МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по технологии (мальчики) в 5 классе
проведения занятия по кейс - методу.
Раздел программы: Обработка древесины
- Предмет: Технология (мальчики)
- Класс: 5 (2 урока)
- Тема урока: Поделки из древесного материала
- Базовый учебник: В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр "Вентана-Граф", 2010 год.
- Цель урока:
- сформировать представление об этапах создания изделий из древесины;
- развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия;
- совершенствовать умения работать с текстами.
Методическая цель:
- использование кейс-метода в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.
- Задачи:
Образовательная:
- формировать у учащихся знания об этапах создания изделия
- формировать у учащихся знания о рациональной организации рабочего места для проведения проектных работ;
- формировать практические умения по обработке древесины, соблюдением правил безопасности труда.
Развивающая:
- развивать мышление (наглядно- образное, наглядно - действенное)
- развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность;
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль;
- совершенствовать умения и приемы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету, собранность, чувство ответственности за товарища.
- Тип урока: урок целевого применения изученного
- Формы работы учащихся: урок целевого применения изученного по кейс – методу.
- Необходимое техническое оборудование:
- персональные компьютеры;
- Кейс - пакет;
- мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска;
- пакет программ или документации к уроку;
- Структура и ход урока:
1. Целевая установка на урок (2 мин)
- Орг. момент
- Постановка темы и целей урока
2. Ознакомительный этап
- Вступительное слово (6 мин)
- Актуализация знаний (3 мин)
3. Аналитический этап
- Индивидуальная работа над кейсом (9 мин)
- Распределение на малые группы и разбор кейса (7 мин)
- Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом (8 мин)
- Постановка новой учебной задачи (10 мин)
4. Энергосберегающие технологии (2,5 мин)
- Физкультминутка
5. Практический этап
- Работа в малых группах и отработка навыков (25 мин)
- Обсуждение результатов практической работы (5 мин)
6. Итоговый этап
- Дискуссия в общей группе (5 мин)
- Подведение итогов (2 мин)
7. Д/з (2,5 мин)
8. Итог урока (2.5 мин)
9. Рефлексия (0.5 мин)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. | Ознакомительный этап | ||
Вступительное слово | Раздает кейсы и проводит инструктаж о порядке работы на уроке. Сообщает тему, цели и ход урока. Предлагает познакомиться с критериями оценивания каждого этапа работы на уроке (приложение 1) отвечает на вопросы учащихся | Получают кейсы, раздаточный материал, задают вопросы о порядке работы, знакомятся с критериями оценивания на уроке | |
Уточнение знаний по теме | Предлагает ответить на вопросы: - Какие древесные и искусственно-древесные материалы вы знаете? - Из какого материала проще сделать подложку? - Для кого мы будем делать это изделие? | Отвечают (примерные ответы) - Пиломатериалы, фанера, ДВП - Из фанеры - Для мам | |
2. | Аналитический этап | ||
Индивидуальная работа над кейсом | Отвечает на вопросы по кейсу, регламентирует время на чтение – 5 минут | Каждый индивидуально читает текст кейса и выделяет проблему | |
Распределение на малые группы и разбор кейса | Распределяет на 3 группы, по счету – первый, второй, третий; время на обсуждение – 5 минут, наблюдает за ходом обсуждения, просит сформулировать проблему в форме вопросов. Предлагает оценить данный этап работы (каждый участник оценивает соседа по часовой стрелке) | Каждая группа уточняет проблему, обсуждает и формулирует вопросы Возможные варианты вопросов: - Из чего изготовить? - Какой формы будет изделие? - Какие инструменты необходимы? Выставляют баллы соседу по приложению 1 | |
Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом | Предлагает каждой группе зачитать вопросы, уточняет вопросы, записывает вопросы на доске, обсуждают, как правильно формулировать вопросы Просит выполнить задания после текста | 1. Один участник из каждой группы зачитывает вопросы, 2.Выполняют задания и каждый участник группы отвечает на один вопрос. | |
Постановка новой учебной задачи | Подводит итоги по работе с кейсом и предлагает выбрать вопросы: Как изготовить данное изделие? Предлагает прочитать приложение 2 Задает вопрос что такое – эскиз (рисунок), технологическая карта. | Из всех вопросов на доске выбирают более точный Читают приложение 2, отвечают на вопросы | |
3. | Энергосберегающие технологии | ||
Физкульт-минутка | |||
4. | Практический этап | ||
Работа в малых группах и отработка необходимых навыков | Просит составить свой вариант эскиза изделия каждому участнику группы и технологическую карту изготовления изделия в течении 20 минут | Составляют этапы работы по изготовлению изделия: эскиза, технологической карты (приложение 3), обсуждают в группы работу каждого участника | |
Обсуждение результатов практической работы | Предлагает сравнить свою технологическую карту с образцом, выделить этапы, которые не учтены | сравнивают свои технологические карты с образцом, записывают недостающие этапы приложению 3 | |
5. | Итоговый этап | ||
Дискуссия в общей группе | Предлагает каждой группе выбрать лучшую работу, сравнить с работами других групп и выявить достоинства. Выясняет, что произойдет, если пропущен какой-то этап | Выбирают в группах лучший вариант, передают другой группе, Читают и выявляют достоинства работ, записывают в тетради, выступают со своим анализом | |
Подведение итогов | Делает выводы о работе групп: - дает оценку работы групп и отдельных участников, - дает оценку практической работе По критериям оценивания предлагает индивидуально определить, сколько баллов набрали | Слушают комментарии, Выставляют общий балл за работу |
Приложение 1 (текст кейса)
С чего всё начинается (история).
Жили пожилые супруги дружно, друг другу помогали, всю работу по дому и в огороде делали вместе: дед копает, баба садит, дед дрова колет – баба баню топит.
Наступило время заготовки дров. Дед собрался в лес за дровами и говорит бабке:
- Настряпай пельмешек, да проморозь хорошенько, как приеду с дровами, и пообедаем.
- Старый, а листика (подложки) у нас нет. Куда я буду складывать пельмени?
- Придумай что-нибудь сама!
Взяла баба газету, постелила её на стол, стряпала пельмени и выкладывала их на газету. Настряпала довольно много, пора вынести пельмени на мороз. Подняла газету за края, газета прогнулась, и пельмени скатились на середину.
Вновь настряпала бабка пельменей, подняла газету за середину и пельмени оказались на полу.
Тогда взяла бабка под пельмени крышки от кастрюль, выложила на них пельмени и вынесла на мороз. А крышек много, расставить некуда. Расставила крышки от кастрюль с пельменями кое-как около входа на крылечке и стала ждать деда.
Поздно вернулся дед домой, темно в сенях и он не заметил, что кругом пельмени на крышках под ногами. Запнулся за одну крышку, на другую наступил, третью перевернул, смешал пельмени с сором, погубил. Зашел домой злой и голодный.
- Что ты, старая, пельмени под ноги поставила?
- Куда я их поставлю, крышки много места занимают.
Долго они ругались, но словами горю не поможешь. Решили они сделать новые листики под пельмени. Бабка придумала форму, а Дедуля изготовил.
Задания.
1. Как вы думаете, какой формы получились у них листики?
2. Из какого материала можно изготовить листики?
3. На какое количество пельменей вы бы сделали листики?
4. Какое количество листиков им необходимо и как их можно использовать в других целях?
Приложение 2
(в качестве примера)
Алгоритм поискового этапа | Варианты ответа |
Обозначение проблемы | Оформление изделия. ______________________________________________ ______________________________________________ |
Выявление потребности | ______________________________________________ ______________________________________________ |
Разработка цели | Выполнить эскиз будущего изделия. Сделать изделие более …. |
Постановка задач | 1. 2. 3. 4. 5. Составление рисунка или эскиза. |
Приложение 3
Критерии оценивания
Параметры оценивания | Максимальное количество баллов | Балл за выполненную работу (оценка соседа) |
1. Составление вопросов по проблеме | 4 | |
2. Выполнение эскиза изделия: - указаны размеры изделия - указано название изделия - указан материал - четко изображена форма изделия | 8 2 2 2 2 | |
3.Выполнение технологической карты - соответствует образцу - графические изображе-ния выполнены четко и аккуратно | 4 2 2 | |
4. Общая оценка | 16 |
Приложение 4
Этапы создания изделий из древесины/фанеры.
Для того чтобы изготовить изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть ряд этапов.
Прежде всего, продумать из какого материала будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны и на каком оборудовании, можно его изготовить.
Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Составляют план работы по изготовлению изделия – технологическую карту.
Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают, и отделывают её, превращая в готовую деталь.
Изделие может состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.
Если изделие состоит из нескольких деталей, от их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой.
Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.
Приложение 5
Технологическая карта
(в качестве примера)
«Изготовление _____________»
№ п\п | Последовательность выполнения операций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Выбрать заготовку из доски или фанеры и разметить контур изделия по шаблону | Шаблон, карандаш | |
2 | Выпилить контур изделия | Ножовка, столярный верстак | |
3 | Изготовить ручки: взять рейки, измерить длину, выпилить | Ножовка, столярный верстак, карандаш | |
4. | Зачистить изделие, округлить острые кромки и углы | Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка | |
5. | Соединить детали мелкими гвоздями, проверить качество | Гвозди , молоток |
Предварительный просмотр:
В помощь учителю технологии
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
на уроках и во внеурочной образовательной деятельности
Нормативная база использования ЦОР
На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями, осуществляется переход от индустриального к информационному обществу. В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в стране цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность России, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р).
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте.
Одним из мощных ресурсов преобразования в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Изменения, которые происходят в системе образования в настоящее время, касаются не только оборудования, качества сети интернет, электронных образовательных ресурсов, но в первую очередь самого учителя: его готовности на компетентностном и личностном уровне принять изменения, быть в них успешным профессионалом.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. Необходимость широкого использования информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в общеобразовательных организациях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.
Правительству Российской Федерации поручено:
- обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Приоритетным является проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленный на решение части проблем информатизации образования.
В рамках реализации этого проекта с 2018 года стартовал проект «Цифровая школа», рассчитанный на период до 2025 года. К этому времени должны быть созданы условия, обеспечивающие равный доступ обучающихся к качественному общему образованию, а также возможность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) во всех школах.
«Реализация проекта «Цифровая школа» предусматривает максимально эффективное использование цифровых образовательных материалов в структуре педагогической работы, ресурсов Российской электронной школы, в которой заключен значительный объем онлайн-материалов для учащихся и учителей» (из выступления Ольги Юрьевны Васильевой, Министра просвещения Российской Федерации, на Петербургском международном экономическом форуме).
Целевые ориентиры проекта «Цифровая школа»:
- новые цифровые «стимулы» в системе образования;
- целеполагание на различных этапах урока/внеурочного мероприятия и выбор формата медиадидактического (цифрового) материала;
- различие целей учителя и целей ученика;
- проектные технологии в создании цифрового контента: авторская (учительская) проектная деятельность и медиапроектирование совместно с обучающимися;
- медиапроектирование как педагогическая технология;
- формирование метапредметных компетенций у школьников.
С развитием новейших технологий учителям становится все сложнее поддерживать интерес учеников к обучению. Они должны создавать новейшие условия и ситуации, в которых каждый ученик будет привлечен к учебному процессу, способствующему его всестороннему развитию.
Современные педагоги осуществляют активный поиск механизмов и технологий привлечения учеников к учебной деятельности, что обусловлено необходимостью формирования как их предметных, учебных, так и жизненных компетентностей.
Наступит время, когда к любому предмету любого уровня образования будут готовы комплекты цифровых дидактических материалов, полностью описана методика их применения, разработаны планы уроков.
Но уже сейчас педагоги не хотят отставать от учеников, которые чувствуют себя более уверенно в цифровом мире.
Современный педагог должен уже сегодня эффективно использовать, разрабатывать и создавать цифровые образовательные материалы и ресурсы.
Преимущества образовательного процесса с применением ЦОР
- Применение ЦОР на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
- Использование ЦОР позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, визуализацию, привлечение большого количества дидактического материала.
- Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации, индивидуализации обучения.
- Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно проектно-исследовательской деятельности.
- Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
С применением ЦОР учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.
Использование ЦОР способствует повышению качества образования, увеличивает возможность проведения интегрированных уроков, повышает результативность проектной деятельности, а также совместной медиапроектной деятельности педагога и обучающихся.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей с использованием различных современных средств.
Виды ЦОР
- ЦОР, созданные для работы под управлением программной среды («профессиональные» ЦОР).
Существуют цифровые образовательные ресурсы, которые созданы для работы в некоей программной среде и представляют собой файлы данных, подготовленных в таком формате, который соответствует этой программной среде. Поэтому для работы с такими ЦОРами всегда требуется либо соответствующее программное обеспечение (способное работать с такими файлами), либо (что более предпочтительно) некая универсальная оболочка, специально предназначенная для формирования на компьютере требуемого комплекта ЦОР, их упорядоченного хранения, поиска и воспроизведения, а также (желательно) обеспечивающая контроль знаний и предоставляющая ряд функций для управления проведением учебного процесса.
Категории ЦОР, работающих под управлением программных сред:
1. ЦОР – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой.
2. ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупности электронных компонентов, обязательно покрывающих весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующих все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащих в себе «инновационный» потенциал, позволяющий усовершенствовать учебный процесс и «бумажное» методическое сопровождение.
3. ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
К особенностям таких ЦОР относятся:
- метаописание объектов в соответствии с неким общепринятым шаблоном (включая «привязку» цифрового объекта к конкретной теме единого рубрикатора, однозначно определяющего роль и место данного объекта в учебном процессе по данному предмету).
- ЦОР должен представлять собой только лишь некоторые файлы данных, подготовленные в таком формате, который соответствовал бы заранее оговоренному допустимому перечню.
Примером программной среды для работы с ЦОРами может служить «1С: Образование 4. Школа».
Одним из компонентов этой системы является среда разработчика ЦОР – простая в освоении и в использовании и вместе с тем достаточно «профессиональная», которая позволит учителям и учащимся не только создавать собственные цифровые ресурсы, но и оформлять их в соответствии с принятыми для Единой коллекции ЦОР стандартами (регламентом), сопровождать эти ресурсы требуемыми метаописаниями и привязкой к единым рубрикаторам, а также формировать «дистрибутивы» этих ресурсов для обмена ими с другими учителями. Само представление учебного материала в виде ЦОР призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не обладает этот же материал при его традиционном представлении – на страницах учебника, энциклопедии, плаката или слайда – и даже при его представлении в виде обычной «аналоговой» аудио- или видеозаписи.
- ЦОР, разработанные педагогами с использованием компьютерных программ
Компьютерные программы, используемые для разработки и создания ЦОР, можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.
2.1. Мультимедийная интерактивная презентация — средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 30–50 %. Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения.
С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:
- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;
- с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;
- можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.
При этом необходимо учесть ряд основных требований:
- слайд должен содержать минимально возможное количество слов, для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке презентации;
- размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз. Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне;
- для оформления фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста;
- чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле;
- нельзя перегружать слайды зрительной информацией;
- звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим;
- на просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 2–3 мин), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях.
2.2. Учебные видеоролики (видеоуроки)
Одним из наиболее актуальных средств обучения являются видеоуроки, позволяющие сделать учебные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Такой методический прием, как видео- обучение позволяет сделать учебный материал более наглядным и может являться важным инструментом для самостоятельной подготовки обучающихся. Также данный подход можно использовать как одну из форм дистанционного обучения.
Актуальность внедрения видеоуроков в обучение обуславливается следующим причинами:
- при изучении учебного материала в формате видео обучающийся может регулировать процесс обучения, именно, пересматривать видеоматериал с необходимого места, приостанавливать просмотр, тем самым детально изучить непонятные (сложные) или особенно важные ему моменты;
- эффективность видеоуроков возрастает благодаря тому, что обучающийся воспринимает данный ему материал двумя органами чувств – зрение и слух, поэтому такой материал содержит большее количество информации, чем отдельно взятые текстовое изложение или аудио сопровождение (комментарии);
- изучение видеоуроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, тем самым понять и закрепить продемонстрированный материал, а также оценить временные затраты при решении конкретной практической задачи;
- обучение может проходить в любое удобное время и место, создавая при этом у обучающегося чувство личного присутствия на занятии.
Видеоуроки все больше и больше применяются в учебных целях, тем более что современные мультимедийные технологии позволяют создавать материал высокого качества.
Для создания видеоуроков используются технические и программные средства. К техническим средствам создания уроков относятся:
- видеоаппаратура (видеокамеры, фотокамеры);
- аудиоаппаратура (микрофоны, микшеры);
- компьютеры.
К программным средствам можно отнести: ПО записи видео- и аудиоматериалов с периферийных устройств; ПО создания видео- и аудиоматериалов; ПО обработки видео- и аудиоматериалов (Киностудии Windows Live, VideoPad Video Editor, Camtasia Studio, Vegas Pro).
Можно выделить два метода для создания видеоуроков:
- запись видео при помощи видеокамеры;
- запись сигнала с аппаратуры, которая выдает изображение, как правило, это монитор компьютера.
Первый способ использует видеокамеру для записи. Особенностью данного способа является: выбор характера изображения и кадра, определение правильных фокусировки, композиции, светоосвещения, что очень затруднительно не профессионалу.
Во втором случае используется скринкаст. Скринкаст (англ. screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как videoscreencaptur (досл. «видеозахват экрана»). Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не web или видеокамеры, а специальное ПО.
При создании видеоурока целесообразно применять смешанный метод, который можно назвать словесно-иллюстративным, так как основным инструментом преподавателя является слово в сочетании с наглядностью, которая предоставляется техническими возможностями видеоурока.
Особое внимание стоит уделить четкому, дикторскому изложению материала, т.к. применение словесно-иллюстративного метода изложения материала видеоурока требует: точного и чёткого формулирования сути изучаемого вопроса; использования сравнения, сопоставления, аналогии; привлечения ярких примеров; логики изложения. Чтобы привлечь внимание слушателей и не допускать ошибок в произношении терминов и определений, необходимо несколько раз прорепетировать учебный материал вслух. При разработке видеоуроков помимо требований к содержанию учебного материала следует руководствоваться и рекомендациями к созданию видеоуроков, что позволит сделать их привлекательнее для обучающихся, а учебный материал доступнее для восприятия. Поскольку человеку сложно сконцентрировать внимание на одном предмете более чем на 12–15 минут продолжительность видеоурока должна укладываться в эти временные рамки.
Создание видеоуроков поможет организовать учебный процесс, наладить связь с обучающимися, пропускающими занятия. Применение на своих занятиях нестандартных форм обучения резко повысит интерес обучающихся к предмету, снизит рутинность восприятия и обработки учебной информации. Тщательно разработанный и реализованный видеоурок позволяет нагляднее предоставить учебный материал, акцентировав внимание обучающихся на наиболее важных моментах, и повысить мотивацию к его изучению. Также видеоуроки полезны тем, что появляется возможность использования учебного материала для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оптимизируется процесс обучения для отстающих обучающихся.
2.3. Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
2.4. Тестирующие программы (типа «Репетитор») обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся.
Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.
- ЦОР, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0
Все интернет-сервисы (программы Web 2.0) работают онлайн, и не требуют установки программного обеспечения на компьютере, необходимо только устойчивое подключение к интернету.
Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.
Примеры сервисов Web 2.0 по тематическим группам:
- интерактивные формы (задания, тесты, опросы, викторины онлайн) как инструменты взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (онлайн-сервисы Learning apps, Class Tools, Online Test Pad, Wizer me, kahoot.com, ресурсы Google);
- виртуальные доски (https://www.twiddla.com/, http://flockdraw.com, https://ru.padlet.com, https://awwapp.com, https://www.triventy.com, https://quizizz.com, https://get.plickers.com);
- визуализация данных, информации, процессов и т.д. (cкрайбинг, сторителлинг, QR-коды, инфографика) (https://www.mindomo.com/ru, https://www.draw.io, https://wordart.com, http://qrcoder.ru, https://www.powtoon.com/, https://www.videoscribe.com);
- вебинары, консультирование, конференции, встречи (http://quatla.com/edu/descr, http://www.anymeeting.com/);
- сайты, блоги, визитки (https://www.tumblr.com/, http://ru.wix.com/, https://www.canva.com);
- мультимедиа сервисы (http://www.voki.com/site/products, http://www.mp3cut.ru/);
- видеосервисы (http://www.loopster.com/, http://www.zentation.com/).
- графика онлайн (редакторы, анимация, коллажи) (http://createcollage.ru/ http://giiif.ru/)
- презентации, публикации (http://www.slideshare.net/, https://www.zoho.com/docs/show.htm, https://www.canva.com/ru)
- офисные технологии, документ-сервисы (https://onedrive.live.com, http://www.cometdocs.com/)
- органайзеры, информеры (https://calendar.google.com, http://linoit.com/)
- работа с группами, планировщики, закладки (http://www.symbaloo.com/, https://www.diigo.com/)
Остановимся подробнее на некоторых из них.
http://learningapps.org - программа Web 2.0 для создания интерактивных упражнений, применяемых для разнообразных форм учебного процесса, например, для уроков в игровой форме.
Созданные в этом сервисе электронные дидактические материалы можно использовать в работе с интерактивной доской или как индивидуальные упражнения для учеников.
Пользоваться созданными продуктами может каждый. Есть возможность сотрудничать с коллегами не только из своей образовательной организации, но и со всего мира, используя Интернет.
Учитель может работать с группами обучающихся, быстро создавать упражнения на уроке, задавать домашние задания, получать гиперссылку от учеников и проверять выполнение задания.
Есть также возможность использовать иллюстративные, видео- и аудио-материалы.
https://kahoot.com - бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста.
Использование этого инструмента является прекрасной заменой покупке дорогостоящих пультов для системы обратной связи в классе. Все, что вам понадобится - это свой компьютер, проектор и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки понимания или обсуждение какого-то вопроса превратится в настоящую увлекательную игру.
https://wordart.com - онлайн-генератор облака слов.
Данный веб-сервис позволяет создать привлекательные словесные облака, которые можно использовать для создания временного текстового наполнения. Многие разработчики используют временное текстовое наполнение при создании сайтов, чтобы наглядно продемонстрировать дизайн во всей его красе.
Может быть полезен педагогу для визуализации данных, информации, процессов и т.д.
https://www.canva.com - онлайновый конструктор для создания баннеров, визиток, иллюстраций и постеров.
Если вы думаете, что дизайнерские задачи приходится решать только специально обученным работникам, то вы сильно ошибаетесь. Каждый из нас, рано или поздно, сталкивается с необходимостью сделать визитку, объявление, создать презентацию, инфографику или коллаж. И если одни от рождения имеют дар даже в Paint и Блокноте создавать вполне достойные продукты, то другим очень бы пригодились специальные инструменты, помогающие без долгой подготовки и профессиональных навыков решать поставленные задачи.
Веб-сервис Canva именно таковым и является. При работе с ним всего за несколько минут можно создать визитку, объявление, баннер или иллюстрацию, ничем не уступающую профессиональным работам.
https://www.google.ru/, sites.google.com - сервисы Google — веб-приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру.
Главное преимущество служб Google заключается в том, что все они объединены и держатся на одном аккаунте — аккаунте Google. Так, нужно только один раз зарегистрироваться для возможности пользоваться персонализированным веб-поиском, электронной почтой, облачным хранилищем и многим другим.
Помимо созданных в облачном хранилище документов, таблиц, презентаций, педагогу очень пригодятся формы для создания интерактивных викторин, опросов и тестов. А такой сервис, как sites.google.com может быть использован для создания образовательного веб-квеста.
http://www.zentation.com/ - онлайн сервис для синхронизации слайдов презентации с видео, что зрительно создает ощущение работы с лектором, который работает с презентационным материалом.
Технология Zentation позволяет синхронизировать видео и слайды без технических знаний. С помощью этого сервиса легко создавать высококачественные видеоуроки, вебинары, веб-трансляции, организовать электронное обучение.
Для этого нужно:
1. Загрузить видео
2. Загрузить презентацию PowerPoint
3. Синхронизировать их
Преимущества:
- нет программного обеспечения для установки
- простота в использовании
- не требует специальных технических знаний
- нет необходимости покупать отдельные услуги хостинга.
Во время создания презентации в слайды позволяется вставлять видео с YouTube, посредством копирования URL. После завершения готовой работой можно поделиться в социальных сетях и на других интернет-ресурсах.
Платформа izi.travel – бесплатный интернет-сервис для создания аудио-, видео- гидов https://izi.travel/ru/creat
Позволяет создавать учебный контент для организации смешанного и мобильного обучения. Поддерживает текстовый, аудио, видео форматы информации. Система имеет возможность озвучивания загруженного текстового файла (создание аудио текста). Есть возможность создания тестов для получения мгновенной обратной связи.
Сервис поддерживает три типа аудиогидов:
- музей (аудиогид внутри помещения);
- тур (аудиогид на открытой местности);
- достопримечательность (отдельная аудиоистория).
Формы использования:
- образовательные веб-квесты;
- образовательный геокешинг (например, урок-путешествие, урок-экскурсия и т.д.);
- лингвострановедение.
Сервис позволяет превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности, установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. При этом реализуются такие дидактические принципы как наглядность, доступность, научность, связь теории и практики.
Нестандартные форматы цифрового контента
и их применение в образовательном процессе
Цифровизация школы ориентирована на доступность информации в различных ее формах – не только в текстовой, но и звуковой, визуальной.
Форматы цифрового контента, которые можно использовать при совместном медиапроектировании с обучающимися:
- лайфхак (блог полезных советов), селфи-дневник как основу УУД (универсальных учебных действий);
- мемы и гифки как визуальные маркеры понятий и явлений;
- сайты и блоги как развитие навыков систематизации и обобщения материала в интерактивной форме;
- буктрейлеры (видеоролики-миниатюры), медиаиллюстрации к различным этапам урока как визуализация их содержания.
Стратегия медиапроектирования совместно с обучающимися базируется на:
- учете особенностей возраста, мотивации обучения, способов восприятия информации;
- включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
- целенаправленной организации и планомерном развитии учебной деятельности;
- признании решающей роли учебного сотрудничества в достижении учебных целей.
Медиапроектирование – это совместная детско-взрослая деятельность. Очень важно помнить о том, что ребенок – всегда автор проекта, автор идеи! Взрослый может выступать в роли руководителя проекта, в роли помощника, осуществляющего технологическое сопровождение проекта.
При этом ребенок занимается активной поисковой деятельностью, учится сотрудничеству, взаимодействию в команде, получает навыки самопрезентации проекта.
Медиапроектная деятельность – это деятельность в медийном пространстве, это развитие метапредметных знаний и умений.
Например, создание буктрейлера предполагает следующие знания и умения:
- знать содержание книги и уметь рассказать о ней так, чтобы, не пересказывая сюжет, остановиться на самом интересном месте, тем самым побудив прочитать именно эту книгу;
- подобрать визуальный ряд для создания видеоролика (фрагменты мультфильмов, иллюстрации, создание ребенком собственных рисунков по содержанию книги; создание графических объектов: сканирование, фотографирование и т.д.);
- создать презентацию;
- выбрать звуковое сопровождение;
- записать аудио- сопровождение: голосовое, звуковое, музыкальное; свести аудио- ряд;
- осуществить процесс видеомонтажа.
Ребенок должен понимать, что компьютер – это инструмент для достижения его цели.
Таким образом, в современной парадигме цифрового образования при разработке уроков и моделирования цифрового контента учителя могут использовать:
- редактор презентаций Microsoft Office PowerPoint для создания интерактивных заданий, мемов, инфографики;
- видеоредакторы для создания медиаиллюстраций и буктрейлеров;
- конструкторы Google, Wix для создания персональных сайтов, блогов, интерактивных опросников.
К успешным формам работы можно отнести разработку групповых проектов, при создании которых могут использоваться возможности мессенджеров и социальных сетей; электронные конференции с коллективным участием в них школьников; поиск мультимедиа-ресурсов для создания медиадидактических (цифровых) материалов; создание презентаций и видеороликов учащимися и т.п. При желании учитель может, например, организовать сюжетно-ролевые игры в ходе коллективного решения задач на основе общения, опосредованного компьютером, — между отдельными учениками, группами учащихся, смежными классами. Использование же интерактивной доски поможет учителю значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать более эффективными фронтальные формы работы. Все это усилит эмоциональную составляющую учебного процесса, позволит по-новому мотивировать и активизировать поисковую деятельность учащихся, сделать ее для них более привлекательной.
Введение новых ФГОС изменило методологию образования, перестроило учебно-воспитательный процесс. Развитие сетевого взаимодействия педагогов и родителей – это инновационный шаг, возможность работать в едином направлении не только в назначенном времени, но и в назначенном месте.
Цифровые ресурсы и материалы можно и нужно использовать в работе с родителями.
Информационное пространство взаимодействия «образовательное учреждение – родитель/законный представитель»:
- мессенджеры, блоги, сайты;
- продуктивное сотрудничество с родителями через интерактивные опросы;
- медиапроектирование вместе с родителями. Родительские клубы как форма поддержки медиапроектирования с обучающимися.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках технологии
Предметная область «Технология» является основным средством реализации технологического образования обучающихся и формирования у них одного из направлений общей культуры личности – технологической культуры. Социальное, личностное и когнитивное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования в предметной области «Технология» реализуется:
- в процессе усвоения научных (теоретических) и технологических знаний при осуществлении предметно-практической и проектно-технологической деятельности;
- в процессе познания мира техники и технологий, исследования свойств и характеристик материалов, изучения возможностей управления техническими системами и технологическими процессами;
- в процессе изучения традиций народов России, культурных и национальных особенностей традиционных ремесел и изделий декоративно-прикладного искусства, освоения разных видов художественной обработки материалов и художественного конструирования;
- в процессе самоопределения обучающихся в трудовой, преобразовательной деятельности, начиная от организации рабочего места до определения профессиональных предпочтений и построения планов профессионального и личностного развития.
Предметная область «Технология» рассматривается как совокупность учебных предметов и модулей (инвариантных и вариативных) технологической подготовки, обеспечивающих в целом достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов образования на основе предметно-практической деятельности обучающихся.
Содержание технологического образования школьников в российской школе, несмотря на смену нескольких образовательных стандартов и примерных программ общего образования, ведется по технологиям обработки материалов, отражающих запрос экономики и производства предыдущих (индустриальных) технологических укладов – технологий обработки тканей, древесины, металлов.
Поэтому содержание технологического образования сегодня надо рассматривать сквозь призму формирования трудового опыта личности посредством овладения универсальными видами деятельности (проектирования, исследования, управления); решения производственно-технологических задач (конструкторских, технологических, управленческих, предпринимательских) в условиях специально оборудованных учебных лабораторий и мастерских, реальных условиях производства; массового участия обучающихся в олимпиадной и конкурсной деятельности, на основе интеграции научных знаний естественных и гуманитарных наук, информатики, математики и искусства.
Технология в школе особенный предмет, призванный развивать трудовые навыки, раскрывать творческие, интеллектуальные способности. Как и в любом другом предмете, современные цифровые образовательные ресурсы могут служить средством развития способностей детей. Уроки технологии с применением современных информационных технологий позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения:
- визуализировать учебную информацию;
- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
- усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии через применение цифровых образовательных ресурсов по характеру и целям использования на уроке подразделяют на группы, используемые:
- При изложении нового материала для визуализации знаний.
- При проведении виртуальных практических работ (например, обучающие программы).
- При закреплении изложенного материала (например, программы-тренажеры).
- При самостоятельной работе учащихся (например, энциклопедии, обучающие и развивающие программы).
- При контроле и проверке знаний учащихся (например, тесты с оцениванием, контролирующие программы).
- При проведении интегрированных уроков по методу проектов.
- При тренировке конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление и др.).
Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться не как цель, а как еще один инструмент исследования, источник дополнительной информации по предмету, способ самоорганизации труда и самообразования. Задания, предлагаемые учителем, могут быть выполнены в поисковых системах, сданы в виде презентаций, оформлены в виде сайтов. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской и проектной деятельности, способствует повышению успеваемости учащихся.
Из цифровых образовательных ресурсов по школьному предмету технология, подготовленных за последние несколько лет, можно выделить электронную библиотеку «Технология». Ее авторы – коллектив ученых и специалистов по программированию (главный консультант - Кожина О.А., заведующая лабораторией средств обучения для технологического образования ИСМО РАО). Учебное электронное издание «Технология» входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т.д. Данное электронное издание ориентировано на содержание предмета технология, заложенное в действующий проект стандарта образования. Издание содержит дополнительную и расширяющую информацию к учебникам и учебным пособиям по предмету. По своему назначению электронное издание многофункционально. Учитель получает обширный материал для подготовки к занятиям. Это особенно важно для школ, территориально удаленных от крупных культурных и образовательных центров страны. При наличии в школе соответствующих аппаратных средств учитель может организовать на занятиях широкую демонстрацию учебного материала.
Учителя технологии используют преимущества компьютерных технологий для создания наглядных пособий, нехватка которых остро ощущается в процессе преподавания технологии.
Применение на уроках технологии компьютерных слайд - фильмов как нельзя лучше отвечает поставленным задачам, так как обеспечивается самостоятельный и творческий подход к получению информации, воспитывается логическое мышление и техническая грамотность, активизируется учебный процесс. Основная функция средств наглядности - иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления.
Обоснованное применение компьютерных слайд - фильмов способствует активизации познавательной деятельности учащихся развития зрительной памяти, логического мышления, способствует воспитанию культуры труду.
Варианты использования Microsoft PowerPoint в работе с учащимися:
1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала:
- заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.
- наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц и т.д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
2. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:
- подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;
- создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
3. Совместное изучение источников и материалов:
- совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).
4. Корректировка и тестирование знаний:
- проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;
- работа с тестирующими системами и тренажерами.
Эффективным направлением работы по применению информационно-коммуникативных и цифровых образовательных ресурсов как индивидуализации образовательного процесса стала организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов технологии. В основе проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве, а также умение самостоятельно моделировать практический компьютерный материал.
Эта работа ориентирована, прежде всего, на повышение творческого потенциала учащихся в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Работа с 3D графикой – одно из самых перспективных направлений использования ИКТ. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа.
Blender — профессиональное cвободное и открытое программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики, включающее в себя средства моделирования, анимации, рендеринга, постобработки и монтажа видео со звуком, компоновки с помощью «узлов» (Node Compositing), а также для создания интерактивных игр. В настоящее время пользуется наибольшей популярностью среди бесплатных 3D-редакторов в связи с его быстрым и стабильным развитием.
С помощью программы Blender. 3D графика школьники могут научиться создавать и редактировать графические изображения, создавать трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении, ознакомиться с основными операциями в 3D – среде.
Практические задания, предлагаемые в рамках освоения этой программы, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и развивать творческие способности.
Работа с 3D графикой способствует формированию навыков работы в проектных технологиях, развитию познавательной активности учащихся, творческого и операционного мышления, повышает интерес к уроку.
На уроках технологии актуально использовать 3D принтеры.
Технология 3D печати довольно новая, но она развивается очень быстро. В настоящее время 3D настолько доступны (как приобретение самой машины, так и расходных материалов), что об этой технологии можно не только рассказывать, но и активно пользоваться на занятиях. Использование 3D печати открывает быстрый путь к итерационному моделированию. (Итерация — возврат на предыдущие шаги производственного процесса. Итеративный подход - это выполнение работ параллельно с непрерывным анализом полученных результатов и корректировкой предыдущих этапов работы. При этом подходе в каждой фазе развития проходит повторяющийся цикл: Планирование — Реализация — Проверка — Оценка).
Ученики могут разрабатывать 3D детали на различных программах как Catia, Solidworks, Autodesk, 3 ds Max, а также на программах бесплатного распространения (OpenSCAD).
Однажды нарисовав на листке бумаги свой замысел, смоделировав ее в CAD программе и напечатав ее на 3D принтере, школьники будут печатать на 3D принтере еще и еще. Ученики вовлекаются в процесс самой разработки и производства создаваемой детали.
Это действительно «вау-эффект», когда смоделированный на компьютере авторский рисунок фигуры, игрушки или скульптуры учащегося через небольшой промежуток времени оказывается у него в руках. Использования этой технологической новинки ведет к тому что каждый ученик может разработать и защитить свой авторский проект. Применение 3D технологии неизбежно ведет к увеличению доли инноваций в ученических проектах. Во время работы на 3D-принтере постоянно рождаются новые идеи. Ведь принтер печатает самостоятельно, в то время когда ученик может спокойно следить за его работой и обдумывать новые идеи. 3D-принтер освобождает детей от рутинного занятия и позволяет ему заниматься творчеством.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов расширяет диапазон используемых средств и методов работы, открывает новые возможности по подбору и использованию дидактического материала, расширяет виды учебной деятельности для учеников (поиск материала в Интернете, обработка информации), позволяют использовать на уроке современные технические средства (CD диски по предмету, обучающие программы, тесты).
Материалы на сайтах: примеры использования ЦОР в работе учителей технологии
1) "Растительные волокна", Таранович Марина Вячеславовна, учитель технологии;
https://открытыйурок.рф/статьи/672083/
2) «Экологическое воспитание на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООО», Выйгетова Наталия Анатольевна, учитель технологии, https://открытыйурок.рф/статьи/670117/
3) «Законы художественного конструирования. Использование графических редакторов». 11-й класс, Солдатов Александр Александрович, учитель технологии, https://открытыйурок.рф/статьи/668840/;
4) Мастер-класс «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках производственного обучения», Климова А.А. https://doc4web.ru/tehnologiya/master-klass-ispolzovanie-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-na-ur.html.
5) «Станки с числовым программным управлением. Общее знакомство», Слепухин Константин Николаевич, учитель технологии,
Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования
в профессиональной деятельности современного педагога
Образовательные платформы
https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков;
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе;
Единая коллекция ЦОР http://window.edu.ru/
Электронные учебники:
- Просвещение https://digital.prosv.ru/
- Российский учебник https://rosuchebnik.ru
- Первое сентября https://1сентября.рф)
- Электронные рабочие тетради (например, «Яндекс. Учебник»)
- Учебное электронное издание «Технология»
http://uchutrudu.ru/uchebnoe-elektronnoe-izdanie-tehnologiya/
Познавательные сайты и порталы
Цифровое ТВ, общедоступные каналы (Культура.рф, Наука https://www.naukatv.ru/);
Открытые электронные библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение, энциклопедии, коллекции (https://www.wdl.org/ru/, http://univertv.ru/, digital-edu.ru/, https://openedu.ru);
Иинтерактивные медиамузеи (https://borderless.teamlab.art/;
Электронная библиотека «Технология»
https://pandia.ru/text/80/160/24751.php;
http://arzamas.academy – Просветительский сайт. Имеются бесплатные видеолекции и материалы по литературе, истории, искусству, антропологии, философии и прочему. Доступен архив курсов.
http://www.1september.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте;
https://www.lektorium.tv – просветительский проект: создание уроков, курсов;
https://infourok.ru/biblioteka - инфоурок;
Видеоуроки по Blender https://blender3d.com.ua;
Сайт учителя технологии http://tehnologiya.narod.ru/;
Конструктор открыток http://make-dp.com;
Конструктор открыток «Создать с Crello» https://crello.com/ru/create/postcards/;
http://ege.sdamgia.ru – Решу ЕГЭ. На сайте размещены примерные варианты ЕГЭ по всем предметам, а также много разнообразных заданий;
http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей;
http://www.biblioclub.ru/audio_books.php - университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека);
http://prosv.ru - сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»;
Школа Интернет-урок https://interneturok.ru;
Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net/;
Международный образовательный портал МААМ https://www.maam.ru;
Образовательный портал «Преемственность в образовании»
https://preemstvennost.ru/ - на портале организовано обучение в виде онлайн курсов, вебинаров, дистанционные кабинеты педагогов, методическая копилка;
Журнал “Цифровое образование”. http://digital-edu.info/index.php;
Журнал Вопросы Интернет-образования http://vio.uchim.info/;
сайт ИД Первое сентября Открытый урок (главная)
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
Сетевые профессиональные сообщества
http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 -
проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;
https://nsportal.ru/ - сетевое общение в профессиональном сообществе, обсуждение вопросов, распространение позитивного опыта; рубрики «Лаборатория педагогического мастерства», «Тематические подборки материалов» и другие;
Сервисы и Интернет технологии WEB 2.0
http://robotix33.ru/servisyi-web-2-0/
https://www.sites.google.com/site/badanovweb2/home
https://learningapps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений. Данный сайт поддерживает обучение и процесс преподавания с помощью интерактивных модулей;
https://comp-doma.ru/muz-otkrtka.html установка программы Музыкальная открытка 2.0
Использованные материалы:
1) http://vio.uchim.info/Vio_138/cd_site/articles/art_2_1.htm
«О новой Концепции предметной области «Технология»», Махотин Дмитрий Александрович;
2) https://infourok.ru/cory_na_urokah_tehnologii-522215.htm,
«Использование ЦОР на уроках учителем технологии», Салогуб М.И.;
3) https://infourok.ru/ispolzovanie-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-na-urokah-tehnologii-kak-sposob-razvitiya-intellektualnih-i-tvorcheskih-sposobnost-1173535.html, «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках технологии как способ развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся», Баландин А. Е., учитель технологии;
4) https://infourok.ru/statya-primenenie-d-printera-v-shkolah-897775.html
статья «Применение 3Д принтеров в школе»
5) http://www.listeducation.ru/liweps-22-1.html,
статья «Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе».
Составители: Разаренова А.В, главный специалист МКУ «ЦОДСО г. Тулы»
Костюхина Н.В., специалист МКУ «ЦОДСО г. Тулы»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока: Цель урока: Изучение пиломатериалов как объект строительства. Задачи урока: Изучить виды пиломатериалов. Изучить свойства пиломатериалов. Область применения пиломатериалов.
Хлыст — в лесозаготовительных работах, ствол поваленного дерева, отделённый от корневой части и очищенный от сучьев. Очистку ствола и отделение вершинной части производят на лесосеках или на верхних и нижних складах лесозаготовительных предприятий, а в некоторых районах — непосредственно на лесозаводах. Хлысты раскраивают (раскряживают) в зависимости от его размеров и качества на круглые сортименты (отрезки), предназначенные для строительства, выработки пиломатериалов, шпал, фанеры, рудничной стойки, целлюлозы, древесностружечных и древесноволокнистых плит и другой продукции.
БРЕВНО́ - очищенный от веток и без верхушки ствол срубленного большого дерева или часть такого ствола.
Пи́ломатериа́лы — продукция из древесины установленных размеров и качества, имеющая, как минимум, две плоско-параллельные пласти[1]. Пиломатериалы, уложенные в штабель Пиломатериалы получают в результате продольного деления круглых лесоматериалов (брёвен), а также продольного и поперечного деления полученных частей. Пиломатериалы обычно производят на лесопильных предприятиях, где для этого применяются специальные станки и оборудование: ленточнопильные, круглопильные или лесопильные рамы и др.
Виды пиломатериалов (по сортименту) Брус Брусок Доска Горбыль Шпалы Обапол
Брус — пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более. Брусья изготовляются из брёвен или клееных досок. Используются в строительстве домов, в мебельной промышленности, производстве тары и др.
Брусо́к — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины [1] . Бруски изготовляются из досок . Используются в строительстве, в мебельной промышленности, в производстве тары и др.
Доска́ — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Доски изготовляются из брёвен или брусьев . Используются в строительстве, в мебельной промышленности, в производстве тары и др.
Шпа́ла ( нидерл. spalk — подпорка) — опора для рельсов в виде брусьев или железобетонных изделий . В железнодорожном пути шпалы обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание (обычно — балластный слой, в метрополитене — бетонное основание).
Оба́пол — пиломатериал, имеющий внутреннюю пропиленную, а наружную непропиленную или частично пропиленную пласть.
Горбы́ль — боковая часть бревна, имеющая одну пропиленную, а другую не пропиленную или пропиленную не на всю длину поверхность, с нормируемой толщиной и шириной тонкого конца.
Практическая работа Цель работы: Изучение природного материала древесина, как строительный объект Научиться определять породу древесины Изучение видов пиломатериалов
В тетради,составить таблицу № 1, записать все изученные в презентации материалы Пример, приведен на следующем слайде
№ Название материала Описание Область применения Таблицу переносим в тетрадь и записываем все изученные материалы
№ Название материала Описание Область применения 1 Хлыст Это ствол поваленного дерева, отделённый от корневой части и очищенный от сучьев. лесозаготовительных работах Пример
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Шкатулка «Россия»
Шкатулка «Эрмитаж»
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мой проект- изготовление двух шкатулок, ведь это нужное в быту изделие, которое пользуется большим спросом и широко используется для хранения «тысячи мелочей» и пр., и поэтому является замечательным подарком.
Первое изделие- шкатулка «Россия», с изображением двуглавого орла. Эта гордая птица издавна была национальным атрибутом могущественной Византийской империи, сейчас она изображена на гербе нашей страны. Мой проект не только практически многофункционален, но и принесет эстетическое удовольствие всем ценителям национальной государственной эстетики. Шкатулка имеет прямоугольную форму.
Мое второе изделие называется шкатулка «Эрмитаж». На крышке шкатулки я акриловыми красками изобразил Эрмитаж- музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в городе Санкт-Петербург. Второй по величине художественный музей в мире, основанный Екатериной II в 1764 году. Я видел в продаже множество различных видов шкатулок. Для своего проекта я выбрал несложную форму. Зато решил украсить изделие рисунком нашего знаменитого музея Эрмитаж, коллекция которого насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
В качестве материалов для шкатулок использовались береза и бук. Конструкция не сложная. Простота в изготовлении и обработке –несомненные достоинства изделия. Использовались клеевые и подвижные способы соединения деталей.
Технологическая карта изделия
№ | Содержание операции | Примечание | |
1. | Разметка и изготовление боковых (длинных) сторон. Шлифовка деталей (2шт.) | Карандаш, линейка, столярный угольник, ножовка, наждачная бумага. | |
2. | Разметка и изготовление боковых (коротких) сторон. Шлифовка деталей (2шт.) | Карандаш, линейка, столярный угольник, ножовка, наждачная бумага. | |
3. | Разметка и изготовление дна и крышки. Шлифовка дна и крышки (2шт.) | Карандаш, линейка, столярный угольник, ножовка, наждачная бумага. | |
4. | Сборка боковых сторон изделия. | Клей ПВА, столярный угольник. | |
5. | Сборка изделия №3+№4. | Клей ПВА, столярный угольник. | |
6. | Распиливание изделия на коробочку и крышку. | Ножовка, рейсмус, тиски, шлифовальный станок | |
7. | Соединение коробочки с крышкой. | Сверлильный станок, отвертка, шурупы, петли | |
8. | Роспись по дереву. | Акриловые краски, лак, кисти, карандаш, линейка |
Расчет себестоимости шкатулки «Россия»
Наименование материала | Единицы измерения | Кол-во | Цена за единицу | Сумма |
бук | cм^3 | 500 | 0,023 руб. | 11руб. 50к |
петли | шт. | 2 | 39 руб. | 78 руб. |
шурупы | шт. | 8 | 50 коп. | 4 руб. |
нажд. бумага | шт. (600см^2) | 2 | 20 руб. | 40 руб. |
лак, краска | шт. | 1+2 | 30 руб. | 90 руб. |
Итого: 223 руб. 50к |
Реклама изделия:
Наименование изделия- «Шкатулка «Россия»
Назначение изделия- хранение мелких предметов и бытовых мелочей
Рекламная фраза- «На шкатулки посмотрите-Санкт-Петербург (или Россию) полюбите!»
Расчет себестоимости шкатулки «Эрмитаж»
Наименование материала | Единицы измерения | Кол-во | Цена за единицу | Сумма |
береза | cм^3 | 500 | 0,023 руб. | 11руб. 50к |
петли | шт. | 2 | 39 руб. | 78 руб. |
шурупы | шт. | 8 | 50 коп. | 4 руб. |
нажд. бумага | шт. (600см^2) | 2 | 20 руб. | 40 руб. |
лак, краска | шт. | 1+2 | 30 руб. | 90 руб. |
Итого: 223 руб. 50к |
Реклама изделия:
Наименование изделия- «Шкатулка «Эрмитаж»
Назначение изделия- хранение украшений и приятных мелочей
Рекламная фраза- «В сей шкатулке много злата, все красиво и богато»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....