Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса химии в повседневной жизни человека» 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)
Программа курса
внеурочной деятельности
«Чудеса химии в повседневной жизни человека»
9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса химии в повседневной жизни человека» 9 класс | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
внеурочной деятельности
«Чудеса химии в повседневной жизни человека»
9 класс
срок реализации 1 год
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса
Предметными результатами освоения курса являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты, химические рекции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и проверять химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами освоения программы является:
- в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за рассийскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 1 часу, всего 35 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
4. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего | В том числе | ||
Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | |||
1 | Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком | 2 | 1 | 1 | |
2 | Вода | 2 | 1 | 1 | |
3 | Смеси в жизни человека | 2 | 1 | 1 | |
4 | Поваренная соль | 2 | 1 | 1 | |
5 | Химия пищи | 6 | 1 | 1 | 4 |
6 | Спички | 1 | 1 | ||
7 | Бумага | 3 | 1 | 1 | 1 |
8 | В мире красок и карандашей | 2 | 1 | 1 | |
9 | Стекло | 2 | 1 | 1 | |
10 | Керамика | 2 | 1 | 1 | |
11 | Химия стирает, чистит и убирает | 4 | 1 | 3 | |
12 | Химия – хозяйка домашней аптечки | 2 | 1 | 1 | |
13 | Химия – помощница садовода | 2 | 1 | 1 | |
14 | Химия и ювелирные украшения | 2 | 1 | 1 | |
15 | Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии | 1 | _ | _ | _ |
16 | Итого | 35 | 14 | 2 | 18 |
Программа
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Вода (2 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (2 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи (6 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Тема 6. Спички (1ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Тема 7. Бумага (3ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 9. Стекло (2 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 10. Керамика (2 ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч).
Календарно-тематическое планирование (35 часов)
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения занятия | ||
35 | По плану | По факту | |||
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч). | |||||
1 | Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека. | 1 | |||
2 | Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса. | 1 | |||
Тема 2. Вода (2 ч). | |||||
3 | Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. | 1 | |||
4 | Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников. | 1 | |||
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч). | |||||
5 | Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека. | 1 | |||
6 | Практическая работа № 3: Самодельные духи. | 1 | |||
Тема 4. Поваренная соль (2 ч). | |||||
7 | Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности. | 1 | |||
8 | Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка. | 1 | |||
Тема 5. Химия пищи (6 ч). | |||||
9 | Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. | 1 | |||
10 | Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. | 1 | |||
11 | Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле. | 1 | |||
12 | Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах. | 1 | |||
13 | Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков. | 1 | |||
14 | Урок - семинар | 1 | |||
Тема 6. Спички (1ч). | |||||
15 | Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России. | 1 | |||
Тема 7. Бумага (3ч). | |||||
16 | От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. | 1 | |||
17 | Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги. | 1 | |||
18 | Урок - семинар | 1 | |||
Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч). | |||||
19 | Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. | 1 | |||
20 | Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов. | 1 | |||
Тема 9. Стекло (2 ч). | |||||
21 | История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол. | 1 | |||
22 | Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол. | 1 | |||
Тема 10. Керамика (2 ч). | |||||
23 | Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики. | 1 | |||
24 | Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины. | 1 | |||
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч). | |||||
25 | Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. | 1 | |||
26 | Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях. | 1 | |||
27 | Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды. | 1 | |||
28 | Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани. | 1 | |||
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч). | |||||
29 | Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства. | 1 | |||
30 | Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов. | 1 | |||
Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч). | |||||
31 | Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. | 1 | |||
32 | Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв. | 1 | |||
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч). | |||||
33 | Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью. | 1 | |||
34 | Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов. | 1 | |||
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч). | |||||
35 | Урок обобщение. | 1 |
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
- составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
- нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
- видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
- видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
- составе стекла, видах стекол и способах их получения;
- истории возникновения керамики и ее видов;
- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:
- применять методы качественного и количественного анализа;
- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
- составлять отчет о проделанном эксперименте.
Примерные темы проектных работ учащихся
- Имеет ли вода память.
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- БАД. Минералы, необходимые человеку.
- Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
- Продукты, старящие организм.
- Отравление препаратами бытовой химии.
- “Соляные бунты” в России.
- Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
- История бумажных денег.
- История спичек.
- Реставрация знаменитых картин.
- Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
- Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
- Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
- Выращивание растений на питательных растворах.
- Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
- История ювелирных украшений: от древности до наших дней.
Литература
- Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
- Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.
- Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.
- Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
- Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
- Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.
- Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.
- Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.
- Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.
- Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.
- Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"
Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...
Элективный курс "Химия и повседневная жизнь человека"
Элективный курс...
Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс
Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...
Программа элективного курса по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека”
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не тол...
Рабочая учебная программа по элективному учебному предмету «Химия в повседневной жизни человека»
Электив...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....