Открытый урок по теме "Раскладка лекал, обмеловка. Раскрой плечевого изделия"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма проведения: комбинированный урок
Комплексно - методическое оснащение (наглядные пособия):
- Инструкционные карты;
- Выкройки изделия в натуральную величину;
- Ткань;
- Швейные изделия с цельнокроеным рукавом;
- Инструменты и приспособления: ножницы, булавки, портновский мел, сантиметровая лента, линейка, угольник;
- Оборудование: утюг, гладильная доска;
- Учебник, рабочая тетрадь.
Цели урока:
1.Дидактические: способствовать формированию у учащихся знаний и умений в подготовке ткани к раскрою, экономной раскладки лекал на ткани, выбору величины припусков на швы и раскрою симметричных деталей;
2.Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, прививать навыки культуры труда, аккуратности
3.Развивающие: способствовать развитию у учащихся пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskladka_lekal_obmelovka._raskroy_plechevogo_izdeliya.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма проведения: комбинированный урок
Комплексно - методическое оснащение (наглядные пособия):
- Инструкционные карты;
- Выкройки изделия в натуральную величину;
- Ткань;
- Швейные изделия с цельнокроеным рукавом;
- Инструменты и приспособления: ножницы, булавки, портновский мел, сантиметровая лента, линейка, угольник;
- Оборудование: утюг, гладильная доска;
- Учебник, рабочая тетрадь.
Цели урока:
1.Дидактические: способствовать формированию у учащихся знаний и умений в подготовке ткани к раскрою, экономной раскладки лекал на ткани, выбору величины припусков на швы и раскрою симметричных деталей;
2.Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, прививать навыки культуры труда, аккуратности
3.Развивающие: способствовать развитию у учащихся пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.
Ход урока
Этап урока | Время | Содержание и цели этапа |
1.Организационный момент |
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. |
2.Повторение ранее изученного материала | ||
2.1 Устный опрос, тест | 7 мин. | Обобщение знаний по теме «Снятие мерок», «Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». |
3.Изучение нового материала | ||
3.1. Практическая работа | 30 мин. | Формирование знаний по теме: «Раскладка лекал, обмеловка. Раскрой плечевого изделия». Демонстрация и комментарии к приемам подготовки ткани к раскрою, раскладке лекал, обмеловке и раскрою. |
4. Практическая работа |
| |
4.1 Самостоятельная работа. | 30 мин. | Работа учащихся в паре. |
4.2 Заключительный инструктаж. | 10 мин. | Контроль над выполнением самостоятельной работы, анализ и разбор типичных ошибок учащихся. |
5. Подведение итогов | 3 мин. | Анализ деятельности учащихся, выставление оценок. |
6. Домашнее задание | 2 мин. | Принести материалы к следующему уроку: крой, швейные иглы, портновские булавки, белые нитки. Повторить виды ручных стежков и строчек. |
7 . Уборка рабочих мест | 5 мин. |
Сценарий урока
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Запись темы урока в тетради.
- Повторение ранее изученного материала
2.1. Обобщение знаний по теме «Снятие мерок»
Класс делится на пары, выбирается группа «экспертов» - учащихся с высокими образовательными результатами.
Устный опрос: Работа в паре у доски: один учащийся показывает на манекене мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, второй учащийся говорит название мерки, условное обозначение и ее назначение. Учащийся из группы «экспертов» оценивает устные ответы учащихся.
Деятельность преподавателя (правила снятия мерок) | Ответы учащихся | |
По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной | Полуобхват шеи, Сш, определение размера горловины. | |
Горизонтально через подмышечные впадины, на уровне высоких точек груди и через выступающие точки лопаток | Полуобхват груди, СГ2, определение ширины изделия, размера фигуры. | |
От седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка, фиксирующего линию талии | Длина спины до талии, Дтс, определение линии талии. | |
От самой высокой точки плеча параллельно позвоночнику до желаемой длины изделия | Длина изделия, Ди, определение длины изделия. | |
Какую мерку нельзя показать на манекене? | Обхват плеча, Оп, определение ширины рукава | |
Какое правило было нарушено при снятии мерок? | Линия талии на манекене не зафиксирована тесьмой. |
2.2. Тестирование по теме «Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» (Приложение 1).
Учащиеся работают в парах. Проводят взаимопроверку результатов ответов (эталон на доске).
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл; за ошибку снимается 1 балл.
- Изучение нового материала.
Формирование знаний по теме «Раскладка лекал, обмеловка. Раскрой плечевого изделия» через практическую (самостоятельную) работу.
Выполните самостоятельную работу по раскладке лекал плечевого изделия с использованием приложения MS Paint 3D (15 мин.)
- Откройте на компьютере приложение MS Paint 3D.
- Откройте документ, отрегулируйте размер холста.
- На рабочем стола в папке «Раскладка лекал» размещены лекала полочки, спинки и обтачки. Рассмотрите их.
- Скопируйте лекала спинки, полочки и обтачки на холст. Укажите на каждом лекале следующие надписи и знаки:
- наименование детали;
- количество деталей;
- направление нити основы на каждой детали.
- Отметьте на холсте размеры отрезка ткани, выберите тип раскладки – «всгиб» или «вразворот». При выполнении раскладки «всгиб» по нижнему краю указать сгиб.
- При выполнении раскладки лекал методом «всгиб» разместите на холсте все детали в одном экземпляре, т.к. ткань сложена вдвое.
- При выполнении раскладки лекал методом «вразворот» разместите на холсте все детали в нужном количестве, т.к. ткань разложена в один слой.
- Запишите расход ткани при раскладке ткани «всгиб» и «вразворот».
- Рассмотрите оба вида раскладки и определите, какой способ наиболее эффективный (наименее затратный). Запишите выводы.
Выполните самостоятельную работу по раскладке лекал плечевого изделия на ткани (15 мин.)
1 этап - Подготовка материала к раскрою.
- Перед раскроем материала следует определить его лицевую сторону; лицевой стороной считается та, которая выглядит чище, с лучшей отделкой, более гладкая, с более ярким рисунком и т.д.
(Преподаватель демонстрирует лицевую и изнаночную сторону образца; учащиеся визуально определяют лицо и изнанку на своих образцах ткани.)
- Перед раскроем большинство видов материалов декатируют, т.е. увлажняют или целиком погружают в воду, а затем высушивают и утюжат. Это нужно для того, чтобы материал дал общую усадку. Утюжат материал с изнаночной стороны, перемещая утюг в долевом направлении.
(Преподаватель показывает приемы декатирования ткани.)
- При выкраивании деталей изделия из материала всегда следует соблюдать направление нити основы, указанное на выкройках изделия. Нить основы на ткани проходит вдоль кромки, нити основы менее растяжимы, чем нити утка.
(Преподаватель показывает направление нити основы на выкройке, на ткани)
- Существует два способа раскроя материалов: всгиб и вразворот. Всгиб – наиболее распространенный способ. Материал складывают пополам, уравнивают кромки и раскладывают выкройки. При раскрое вразворот материал располагают в один слой на столе и раскладывают на нем выкройки.
(Преподаватель демонстрирует на образце ткани оба способа раскроя материалов). Вопрос: Почему первый способ является наиболее распространенным? (Он позволяет быстрее и точнее выкроить изделие.)
- Проверьте на материале наличие текстильных пороков и отметьте их мелом, чтобы при выкраивании изделия пороки или не попали на детали изделия, или располагались в незаметных местах.
(Показ преподавателем образцов текстильных пороков внешнего вида ткани).
- Рассмотрите материал. Если он имеет разнонаправленный рисунок, детали изделия следует выкраивать в любом направлении. Если материал имеет однонаправленный рисунок, то в этом случае следует выкраивать детали изделия в одном направлении. Вопрос: Почему? (Рисунок ткани должен быть одинаковым на деталях переда и спинки).
2 этап - Раскладка лекал деталей изделия на материале.
- Сложите материал (всгиб или вразворот), тщательно расправьте, чтобы не было складок, морщин и заломов.
(Преподаватель складывает материал всгиб).
- Разложите выкройки всех деталей изделия и убедитесь, что материала достаточно.
- Внимательно проверьте правильность раскладки (соблюдение направления нити основы, совмещения сгиба ткани и сгиба на выкройке, припусков на швы, количество деталей и т.п.)
(Преподаватель раскладывает выкройку на ткани, проверяет направление нити основы, линии сгиба на ткани и выкройке).
- Булавками приколите выкройки деталей изделия около припусков на швы и в каждом углу. При этом ни материал, ни выкройки, ни ткань не должны деформироваться.
Вопрос: Как можно закрепить выкройку ночной сорочки на ткани, если она выполнена из плотной бумаги? (Для фиксации выкройки на ткани можно использовать любые тяжелые предметы).
- Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной. Большие выпады на ткани можно использовать для раскроя мелких деталей. (Преподаватель показывает экономичную раскладку лекал на ткани).
- При разметке припусков на обработку (на швы и подгибку) их величина зависит от назначения и вида шва, от осыпаемости материала.
(Преподаватель показывает припуски на швы, которые заложены в лекалах).
- Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или карандашом (толщина линий не должна превышать 1 мм.). (Преподаватель обводит контуры лекала мелом или карандашом).
3 этап - Выкраивание деталей изделия.
- Перед раскроем материала проверьте, все ли выкройки деталей изделия расположены на материале и приколоты правильно, осталось ли место для выкраивания дополнительных деталей (обтачек, беек и т.п.)
- При выкраивании деталей изделия используйте всю длину лезвий ножниц. Не приподнимайте ткань со стола во время выкраивания деталей изделия
- Разрезают материал точно по намеченной линии. Контрольные знаки (надсечки) не должны быть более 4 мм.
(Преподаватель выкраивает детали ночной сорочки).
Вопрос: Почему контрольные знаки (надсечки) не должны быть более 4 мм? (Чтобы не испортить изделие). (Приложение 2)
- Выполнение практической работы.
Приступаем к раскрою изделия в натуральную величину. Для того, чтобы вы увереннее себя чувствовали, работать будете в парах - один учащийся будет «закройщиком», другой – «консультантом».
При выполнении работы следует соблюдать правила техники безопасности:
- Посчитать количество иголок и булавок и хранить их только в игольнице.
- Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Правильность выполнения работы учащиеся проверяют по карте послеоперационного контроля.
1 этап - Подготовка материала к раскрою | |||
№ | Критерии оценки | Количество баллов | + / ̶ да / нет |
1 | ВТО ткани перед раскроем | 1 | |
2 | Правильно определена лицевая сторона | 1 | |
3 | Отмечены мелом дефекты на ткани | 1 | |
4 | Правильно определено направление нити основы | 1 | |
5 | Ткань сложена лицевой стороной внутрь | 0.5 | |
6 | Срезы ткани выровнены | 0.5 | |
Итого 5 | |||
2 этап - Раскладка лекал деталей изделия на материале | |||
1 | Экономная раскладка выкройки на ткани | 1 | |
2 | Положение выкройки с учетом направления рисунка | 1 | |
3 | Совпадение линии сгибов на выкройке и на ткани | 1 | |
4 | Совпадение направления долевой нити на выкройке и ткани | 1 | |
5 | Величины припусков соответствуют указанным на выкройке | 1 | |
Итого 5 | |||
3 этап - Выкраивание деталей изделия. | |||
1 | Точность раскроя деталей (± 1-2 мм) | 2 | |
2 | Припуски на обработку швов не срезаны | 2 | |
3 | Соблюдение безопасных приемов труда | 1 | |
Итого 5 |
- Подведение итогов.
Анализ деятельности учащихся, разбор возможных ошибок, выставление оценок.
- Домашнее задание. Принести: крой, швейные иглы, портновские булавки, мел, белые нитки. Повторить виды ручных стежков и строчек.
- Уборка рабочих мест.
(Приложение 1)
Тест по теме «Снятие мерок», «Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
1. Какой размерный признак влияет на ширину ночной сорочки:
А) Сг
Б) Ди
В) Дтс
Г) Ст
2. Установите соответствие между условными обозначениями и названием размерных признаков:
1. Полуобхват талии | а) Ди |
2. Полуобхват груди | б) Ст |
3. Обхват плеча | в) Оп |
4. Длина изделия | г) Дтс |
5. Длина спины до талии | д) Сг |
3. По какому размерному признаку определяют размер плечевой одежды:
А) Ст
Б) Ди
В) Сг
Г) Оп
4. Какая расчётная формула определяет ширину базисной сетки чертежа ночной сорочки:
А) (Сш:3)+1
Б) (СгII +Пг):2
В) (Оп:2)+Поп
5. Какие размерные признаки при записи делят пополам:
А) Обхват плеча
Б) Длина изделия
В) Длина спины до талии
Г) Полуобхват груди
Д) Полуобхват шеи
6. Чертёж швейного изделия строят в масштабе:
А) 1:1
Б) 1:2
В) 1:4
Ответы к тесту по теме «Снятие мерок», «Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
1. А
2. (1б), (2д), (3в), (4а), (5г)
3. В
4. Б
5. Г, Д
6. А, В
Критерии оценки: 1 ошибка минус 1 балл в оценке.
Ответы к тесту по теме «Снятие мерок», «Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
1. А
2. (1б), (2д), (3в), (4а), (5г)
3. В
4. Б
5. Г, Д
6. А, В
Критерии оценки: 1 ошибка - минус 1 балл в оценке.
(Приложение 2)
Тема: Раскладка лекал, обмеловка. Раскрой плечевого изделия.
1 этап - Подготовка материала к раскрою.
- Перед раскроем материала следует определить его лицевую сторону (лицевой стороной считается та, которая выглядит чище, с лучшей отделкой, более гладкая, с более ярким рисунком и т.д.).
- Перед раскроем большинство видов материалов декатируют, т.е. увлажняют или целиком погружают в воду, а затем высушивают и утюжат. Это нужно для того, чтобы материал дал общую усадку. Утюжат материал с изнаночной стороны, перемещая утюг в деловом направлении.
- При выкраивании деталей изделия из материала всегда следует соблюдать направление нити основы, указанное на выкройках изделия.
- Существует два способа раскроя материалов: всгиб и вразворот. Всгиб – наиболее распространенный способ. Материал складывают пополам, уравнивают кромки и раскладывают выкройки. При раскрое вразворот материал располагают в один слой на столе и раскладывают на нем выкройки.
- Проверьте на материале наличие текстильных пороков и отметьте их мелом, чтобы при выкраивании изделия пороки или не попали на детали изделия, или располагались в незаметных местах.
- Рассмотрите материал. Если он имеет однонаправленный рисунок, ворс и т.п., то в этом случае следует выкраивать детали изделия в одном направлении.
2 этап - Раскладка лекал деталей изделия на материале.
- Сложите материал (всгиб или вразворот), тщательно расправьте, чтобы не было складок, морщин и заломов.
- Разложите выкройки всех деталей изделия и убедитесь, что материала достаточно.
- Внимательно проверьте правильность раскладки (соблюдение направления нити основы, припусков на швы, количество деталей и т.п.)
- Булавками приколите выкройки деталей изделия около припусков на швы и в каждом углу. При этом ни материал. Ни выкройки, ни ткань не должны деформироваться.
- Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.
- При разметке припусков на обработку (на швы и подгибку) их величина зависит от назначения и вида шва, от осыпаемости материала.
- Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или карандашом (толщина линий не должна превышать 1 мм.)
3 этап - Выкраивание деталей изделия.
- Перед раскроем материала проверьте, все ли выкройки деталей изделия расположены на материале и приколоты правильно, осталось ли место для выкраивания дополнительных деталей (обтачек, беек и т.п.)
- При выкраивании деталей изделия используйте всю длину лезвий ножниц. Не приподнимайте ткань со стола во время выкраивания деталей изделия.
- Разрезают материал точно по намеченной линии.
- Контрольные знаки (надсечки) не должны быть более 4 мм.
(Приложение 3)
Контроль качества ФИО
1 этап - Подготовка материала к раскрою | |||
№ | Критерии оценки | Количество баллов | + / ̶ да / нет |
1 | ВТО ткани перед раскроем | 1 | |
2 | Правильно определена лицевая сторона | 1 | |
3 | Отмечены мелом дефекты на ткани | 1 | |
4 | Правильно определено направление нити основы | 1 | |
5 | Ткань сложена лицевой стороной внутрь | 0.5 | |
6 | Срезы ткани выровнены | 0.5 | |
Итого 5 | |||
2 этап - Раскладка лекал деталей изделия на материале | |||
1 | Экономная раскладка выкройки на ткани | 1 | |
2 | Положение выкройки с учетом направления рисунка | 1 | |
3 | Совпадение линии сгибов на выкройке и на ткани | 1 | |
4 | Совпадение направления долевой нити на выкройке и ткани | 1 | |
5 | Величины припусков соответствуют указанным на выкройке | 1 | |
Итого 5 | |||
3 этап - Выкраивание деталей изделия. | |||
1 | Точность раскроя деталей (± 1-2 мм) | 2 | |
2 | Припуски на обработку швов не срезаны | 2 | |
3 | Соблюдение безопасных приемов труда | 1 | |
Итого 5 |
Контроль качества ФИО
1 этап - Подготовка материала к раскрою | |||
№ | Критерии оценки | Количество баллов | + / ̶ да / нет |
1 | ВТО ткани перед раскроем | 1 | |
2 | Правильно определена лицевая сторона | 1 | |
3 | Отмечены мелом дефекты на ткани | 1 | |
4 | Правильно определено направление нити основы | 1 | |
5 | Ткань сложена лицевой стороной внутрь | 0.5 | |
6 | Срезы ткани выровнены | 0.5 | |
Итого 5 | |||
2 этап - Раскладка лекал деталей изделия на материале | |||
1 | Экономная раскладка выкройки на ткани | 1 | |
2 | Положение выкройки с учетом направления рисунка | 1 | |
3 | Совпадение линии сгибов на выкройке и на ткани | 1 | |
4 | Совпадение направления долевой нити на выкройке и ткани | 1 | |
5 | Величины припусков соответствуют указанным на выкройке | 1 | |
Итого 5 | |||
3 этап - Выкраивание деталей изделия. | |||
1 | Точность раскроя деталей (± 1-2 мм) | 2 | |
2 | Припуски на обработку швов не срезаны | 2 | |
3 | Соблюдение безопасных приемов труда | 1 | |
Итого 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии в 6 классе "Плечевое изделие"
Виды плечевых изделий. Конструирование. Правила снятия мерок. Размерные признаки фигуры человека, необходимые для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....
План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.
План-конспект урока относится к модулю «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой одежды». К разработке урока прилагается ег...
Раскрой плечевого изделия
Презентация предназначена для 6 класса....
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....
Технологическая карта урока по технологии 6 класс "Раскрой плечевого изделия".
Методическая разработка урока по технологии (девочки) 6 класс "Раскрой плечевого изделия" .Данный урок располагается в разделе программы "Конструирование и моделирование швейных изделий". Методическая...
Раскрой плечевого изделия. 6 класс
Урок и презнтация для учащихся 6 класса...
Презентация к уроку "Раскрой плечевого изделия"
В презентации наглядно показан раскрой плечевого изделия ночной сорочки с цельнокройным рукавом....