План-конспект урока Раздел 4. Технология обработки конструкционных материалов. Тема раздела : « Технология художественно-прикладной обработки материалов.» Урок 1. Тема: Выпиливание лобзиком.»
методическая разработка по технологии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_5kl_vypilivanie_lobzikom.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Трунова Яна Анатольевна
Класс: 5
Дата:
Предмет: технология
План-конспект урока
Раздел 4. Технология обработки конструкционных материалов.
Тема раздела : « Технология художественно-прикладной обработки материалов.»
Урок 1. Тема: Выпиливание лобзиком.»
Цель урока: создавать условия для развития личностных универсальных действий: приобретение новых учебных знаний в технологической деятельности; воспитание эстетического вкуса, культуры труда и поведения; рациональной организации рабочего места, бережного отношения к оборудованию цеха, профориентации учащихся.
способствовать становлению регулятивных универсальных действий: развивать у обучающихся умение выделять главное в изучаемом материале, развивать самостоятельность учащихся при организации практической деятельности, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, переносить полученные на уроке знания в новую практическую ситуацию, осознавать цель занятия и оценивать достигнутый результат.
способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий: продолжить формировать умения и навыки использования ручных инструментов и приемов обработки при изготовлении изделий из древесины и древесных материалов. Умение выходить из проблемных ситуаций, анализировать и строить логические цепочки.
способствовать воспитанию коммуникативных универсальных учебных действий: умение высказывать свои мысли, слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Задачи:
обучения – усвоение и закреплению обучающимися знаний о работе с древесиной и древесными материалами; ознакомление с технологиями художественно-прикладной обработки материалов (изготовление ёлочной игрушки из фанеры с помощью ручного лобзика); вспомнить технику безопасности при работе с лобзиком; выявить особенности работы с данным инструментом; определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
развития – способствовать получению практических навыков и умений работать с древесиной, умения анализировать, делать выводы, интереса школьников к изготовлению предметов своими руками, умений и навыков рациональной организации рабочего места согласно правил ТБ для работающих с ручными столярными инструментами и приспособлениями;
воспитания – умения слушать, правильно, грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от одноклассников, учителя; технологической культуры. Сформировать культуру общения при работе в группе и в коллективе.
Дидактические средства обучения: электронные средства обучения, примеры творческих проектов учащихся, фотографии (слайды) проектов, выполненные пятиклассниками прошлых лет, учебник технологии, персональный компьютер (ПК).
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по правилам безопасной работы.
Тип урока: комплексный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний).
Формируемые универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные;
Опорные понятия: лобзик, пилка (полотно), выпиловочный столик, техника безопасности.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Формирование мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, трудолюбия и ответственности за качество с работы. | Знание: различных приёмов обработки древесины древесины; видов обработки материалов и инструменты для такой обработки, расширение кругозора учащихся в процессе изучения данного вида художественно-прикладной технологии; формирование знаний о технике и об особенностях выполнения изделий ручным лобзиком. Умение: изготовление изделий с соблюдением правил безопасной работы, формирование навыка обращения с инструментом. | Познавательные: формирование и развитие творческих способностей; умение делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. |
Технологическая карта урока (2 часа)
№ п./п. | Этапы урока | Цель этапа | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | Активизация учащихся | 2 | Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия | Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: планирование занятия Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Выявить возможные трудности и противоречия у учащихся. Вызвать интерес к изучаемому материалу. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | 10 | Цель для учеников - Давайте выясним, что и зачем мы сегодня будем делать. Озвучивает цель данного этапа в виде постановки проблемы; Показывает выпиленное и зачищенное изделие. - Ребята, как вы считаете, что это за изделие?- Что оно вам напоминает? Побуждает к высказыванию своего мнения. Предлагает учащимся сформулировать возникшую проблему. Воспринимает (слушает), корректирует. Подводит к формулированию проблемы. Предлагает учащимся сформулировать цель урока и озвучить её. - Правильно. Это ёлочная игрушка, изготовленная из фанеры с помощью ручного лобзика. Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнее число. И тема нашего урока – «Выпиливание лобзиком». - Давайте запишем основные понятия по новой теме. Диктует – «Выпиливание лобзиком – это один из распространенных видов художественно прикладной обработки древесины, заключающийся в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры придают необходимые криволинейные формы (выпиливают)». «Лобзик представляет собой металлическую рамку, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки.» «Пилка- узкая тонкая металлическая полоска с мелкими зубьями» Побуждает к активному включению в учебную деятельность. - Ребят, чтобы нам поставить и решить задачи по достижению нашей цели, мы с вами должны научиться правильно использовать лобзик. Важным моментом в использовании ручного лобзика, является правильная установка пилки в лобзик, положение лобзика во время работы, а также соблюдение правил безопасности на уроке. Показывает порядок установки пилки, её правильное направление. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий. Планируют варианты выполнения творческого проектного задания | Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации |
3. | Актуализация знаний | Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала | 13 | Анализирует полученные знания и умения по предмету. Озвучивает цель данного этапа в виде выявления пробелов в знаниях; Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Предлагает проанализировать информационные источники и поставить задачи по достижению данной цели. Контролирует и подтверждает правильность выводов; Воспринимает, корректирует, подводит к правильному выводу; Обобщает полученные результаты; | Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: анализ объектов труда с целью выбора идеи проекта. Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся |
4. | Первичное усвоение новых знаний | Организовывать осмысленное восприятие новой информации | 10 | Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать значение понятия «Выпиливание лобзиком» . Обсуждает этапы выполнения творческого проекта, и последовательность его выполняется; | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради | Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли |
5. | Первичная проверка знаний | Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме | 10 | Задает вопросы: - Вспомните, пожалуйста, тему нашего урока.; - Какие предметы мы можем изготовить с помощью ручного лобзика? - Прочитайте, пожалуйста, технику безопасности при работе ручным лобзиком; - У вас на это 1 минута. Просим одного ученика перечислить правила техники безопасности, а остальных учащихся ее дополнить. | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют пройденный материал. При помощи копировальной бумаги переносим рисунок ёлочной игрушки на заготовку из фанеры. Готовимся в выпиливанию изделия лобзиком. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников Познавательные: применять полученные знания при выполнении творческого проекта |
6. | Первичное закрепление | Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия | 30 | Предлагает задание на усвоение новых знаний. фронтальная форма - выдвинуть идеи творческого проекта - из каких видов материалов предполагается его выполнение; - какими инструментами будет выполняться работа; - какова последовательность выполнения этой работы; индивидуальная форма - обосновать лично выбор идеи своего проекта | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают классом, в группах, индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи. Приступают к выполнению проекта. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе |
7. | Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция | Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования | 7 | Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности | Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок | Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
8. | Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 5 | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Что нового узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? -Где можно применить полученные знания в практической деятельности? -Для чего необходимо знать данный материал? -Какие затруднения у Вас возникли? -Дайте анализ своей деятельности на уроке. -Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок | Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, обсуждают ее, делают выводы | Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности; Познавательные: умение структурировать знания и проводить и давать самооценку; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог |
9. | Рефлексия деятельности | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии | 3 | Давайте выясним, что у вас получилось, а в чём были затруднения и оценим, как вы сегодня поработали. Вопросы для подведения итогов: 1. Было интересно…. 2. Я понял, что….. 3. Я научился… 4. Теперь я могу…. 5. Меня удивило…. 6. Мне захотелось…. Рассуждают, оценивают, свои действия, удачи или неудачи. | Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета; Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог; |
Правила безопасной работы.
1 Надежно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.
2 Правильно и надежно закреплять пилку в лобзике.
3 Во время работы не наклоняться низко над изделием.
4 Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.
5 При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Выпиливание лобзиком"
Конспект урока по технологии: "Выпиливание лобзиком"...
Конспект урока на тему: "Выпиливание лобзиком"
Технологическая карта по технологии. содержит цели, задачи, а аткже поэтапное содержание урока....
Технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком"
Технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком"...
"Сведения о технологическом процессе. Новые технологии обработки конструкционных материалов"
Открытый урок в 7 классе по теме: "Сведения о технологическом процессе. Новые технологии обработки конструкционных материалов" (презентация теоретического опыта преподавателя технологии)...
Технологическая карта занятия по технологии по теме " Технология обработки конструкционных материалов"
Ознакомить учащихся с видами кормушек и сформировать навыки по их вполнению, соблюдая технологическую последовательность....
Презентация к уроку технология Раздел 4. Технология обработки конструкционных материалов. Тема раздела : « Технология художественно-прикладной обработки материалов.» Урок 1. Тема: Выпиливание лобзиком.»
Презентация по теме "Выпиливание лобзиком"....
Тест по разделу «Технологии художественно-прикладной обработки древесины»
Тест разработан по разделу "Технологии художественно-прикладной обработки древесины", в тесте 15 вопросов, в каждом вопросе один правильный ответ....