Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету технология
статья по технологии
Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету технология на основе технологии развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskom_pedagogicheskom_forume.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
В настоящее время меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определённые компетенции. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи.
Что же такое компетенция?
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.
Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные.
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчёркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.
Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:
- Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
- Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
- Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и др.
Каждый учёный знает, что настоящее исследование – это сложный, многогранный, творческий процесс, а самое важное в этом процессе – самостоятельное приобретение нового знания. В таинство этого процесса посвящены и сам исследователь (ученик), и его научный руководитель (учитель). От того, как будет выстроено их взаимодействие, зависит результат.
Работа по формированию исследовательской компетенции у школьников невозможна без качественной подготовки педагогических кадров. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся должно осуществляться специально подготовленным учителем. Подготовка учителя к работе в современной школе предполагает развитие у него в первую очередь исследовательских способностей. Обучение его специальным знаниям, умениям и навыкам ведения научных исследований. Современный педагог должен уметь не только сам вести научный поиск, но и быть способным обучать этому своих учеников. Подобная подготовка педагогических кадров может осуществляться через курсы повышения квалификации, посещения семинаров, изучение специальной литературы, обмен опытом.
Исследовательская деятельность в школах существенно отличается от работы учёного не только по целям и задачам, но и по объёму и содержанию. Её цель – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать, или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).
Исследовательскую и проектную формы обучения я применяю н роках технологии с 5 класса с переходом детей в среднее звено школы, .Обычно предлагаю учащимся, проявляющим повышенный интерес к предмету, создать проект по выбору, как итоговую работу по той или иной учебной теме или по теме, которая вызывает интерес, а остальным детям предлагаю темы проекта по кулинарии и технологии шейного производства. Иногда сами дети задают вопросы, которые затем и ложатся в основу исследовательской работы. Так как временные рамки урока строго ограничены, то данные формы деятельности я применяю и во внеурочное время. Я веду кружок «Рукоделие», который посещают учащиеся 5-8 классов.
Овладевая исследовательским методом и методом проектов, дети учатся планировать свою работу. Для достижения поставленной цели они просматривают научно-популярную литературу, сайты Интернета, проводят самостоятельные исследования, как в школьной мастерской, так и дома, ставят эксперименты, выполняют практическую часть проекта. Свои результаты ученики оформляют в виде мультимедийных презентаций или макетов, образцов изделия. В каждом классе ученики в течении года выполняют мини-проекты: «Доходы семьи», «Бюждет семьи», «Праздничная открытка»; групповые проекты: «Оформление класса к Новому году», «Подарок любимому учителю» др.
Ежегодно мои ученики выступают с работами на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровня, Представляют свои работы на олимпиадах по технологии различного уровня.
20 – Проектная работа «Носки для всей семьи» . ВСОШ по технологии (муниципальный уровень) Тихонова Ю., 10 кл.
20 – Проектная работа «Носки для всей семьи» . ВСОШ по технологии (муниципальный уровень) Тихонова Ю., 10 кл.
2020– Проектная работа «Объемная цифра» . ВСОШ по технологии (муниципальный уровень) Харина М., 9 кл.
202 – Исследовательская работа «Прямые налоги уплачиваемые моей семьей», Районная научно- практическая конференция «Шаг в будущее», 2 место, Шевелева Е., 10 кл.
202 - Исследовательская работа «Налоги в моей семьей» Районная научно- практическая конференция «Первые шаги в науку», 2 место, Макарова А. 7 кл.
Так же в 2020 г. учениками 9 класса был выполнен проект «Объемные цифры 5 и 2», который используют при проведении различных внеклассных мероприятий.
В заключении хотелось бы отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю возможность активировать скрытые резервы для профессионального роста и вывести свою работу на качественно новый уровень, а в своих учениках открыть активных и заинтересованных партнёров. Да, несомненно, данная деятельность занимает много времени, но вместе с тем, приносит колоссальное удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках технологии.
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, форми...
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...
Пути формирования исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
МАтериал содержит обобщение опыта по данной работе с презентацией...
Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"
Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности
В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...