7 класс план-конспект на тему: "Технология обработки древесины"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по дисциплине «Технология»
в 7 классе МБОУ СОШ №4 им. И.В. Вусика, ст. Старовеличковская
на тему «Технология обработки древесины»
Разработал: Будко Владислав Александрович
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«Учитель технологии: Преподавание технологии в образовательной организации»
Урок по теме "Технология обработки древесины"
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся :
• проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;
• фронтальная , индивидуальная работа .
Перед учащимися были поставлены следующие цели :
Образовательные:
получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме“Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения,развить их техническое мышление и творческие способности , используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Развивающие:
совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников , умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь . Развитие умения правильно выбрать заготовку , прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.
Воспитательные:
развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда,используя разнообразные приёмы деятельности,сообщая интересные сведения .
Оборудование :
Для лекции:
проектор , компьютер,презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.
Для практической работы:
проектор,компьютер, презентация в Power Point “ Технология обработки древесины ”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски ”, верстаки,наборы столярного инструмента , измерительный инструмент , технологические карты , образцы изделий, заготовки .
Задачи урока:
• продолжить формирование основных технологических понятий ;
• выделить свойства и средства обработки древесины ;
• продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись или выжигание ).
Предполагаемый результат :
Учащиеся должны знать :
1. Разметку, проведение линий .
2. Разметку центров отверстий.
3. Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок .
4. Сверление отверстий.
5. Точение цилиндрических и фасонных поверхностей .
6. Зачистка поверхностей деталей . Снятие заусенцев.
Место урока в учебном плане .
Тема“Изготовление разделочной доски ”рассматриваются в разделе “ Технология обработки древесины ”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.
План урока.
I. Организационный момент .
II. Повторение ранее изученного материала
III. Изучение нового материала: используя компьютерный проект , учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции , выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.
IV. Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.
V. Домашнее задание .
ХОД Урока
I. Организационный момент .
Организация рабочей обстановки в классе.Объявление темы, целей задачей урока.
II. Повторение ранее изученного материала.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы :
• что называется древесиной ;
• на какие два вида делятся все древесные породы , приведи примеры ;
• как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры ;
• что такое текстура дерева;
• какие пороки бывают у древесины ;
• разметочный инструмент , инструмент для пиления.
Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины,породы и их применение . Тема “ Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства .. Тема“Графическая документация ” содержит понятия в техническом изображении изделия , видах графических документах их построении и чтении.Тема “ Строгание ”, “ Пиление ”, “Разметка”,“Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы , размеров , и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов .
III. Изучение нового материала.
Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации“Художественная резьба по дереву”.
И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины : мебель , музыкальные инструменты , детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд . Изучив основы технологии обработки древесины , и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску .
Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности . С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома , мосты, ветряные мельницы,крепостные сооружения , орудия труда, посуду и многое другое .
Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук , работавших с ним.
Дерево капризно и неповторимо . Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера...
Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими .
Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.
Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И,в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле , чем больше их нужно изготовить .
Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении:патентный поиск показал , что такой технологии нет нигде в мире .
Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины,применяемых материалах, инструментах и станках;основных заготовительных, обработочных,контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность .
Так , знания по планированию, контролю,измерению и другие , дают представления об общих закономерностях и процессах , характерных для ручного производства изделия из древесины .
Процесс изготовления изделия . Технологическая карта .
В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы .
Деталь
является изделием из однородного материала без применения сборочных операций(например, шип , шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы , имеющие определенное значение , например отверстия, выступы,углубления и др.
Сборочная единица
состоит из нескольких деталей . Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.
Каждое изделие имеет свою конструкцию , т.е.определенное устройство . Материалы, из которых изготовлены изделия ( древесина , металлы,пластмассы и др.), называют конструкционными.
Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию : уяснить форму,размеры, число деталей и способы их соединения,число элементов и др.
При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты .
Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов ( например , ножницы,молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например,линейка, угольник ). При обработке материалов используют также приспособления – устройства , которые облегчают работу. Например,при пилении древесины применяют упор .
Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс , т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.
Операция
является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте .
Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали . Изучая чертеж , определяют форму и размеры заготовок,материал, из которого изготавливают деталь , припуски(дополнительный слой поверхности заготовки,подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки,подбирают необходимые инструменты и приспособления .
Технологический процесс оформляется в виде технологической карты , т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций,дано графическое изображение технологической операции , перечислены инструменты и приспособления , необходимые для выполнения данной операции . Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия,сэкономить время , материал .
Изготовление изделия начинают с выбора заготовки,т.е. материала ( доска , брусок , фанера и т.п.),который будут обрабатывать для получения детали.На детали выбирают базовую сторону, т.е.наиболее ровную поверхность , от которой затем ведут разметку и обработку.
Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности .
Добрый совет – не трогай того , о назначении чего имеешь слабое представление !
IV. Практическая работа .
Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point“ Технология обработки древесины ”.
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности . Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.
Если ошибки присущи большинству учащихся , то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам , которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку . Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть , что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени . Качественно обработанной считается заготовка , имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности .
В конце урока учитель оценивает работу класса,демонстрирует лучшие изделия , т.е. те , которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями , сообщает , обобщает типичные ошибки , вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения .
Рекомендуемая литература .
V. Закрепление материала.
Ученики повторяют последовательность выполнения работы.
Учитель .
Практические и теоретические знания , которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект , а деталь , выполненная вами, является материалом для творческого проекта .
VI. Итог урока.
Рефлексия , самооценка , взаимооценка учащихся,обсуждение ошибок .
Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....
План-конспекты уроков по разделу «Технология обработки древесины, элементы машиноведения»
В кабинете технологии собран нормативный, инновационный, методический и дидактический материал, составлены картотеки, имеются папки дифференцированных заданий, разработок уроков, подобраны тексты пров...
План-конспект урока по теме: «Выжигание по древесине»
содержит цели, задачи и ход урока поэтапно....
6 класс план-конспект на тему: "Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями."
План-конспект...
6 класс план-конспект на тему: "Технология обработки древесины"
План-конспект...
План-конспект урока Раздел 4. Технология обработки конструкционных материалов. Тема раздела : « Технология художественно-прикладной обработки материалов.» Урок 1. Тема: Выпиливание лобзиком.»
Технологическая карта урока "Выпивание лобзиком. Ёлочная игрушка из фанеры."...