Внеурочная деятельность "Шерстяные чудеса"
календарно-тематическое планирование по технологии (5, 6, 7 класс)

Чаанмай Алена Борисовна

рабочая программа для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherstyanye_chudesa.docx82.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  ДЛЯ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности  «Шерстяные чудеса»

2

Публичное наименование программы

Рабочая программа «Шерстяные чудеса»

3

Краткое описание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа «Чудеса из шерсти» художественной направленности. Функциональное назначение программы – общеразвивающее. Программа направлена на обучение детей валянию из шерсти. При разработке данной программы дополнительного образования соблюдены принципы, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания обучающимися: ознакомительный (1 год обучения).

4

Описание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа «Чудеса из шерсти» составлена с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований детского прикладного творчества, педагогической практики. При разработке программы «Чудеса из шерсти» учтены современные педагогические теории, технологии воспитательной работы в условиях учреждения дополнительного образования.

Новизна данной программы заключается в том, что она  дает возможность педагогам: -реализовать вариативно - программный подход в своей деятельности при разработке учебно-тематического плана;

-ориентироваться на различные возрастные и социальные группы, интересы и потребности педагогов, обучающихся и их родителей;

- организовать обучение учащихся по индивидуальному образовательному маршруту;

-использовать разнообразные, гибкие формы дополнительного образования, способствующие интеллектуальному, духовному и творческому развитию личности ребенка.

5

Учебный план

1. Образовательный модуль «Мир валяния»

2. Образовательный модуль «Сухое валяние из шерсти»

3. Образовательный модуль «Чудесная мастерская»

4. Образовательный модуль «Валяние из шести»

34 учебных недель, 1 часа в неделю,

всего в год -34 часов

6

Цель программы

Цели и задачи модульной программы: развитие творческих способностей учащихся и формирование эстетического восприятия окружающего мира через освоение технологии валяния из непряденой шерсти.

7

Ожидаемые результаты

В результате обучения по программе «Шерстяные чудеса», обучающиеся получают знания и практические навыки по изготовлению различных изделий, из различных материалов, что позволит им в будущем применять эти знания на практике как любое ремесло.

-Раскрывают заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками.

-Приобщение детей к искусству воспринимать прекрасное в жизни, раскрывать перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его.

-Приобщение детей к искусству, техники валяния (мокрое и сухое) оказывать влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования творческих способностей обучающихся.

8

Преподаватели

Чаанмай Алена Борисовна

9

Материально-техническая база

1. Кабинет технологии

2. Бытовые материалы

3. Инструменты для присособлений

4.Декоративно-прикладные приборы

5. Канцелярские принадлежности

Оглавление

Комплекс основных характеристик программы        

              Пояснительная записка        

Направленность (профиль) программы        

Отличительные особенности программы        

Адресат программы        

Объем программы        

Цель и задачи программы         

Методы обучения        

Тип занятия        

Формы обучения и режим занятий        

Срок освоения программы        

II. Комплекс организационно-педагогических условий

             2.1. Учебно-тематический план        

              2.2.Содержание учебно-тематического плана        

              2.3  Планируемые  результаты        

             2.4 Формы контроля и подведение итогов реализации программы

III. Комплекс организационно - педагогических условий        

             3.1. Календарный учебный график        

        3.2.Методические материалы        

             Список литературы        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Пояснительная записка

Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Занятия декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.

Валяние шерсти - (фетр: войлок.) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

Выполнение задание требует концентрации внимания, усидчивости и наблюдательности. Художественное освоение мира вступает для детей в качестве хорошо им понятной, интересной и доступной деятельности, которая увлекает их, побуждает активно и творчески действовать. В своих работах они используют различные художественные материалы, природные и подручные средства переходят от одного вида деятельности к другому, применяют разные приемы художественного отображения

близким им предметов и явлений окружающей действительности

1.1  Направленность модульной программы

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа «Чудеса из шерсти» художественной направленности. Функциональное назначение программы – общеразвивающее. Программа направлена на обучение детей валянию из шерсти. При разработке данной программы дополнительного образования соблюдены принципы, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания обучающимися: ознакомительный (1-2 год обучения).

Стартовый (ознакомительный) уровень данной модульной программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация модульной программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Каждый ребенок создаст свой оригинальный продукт, а главным критерием оценки  является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изготовления поделок может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Функциональное назначение программы – общеразвивающее.

1.2. Актуальность модульной программы

Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности.

В основе проектирования данной модульной программы «Чудеса из шерсти» учтены следующие  принципы:

-реализации свобода выбора программ и режима их освоения;

-соответствие модульной программы возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

-вариативность, гибкость и мобильность и разноуровневость (ступенчатость) программы;

-модульность содержания программы;

-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; -творческий и продуктивный характер модульной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа «Чудеса из шерсти» составлена с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований детского прикладного творчества, педагогической практики.

На сегодняшний день техника валяния (мокрое и сухое) достаточно актуальна и украсит любой интерьер.

Для развития ребенка заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к искусству, техники валяния (мокрое и сухое) оказывает влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования творческих способностей обучающихся. В результате обучения по программе «Чудеса из шерсти», обучающиеся получают знания и практические навыки по изготовлению различных изделий, из различных материалов, что позволит им в будущем применять эти знания на практике как любое ремесло.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из шерсти» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

Приказ Министерства просвещения  России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"  

Постановление Главного государственного санитарного  врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Мин обрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242  Устав МБОУ ДО «Свежий ветер». 

1.3. Отличительные особенности программы

Модульная программа представляет собой дидактическую конструкцию, состоящую из модулей, каждый из которых является относительно самостоятельной и завершенной информационной единицей, обустроенной соответствующим методическим обеспечением, и имеет свой уровень сложности. В модульной общеобразовательной программе художественной направленности представлены модули художественного содержания, целевые ориентиры которых по совокупности направлены на полноценное проявление интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка.

При разработке программы «Чудеса из шерсти» учтены современные педагогические теории, технологии воспитательной работы в условиях учреждения дополнительного образования.

Новизна данной программы заключается в том, что она  дает возможность педагогам: -реализовать вариативно - программный подход в своей деятельности при разработке учебно-тематического плана;

-ориентироваться на различные возрастные и социальные группы, интересы и потребности педагогов, обучающихся и их родителей;

- организовать обучение учащихся по индивидуальному образовательному маршруту;

-использовать разнообразные, гибкие формы дополнительного образования, способствующие интеллектуальному, духовному и творческому развитию личности ребенка.

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шерстяные чудеса» состоит из следующих образовательных модулей:

год обучения 

Образовательный модуль «Мир валяния».

Образовательный модуль «Сухое валяние из шерсти». 

Образовательный модуль «Чудеса шерсти». 

Модуль разработана с учетом личностно – ориентированного подхода в обучении и составлен так, чтобы каждый обучающийся имел возможность  

Педагогические принципы, лежащие в основе образовательной модульной  программы:  -принцип созидательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога.  

-Принцип наглядности, единства конкретности и абстрактного, рационального и эмоционального как выражение комплексного подхода.  

-Принцип связи обучения с жизнью.  

-Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.  

-Постоянный поиск новых форм работы и совершенствование технологии обучения.

1.4. Адресат модульной программы

Программа рассчитана на обучающихся 11-14 лет. Принцип набора детей в объединение свободный. Группы формируются разновозрастные. Количество обучающихся в группе первого и второго года обучения -  до 15 человек. Для обучающихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход в выборе учебных заданий в процессе обучения. Состав групп постоянный. Специального отбора не проводится. Комплектование групп проводится с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся. Наполняемость учебных групп:

1 год обучения: до 15 человек (ознакомительный уровень); 2 год обучения: до 15 человек (ознакомительный уровень).

Возрастные особенности средних школьников 

Основной состав детей относится к переходному возрасту. Современная тенденция личностно ориентированной педагогики предполагает индивидуальный подход ребенку. Дети этого возраста отличаются разным уровнем психо-физического развития, разбросом интересов и предпочтений, непредсказуемостью реакций, нестандартностью и неожиданностью некоторых суждений, оценок и выводов. Поэтому изучение окружающего мира для детей возраста 11лет наиболее эффективно строить, во-первых, на основе изучения таких дисциплин как география, история, биология, экология, изобразительное искусство и ,во-вторых, на самостоятельной продуктивной творческой деятельности детей.  

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.

                                              1.5. Объем программы

п/п

Год обучения, модуль

Количество часов

Количество недель

Количест во часов  в год

1 год обучения

1

 «Мир валяния»

34

1

34

2

 «Сухое валяние из шерсти»

34

3

 «Чудеса из шерсти»

 

34

 

1.6. Цели и задачи модульной программы

Развитие творческих способностей учащихся и формирование эстетического восприятия окружающего мира через освоение технологии валяния из непряденой шерсти.

Задачи:

Воспитательные (личностные)

1.Воспитывать         трудолюбие,         усидчивость,         терпение, настойчивость, аккуратность, экономичное отношение к используемым материалам, общую культуру труда;

2.прививать навыки работы в группе.;

3. поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

4.воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней;

5.сформировать объективное отношение к результатам своей деятельности, умение анализировать различные процессы совместного труда.  

Развивающие (метапредметные)  

1.Развить художественный вкус и цветовое восприятие;

2.развитие фантазию, воображение, изобретательность, пространственное и композиционное мышление;

3.развить внимание, усидчивость, наблюдательность, трудолюбие;  развивать творческое мышление.  

Обучающие (предметные)

1.Расширить познания в таких общеобразовательных дисциплинах, как изобразительное, декоративно-прикладное искусство, история, география, биология и экология;

2. научить всем приемам работы в технике валяния;

-обучить основным законам художественного творчества используемых для создания валяных изделий;

3.сформировать комплекс знаний в области валяния, включающие законы и правила трехмерного изображения, декоративные композиции, основу цветовой грамоты, технологических основ валяния (материалы, инструменты, приспособления и т.д.);научить пользоваться инструментами и материалами, используемыми при  сваливании шерсти.

1.7. Формы обучения и режим занятий

Формы обучения по модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (в соответствии с Уставом учреждения). Формы организации обучения

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения: - индивидуальная;

индивидуально-групповая;

групповая (или в парах);

фронтальная; - экскурсия;

конкурс.

 

Образовательная деятельность  

Формы организации

Учебная деятельность

          Теоретические и практические занятия,  тесты, презентации,  открытые занятия и т.д.

Воспитательная деятельность

         Выставки, защита проектов и т.д.

Педагогические технологии и формы организации образовательного процесса соответствуют целям и задачам программы, способствуют творческому развитию личности учащихся, формированию позитивных социальных интересов и позволяют индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведенных часов. Используемые современные образовательные технологии -Групповые.

-Личностно – ориентированное обучение.

Здоровьесберегающие технологии.  

-Информационные технологии.  

-Компетентностно-ориентированные технология:

-обучение в сотрудничестве;

-дифференцированный подход к обучению: используется в течение всего образовательного процесса.  

Игровые технологии.

 Режим занятий

 Занятия проводятся согласно расписанию учебных занятий (в соответствии с нормами СанПин):

1-2 год обучения –  1 раза в неделю  по 1  часа. Продолжительность учебного занятия 45 минут.  Между учебными занятиями предполагается перерыв 10 минут. Учебные занятия строятся с учетом психолого-педагогических и физических.

1.8. Срок освоения программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа «Шерстяные чудеса» реализуется за 1 учебных года:  

1 год обучения – 34  учебных часов (ознакомительный уровень);  

Запланированное количество учебных часов достаточно для освоения учащимися программы. Учебный процесс по данной программе начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебно-тематический план

1 год обучения

Основные характеристики модулей

 «Мир валяния» (материалы и инструменты, валяние изделий по шаблону)

Цель программы: формирование умений и навыки работы с различными материалами, применяемыми для изготовления игрушек и декоративных изделий.

Задачи модуля:

Ознакомить с правилами техники безопасности, личной гигиены при работе с иглой и шерстю;

ознакомить обучающихся с основными инструментами и вспомогательными материалами для работы с шерстью;

познакомить с основными видами шерсти и ее разновидносями; 

формировать познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства; - развивать умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку творческим работам;

формировать коммуникативные навыки в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

 «Сухое валяние из шерсти» (объемные изделия из шерсти- образы)

Цель программы: познакомить с традициями народных промыслов, с материалами и их свойствами, применяемыми для валяния из шерсти декоративных изделий.  Задачи модуля:

Обучить основным техникам: валяние иглами, валяние мылом, валяние с  помощью форм;

-обучить правильно и безопасно пользоваться инструментами во время работы;

-обучить тщательному продумыванию формы изделий, образов;

-развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

формировать навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-создать «ситуацию успеха» в творческой деятельности.

 «Чудеса валянии» (объемные изделия из шерсти – сувениры и подарки)

Цель программы: развитие у обучающихся художественного вкуса, воображения, изобретательности посредством декоративно- прикладного искусства. Задачи модуля:

ознакомить с основными приемами валяния;

-обучить техникам сухого и мокрого  валяния;

научить украшать, декорировать изделие при помощи бисера, бусин, паеток, ниток для вышивания и т.д.;

обучить навыку пользования иглой;

научить технике валяние различных изделий: декоративных панно,игрушек, аксессуаров к одежде;

развивать умение объективно оценивать собственную художественную деятельность; -развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - совершенствовать навыки в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

        

III. Комплекс организационно - педагогических условий

3.1. Календарно-тематическое планирование 5-7классов

 

п/п

Наименование разделов, тем

Формы  занятий\ форма контроля

«Мир валяния»

1

Вводное занятие

Учебное занятие.

Входный контроль.

2

Раздел 1. Материаловедение

Педагогические наблюдения.

Анализ подготовленности обуч-ся.

3

Материалы и инструменты

Учебное занятие

4

Раздел 2. Валяние изделий на шаблоне

Промежуточный анализ выполнения учебных, творческих работ

5

Виды шерсти, инструменты и принадлежности

Учебные занятия.

6

Цвет. Цветовой круг  

Учебное занятие

7

Основы композиции

Учебное занятие

8

Техника и приемы

изготовления полуобъемных и объемных изделий

Учебное занятие

9

Изделие «Круг»

Учебное занятие

10

Изделие «Цветочных узоров»

Учебное занятие

11

Изделие «Интересные шарики»

Учебное занятие

12

Изделие «Яблоко»

Учебное занятие

 

Образовательный модуль

«Сухое валяние из шерсти»

 

13

Серьги из шерсти

Промежуточный контроль. Анализ

выполнения учебных, творческих работ

14

Изделие «Брошь»  

Учебное занятие

15

Изготовления из фетра «Роза»

Учебное занятие

16

Панно Подсолнухи

Учебное занятие

17

Панно «Зимний пейзаж»

Учебное занятие

18

Орнамент узора «Узел счастье»

Учебное занятие

19

Валяние « Прихватки»

Учебное занятие

20

Чехол из телефона

Учебное занятие

 21

 Весенний пейзаж

 Учебное занятие

21

Украшение бусы

 

Тема №1. Вводное занятие  

Теория. Охрана труда на занятиях в мастерской. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Знакомство с программой 1-го года обучения, демонстрация образцов, знакомство с библиотекой кабинета.

Практика. Выполнение работы на свободную тему. Выявление среднего уровня ЗУН.

Раздел 1. Материаловедение

Тема №2. Материалы и инструменты, приемы работы

Теория. Познакомить с техникой рукоделия – фильцевание. Мокрое и сухое валяние. Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Материалы и инструменты для сухого валяния. Виды игл для фильцевания. Практика. Выполнение работы «Цветовой круг»

Раздел 2. Валяние изделий на шаблоне

Тема №3. Виды шерсти. Инструменты и принадлежности

Теория Виды шерсти. Краткая характеристика, разновидность, применение.

Практическая работа. Определение вида шерсти из предложенных образцов.

Инструменты и принадлежности, их эксплуатация.

Тема №4. Цветочный узоров.

Теория Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов.  

Практическая работа. Зарисовка цветового круга.  

 Тема №5. Основы композиции

Теория Основы композиции: правила и закономерности, пропорция. Композиционный и геометрический центры композиции. Статичная и динамичная композиция. Ритм, доминант, пропорция в композиции.

Практическая работа. Составление композиции.

Тема №6. Техника и приемы изготовления полуобъемных и объемных изделий

Теория Фильцевание, валяние и смешанная техника. Приемы изготовления украшений (фильцевание, валяние, смешанная техника). Полуобъемные, объемные украшения. Виды украшений: брошь, колье, бусы.  

Практическая работа. Определение техники (фильцевание, валяние, смешанная техника). Изготовление деталей.

 Тема №7. Изделие «Яблоко»

Теория. Сухое валяние при помощи шаблона.

 Практика. Изготовление брелок  «Яблока» сваляного на шаблоне.

Тема №8. Изделие «Серги из шерсти»

Теория. Принцип сваливаемости шерстяных волокон.

Практика. Изготовление изделия по образцу «Серги из шерсти»: подготовка основы, смешивание цветных кусочков шерсти.

Тема №9. Изделие «Брошь»

Теория. Плоские и рельефные мотивы в изделии.

Практика. Изготовление изделия по образцу «Брошь»: подготовка основы, валяние соединение деталей.

Тема №10. Изделие «Цветок»

 Теория. Приёмы работы с шерстью: скручивание, лепестков, отрыв.  

Практика. Изготовление изделия по образцу «Цветок»: подготовка основы, валяние лепестков соединение деталей.

Образовательный модуль «Сухое валяние из шерсти»

Раздел 3. Приемы изготовления объемных изделий

Тема №7. Изделие «Панно цветок Мак»

Теория. Соблюдение пропорций фигурки, учёт шерсти при валянии.

Практика. Сваливание изделия по эскизу «Панно цветок Мак»: подготовка основы, валяние  соединение деталей. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам. Выставка работ.  

Тема №8. Изделие «из фетра Роза»

Теория. Цветовая гамма. Размеры и пропорции цветы Роза.  

Практика. Изготовление изделия по образцу «Роза»: подготовка основы, валяние соединение деталей лепестков.

Тема №9. Творческий проект «Панно Подсолнух».

Теория.  Использование фетра. Разработка дополнительных деталей костюма. Знакомство с приемами декорирования изделий с помощью валяния.  

Практика. Изготовление изделия по собственному эскизу: подготовка основы, валяние лепестков, листьев,  соединение деталей, изготовление одежде.  

Тема №10. Изделие «Панно Зимний пейзаж»

Теория. Основы колористки: контрастные и сходные цвета, валяние на каркасе. Практика. Выполнение работы «Зимний пейзаж»: подготовка основы валяние.  Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам.

Тема №11. Изделие «Узел счастье»

Теория. Закрепление техники и приемов  изготовления объемных изделий по шаблону. Практика. Составление плана работы по видео и фотоматериалам. Тема № 12. Изделие «Прихватки»

Теория. Проработка деталей. Моделирование форм и фигурок.

Практика. Изготовление изделия по образцу «Прихватки»: выбор цветового решения подготовка основы, соединение украшении деталей.

Тема №13. Изделие «Чехол для телефона»

Теория. Разнообразные способы выполнения эскиза.

 Практика. Изготовление изделия по образцу «Чехол»: подготовка основы, валяние оформление украшении, соединение деталей.

Образовательный модуль «Чехол для телефона»

 Тема №14. Изделие «Весенний пейзаж»

Теория. Правильная раскладка шерсти. Создание фактурных элементов, рисунок по шерсти. Практика. Изготовление изделия по эскизу «Весенний пейзаж»: подготовка основы, валяние  оформление головы, соединение природной  деталей.

Тема №15. Изделие «Украшение бусы»

Теория. Изготовление изделий сухим способом  оформлении.

Практика. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам. Выставка работ. 

изделий. Техника и приёмы изготовления плоских изделий методом "сухого" валяния.

Тема № 20. Итоговое занятие

Теория. Анализ проделанной за год работы. Практика. Выполнение работы на выявление уровня ЗУН полученных за учебный год.

 

 

3.2.  Методическое обеспечение программы

Учебно – методическое обеспечение

Дополнительное образование детей в программе представляет собой единство методов образования, воспитания и развития личности ребенка.  Методическая литература:

Данкевич, Е.В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния / Е.В. Данкевич. - М.: АСТ, Сова, 2013. - 32 c.

Радченко, Анастасия Игрушки из шерсти методом сухого валяния / Анастасия Радченко. - М.: Феникс, 2015. - 64 c.

Смирнова Елена «Игрушка из шерсти шаг за шагом» Техника валяния. Серия ручной работы .- СПб. Питер 2012-128с ил.

Шинковская, Ксения Войлок. Все способы валяния / Ксения Шинковская. - М.: АСТПресс Книга, 2012. - 176 c.

Дидактическое обеспечение

Рисунок «Цветовой круг»;

Рисунок «Примерные сочетания цветов»;

Таблица «Виды шерсти»;

4.Информационные средства: художественная и научная литература, методическая литература, папки с иллюстрациями из интернета.

Наглядные средства обучения:

1.Разработки для проведения занятий: схемы, эскизы, наглядные пособия;

2.Образцы готовых изделий;

Дидактический материал: коробки разного цвета для хранения цветной шерсти, эскизы шаблонов изделий.  

Методы обучения

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный         (объяснения         сопровождаются демонстрацией         наглядного

материала;

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

-эвристический (проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы ее решения).

На основе единства активных методов обучения и развития творческой самостоятельности определены следующие методы работы.

-Метод поэтапного обучения. От освоения простейших технологий обработки материалов и выполнению практических работ по образцам с помощью педагога до конструирования сложных изделий по замыслу и коллективных композиций, где важны сотрудничество и взаимопомощь всех участников работы.

-Метод привлечения собственного опыта ребенка. Эмоционального, визуального, бытового. В программе практические задания каждой темы включают в себя как индивидуальные, так и коллективные задания, которые обеспечивают опыт творческого общения, сплочения детей, взаимопомощи и взаимоконтроля.

-Метод обсуждения и совместного анализа достижений и результатов занятия, выставки, конкурса.

Формы проведения занятий

При изучении программы «Шерстяные чудеса» приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Самостоятельная работа занимает основную часть изучения каждой темы. Так как обучающиеся подготовлены к восприятию материала, изучив предыдущие программы, возможно их обучение с применением информационно коммуникативных технологий.  

Каждая тема предваряется знакомством с теоретическим и практическим материалом с помощью видео и фото материалов, статей в учебных пособиях, знакомством с образцами.  

Теоретические занятия, на которых дети получают необходимые знания о декоративно-прикладном и народном искусстве, истории народных промыслов, о правилах безопасной работы. Теоретическая работа так же включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо изучать её постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его в практике.

 Практическая часть предваряется составлением обучающимися плана работы, выполняются эскизы изделий и отдельных элементов изделия. На последующих этапах выполняется работа, проводится самооценка и взаимо оценка. По мере изучения курса происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов

На занятиях используется следующий материал: наглядные пособия, иллюстрации, фотографии, готовые изделия; различные способы и формы занятий: беседа, рассказ, групповая и индивидуальная практическая работа, экскурсии.

Структура занятия:  

Организационная часть (5-10 минут). Инструктаж по технике безопасности, объявление темы. Организация рабочего места.  

Теоретическая часть (10-25 минут). Рассказ по теме урока (3-7 минут). Анализ изделия (3-5 минут).  

Показ приемов работы (3-15 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени).  

Практическая часть (45-60 минут).  

Гимнастика для глаз (3-5 минут).  

07Практическая часть. Продолжение (40-60 минут).  

Заключительная часть (6-10 минут). Подведение итогов урока, обсуждение того, что успели сделать, если меньше, то почему, анализ допущенных ошибок.  

Уборка рабочих мест (3-5 минут).  

Через каждые 45 минут необходимо делать 10-ти минутный перерыв. Время, затрачиваемое на каждый из этапов, зависит от возраста детей, их психофизиологических особенностей и возможностей, от сложности предлагаемой работы. 

 

Кадровое обеспечение

Занятия по данной программе проводит педагог дополнительного образования художественной направленности. Материально-техническое обеспечение  

Занятия проходят в кабинете обслуживающего труда, котором имеется 8 ученических рабочих мест и одно место педагога. Учебное оборудование кабинета включает доску, комплект мебели (письменные столы и стулья), инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий. 

Инструменты, необходимые для проведения занятий:

Иглы для фильцевания (№ 32 № 90), ножницы, непряденая шерсть, мохер, гребневая лента), поролон толщиной 5 см, швейные иглы, иголки для валянии, нитки, ножницы, клей, синтепон, саклка, бусины, фурнитура: глазки, крепления для серёжек, бус, брошек.

 

 

                                               Список литературы

Дмитриева-Макерова, Е. М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева-Макерова. - М.: Питер, 2008. - 104 c.

Журналы  «Ручная работа» Изд-во ООО «Бонниер Пабликейшенз». №  18, 2007, № 21, 2008, №  3, 13, 2009.            

Зельке, Карстен Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой / Карстен Зельке. - М.: Арт-Родник, 2014. - 80 c.

Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.: Эксмо, 2013. - 64 c.

Кнаке.Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство- М. : НиолаПресс, 2008 – 32с.

Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 96 с.

Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу

«Чудесные мгновения» М.: Агентство Дистрибьютор Прессы,2007. – 44 сЛюцкевич Л.

Игрушки в технике фильц. М., Эксмо, 2008, – 64 с.

Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008, – 64 с.

Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. М., Эксмо, 2009.- 62 с.  

Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё». – М «Астрея», 2007. – 42 с.

Пипер А. Шерстяные панно своими руками.- М.: Ниола-Пресс, 2007. – 48с Рудольф, Андреа Зверушки из войлока. Популярная техника сухого валяния / Андреа Рудольф , Мартина Хэфнер-Кесслер. - М.: Арт-Родник, 2014. - 32 c.

Смирнова, Е. Войлочные звери. Сухое валяние из шерсти / Е. Смирнова. - М.: Питер, 2015. - 128 c.

Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. – АСТ-Пресс Книга. Серия:

Золотая библиотека увлечений, 2011г. – 176 с.

Рекомендуемый список для обучающихся, родителей

1. Журналы  «Ручная работа» Изд-во ООО «Бонниер Пабликейшенз». №  18, 2007, № 21, 2008, №  3, 13, 2009. 2. Зельке, Карстен Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой / Карстен Зельке. - М.: Арт-Родник, 2014. - 80 c.

Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.: Эксмо, 2013. - 64 c.

Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. М., Эксмо, 2009.- 62 с.  

Рудольф, Андреа Зверушки из войлока. Популярная техника сухого валяния / Андреа Рудольф , Мартина Хэфнер-Кесслер. - М.: Арт-Родник, 2014. - 32 c.

Смирнова, Е. Войлочные звери. Сухое валяние из шерсти / Е. Смирнова. - М.: Питер, 2015. - 128 c.

 

Интернет- ресурсы:

http://community. livejournal. com/voilok_ru/ Шерстяная лампочка com/connections. html

http://www. wool-bulb. com/kak. html мастер-класс по мокрому валянию от yaroshok http://www. festivefibers. com/index. shtml http://www. feltcafe. net/drinkcozy.

                

Календарно - тематический план 5 класс

Раздел темы

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Водное занятие. Принятие правил работы в классе.

1

07.09

2

Знакомства правила техники безопасности

1

15.09

Мир валяние

3

Материалы и инструменты

1

22.09

4

Валяние изделий на шаблоне

2

29.09

06.10

5

Виды шерсти, инструменты и принадлежности

2

13.10

20.10

6

Цвет. Цветовой круг

2

27.10

10.11

7

Основы композиции.

2

17.11

24.11

8

Техника и приемы изготовления полу объемных и объемных изделий.

3

01.12

08.12

15.12

9

Изготовление зеленых листьев разными способами. Составление цветочных узоров

3

22.12

29.12

19.01

10

Изготовление цветочных узоров

3

26.01

02.02

09.02

11

Острый двуцветный лепесток. Составление цветочных элементов

3

16.02

02.03

09.03

12

. Круглый одноцветный лепесток. Составление цветочных элементов

3

16.03

23.03

06.04

13

Интересные шарики

2

13.04

20.04

14

Изделия «Яблоко»

2

27.04

04.05

15

Серьги из шерсти

Итоговая занятие

3

11.05

18.05

25.05

Календарно - тематический план 6 класс

Раздел темы

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Водное занятие. Принятие правил работы в классе.

1

07.09

2

Знакомства правила техники безопасности

1

15.09

Сухой способ валяния

22.09

3

Материалы и инструменты

1

29.09

4

Валяние изделий на шаблоне

2

06.10

13.10

5

Виды шерсти, инструменты и принадлежности

2

20.10

27.10

6

Цвет. Цветовой круг. Цветовая гармония, виды гармоний

2

10.11

17.11

7

Основы композиции: правила и закономерности, пропорция.

2

24.11

01.12

8

Изделия украшение «Брошь»

3

08.12

15.12

22.12

9

Валяние декоративных цветов маки

3

29.12

19.01

26.01

10

Изготовление цветочных узоров

3

02.02

09.02

16.02

11

Валяние декоративных цветов: розы

3

0203

09.03

16.03

12

Валяние декоративного панно «Подсолнухи».

3

23.03

06.04

13.13

13

Интересные шарики

2

20.04

27.04

14

Изделия «Зимний пейзаж».

2

04.05

11.05

15

Валяние украшение: бусы

Итоговая занятие

4

18.05

25.05

Всего

34

 

 

Календарно - тематический план 7 класс

Раздел темы

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Водное занятие. Принятие правил работы в классе.

1

06.09

2

Знакомства правила техники безопасности

1

13.09

Сухой способ валяния

3

Материалы и инструменты

1

20.09

4

Валяние изделий на шаблоне

2

27.09

04.10

5

Виды шерсти, инструменты и принадлежности

2

11.10

18.10

6

Цвет. Цветовой круг. Цветовая гармония, виды гармоний

2

25.10

08.11

7

Основы композиции: правила и закономерности, пропорция.

2

15.11

22.11

8

Изделия украшение «Брошь»

3

29.11

06.12

13.12

9

Панно орнамент узоров

3

20.12

27.12

17.01

10

Панно  «Узел счастья»

4

24.01

31.01

07.02

14.02

11

Валяние «Прихватки»

3

21.02

28.02

14.03

12

Изделия из фетров чехол для телефона

3

21.03

04.04

11.04

13

Украшение чехлов

1

18.04

14

Изделия «Весенний пейзаж».

2

25.04

02.05

15

Валяние украшение: бусы

3

16.05

23.05

30.05

Всего

34

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеурочного мероприятия по немецкому языку «Поле чудес»

Сценарий внеурочного мероприятия по немецкому языку «Поле чудес» по теме "Литература Германии" предназначен для обучающихся 9 класса...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги"

      Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...

Внеурочная деятельность "Чудеса света" - 14.10.2015

Презентация  к занятию по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла наров России"...

Выступление на педсовете "Формирование УУД на занятиях по внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"

Воспитывать трудолюбие, старательность, прививать интерес к данному виду работы, аккуратность при работе с клеем и ножницами, воспитывать любовь к близким, желание сделать подарок к празднику своими р...

Программа внеурочной деятельности "Чудеса в пробирке"_7 класс

Программа внеурочной деятельности "Чудеса в пробирке"_7 класс...

Методическая разработка внеурочного занятия «Чудеса света - Колизей».

Методическая разработка внеурочного занятия "Чудеса света - Колизей"...