Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
рабочая программа по теме

Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое обеспечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа №1

Муниципального  образования – Захаровский муниципальный район

                                                                                               Утверждаю

                                                                                                           Директор  ОУ:        (Баженова Н.Б.)

                                                                                                            Утверждено на педсовете

                                                                                                             « 31  » августа   2009 года

Программа объединения дополнительного образования

«Цветоводство»

Эколого-биологической направленности.

Рассчитана  для работы с учащимися 11-14 лет.

Разработана в 2009 году. Срок реализации -2 года.

                                                                             Авторская программа.

                                                                             Составитель: Савельева Н.А.

                                                                              ( учитель истории)

                                                                     Захарово

                                                                         2009

                                          Пояснительная записка.

          Комнатные растения  в учебном процессе  находят самое разнообразное применение. Среди них  имеются представители  различных групп и различных семейств, поэтому они могут служить хорошим демонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии и  систематики растений; некоторые, легко размножающиеся виды, , можно использовать как раздаточный материал при проведении лабораторных занятий. Комнатные растения являются незаменимыми объектами для работы объединения дополнительного образования.

        Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями,  развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию учащихся.

         Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать этот мир, который ему знаком только по книжкам и картинкам.

           Программа объединения дополнительного образования «Цветоводство» составлена на основе программы Министерства  просвещения для внешкольных  учреждений и общеобразовательных школ.

           Она соединяет задачи формирования  системы знаний о природе и сельском хозяйстве , развивает эстетический вкус.

         Цель программы : удовлетворить образовательную потребность детей , формировать социально – активную жизненную позицию, учить применять свои знания на практике.

         Данная программа предусматривает следующие задачи:

Образовательные:

-изучить агротехнику цветочно- декоративных растений;

Воспитательные:

-формировать художественный вкус, убеждения , мировоззрение, сознательное отношение к окружающему миру;

-при проведении практических работ прививать навыки культуры труда         ( своевременное , аккуратное и тщательное выполнение порученной работы; содержание инвентаря , инструментов в чистоте и соблюдение правил техники безопасности);

-научить правилам и нормам поведения на природе;

Развивающие:

-развивать образное мышление, память, эстетический вкус;

-учиться работать с литературой;

- проводить исследовательскую работу.

           В основу занятий положены практические работы , поэтому программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Ребята знакомятся  с разнообразием растений . их биологическими особенностями, наблюдают за ростом и развитием растений.

        Возраст детей , участвующих в этой программе- 11-14 лет.

        Срок реализации программы-2 года.

        Структура  программы:

Программа  предусматривает работу с детьми 5-8 классов. По 2 часа в неделю ( всего 136  часов). При работе с детьми большое внимание уделяется практическим занятиям по уходу за комнатными растениями , оформлению цветника. Дети знакомятся с разнообразием цветущих растений открытого и закрытого грунта, их биологическими особенностями . Ребята ведут наблюдения за ростом и развитием растений.

Методы и формы.

        Теоретические сведения учащимся  сообщаются в порядке рассказа, беседы, перед практической работой проводится инструктаж. Там же используются зарисовки , игры , конкурсы, экскурсии, наглядный  материал, работа с литературой, исследовательская  и проектная  работа.

         В процессе реализации программы по цветоводству предусмотрено активное участие в подготовке и проведении массовых мероприятий               ( праздников урожая, цветов, разнообразные выставки).

          Большое внимание уделяется практическим занятиям. Темы и перечень практических работ, предусмотренные программой являются  примерными. Исходя из условий , перечень практических работ можно изменять. Ряд практических работ,  связанных с уходом за  цветами , проводятся систематически , независимо  от прохождения той или иной темы.

       Работа детей с вредителями и болезням проводится только с использованием  механических и биологических методов. Опрыскивание и опыление растений ядохимикатами проводится специально подготовленными к этой работе взрослыми.

        Ожидаемые результаты  по данному курсу.

       По прохождении программы « Цветоводство» учащиеся должны иметь четкое представление  об агротехнике выращивания ц/д растений, о работе по устройству клумб и правилам дизайна участка, о постановке опытов с ц/д растениями, о поисково- исследовательской  деятельности. Определять  результативность по итогам проделанной  практической работы ( в том числе проектной деятельности) , выставок достижений, викторин ,фестивалей  цветов.

         

Содержание  программы объединения дополнительного образования              « Цветоводство».

I год  работы объединения.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка на год; правила техники безопасности при работе с  с/х инвентарем ; значение цветочно-декоративных растений в жизни человека, знакомство с декоративными кустарниками, травянистыми.- 2часа

Однолетние растения. Понятие о ц/д растениях, их группировке; посадка садовых цветочных растений в  горшки.                   -6 часов

Биологические особенности комнатных растений. Знакомство с комнатными растениями; группировка комнатных растений, их биологические особенности.                                                     -9 часов

Уход за комнатными растениями. Требовательность разных растений к влажности  воздуха. Виды ухода за комнатными  растениями. Значение перевалки и пересадки для комнатных растений. Размещение растений соответственно их  требованиям к освещению и температуре. Значение правильности полива, опрыскивание листьев, рыхление почвы. Приготовление  почвенных смесей. Уход за комнатными растениями. Работа с определителем комнатных растений. Рыхление, полив,  опрыскивание, мытье горшков. Наблюдение за ростом комнатных растений. Устройство полочек, плетение кашпо.               – 19 часов

Насекомые – вредители комнатных растений. Насекомые- вредители комнатных растений и борьба с ними. Обработка ц/д растений биологическими препаратами. Обмывание листьев и стеблей. Уход за комнатными растениями.                          – 8 часов

Закладка опытов. Выяснение  лучших агрономических приемов  по уходу за комнатными растениями.  Выращивание  комнатных растений на разных почвах. Посадка однолетних растений  в различных условиях. Посев семян различных видов цветов на рассаду.     Выращивание рассады.                                       – 7 часов 

Питание комнатных растений. Правила и количество подкормок в течение вегетативного периода. Виды удобрений. Уход за комнатными  растениями . Работа    со справочной литературой по подкормке комнатных растений.                                            -4 часа

Вегетативное размножение комнатных растений, размножение черенками. Биологические особенности размножения комнатных растений черенками. Растения, размножающиеся  черенками. Условия, необходимые для определения черенков. Правила черенкования. Заготовка песка, земли, подготовка ящиков для посадки черенков. Наблюдение за укоренением черенков, их ростом.                                                                                      - 4 часа  

Работа на пришкольной территории ( на клумбах).Высадка цветочной рассады, посадка однолетних растений и уход за ними.-

                                                                                                     - 8 часов

         10.Подведение итогов работы объединения.                                – 1 час      

 II год работы объединения.

1.Введение . План работы кружка на год. Правила техники безопасности при работе с  с/х инвентарем.   Садоводство и цветоводство в истории нашей страны.

                                                                                                                       - 2 часа                                                                                                

2.Общее  цветоводство. Работы на   пришкольной территории ( клумбы).       Сбор семян. Высадка  луковичных  для весеннего цветения. Пересадка многолетних растений.  Перекопка цветников под зиму. Приготовление почвенных смесей.                                                                                  -13 часов

3.Декоративные растение цветников. Растения многолетнего оформления цветников. Растения сезонного оформления цветников.                   - 26 часов

4. Декоративные растения оранжерей и комнат.  Д/растения закрытых помещений. Виды. Условия содержания. Места использования.      -11 часов

5.Цветочно – декоративное  оформление.    Цветочно-декоративное оформление как в цветниках, так и при внутреннем озеленении  жилых и общественных помещений.   Разработка собственных проектов оформления.

                                                                                                                 - 10часов                                                                                                                                              

6.Работа на пришкольной территории ( клумбы).  Реализация проектов учащихся.                                                                                                – 5часов

7. Подведение итогов работы объединения.                                         - 1 час

 Учебно-тематический план.

 1 год работы объединения.

Темы занятий

                   Количество часов

теоретических

практических

1

Вводное занятие

              2

2

Однолетние растения

              2

              4

3

Биологические особенности комнатных растений

              4

              5

4

Уход за комнатными растениями

              4

              15

5

Насекомые- вредители комнатных растений

              2

               6

6

Закладка опытов

              2

               5

7

Питание комнатных растений

              1

               3

8

Вегетативное размножение комнатных растений

              1

              3

9

Работа на пришкольной территории ( клумбы)

              1

              7

10

Подведение итогов работы  объединения

              1

Итого

             20

              48

Всего

68

2 год работы объединения.

Темы занятий

               Количество часов

теоретических

практических

1

Введение

               2

           -

2

Общее цветоводство. Работы на пришкольной территории.

              1

             12

3

Декоративные растения цветников.

             26

             -

4

Декоративные растения оранжерей и комнат.

              4

 

              7

5

Цветочно-декоративное оформление

              4

              6

6

Работы на пришкольной территории

              -

              5

7

Подведение итогов работы

объединения

              1

              -

Итого

              38

            30

Всего

68

Календарно-тематическое планирование.

Первый год.

Разделы и темы.

Кол-во часов

Примерные сроки проведения

1

2

Введение.

Знакомство с планом работы  объединения. Цветы в далеком прошлом. Правила техники безопасности при работе с  с/х инвентарем.

Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека.

       2

сентябрь

3

4

5

6

7

8

 Раздел I: Однолетние и двулетние растения.

Общие сведения о строении растений.

Особенности   выращивания однолетних растений.

Основные виды цветущих однолетников.

Вьющиеся однолетники.

Двулетние декоративные растения. Биологические особенности.

Основные виды двулетних растений.

       6

9-16

17

Раздел II: Комнатные растения. Биологические особенности.

Знакомство с комнатными растениями.

Викторина.

       9

октябрь

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27-28

29

30-34

35

36

Раздел III: Уход за комнатными растениями.

Условия микроклимата. Свет.

Тепло.

Влага.

Виды ухода за комнатными растениями.

Полив растений.

Опрыскивание.

Рыхление почвы.

Размещение растений.

Гигиена растений.

Работа с определителем комнатных растений.

Уход за инвентарем.

Уход за комнатными растениями.

Плетение макраме.

Значение пересадки и перевалки.

      19

Ноябрь

               

декабрь

январь

37

38

39

40

41

42

43

44

Раздел IV: Насекомые – вредители и болезни  комнатных растений.

Грибковые заболевания.

Гнили и вирусные болезни.

Трипсы.

Тли.

Щитовка.

Мучнистый червец.

Нематоды.

Болезни роста.

      8

февраль

45-46

47-48

49-51

Раздел V : Закладка – опытов.

Посадка комнатных растений в различные по составу почвы.

Посадка растений в различные условия произрастания.

Посев семян на рассаду.

     7

52

53

54

55

Радел VI: Питание комнатных растений.

Правила и количество подкормок в течение вегетативного периода.

Виды удобрений.

Работа со справочной литературой по правилам подкормки комнатных растений.

Подкормка комнатных растений.

     4

март

56

57

58

59

Раздел VII : Вегетативное размножение комнатных растений, размножение черенками.

Биологические особенности  размножения комнатных растений черенками.

Растения, размножающиеся черенками.

Условия, необходимые для прорастания черенков.

Правила черенкования.

     4

апрель

60-61

62-63

64-67

Раздел VIII :Работа на пришкольной территории.

Перекопка почвы в клумбах.

Пересадка рассады в клумбы.

Уход за цветочной рассадой.

      8

май

68

Подведение итогов работы объединения.

Фестиваль цветов.

     1

Второй год.

Разделы и темы.

Кол-во часов

Примерные сроки проведения

1

2

Введение.

План работы  объединения. Правила безопасности при работе с с/х инвентарем.

Садоводство и  цветоводство в истории нашей страны.

    2

сентябрь

3

4

5

6

7-9

10-13

14-15

Раздел I: Общее цветоводство на пришкольной  территории. ( клумбы)

Многолетники открытого грунта. Общие сведения.

Сбор семян.

Высадка луковичных  для весеннего цветения.

Осенний посев семян.

Пересадка многолетних растений.

Перекопка цветников под зиму.

Приготовление почвенной смеси.

     13

октябрь

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

Раздел II : Декоративные растения цветников

.

Растения многолетнего оформления цветников. Декоративные кустарники.

Лианы.

Декоративно- плодовые лианы.

Цветущие лианы.

Лиственно- декоративные лианы.

Плодово-ягодные растения.

Многолетники.

Ведущие многолетники.

Цветущие многолетники.

Луковичные растения.

Лиственные многолетники.

Вьющиеся травянистые растения.

Бордюрные и ковровые многолетники.

Технические декоративные растения.

Дикорастущие декоративные растения.

 Водяные растения.

Растения сезонного оформления цветников.  Однолетние цветущие растения.

Двухлетние цветущие растения.

Многолетние цветущие растения, зимующие в помещениях.

Многолетние лиственные растения, зимующие в помещениях.

Однолетние лиственные растения.

Коврово-мозаичные растения.

Однолетние вьющиеся растения.

Сухоцветы и декоративные травы.

Сухоцветы.

Декоративные травы.

     26

ноябрь

декабрь

январь

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

Раздел III : Декоративные растения оранжерей и комнат.

Цветущие растения.

Декоративно-плодовые растения.

Лиственно-декоративные растения.

Пальмы.

Хвойные растения.

Суккуленты.

Кактусы.

Вьющиеся растения.

Ампельные растения.

Декоративные растения с несъедобными плодами.

Растения аквариумов и террариумов.

    11

февраль

март

53

54

55

56

57-62

Раздел IV : Цветочно-декоративное оформление.

Некоторые вопросы оформления. Устройство цветочно-декоративного оформления.

Цветочно-декоративное оформление цветников.

Цветочно-декоративные композиции.

Оформление декоративными растениями зданий.

Проектная работа учащихся.

    10

апрель

63-67

Раздел V : Работа при пришкольной территории ( клумбы)

Реализация проектов  учащимися.

     5

май

68

Подведение итогов работы объединения.

Выставка достижений .Викторина.

     1

Методическое обеспечение программы.

Первый год .

Раздел

Форма занятий

Форма подведения итогов

Дидактический материал, техническое оснащение

1

Вводное занятие

Беседа, экскурсия

Обсуждение занятий

Книги №11,13-по 2 шт,, репродукции картин, ц/д растения

2

Однолетние  и двулетние растения

Беседа , практическая работа.

Обсуждение занятий

Цветочные горшки-6 шт., питательный почвенный состав , книга №10-  2 шт

3

Комнатные растения. Биологические особенности .

Лекция, работа со справочной литературой

Обсуждение занятий

Комнатные растения. книги № 1,3,11 –по 2шт.

4

Уход за комнатными растениями

Беседа. Практическая работа: уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание , рыхление; плетение макраме

Обсуждение занятий. Выставка изделий (макраме)

Опрыскиватели-

3 шт., лейки-3 шт.,шпагат для плетения кашпо,

книги №1,3,4,11,9-по 2 шт.

5

Насекомые-вредители и болезни комнатных растений

Беседа, практическая работа: обработка растений от вредителей, обмывание листьев и стеблей.

Обсуждение занятий

Комнатные растения, таблица « Насекомые –вредители», губки-15 штук, хозяйственное мыло-2 шт.

6

Закладка опытов

Беседа, практическая работа: посадка растений в различные типы почв и в разные условия произрастания, посев семян растений на рассаду.

Обсуждение результатов опытов

Горшки для цветов-6 шт., различные по составу почвенные смеси, семена цветочных культур, контейнеры под рассаду-5 шт.

7

Питание комнатных растений

Беседа, работа со справочной литературой, практическая работа – подкормка растений.

Обсуждение занятий

Книги №1-5 по 2 шт., концентрированные удобрения, лейки-5 шт., ведра -5 шт.

8

Вегетативное размножение комнатных растений, размножение черенками

Лекция, практическая работа

Обсуждение занятий и результатов размножения

Исходный материал, почва. Емкости для размножения -10 шт..

9

Работа на пришкольной территории

Практическая работа-высадка цветочной рассады

Обсуждение занятий

Перчатки- 7 шт., лопаты- 8 шт.,грабли-8 шт.,лейки-5 шт., рассада

10

Подведение итогов работы объединения

Выставка цветов

Викторина, чаепитие

Комнатные растения, сладости.

Второй год.

Разделы

Форма занятий

Форма подведения итогов

Дидактический  материал, техническое оснащение

1

Вводное занятие

Лекция

Обсуждение занятий

Книги № 1,7- по2 шт

2

Общее цветоводство. Работы на пришкольной территории.

Практическая  работа: сбор семян, пересадка многолетников, перекопка клумб, высадка луковичных, заготовка почвенных смесей

Обсуждение занятий

Пакетики для семян-10 шт.,лопаты-7 шт..лейки-5 шт., луковицы растений. емкости для почвенных смесей

Книги №2,6-по 2 шт.

3

Декоративные растения цветников

Лекция

Обсуждение занятий

Книги № 4, 13 по 2 шт., изображения растений

4

Декоративные растения оранжерей и комнат

Беседа

Обсуждение занятий

Книги № 1,4,5, по 2 шт., изображения растений

5

Цветочно- декоративное оформление

Лекция, практическая работа-разработка проектов.

Обсуждение результатов проектной  деятельности

Книги №1,3,4,.13 – по 2 шт., 8 -2шт. 5-1 шт,бумага, ручки, карандаши, краски.

6

Работа на пришкольной территории

Практическая работа

Обсуждение результатов деятельности

Лопаты, грабли по 7 шт., семена и рассада  растений

7

Подведение итогов работы объединения

Выставка достиж. викторина

Обсуждение результатов работы.Викторина

Ц/д растения, проекты

                    Список использованной литературы.

1. Герасимов С.О, Журавлев И.М. Комнатное цветоводство ,М.: Нива России,

                                                                      1992 год

2.Гладкий И.П.,Тавлинова Г.К.,Многолетние цветы в садах и в парках, 1951 г

3.Громов А.Н.        Книга цветовода,М.: Колос , 1983 год

4.Журкова Е.Н., Ильина Е.Д.   Комнатные растения.М.: Нива России, 1992 г.

5.Киселев Г.Е.  Цветоводство, м.: Колос, 1964 год.

6.Киселев Г.Е. Декоративные многолетние растения, 1952 год

7.Кичунов Н.И. Цветоводство,М.: Колос, 1985.

8.Лунц Л.Б. Зеленое строительство, 1952

9. Макраме / под ред. Козленко Л.Г. М.: Нива России, 1995 год.

10.Николаенко Н.П. Семеноводство культур  открытого грунта, 1950 год.

11.Семенова А. Цветы: друзья и враги.Л.: ВО «Агропромиздат», 2002 год.

12.Тавликова Г.К. Приусадебное цветоводство, М.: Колос, 1983  год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Программа объединения дополнительного образования "Лоскуток".

Программа разработана для учащихся 5-6 классов....