Программа объединения дополнительного образования "Мягкая игрушка"
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа
дополнительного образования детского объединения
«Мягкая игрушка»
(5 класс)
Составила учитель технологии МОУ "СОШ№4"
Дениченко Нина Николаевна
г. Железногорск
2020г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_myagkaya_igrushka.docx | 56.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность.
Моя задача как педагога, помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство.
Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе – трудовое обучение, а в условиях дополнительного образования программа « Мягкая игрушка» Лежащая в основе этой программы предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка.
Программа « Мягкая игрушка» направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:
- радость общения
-удовлетворение результатами своего труда
-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)
- создание обстановки взаимопомощи.
Воспитательная система социальной ориентации
В основе программы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, семья, совместный труд. В данной воспитательной программе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.
Вид воспитательной системы:
- Воспитательная система – коллектив
- Воспитательная система уюта и комфорта
- Воспитательная система социального творчества
Цель воспитания – воспитание личности успешно выполняющей весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, члена детского коллектива;
Педагогические технологии:
-коллективные творческие дела
- общественно полезные акции
- экскурсии
Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.
Компоненты воспитательной системы:
- система обучения социальным навыкам
- работа с родителями – включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей.
- участие в различных социальных акциях.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной системы являются:
- сплоченность коллектива
- творческие работы учащихся
- достижение учащихся в различных социальных сферах
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов
- набор достижений воспитанника
- тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентации.
- оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Дети получают общие представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радость познания и созидания. Учатся наблюдать, размышлять и действовать. Учатся основам декоративно-художественного отражения мира. Изучают мир вещей как источник историко-культурной информации, изучение традиций, их роли в жизни и искусстве. При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы в кружке, не регламентированный обязательствами и стандартами.
Принципы работы кружка « Мягкая игрушка»
- Добровольность
- Индивидуальный подход к каждой личности ребенка.
- Осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»
- Право на свободный творческий поиск.
Одна из применяемых форм занятий – коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе ровесников, что особенно важно для детей. Большое внимание также уделяется подготовке инструкторов для младшего школьного возраста («Научился сам – научи младшего»)
Вышеизложенное показывает, что программа действительно актуальна и привлекательна для детей.
Цели и задачи программы.
Цель:
Создание условий, способствующих развитию увлечений и мастерства у детей в прикладном творчестве, в частности « Мягкой игрушке»
Задачи:
- Раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
- Дать специальные знания и практические умения, и навыки, необходимые для работы в « Мягкой игрушке»
- Развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.
- Развитие художественного вкуса и формирование эстетических потребностей
Формы и методы проведения занятий.
Формы:
- Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;
- Беседы
- Экскурсии
- Творческая мастерская
- Игровые программы
- Праздники
- Занятия-исследования
- Викторины
- Выставки
- Общественно-полезные акции
Способы усвоения содержания:
- занимательный способ
- репродуктивный способ (« делай как я»)
- креативный способ (поисково-исследовательский)
Методы:
1 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия
2 Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.
3 Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.
4 Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.
В результате освоения курса дети должны знать и уметь:
- Уметь определять вид ткани и других используемых материалов.
- Выполнять основные виды швов («вперед иголку», « через край»,
« петельный»).
- Уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками. Уметь изготавливать изделие: - по образцу и выкройке
- по эскизу и выкройке
- по выкройке
4. Знать виды и особенности прикладного искусства.
5. Знать правила безопасного труда на занятиях « мягкая игрушка «.
6. Участвовать в выставке « Моя первая игрушка».
Ожидаемые результаты.
В результате освоения образовательной программы « Мягкая игрушка» воспитанники должны:
- Научаться самостоятельно, выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки, а также оказывать помощь другим при необходимости.
- Вести поиск необходимой информации для изготовления игрушек и работать творчески с литературой.
- Познакомятся с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
- Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.
- Ожидается также, что освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей ребенка, его творческой активности. Фантазии, изобретательности.
Система отслеживание результатов.
- Проведение конкурсов после пройденных тем в программе.
- Контрольный срез в начале и в конце учебного года
- Алгоритмизация действий воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задании по определенному алгоритму).
- Беседы с детьми и их родителями
- Наблюдение за воспитанниками в процессе работы.
- Коллективные творческие дела, ролевые игры.
Условия реализации программы.
- Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
- Наличие материалов и инструментов для изготовления игрушек.
- Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности.
Основное содержание курса
1-и год обучения.
Тема №1. Вводное занятие 2-ч.
1.Ознакомление с планом работы на год. Режим работы. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Народные ремесла и промыслы россии.
2. Игра: “Меня зовут...”. Просмотр презентации “Народные промыслы”.
Тема №2. Сувениры из ткани 28-ч.
1.Знакомство с историей производство тканей. Свойство тканей, разновидности тканей. Подбор тканей для различных поделок. Цветовой решение работы.
2. Изготовление ликал для игрушек. Выполнение основных видов ручных швов. Разновидности машинных швов.
Тема №3. Нужные игрушки в быту 20-ч.
1.Современные виды тканей и нетканных материалов. Технология обработки нетканных материалов. Работа с дополнительными материалами: бисер, кожа, “мулине”, пуговицы.
2. Разновидность петельного шва. Оформление изделий дополнительными материалами.
Тема №4. Итоговое занятие по теме сувениры из ткани. Викторина.2-ч
1.Теоретический отчет обучающихся. Знания по различным видам декоративно прикладного творчества. Знание истории возникновение русской игрушки. Презентации по теме.
Тема №5. Объемные игрушки на каркасе.10-ч
1.Изготовление каркаса. Материалы для каркаса. История возникновения каркасной игрушки. Особенности набивки каркасной игрушки.
2. Выбор эскизов для каркасной игрушки. Создание эскиза игрушки в графическом редакторе. Изготовление каркасной игрушки.
Тема №6. Творческий проект. Игрушка по выбору. 10-ч
1.Творческий отчет обучающихся. Достижения и планы на будущее. Требования к знаниям: история игрушки, знания по материалам и технике работы с ними. Требования к умениям: владеть приемами изготовления различных поделок. Оформление поделок.
2. Презентация изделий. Защита проектов. Участие в выставке декоративно прикладного творчества.
Учебно тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов | ||||
теория | практика | всего | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |||
2 | Сувениры из ткани
| 1 1 4 | 1 5 16 | 2 6 20 | ||
3 | Игрушки нужные в быту
| 2 2 | 8 8 | 10 10 | ||
4 | Итоговое занятие по теме: “сувениры из ткани”. a) викторина | 2 | 2 | |||
5 | Объемные игрушки на каркасе a) ослик | 2 | 8 | 10 | ||
6 | Творческий проект a) игрушка по выбору | 2 | 8 | 10 | ||
Итого: | 18 | 54 | 72 | |||
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование темы и содержания | Часы | Наглядность И литература | Примечание | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ:
| 2 |
| 2 | Правила поведения . План работы на 2020-2021 уч.год |
|
2 | СУВЕНИРЫ ИЗ ТКАНИ. (28ч) Беседа. “Народная самодельная игрушка. Правила перевода лекал. Понятие о тканях и швах. | 1 | 1 | 2 | О.С. Маслобортова “Изготовление игрушек сувениров” стр. 5 -13 |
|
| ИГОЛЬНИЦА: (по выбору). Перевод лекал. Крой на ткани. Шитье игольницы. “Петельный и шов вперед игла”. Набивка игольницы. Правила работы с иглой. Художественное оформление игольницы. Анализ работ. |
|
|
Образцы швов | Выбор игольниц произвольный | |
3 4 5 | ИГРУШКА-НИКТОШКА. Кто такие “Никтошки”? Изготовление лекал. Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами. Сметывание и шитье деталей игрушки – никтошка. Шитье и набивка деталей. Петельный шов. Сборка деталей в изделие. Художественное оформление и анализ работ. | 1 1 |
1
2
1 |
2
2 2 | В.И. Петухова “Мягкая игрушка” стр. 22-26
Схемы изготовления лапок, носика, ручек и т.д.. |
|
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | СНЕГОВИЧОК. Изготовление лекал и выбор ткани. Условные обозначения. Раскрой на ткани. Правила кроя. Сметывание. Сметывание деталей и шитье их. Шитье и набивка деталей. Правила работы с иглой. Оформление мордочки. Художественное оформление игрушки. Анализ | 2
2 |
2
2
2 10 |
2
2
2 2 10 2 |
“Капитошка дает уроки” С.О. Докучаева, Е.В. Вольнов
|
|
16 17 18 19 20 | Полезные сувениры своими руками. ФУТЛЯР ДЛЯ НОЖНИЦ. Беседа: Нужные игрушки в быту. Изготовление лекал. Выбор ткани. Раскрой на ткани. Выполнение вышивки или аппликации на лицевой части футляра. Шитье футляра. Разновидность петельного шва. Шитье футляра. Оформление футляра. Анализ работы. | 1 1 |
1 2 2 2 1 |
2 2 2 2 2 | Реферат
Узоры вышивок
Образцы швов |
|
21 22 23 24 25 | Диванная подушка- ЧЕРЕПАШКА. Выбор ткани. Изготовление лекал. Раскрой на ткани. Сметывание деталей. Шитье деталей. Шитье туловища игрушки и набивка его. Шитье головы и лапок и набивка их. Художественное оформление игрушки. Анализ. | 1 1 |
1
2
2
2 1 | 2 2 2 2 2 | Альбом – “Игрущки-сувениры”
Схемы изготовления лапок |
|
26 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: “СУВЕНИРЫ ИЗ ТКАНИ”. ВИКТОРИНА. | 2 | 2 | Литература по изготовлению игрушек. Образцы готовых изделий | Провести зачет | |
27 | ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ НА КАРКАСЕ |
|
|
| ||
28
29 30 31 | Ослик. Изготовление лекал. Выбор ткани. Раскрой на ткани игрушки “Ослик”. Сметывание и шитье деталей. Изготовление каркаса. Каркас и его назначение. Закрепление каркаса и набивка изделия. Оформление изделия. Анализ работы. | 1 1 | 1 2 2 2
1 | 2 2
2 2 1 | Образец игрушки
Кружок изготовления игрушек сувениров. О.С. Мотобортова, стр.112 |
|
32 33 34 35 36 | ПРОЕКТ Выбор игрушки. Изготовление лекал. Раскрой и шитье игрушки. Шитье и набивка. Оформление и анализ игрушки. | 1 1 | 1 2 2 2 1 | 2 2 2 2 2 | Альбом лекал. Литература по изготовлению игрушек | Игрушка выполняется самостоятельно, используя все правила изготовления игрушек. |
Итого: | 18 | 54 | 72 ч |
Литература:
- Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия. Минск. «Полымя», 1994
- Попова С. Дамское рукоделие. Нижний Новгород,ЛТД, 1993, стр.111.
- Гирич В.П. «1000 узоров». Москва, Легпромбытиздат 1993
- Петрик Боэренс. Школа изящных рукоделий. Москва, ЭКСМО - пресс, 2000, стр.72.
- Журналы по рукоделию: «Лена», «Сабрина», «Валентина», «Рукоделие ваше хобби». «Диана», «Чудесное мгновение», «Весёлая петелька».
- Андреева И. А. Рукоделие. Москва, Советская энциклопедия, 1991, стр.287.
- Липкина А. П. Полная женская энциклопедия. Янгиюль, Литература и искусство,
- Ерёменко Т. И. Рукоделие. Москва, Легпромбытиздат,1990, стр.159.
ЛИТЕРАТУРА
Для педагогов:
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г.
2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г.
6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4
7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5
Для родителей:
1. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991г.
2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н.Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...
- Мне нравится (1)