Кабинет трудового обучения
методическая разработка по технологии по теме

Крутолевич Наталья Николаевна

Вопрос о месте кабинета трудового обучения в учебно-воспитательном процессе поднимается периодически. Это связано с быстро изменяющейся ситуацией в окружающем мире и, следовательно, изменяющейся роли кабинета на новом этапе развития техники, педагогических технологий.

Сегодня мы вынуждены вернуться к этому вопросу по нескольким причинам:

- для решения накопившихся вопросов у заведующих кабинетами по ведению документации и организации деятельности кабинета;

- формирование единых требований к кабинету трудового обучения в связи с комплексными проверками и накануне смотра-конкурса кабинетов;

-  поднять престиж трудового обучения с помощью кабинета как визитной карточки предмета.

Так как мы проводим наше заседание в виде круглого стола, я надеюсь, что после моего выступления по каждому вопросу, вы примите активное участие в его обсуждении.

Но прежде я хочу познакомить вас с вопросами, которые мы обсудим после изучения нормативно-правовой базы кабинета.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие нормативные документы есть в наличии в школьных мастерских у присутствующих?

2. Наличие, каких документов является обязательным непосредственно в документации кабинета?

3. Возможность обеспечения этими документами на местах.

4. Единые требования ведения журнала по ОТ, к оформлению в классном журнале инструктажа по ОТ, 

5. Документация о контроле состояния кабинета.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ.
 

Учебные мастерскиепредставляют собой одно из помещений образовательного учреждения, позволяющих создать оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса на занятиях и внеурочной работе по предмету с набором необходимого оборудования, материалов и дидактических средств.

При оборудовании и эксплуатации учебных мастерских обслуживающего труда должны соблюдаться нормативы и условия, предусмотренные положением о школьных мастерских, санитарными правилами и нормами устройства и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы и пути решения требований пожарной и электробезопасности.

2. Уход за кабинетом: ежедневная, генеральная уборка, утепление окон, мытьё стекол, плафонов, ремонт оборудования и кабинета.

3. Комплектование аптечки, наличие телефона лечебного учреждения.

4. Частные вопросы по изложенной теме.

ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ

 на уровне школы издаётся приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние кабинета, и одновременно заключается договор о полной материальной ответственности.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

·        Реализует в педагогической практике нормативно-правовые акты школы: приказы, инструкции, распоряжения.

·        Планирует работу мастерских. Готовит перспективное - на 5 лет, годовое планирование работы кабинета.

·         Готовит перспективное – на год, календарное – на четверть планирование работы совета кабинета.

·        Совместно с замдиректора по хозяйственной части планирует услуги, изготовление изделий на учебный год для нужд школы.

·        Своевременно оформляет документацию по кабинету.

·        Проводит анализ работы кабинета и готовит отчёт о проделанной работе в конце учебного года

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОХРАНЕ ТРУДА:

·        Обеспечивает выполнение действующих правил ОТ и ТБ, производственной санитарии, электро- и пожаробезопасности, принимает необходимые меры для проведения здоровых занятий.

·        Несёт ответственность за сохранение жизни и здоровья, учащихся во время проведения занятий. Отвечает за безопасное состояние рабочих мест. Организует наладку, ремонт техники, оборудования, инструментов.

·        Следит за своевременной проверкой исправности электрооборудования, его заземления, состояния изоляции электропроводки, электрических розеток.

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

·        В соответствии с учебными программами по разделам разрабатывает и обновляет учебно-методический комплекс кабинета.

·        Обеспечивает наличие в кабинете материалов по инновационной деятельности, передового педагогического опыта.

·        Ведёт систематизацию, учёт и хранение учебно-методической базы кабинета.

·        Организует внеурочные мероприятия, занятия по предмету.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

·        Принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских.

·        Ведёт в установленном порядке учёт и хранение материально-технических средств, отвечает за сохранность имущества, списание устаревших, пришедших в негодность материальных ценностей.

·        Принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

·        Организует текущий ремонт мебели и помещения, оформление интерьера мастерской

·        Участвует в подготовке и сдаче кабинета к началу учебного года, учебным четвертям.

Вопросы для обсуждения: 1. Паспорт кабинета – мнения присутствующих. 2. Нужен ли единый образец оформления планирования кабинета? 3. Потребность в совете кабинета, его функции.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА

 

Успех занятий трудового обучения во многом определяется их материально – техническим обеспечением. Это самый больной вопрос в нашей работе.

 По своему функциональному назначению оснащение мастерской распределяется по разделам учебной программы, занятий по выбору и внеклассной работы. Условно этот перечень можно разделить на следующие группы:

- учебно – производственное оборудование,

- технические средства и ЭВМ (визуальные, аудиальные и т.д.),

- учебно – наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, макеты, муляжи, образцы поузловой обработки, готовых изделий и т.д.),

- самодельные наглядные пособия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАБИНЕТА

 

В принципе методическое оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой стороны – наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений по изучаемой теме. Учебно-методический комплекс современного кабинета можно разделить на две группы: для учителя и для учащихся. Они между собой тесно взаимосвязаны и включают следующие материалы:

·            Учебные программы, программы факультативов, кружков в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма;

·            Календарно-тематическое планирование уроков по классам составляется каждым учителем на учебное полугодие или год (утверждается завучем по учебной работе ежегодно);

·            Персональные разработки уроков (традиционные, нетрадиционные, нестандартные, по передовым технологиям),

·            портфолио или творческие отчёты по работе учителя над повышением своего профессионального мастерства;

·            информационный банк данных  по инновационным технологиям;

·            материалы передового педагогического опыта, разработки уроков по инновационным технологиям позаимствованные у коллег, взятых из печати, Интернета и т.д.;

·            материалы олимпиад (школьных, районных, областных, республиканских);

·            учебно-дидактические материалы (технологические, инструкционные карты, образцы оформления лабораторных и практических работ, карточки-задания и т.д.). Большое значение имеют печатные учебно-наглядные пособия, которые в наглядной и доступной форме дают учащимся сведения по отдельным темам программы (целевые учебные планы учащихся, блоки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, информационные блоки);

·            наглядные пособия (плакаты, проспекты, диапозитивы, слайд-фильмы, видеофильмы, альбомы, каталоги и т.д.); образцы поузловой обработка, объектов труда (выполненные учителем и учащимися);

·            средства контроля знаний учащихся (творческие и контрольные задания, тематические и контрольные тесты, кроссворды и т.д.);

·            разработки внеклассных мероприятий (предметные недели, конкурсы, викторины, вечера и т.д.); 

·            отчёты об экскурсиях,  проведённых внеклассных мероприятиях (фотоальбомы, видеозаписи и т.д.);

·            статистические данные, диагностика обучаемости и обученности;

·            творческие работы учащихся в форме мобильной, тематической выставки или в виде архива; творческие проекты учащихся разных видов, портфель ученика;

·            литература (методическая, учебно-справочная, научно-популярная, периодические издания).

Вопросы для обсуждения:

1. Пути достижения современного уровня материально-технического оснащения кабинета.

2. Самодельные учебно-наглядные пособия по трудовому обучению – их виды, качественный уровень. Обмен опытом.

3. Необходимость создания творческой группы учителей курирующих разнообразные методические вопросы в преподавании предмета.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, УЧЁТ И ХРАНЕНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ КАБИНЕТА

 

В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений, материалов. Одни педагоги хранят всю материальную базу в специальных шкафах или на стеллажах непосредственно в классе. Другие – в стенных шкафах специальной рабочей комнаты (лаборантской, инструментальной и т.д.). Выделение специальной комнаты, в которой размещены шкафы, витрины, аппаратура, различный иллюстрационный материал и многое другое с моей точки зрения наиболее успешное решение проблемы сохранности и учёта материальной базы мастерской.

Для систематизации и учёта учебно-материальной базы кабинета предусмотрен системный каталог (или картотека). При помощи системного каталога можно узнать, какие материалы по тому или иному вопросу или отрасли знаний имеются в кабинете. Отрасли знаний расположены в определённой последовательности в соответствии с разделами программы обучения, факультативных занятий и внеклассной работы. В нашем кабинете системный каталог включает следующие отделы: технология работы с текстильными материалами, вышивка, вязание, декоративно-прикладное творчество, кулинария, методический комплекс, методическая копилка каждого из учителей, плакаты, литература, инструменты и приспособления, архив творческих работ учащихся.

Каждый из перечисленных отделов в свою очередь делится на разделы. Например, вышивка – украшающие швы, вышивка крестом, гладь, изонить и т.д.

Вопросы для обсуждения:

1. Обсуждение предложенной системы ведения учёта и хранения материальной базы кабинета.

2. Обмен опытом ведения систематизации и учета материальной базы кабинета в разных школах.

3. Разработка проекта положения о систематизации и учёте материальной базы кабинета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета трудового обучения (швейное дело)

Паспорт кабинета трудового обучения (швейное дело)...

Паспорт учебного кабинета по трудовому обучению (швейное дело)

Паспорт учебного кабинета по трудовому обучению (швейное дело)...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Требования к помещениям, санитарному состоянию в мастерских и кабинетов трудового обучения.

Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения в школе оптимальным гигиеническим условиям для работы подростков весьма актуальна.Многочисленными исследованиями учёных установл...