Рабочая программа "Введение в робототехнику" для 5 классов
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа по предмету "Введение в робототехнику" для 5 классов основанная на учебнике Д.Г. Копосова - Технология Робототехника 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,
тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 2»
г. Тарко-Сале Пуровского района
______________ / И.В. Бархатова /
Приказ № ______от «_____» _________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Введение в робототехнику
для учащихся 5 классов
Учитель: Мартинович Сергей Юрьевич
«Согласовано» Зам. директора по образовательному процессу __________ / О.М. Саттарова / | Рассмотрено на заседании методического объединения учителей физики и информатики руководитель МО________________ / Е.Ю. Ланских / Протокол № от « » _______2021 года |
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету Робототехника-5 составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом,
- учебным планом МБОУ «СОШ №2» г. Тарко - Сале на 2021-2022 учебный год;
- примерной программы для общеобразовательных учреждений по робототехнике для обучения школьников 5 классов, которые используют Технология Робототехника 5-8 классы: Учебное пособие / Д.Г. Копосов. - 2 изд. стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
Количество часов: всего 35 часов, в неделю – 1 час.
1. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами реализации программы «Робототехника» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы механики;
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел.
5 класс
Ожидаемые результаты
Учащиеся:
Будут иметь представление о роли и значении робототехники в жизни;
Поймут смысл принципов построения робототехнических систем и смогут объяснять их значение;
Овладеют основными терминами робототехники и смогут использовать их при проектировании и конструировании робототехнических систем;
Освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;
Освоят принципы работы механических узлов и смогут понять назначение и принципы работы датчиков различного типа;
Смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам;
Смогут использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических систем;
Смогут отлаживать созданных роботов самостоятельно и/или с помощью учителя. Метапредметные Учащиеся смогут:
Найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы;
Получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности;
Выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;
Использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач;
Использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;
Использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни. Личностные Учащиеся смогут:
Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях; Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе;
Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;
Научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов;
Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности;
Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.
2. Содержание учебного предмета, курса
РАЗДЕЛ 1: РОБОТЫ 5ч.
Теория:
Суть термина робот. Робот-андроид, области применения роботов.
Конструктор EV3, его основные части и их назначение. Способы подключения датчиков, моторов и блока управления. Правила программирования роботов.
Модульный принцип для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка. Достоинства применения модульного принципа. Современные предприятия и культура производства.
Практика: исследовать основные элементы конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3 и правила подключения основных частей и элементов робота.
РАЗДЕЛ 2: РОБОТОТЕХНИКА 8ч.
Теория:
Понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники. Современная робототехника: производство и использование роботов.
Программирование, язык программирования. Визуальное программирование в робототехнике. Основные команды. Контекстная справка.
Взаимодействие пользователя с роботом. Достоинство графического интерфейса. Ошибки в работе Робота и их исправление. Память робота.
Практика: исследование структуры окна программы для управления и программирования робота.
РАЗДЕЛ 3: АВТОМОБИЛИ 4ч.
Теория:
Способы поворота робота. Схема и настройки поворота. Вычисление минимального радиуса поворота тележки или автомобиля. Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки», «Автопробег».
Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 4: РОБОТЫ И ЭКОЛОГИЯ 2ч.
Теория:
Понятие об экологической проблеме, моделирование ситуации по решению экологической проблемы.
Практика: разработка проекта для робота по решению одной из экологических проблем.
РАЗДЕЛ 5: РОБОТЫ И ЭМОЦИИ 5ч.
Теория: Социальные функции робота. Способы передачи эмоций роботом на базе платформы EV3. Суть конкурентной разведки, цель ее работы. Роботы-саперы, их основные функции, Управление роботами-саперами.
Практика: создание и проверка работоспособности программы для робота по установке контакта с представителем внеземной цивилизации.
РАЗДЕЛ 6: ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РОБОТЫ 1ч.
Теория: Первые российские роботы, краткая характеристика роботов.
Практика: создание модуля «Рука» из конструктора, отладка и проверка работоспособности робота.
РАЗДЕЛ 7: ИМИТАЦИЯ 5ч.
Теория:
Роботы-тренажеры, виды роботов – имитаторы и симуляторы, назначение и основные возможности.
Понятие алгоритм. Свойства алгоритмов. Особенности линейного алгоритма.
Понятия «команда», «исполнитель», «система команд исполнителя». Свойства системы команд исполнителя.
Практика: проведение исследования по выполненным проектам, построенным по линейным алгоритмам; испытания робота «Рука» и «Робота-сапера».
РАЗДЕЛ 8: ЗВУКОВЫЕ ИМИТАЦИИ 3ч.
Теория:
Понятия «звуковой редактор», «конвертер».
Практика: практическая работа в звуковом редакторе.
РАЗДЕЛ 9: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 2ч.
Теория: Подведение итогов.
Практика: презентация выполненных проектов роботов.
Итоговая контрольная работа.
3. Тематическое планирование
№ раздела | Тема урока | Кол-во часов | Количество контрольных работ |
1 | РОБОТЫ | 5 | 0 |
2 | РОБОТОТЕХНИКА | 8 | 0 |
3 | АВТОМОБИЛИ | 4 | 0 |
4 | РОБОТЫ И ЭКОЛОГИЯ | 2 | 0 |
5 | РОБОТЫ И ЭМОЦИИ | 5 | 0 |
6 | ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РОБОТЫ | 1 | 0 |
7 | ИМИТАЦИЯ | 5 | 0 |
8 | ЗВУКОВЫЕ ИМИТАЦИИ | 3 | 0 |
9 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Содержание программы соотнесено с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений. Технология Робототехника 5-8 классы: Учебное пособие / Д.Г. Копосов. - 2 изд. стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Формы организации учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | Примечание | |||
план | факт | Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты |
| ||||
РАЗДЕЛ 1 | Роботы (5ч.) | сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; |
| ||||||
Урок 1 | 1.1.Тема урока: Что такое робот и ТБ в кабинете робототехники | 1 |
|
| Фронтальная | Знать суть термина робот, кто первый придумал термин, что такое робот-андроид, где применяются роботы. | Уметь перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы |
| |
Урок 2 | 1.2 Тема: Робот конструктора EV3 | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Описание конструктора, его основные части, назначение основных частей. Способы подключения датчиков, моторов и блока управления. Подключение робота. Правила программирования роботов. | Уметь определять, различать и называть детали конструктора |
| |
Урок 3 | 1.3. Тема: Сборочный конвейер | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Суть модульного принципа для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка. | Регулятивные УУД: - научиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - демонстрировать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни. Учиться основам прогнози-рования как предвидения будущих событий и разви-тия процесса; - развивать навыки самоконтроля и рефлексии учебных дости-жений. |
| |
Урок 4 | 1.4. Тема: Проект «Валли» | 1 |
|
| Групповая | Знать: Правила и основные методы сборки робота. |
| ||
Урок 5 | 1.5. Тема: Культура производства | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Современные предприятия и культура производства. Что подразумевается под культурой производства. Для чего она нужна, что она дает. |
| ||
РАЗДЕЛ 2 | РОБОТОТЕХНИКА (8ч.) |
| |||||||
Урок 6 | 2.1. Тема: Робототехника и еѐ законы | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Кто ввел понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники, их смысл. Что представляет собой современная робототехника. Производство роботов. Где они используются. |
| ||
Урок 7 | 2.2. Тема: Передовые направления в робототехнике | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Основные области и направления использования роботов в современном обществе. |
| ||
Урок 8 | 2.3. Тема: Программа для управления роботом | 1 |
|
| Групповая | Знать: Что такое программирование, для чего необходимо знать язык программирования. Что представляет собой визуальное программирование в робототехнике. Основные команды визуального языка программирования. Что такое контекстная справка. |
| ||
Урок 9 | 2.4. Тема: Графический интерфейс пользователя | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Что такое интерфейс, графический интерфейс, в чем его достоинство. Взаимодействие пользователя с роботом. |
| ||
Урок 10 | 2.5. Тема: Проект «Незнайка» | 1 |
|
| Групповая | Знать: Краткие сведения о выполнении проекта. Практика: |
| ||
Урок 11, 12 | 2.6. Тема: Первая ошибка | 2 |
|
| Фронтальная | Знать: Почему возникают ошибки, как их исправить. Может ли робот выполнять действия не по программе. Память робота, как очистить память робота от предыдущей программы. | • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; |
| |
Урок 13 | 2.7. Тема: Как выполнять несколько дел одновременно | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Как робот выполняет несколько команд одновременно. Что такое задачи для робота и как они выполняются. Что такое параллельные задачи. Сколько задач может решать робот одновременно. Как одна выполняемая задача может мешать другой. |
| ||
РАЗДЕЛ 3 | АВТОМОБИЛИ (4ч.) |
| |||||||
Урок 14 | 3.1. Тема: Минимальный радиус поворота | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Что такое тележка и радиус поворота тележки. Как вычисляется минимальный радиус поворота тележки или автомобиля. | Регулятивные УУД: - научиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - демонстрировать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни. Учиться основам прогнози-рования как предвидения будущих событий и разви-тия процесса; - развивать навыки самоконтроля и рефлексии учебных дости-жений. |
| |
Урок 15 | 3.2. Тема: Как может поворачивать робот | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Способы поворота робота (быстрый, плавный и нормальный). Схема и настройки поворота. |
| ||
Урок 16 | 3.3. Тема: Проект для настройки поворотов | 1 |
|
| Групповая | Знать: Комментарии к выполнению проекта, уточнение содержания, целей, задач и ожидаемых результатов. |
| ||
Урок 17 | 3.4. Тема: Кольцевые автогонки | 1 |
|
| Групповая | Знать: Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки», «Автопробег». |
| ||
РАЗДЕЛ 4 | РОБОТЫ И ЭКОЛОГИЯ (2ч.) |
| |||||||
Урок 18 | 4.1. Тема: Проект «Земля Франца Иосифа» | 1 |
|
| Групповая | Знать о существовании экологических проблемм и возможности их решения с использованием робототехнических систем |
| ||
Урок 19 | 4.2. Тема: Нормативы | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Что такое нормативы (нормы времени). Комментарии к проведению исследования по решению экологической проблемы очистки территории. |
| ||
РАЗДЕЛ 5 | РОБОТЫ И ЭМОЦИИ (5ч.) |
| |||||||
Урок 20, 21 | 5.1. Тема: Эмоциональный робот | 2 |
|
| Групповая | Знать: Социальные функции робота. Способы передачи эмоций роботом на базе платформы EV3. Блоки «Экран» и Звук», функции и особенности. |
| ||
Урок 22 | 5.2. Тема: Проект «Встреча | 1 |
|
| Групповая | Знать: Комментарии к выполнению проекта. Уточнение целей, задач и ожидаемых результатов. |
| ||
Урок 23 | 5.3. Тема: Конкурентная разведка | 1 |
|
| Групповая | Знать: Суть конкурентной разведки, цель ее работы. К чему приводит недооценка конкурентной разведки. |
| ||
Урок 24 | 5.4. Тема: Проект «Разминирование» | 1 |
|
| Групповая | Знать: Роботы-саперы, их основные функции, Как управляют роботами-саперами. |
| ||
РАЗДЕЛ 6 | ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РОБОТЫ (1ч.) |
|
| ||||||
Урок 25 | 6.1. Тема: Первый робот в нашей стране | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Первые российские роботы, краткая характеристика роботов. | Регулятивные УУД: - научиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - демонстрировать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни. Учиться основам прогнози-рования как предвидения будущих событий и разви-тия процесса; - развивать навыки самоконтроля и рефлексии учебных дости-жений.
| • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; |
|
РАЗДЕЛ 7 | ИМИТАЦИЯ (5ч.) |
| |||||||
Урок 26 | 7.1. Тема: Роботы-симуляторы | 1 |
|
| Групповая | Знать: Роботы-тренажеры, виды роботов – имитаторы и симуляторы, назначение и основные возможности. Практика: провести испытания робота «Рука» и «Роботсапер». |
| ||
Урок 27 | 7.2. Тема: Алгоритм и композиция | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Что такое алгоритм, откуда появилось это слово. Композиция – это линейный алгоритм, особенности линейного алгоритма. |
| ||
Урок 28 | 7.3. Тема: Свойства алгоритма | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Признаки линейного алгоритма – начало и конец. |
| ||
Урок 29 | 7.4. Тема: Система команд исполнителя | 1 |
|
| Фронтальная | Знать: Знакомство с понятиями «команда», «исполнитель», «система команд исполнителя». Свойство системы команд исполнителя. |
| ||
Урок 30 | 7.5. Тема: Проект «Выпускник» | 1 |
|
| Групповая | Практика: Выполнить проект «Выпускник», создать имитатор поведения выпускника, составить программу имитатор поведения выпускника по составленному алгоритму. |
| ||
РАЗДЕЛ 8 | ЗВУКОВЫЕ ИМИТАЦИИ (3ч.) |
| |||||||
Урок 31 | 8.1. Тема: Звуковой редактор и конвертер | 1 |
|
| Групповая | Знать: Основные понятия «звуковой редактор», «конвертер». |
| ||
Урок 32 | 8.2. Тема: Проект «Послание» | 1 |
|
| Групповая | Знать: Комментарии к выполнению проекта. Смысл проекта, цель, задачи и ожидаемые результаты. |
| ||
Урок 33 | 8.3. Тема: Проект «Пароль и отзыв» | 1 |
|
| Групповая | Знать: Комментарии к выполнению проекта. Смысл проекта, цель, задачи и ожидаемые результаты. |
| ||
РАЗДЕЛ 9 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч.) |
| |||||||
Урок 34 | 9.1. Тема: подведение итогов | 1 |
|
| Групповая | Знать методы защиты индивидуальных проектов |
| ||
Урок 35 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
| Индивидуальная | Иметь представления о робототехнике как о науке. |
|
Обеспечение программы
Учебно-методическое
- Конспекты занятий по предмету «Технология. Робототехника»;
- Инструкции и презентации;
- Проектные задания, проекты и рекомендации к выполнению проектов;
- Диагностические работы с образцами выполнения и оцениванием; Раздаточные материалы (к каждому занятию); Положения о конкурсах и соревнованиях.
Материально-техническое
Для организации занятий по робототехнике с использованием учебных пособий для 5–8 классов необходимо наличие в учебном кабинете следующего оборудования и программного обеспечения (из расчѐта на одно учебное место):
- Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3.
- Лицензионное программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3.
- Зарядное устройство (EV3).
- Ресурсный набор LEGO MINDSTORMS Education EV3.
- Датчик цвета EV3 (дополнительно 3 шт.).
- Четыре поля для занятий (Кегельринг, Траектория, Квадраты и Биатлон). Дополнительно необходимо скачать (бесплатно) и установить следующее программное обеспечение:
- программа трѐхмерного моделирования LEGO Digital Designer;
- звуковой редактор Audacity;
- конвертер звуковых файлов wav2rso.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-925415-1496222082.jpg)
Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса
Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...