Олимпиадное движение как средство реализации идей современных концепций образовательной области «Технология»
статья по технологии

Максимова Александра Анатольевна

Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадное движение как средство реализации идей современных концепций образовательной области «Технология»

В настоящее время по многим учебным предметам и предметным областям разрабатываются концепции их развития и реализации. В Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития технологического образования в организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Также в Концепции определены цели и задачи, значение технологического образования, обозначены основные проблемы технологического образования, определены основные направления реализации Концепции.

Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-технологических задач, стоящих перед нашей страной должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Эта образовательная область отличается от трудового обучения более глубоким интеллектуальным содержанием и ориентацией на творческое развитие учащихся, в том числе при выполнении проектов.

Концепции технологического образования школьников утверждает триединую задачу образовательной области технологии.

  1. Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
  2. Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
  3. Воспитать учащегося, как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности. 19 Концепция предметной области «Технология» в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе метапредметными, современными компетенциями, в рамках освоения основных общеобразовательных программ в образовательных организациях.
  4. Концепция разработана на основании поручения Президента РФ от 4 мая 2016 г., с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы») и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Высокий уровень исследований и разработок, постоянно возрастающая значимость усвоения и практического использования новых знаний для создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности. Для реализации указанных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов, необходимы определенные модели мышления и поведения личности, которые, как показывает опыт многих стран, формируются в школьном возрасте.

Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания. Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах, включая учебно-производственные бригады, агроклассы.

Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются:

  • ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
  • владение проектным подходом;
  • знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования, решения изобретательских задач;
  • знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых элементов;
  • знакомство с региональным рынком труда и опыт профессионального самоопределения;
  • овладение опытом конструирования и проектирования; навыками применения ИКТ в ходе учебной деятельности;
  • базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе – в быту;
  • умение использовать технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения.

Содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», другие учебные предметы, а также через общественно-полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование. При этом учитывается специфика образовательной организации, привлекаемого ею кадрового потенциала, ее социально-экономического окружения, включая систему дополнительного образования и кружковой работы. Целесообразно интегрировать ИКТ в учебный предмет «Технология»; при этом учитель информатики может обеспечивать преподавание информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» и преподавание ИКТ в предметной области «Технология», при сохранении суммарного часового объема преподавания по математике, информатике и технологии и расширении доли ИКТ в технологии, в соответствии с потребностями образовательного процесса и интересами обучающихся.

Для эффективной реализации основных задач предметной области «Технология» необходимо:

  1. адаптировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные общеобразовательные программы, к новым целям и задачам предметной области «Технология», предусматривая вариативность ее освоения;
  2. предоставить обучающимся возможность использовать цифровые ресурсы (инструменты, источники и сервисы) в работе на всех предметах, включая процедуры итоговой аттестации, так, как они используются сегодня в профессиональной и повседневной деятельности человека;
  3. использовать ресурсы организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, детских технопарков (включая «Кванториумы», ЦМИТы, Фаблабы), специализированных центров компетенций (включая World Skills), музеев, организаций, осуществляющих обучение по программам профессионального образования и профессионального обучения, а также государственных и частных корпораций, их фондов и образовательных программ; эти ресурсы будут использованы для создания и апробации модулей учебного предмета «Технология» и межпредметных проектных модулей; после экспертизы на федеральном уровне (с использованием краудсорсинга), успешные модули будут доработаны, с привлечением грантовой поддержки, для включения в открытую федеральную базу, с бесплатным использованием которой образовательные организации смогут самостоятельно и вариативно, с соблюдением требованием примерной программы, создавать рабочие программы учебного предмета «Технология» и межпредметных проектов;
  4. использовать социальные и профессиональные личностно-значимые и общественно-значимые практики, обеспечивающие получение начальных профессиональных навыков с учетом потребности экономики региона, в центрах молодежного инновационного творчества, центрах компетенций World Skills, детско-взрослых производствах, в поддержании школьной ИКТ-инфраструктуры и консультировании учителей, и в школьных компаниях, в том числе – входящих в движение «Достижения молодых»; получаемый образовательной организацией за счет деятельности учащихся доход может быть использован в непосредственных интересах учащихся.

Предметная область «Технология» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей. Наряду с этим, при решении мотивирующих обучающегося задач, формируется настойчивость и трудолюбие.

С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности. Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления:

  1. практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта;
  2. применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных;
  3. освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;
  4. проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;
  5. во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся выполнения заданий, выявляющий способности формулировать прикладные задачи и проектировать их решения;
  6. введение командного формата соревнований, в том числе инженерных, позволяющего обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики;
  7. создание всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе World Skills среди школьников;
  8. расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум».
  9. технологическое образование в образовательных организациях должно опираться на кадровые ресурсы учителей технологии, информатики и ИКТ, преподавателей дополнительного образования, профессионального образования и потребности экономики региона проживания обучающихся. 24 Совершенствование содержания и методов технологического образования требует опережающей подготовки педагогических работников и их дополнительного профессионального образования, учитывающих разрабатываемые примерные рабочие программы по технологии для общего образования, а также современные образовательные технологии и ресурсы, включая дистанционные, технологии автоматизированного сбора и анализа данных об учебном прогрессе обучающихся.

Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнерах, в том числе в модели учебно-производственных комбинатов и технопарков.

Реализация Концепции обеспечит переход изучения предметной области «Технология» на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования. Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных корпораций.

Таким образом, основные идеи современных концепций развития технологического образования созвучны с основными целями и задачами олимпиадного движения по технологии. А сами олимпиады можно полноправно считать одним из эффективных средств воплощения этих идей на практике.

Библиографический список:

  1. Хотунцев Ю.Л.; Хотулев А.В.; Насипов А.Ж. Концепция непрерывного технологического образования.
  2. Эхов С.Ф. Гуманизация технологического образования как основа личностной и профессиональной самореализации // Социально-гуманитарные технологии личностного развития материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. - Самара: СГСПУ, 2011. С. 205-210.
  3. Эхов С.Ф. Исследование основных направлений совершенствования профильных программ подготовки учителя технологии в современных условиях / Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2009 года сборник статей по материалам внутривузовской научной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, НИИ непрерывного педагогического образования; науч. ред. Н.Ф. Радионова и др. - СПб.: РГПУ, 2010. С. 193-201.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Проект развития конкурсного движения учащихся как средства реализации идей профильной школы.

В проекте предлагаются общие и конкретные методы  организации конкурсного движения учащихся....

Концепция преподавания образовательной области технология

Из презентации к выступлению о Концепции преподавания образовательной области технология....

Доклад на тему: Реализация новой концепции предметной области «Технология» в рамках федерального проекта «Современная школа».

Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный тр...

Современное оборудование в образовательной области «Технология» как средство формирования профессиональных компетенций и самоопределенияобучающихся с ОВЗ

Актуальность данной работыобусловленаспособностьюдетей успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при ос...