шипового соединения. В данной работе разработан контрольный тест по этой теме, домашнее задание на расчёт шипового соединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шиповое соединение столярных изделий | 75.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Шиповое соединение столярных изделий. 7 Класс
Цели урока: 1)Выполнение разметки и ознакомление с технологией
выполнения шипового соединения изделия.
2) Воспитание бережного отношения к инструментам и
рациональному использованию материалов.
3)Развитие творческих способностей при обучении.
Тип занятия: комбинированный.
Материально-техническое оснащение: Линейка, угольник, карандаш, тетрадь,
классная доска, мел, указка.
Раздаточный материал: два деревянных бруска 35 Х 35 Х 500; тестовое задание.
Наглядные пособия: плакат: «Разметка шипов и проушин», образцы соединения.
Ход урока
1. Организационная часть
1.1 Визуальный контроль посещаемости.
1.2 Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих занятиях (фронтальная
беседа).
2.1 Чем лучше размечать на древесине: маркером или карандашом? Почему?
2.2 Для разметки каких линий применяют рейсмус?
2.3 Для чего применяют ножовку с обушком?
2.4 При пилении ножовкой с какими зубьями (крупными или мелкими)
получается более гладкий пропил? Почему?
2.5 В чём отличие стамески и долото по применению?
3. Формирование новых знаний.
3.1 Изложение нового материала
1) шип 2) заплечики 3) щёчки
1 2 3 4) дно проушины
4
Шипом называют выступ на торце деревянной детали.
Проушиной называют паз на торце детали, соединяемой с шипом.
При выработке шипов и проушин выполняют следующие операции: размечают шипы и проушины, запиливают, выпиливают заплечики и выдалбливают проушины. Разметка шипов и проушиносуществляется согласно размерам соединений, которые определяются по рабочему чертежу изделия или по стандарту (ГОСТ) на него.В качестве примера рассмотрим определение размеров угловогоконцевого соединения на открытый сквозной одинарный шип УК-1 для брусков толщиной 42 мм и шириной 65 мм (рис. 3.14).
Для соединения УК-1 S1, = 0,4S0;
S2= 0,5(S0–S1,), где S0— толщина бруска, равная 42 мм.
Отсюда толщина шипа S1, = 0,4S0 = 0,4 • 42 = 16,8 мм (принимаем округленно равной 16 мм),
S2= 0,5(S0- S1,) = 0,5 • (42 - 16) = 13 мм.
В соответствии с полученными размерами размечают шипы. Шипы и проушины можно также размечать, используя шаблоны, с помощью которых на торцах брусков наносят риски.
Для запиливания шипов и проушинбруски зажимают вертикально в заднюю зажимную коробку или тиски верстака. Запиливают типы и проушины пилой с широким полотном и мелким зубом, например пилой с обушком или ножовкой по металлу. Зубья должны быть хорошо заточены и немного разведены. Допускается запиливать шипы и проушиныпилой без развода зубьев. Запиливать надо очень аккуратно и тщательно, так как перекос шипа приведет к перекосу изделия. Если шип получится толще, чем указано в чертежах, то при посадке в проушину он может расколоть брусок. Если шип получится тоньше, чем указано в чертежах, то соединение будет непрочным, так как не будет обеспечена плотная посадка.
При пилении следят за тем, чтобы пила проходила около риски, причем пропил должен проходить в удаляемой части древесины. При выработке шипов пилят только с наружной стороны от риски, а при выработке проушины — с внутренней. Только при такой распиловке получатся точные размеры шипа и проушины.
В начале пиления для быстрого углубления пилы в древесину ее полотно ставят под углом 15 — 20° на переднее ребро заготовки и делают три-четыре движения на себя. При этом не рекомендуется нажимать на пилу. После небольшого углубления пилить надо равномерно, без рывков, с небольшим нажимом. Полотно пилы должно быть вертикально, и надо постоянно следить за направлением полотна как на кромке, обращенной к работающему, так и на противоположной.
Спилившие заплечиков выполняют после запиливания шипов и проушин. Перед спиливанием заплечиков по линии целесообразно сделать прорезание риски стамеской по угольнику, это обеспечит более ровный и точный край заплечика. Пропил делают с небольшим поднутриванием с уклоном 5—10° в сторону детали. Благодаря этому заплечики будут плотно прилегать к поверхности бруска с проушиной. При запиливании заплечиков надо следить за тем, чтобы не подпилить шип у основания.
Выдалбливание древесины в проушинах выполняют долотом. Долбление проводят встречное, т.е. с двух кромок до половины толщины бруска. Чтобы шип плотнее прилегал ко дну проушины, допускается незначительное поднутривание дна с обеих кромок бруска. Проушину и шип зачищают стамеской.
Выполнить проушину можно различными способами: стамеской, лобзиком, высверлить и зачислить стамеской. Вы выбираете в зависимости от наличия инструментов или собственного предпочтения.
Основные ошибки при выпиливании шипов и проушин.
1)Перепил шипа у основания.
2) Шип не параллелен плоскости заготовки.
3) Наклон пилы при пилении. С одной стороны пропил до линии разметки, с
другой стороны за линию разметки.
4) Разные по высоте заплечики.
5) Смещение шипа относительно продольной оси бруска. При соединении деталей
происходит смещение одной детали относительно другой.
3.2 Расчет размеров шипового соединения.
Преподаватель: Каждый из вас сейчас получит два бруска 35 Х 35 Х 500 для выполнения разметки.
Измерьте, вычислите и запишите свои данные в миллиметрах и результаты в таблицу.
Sо Толщина бруска (мм) | S1 ширина шипа (мм) | S2 ширина заплечиков (мм) |
35 | 15 | 10 |
Учащиеся выполняют задание.
Преподаватель проверяет правильность выполнения.
3.3 Разметка брусков (совместно с преподавателем).
Практическая работа учащихся.
Разметку шипов и проушин производят двух концов заготовки.
1) Вначале от торца заготовки линейкой отмеряют длину шипа или проушины, делают пометку. Затем, приложив угольник к плоскости бруска, по метке проводят линию по всем сторонам заготовки. Так очерчивают линию по всем сторонам заготовки. Это же можно выполнить приложив одну деталь к другой.
2)Устанавливают размер на рейсмусе, затем проводят по торцу и боковым поверхностям бруска параллельные линии. Если нет рейсмуса, то на стороне являющейся толщиной бруска откладывают размер заплечика – шипа – заплечика в виде точек. Разметку выполняют на линии разметки и на торце бруска. Такую же разметку выполняют с противоположной стороны заготовки. После нанесения точек их соединяют линиями.
3) Выбирают, где будет шип, а где проушина, и удаляемые части древесины помечают знаком Х.
4. Контроль полученных знаний на уроке.
Тест к уроку «Шиповое соединение столярных изделий» 7 класс
Ф.И.О. ________________________________________ 7 класс
1)Назовите элементы шипового соединения:
1 2 3
4
2) В каких столярных конструкциях применяют УК-1 соединение?
(Назвать изделия).
А) Б) В) Г)
3) По какой формуле рассчитывают шипы открытого сквозного одинарного соединения УК-1?
А) S1 = 0,3 х S0 Б) S1=0,4 х S0 В) S1=0,5 х S0
4) По какой формуле рассчитывают заплечики открытого одинарного соединения
УК-1?
А) S2 = 0,4 (S0 - S1) Б) S2 = 0,5 (S0 - S1) В) S2=0,6 (S0 - S1)
5) Угол заточки долото и стамески равен:
А) 20 – 30 градусов Б) 30 – 40 градусов В) 40 – 50 градусов
6) Почему сквозное долбление древесины выполняют с двух сторон?
А) Чтобы не было сколов древесины.
Б) Заглубляются в заготовку на небольшую глубину – легче удалять древесину.
В) Долото рассчитано на небольшую глубину обработки.
7) На каком рисунке правильно выполняют долбление древесины относительно линии разметки?
А) Б)
8) Для чего выполняют развод зубьев пил?
А) Чтоб линию пропила было хорошо видно.
Б) Чтоб пилу не зажимало в пропиле.
В) Чем больше развод, тем быстрее можно распилить заготовку.
9) Стружколом устанавливается от лезвия основного ножа на расстоянии:
А) 1-2 мм; Б) 3-4 мм; В) 5-6 мм.
10) Одинарный шип выполняют на брусках
А) более 40 мм; Б) не более 40 мм; В) не более 60 мм.
Каждый правильный ответ равен 1 балл.
Количество баллов | Оценка |
9 - 10 баллов | 5 (отлично) |
7 – 8 баллов | 4 (хорошо) |
5 – 6 баллов | 3 (удовлетворительно) |
1 – 4 балла | 2 (неудовлетворительно) |
Ответы на тест
1) шип; заплечики; щёчки; дно проушины.
2) например: форточка; двери, рамы, фрамуги, плечики, дверные и оконные коробки и т.д.
3) Б) S1=0,4 х S0
4) Б) S2 = 0,5 (S0 - S1)
5) А) 20 – 30 градусов
6) А) Чтобы не было сколов древесины.
7) Б)
8) Б)Чтоб пилу не зажимало в пропиле.
9) А) 1-2 мм.
10) Б) не более 40 мм.
5. Оценивание работы.
Учитель: Подведем итоги. Чему мы сегодня научились?
Учащиеся: Выполнять разметку, выпиливать, правильно подгонять шиповое соединение.
Учитель анализирует характерные ошибки и их причины, демонстрирует лучшие работы, выставляет оценки за тест.
6. Домашнее задание.
Рассчитать размеры шипа и проушины для брусков толщиной:
А) 32 мм; Б) 25 мм; В) 22 мм.
7. Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока по теме "Столярные шиповые соединения"
Данный материал включает в себя план урока по теме "Столярные шиповые соединения" и презентацию нового материалла для учащихся....
Технологическая карта урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений"
Данная технологическая карта содержит цель, задачи и планируемые образовательные результаты урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений". Структура технологи...
Методическая разработка на тему:Столярные шиповые соединения
В презентации описывается назначение и изготовление столярных шиповых соединений....
«Соединение столярных изделий (сборка)» 9 класс
Цели урока: 1) обучающаяОзнакомить ребят с операциями сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование ...
Тестирование по столярному делу: "Непрозрачная отделка столярного изделия" (7 класс)
Тестирование по столярному делу, для учащихся 7-х классов коррекционной школы....
Конспект урока технологии в 7 классе (мальчики) по теме "Соединение деталей из древесных материалов: шиповые соединения"
Конспект урока поможет учителю провести урок по теме "Шиповые соединения"...
Тестовое задание по проверке знаний по предмету: "Технология изготовления столярных изделий и столярно - монтажных работ"
Тестовое задание по проверке знаний по предмету: "Технология изготовления столярных изделий и столярно - монтажных работ"...