Требования к помещениям, санитарному состоянию в мастерских и кабинетов трудового обучения.
статья по технологии

Симкова  Елена Владимировна

 Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения в школе оптимальным гигиеническим условиям для работы подростков весьма актуальна.

Многочисленными исследованиями учёных установлена прямая закономерность физического развития школьников с правильно организованным трудовым обучением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebov._k_pomeshcheniyu.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курская обл. г. Курчатов МБОУ Гимназия №1

учитель технологии  Симкова Елена Владимировна

тема: Требования к помещениям, санитарному состоянию в мастерских и кабинетов трудового обучения.

  Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения в школе оптимальным гигиеническим условиям для работы подростков весьма актуальна. Многочисленными исследованиями учёных установлена прямая закономерность физического развития школьников с правильно организованным трудовым обучением.

  Оно оказывает положительное влияние на все стороны формирования растущего организма школьника: совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развиваются мышцы, улучшается обмен веществ вследствие большей эффективности работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

  К аспектам, создающим оптимальные гигиенические условия для работы учащихся, относятся:

- состояние воздушно-газовой среды мастерских;

- освещённость рабочей зоны и помещения;

- уровень производственного шума;

- режим работы во время занятий;

- эргономические факторы при организации работы в мастерских;

- учёт психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся.

  Все вместе, эти факторы призваны сформировать такие условия работы, чтобы трудовое обучения содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению и другим негативным физиологическим воздействиям.

  Учитель технологии должен осознавать и то обстоятельство, что при одном возрасте индивидуальное развитие учащихся может значительно различаться. В том числе и вследствие перенесённых ранее заболеваний, травм и т.п. Все эти сведения обычно содержатся в медицинских картах школьников,  и ознакомление с ними – прямая обязанность школьного учителя.  Тогда не будет ошибок в дозировании нагрузки, можно учесть индивидуальные особенности зрения и т.д.

  Необходимо сделать оговорку, что по всем выделенным выше вопросам имеются чётко установленные нормативы, соблюдение которых обязательно. В противном случае молодому развивающемуся организму может быть  нанесён непоправимый урон, тем более коварный, что он не сразу заметен, то есть проявляется не внезапно, а характеризуется накапливающейся степенью повреждений.

  В части воздушно-газовая среды мастерских установлено, что в учебно-производственных помещениях должна быть оборудована вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

  В частности, температура в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16-18 градусов Цельсия, влажность 40-60%, а воздухообмен обеспечивать 20 кубометров в час на 1 человека при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250, а местная вытяжка от клееварки должна обеспечивать воздухообмен 350 кубометров в час. Особо надо следить за запылённостью воздуха в учебных мастерских. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Наружная температура,
град. С

Длительность проветривания помещения,  
мин.

в малые перемены

в большие перемены
и между сменами

От +10 до +6      

4 - 10      

25 - 35        

От +5 до 0      

3 - 7      

20 - 30        

От 0 до -5      

2 - 5      

15 - 25        

От -5 до -10      

1 - 3      

10 - 15        

Ниже -10        

1 - 1,5    

5 - 10        

 

 Освещённость рабочей зоны и всего помещения для школьных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для работы мест по обучению кройке и шитью – по II разряду работ.

В мастерских для трудового обучения может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).

Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, шторами светлых тонов в сочетающихся с цветом стен, мебели.  Для отделки учебных помещений используются материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5.

  В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4x36, ЦСП-5-2х40.

  Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125).

В учебных кабинетах, уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк.

  Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы школьников. Он не должен превышать 70 дб. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах школьные учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, используемые из  пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающих дисковых пил,  отрезных фрез и т.п. Установлено, что при проведения занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

  Режем работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. При этом здесь не может быть единых требований – всё зависит от возраста обучаемых, темы изучаемого раздела программы и даже от места, которое урок технологии занимает в школьном расписании. Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых связана с такими факторами, как физическая нагрузка на учащихся (рубка металла или строгание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или однообразная работа. Если занятия по технологии характеризуются сменой операций, то полезное время работы не уменьшается. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование 2-3 операций при выполнении одного объекта труда. Вместе с тем учитель технологии и в вопросе определения режима работы должен подходить к отдельным учащимся строго индивидуально.  

Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 - 2 классах - 20 - 25 минут, для обучающихся в 3 - 4 классах - 30 - 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 - 3-х - 5 - 7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 мин, а при работе с деревом и проволокой - не более 4 - 5 мин.

Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

  Эргономика – наука,  изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают работающему необходимые удобства, сохраняя его силы, здоровье и работоспособность. Эргономические факторы при организации работы в мастерских выражаются прежде всего соответствием школьного оборудования росту учащихся. Очень важно ознакомить школьников с необходимыми регулировками (например, высота тисков, подножных решёток и т.п.), чтобы рабочие позы при работе стоя или сидя были правильными. Учитель должен знать, что антропометрические изменения позволили выработать чёткие размеры столов с сидениями к ним. По странному положению дел это обстоятельство более учитывается в начальных классах. Его ни в коем случае нельзя игнорировать и в 5-7 классах, где акселерация проявляется даже более резко.

  Эргономические факторы позволяют учитывать многие стороны организации трудового обучения школьников, в том числе:

- разработку рациональных рабочих поз в зависимости от характера трудового процесса и величины рабочего усилия;

- подбор и усовершенствование рабочей мебели с учётом антропометрических данных человека;

- исключение из трудового процесса статических напряжений;

- рациональное размещение инструментов на рабочем месте и др.

  Существуют предельно чётко разработанные рекомендации, апробированные и выверенные, которыми учителю технологии следует руководствоваться в своей работе.

Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ И ЕЕ МАРКИРОВКА ПО ГОСТам

"СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ" И "СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ"

Номера
мебели
по  
ГОСТам
11015-93
11016-93

Группа роста
(в мм)

Высота над  
полом крышки
края стола,
обращенного к
ученику, по  
ГОСТу 11015-93
(в мм)

Цвет маркировки

Высота над
полом переднего    
края      
сиденья по
ГОСТу      
11016-93  
(в мм)

1    

1000 - 1150

460      

Оранжевый  

260    

2    

1150 - 1300

520      

Фиолетовый  

300    

3    

1300 - 1450

580      

Желтый    

340    

4    

1450 - 1600

640      

Красный  

380    

5    

1600 - 1750

700      

Зеленый  

420    

6    

Свыше 1750  

760      

Голубой  

460    

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;

В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне - заднем направлении. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

  Учёт психофизиологического воздействия цветовой гаммы среды, окружающей школьников во время занятий технологией, - важнейшее условие создания ощущения психологического комфорта.

  Дело в том, что субъективные цветовые ощущения и их влияние через органы зрения на психику человека огромно. Вот почему, говоря о выборе цветовой гаммы, необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций по окраске оборудования и помещений, где проходит занятия. При подборе цветов для окраски пола, стен, мебели и оборудования необходимо добиваться оптимального сочетания цветов, которые в совокупности должны создать благоприятную цветовую гамму.

Следует использовать следующие цвета красок:

- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло - зеленый;

- для классных досок - темно - зеленый, темно - коричневый;

- для дверей, оконных рам - белый.

  Кроме чего эстетических аспектов, здесь существенную роль играют и психофизиологические. Так, мастерские, окра которых выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные тона, будут создавать для  работающих школьников эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраске котонного выдержаны тёплые тона, создаётся ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать, если кабинет расположен на теневой стороне.

  Научно доказано влияние факторов внешней среды на настроение, работоспособность, умственную деятельность – всё то, что создаёт благоприятные условия при занятиях в школьных мастерских.

  В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания школьников.

  В период эпидемиологического благополучия в учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств.

Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков при открытых окнах или фрамугах. Если учреждение работает в две смены, уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке (например, 0,5 - 1%-ный раствор хлорной извести, хлорамина или гипохлорита кальция, 0, 2%-ный раствор сульфохлорантина, 3%-ный (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством).

Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год (весной и осенью).

  Ежегодно, перед началом учебного года в школе должен быть оформлен акт-разрешение на проведение занятий в школьных мастерских. Его подписывают: представители администрации района (округа), комитета по образованию, санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекции профсоюза, директор школы, заведующий учебными мастерскими.

Своими подписями они удостоверяют, что организация рабочих мест для учащихся и санитарно-технические условия помещений соответствуют нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучаемых. Здесь же подтверждается, что весь административно-педагогический персонал ознакомлен с необходимыми правилами и подготовлен для работы со школьниками. Без наличия указанного акта-разрешения у учителя технологии отсутствуют правовые основания для начала занятий с учащимися в мастерских.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кабинет трудового обучения

Вопрос о месте кабинета трудового обучения в учебно-воспитательном процессе поднимается периодически. Это связано с быстро изменяющейся ситуацией в окружающем мире и, следовательно, изменяющейся роли ...

Паспорт кабинета трудового обучения (швейное дело)

Паспорт кабинета трудового обучения (швейное дело)...

Интеграция трудового обучения на уроках труда и творческой мастерской «Фейерверк»

Дополнительное образование   Творческая мастерская «Фейерверк» -  программа на основе программ «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, «Технология» 1-4 ...

Паспорт учебного кабинета по трудовому обучению (швейное дело)

Паспорт учебного кабинета по трудовому обучению (швейное дело)...

Уроки трудового обучения в сельскохозяйственной мастерской коррекционной школы №46 "Центр РиМ".

Из опыта работы учителя технологии Новиковой Н. Я. В работе описано, по каким предметам идёт обучение в мастерской сельскохозяйственного труда, цели и задачи обучения. Обоснована систематизация матери...

Конспект открытого урока по профессиональному трудовому обучению «Уборщик служебных помещений»

Конспект открытого урока по профессиональному трудовому обучению в рамках недели труда  «Уборщик служебных помещений» 7-б класс (обучающиеся с      ...