План-конспект урока Разметка заготовок из древесины
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Ланцов Виктор Вениаминович

Данный матенриал плана-конспекта Разметка заготовок из древесины предназначен для изучения ва 5 классе. Ученики дегко его усваивают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmetka_zagotovok_iz_drevesiny.docx329.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Разметка заготовок из древесины.

Цель: ознакомить учащихся с устройством разметочных инструментов. научить учащихся приёмам разметке деталей из дерева.

Задачи:

1. Образовательная:

Создать условия для ознакомления учеников с процессом разметки, с устройством разметочных инструментов, способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы, способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе с разметочным инструментом.

2. Развивающая:

Способствовать развитию умений и навыков пользования разметочным инструментом, расширению представлений о строении и применении разметочного инструмента, основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы), способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (различие разметочного инструмента, его применение, развитие  моторики рук).

3. Воспитательная:

Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности, воспитанию бережного  отношения к разметочному оборудованию мастерской, формированию и развитию самостоятельности учащихся, уважение к человеку труда.

Провести гимнастику для глаз, динамическую паузу, следить за дозировкой зрительной работы.

Материально-техническое обеспечение:

- столярная мастерская,

- столярные верстаки,

- разметочные инструменты,

- плакаты,

- линейки,

- карандаши,

- заготовки,

- ноутбук,

- мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение:

- учебник;

- технологические карты

- образцы объектов труда;

- материалы для контроля знаний учащихся

Методы обучения:

  1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;
  2. формирование, закрепление;
  3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
  4. активизация познавательных интересов и углубление знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, самостоятельная работа, беседа.

Термины: разметка, угольник, ерунок, малка, циркуль, рейсмус, базовая поверхность.

Тип урока: комбинированный

Литература для учителя:

  1. Программа «Технология. Трудовое обучение. 5-11 класс.».
  2. Технология: учебник для 5 класса. Под ред. В.М. Казакевича и Г.А. Молевой.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- объяснение  темы и плана урока.

II. Актуализация знаний учащихся. (10 мин)

Беседа по вопросам:

  1. Для чего необходимо планировать работу по изготовлению изделий?
  2. Для каких целей используются технологические карты?
  3. Для чего нужны припуски на обработку?

III. Гимнастика для глаз (2 мин).

IV. Изложение нового материала (10 мин).

1. Иллюстративный рассказ.

Учитель. У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

- Можно ли приступать?

- Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

- Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют её разметку, пользуясь измерительными и разметочными инструментами.

Разметочные инструменты: а — столярный угольник (1 — перо, 2 — брусок); б — ерунок; в — малка; г — рейсмус (1 — корпус, 2 — рейка, 3 — шпильки, 4 — клин); д — шило; е — циркуль.

Запишите, что означает термин «разметка».

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

Разметка деталей прямоугольной формы

Разметка деталей прямоугольной формы: а – отмеривание размера между линиями с помощью линейки; б – проведение перпендикулярных и параллельных линий с помощью угольника; в – отмеривание ширины детали от базовой кромки А; г – проведение линии, параллельной базе А; д – разметка рейсмусом; 1 – заготовка; 2 – линейка; 3 – риска; 4 – основание угольника; 5 – линейка угольника; 6 – карандаш; 7 – линия ширины детали; 8 – колодка рейсмуса; 9 – клин; 10 – ножка рейсмуса.

Последовательность действий разметки.

  1. Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или состругивают ровно по прямой линии.
  2. Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса.
  3. С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.
  4. Радиус откладывается на линейке.
  5. По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Разметка окружности циркулем. Отмеривание радиуса окружности по линейке

                     Разметка окружности                                       Отмеривание радиуса

                                циркулем                                                 окружности по линейке

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону.

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

Вводный инструктаж (2 мин).

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

V. Практическая работа (15 мин).

Выполнение заданий по бригадам 2-4 человека:

1. Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2. Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

Динамическая пауза (2 мин).

VI. Итоги урока (5 мин).

  • Что вы узнали нового?
  •  Чему смогли научиться?
  •  Смогли бы вы теперь самостоятельно выполнить разметку дома?
  •  Как вы оцениваете работу на уроке
  • а) свою,
  • б) класса в целом,
  • в) учителя.
  • Выставление отметок.

VII. Домашнее задание.  (1 мин)

Выучить новые термины и определения.

VIII. Уборка рабочих мест (3 мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 5 классе (мальчики) "Разметка заготовок из древесины".

Раздел программы "Обработка конструкционных материалов"....

Урок технологии по теме "Разметка заготовок из древесины" 7 класс

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева....

Разработка урока по технологии в 5 классе "Разметка заготовок из древесины"

Тема "Разметка заготовок из древсины" рассматривается в разделе "Технолоя обработки древеины". Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубокое понимание структуры материи....

Урок технологии, 5 класс (мальчики) "Разметка заготовок из древесины"

Тип урока: Урок открытия  новых знанийОборудование: Столярные разметочные инструменты, заготовки различной формы, плакаты и образцы размеченных заготовок из древесины, чертежи простейших деталей,...

Технологическая карта урока Разметка заготовок из древесины технология 5 кл

Технологическая карта урока по технологии  в 5 классе "Разметка заготовок из древесины"...