Развитие познавательной и деловой активности обучающихся
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

В статье проанализирована важность развития познавательной и деловой активности у обучающихся основной общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной и деловой активности обучающихся

Аннотация. В статье проанализирована важность развития познавательной и деловой активности у обучающихся основной общеобразовательной школы.

Ключевые слова: познавательная активность, деловая активность, развитие познавательной и деловой активности.

Савичева М.В.

XXI век – век новых коммуникационных технологий. А это значит, что современный ребёнок постоянно находится в мире электронной культуры. Соответственно, меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

На протяжении всего периода развития науки и существования школы, многие ученые и педагоги были заинтересованы в проблеме познавательной и деловой активности. Это связано с тем, что при развитии познавательной и деловой активности формируются такие качества как самостоятельность, организованность, трудолюбие, усердие и желание довести работу до конца.

Прежде всего, приступая к рассмотрению вопросов развития познавательной и деловой активности, следует рассмотреть термин «активность», а затем обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная и деловая активность».

Данный термин широко описан в научной литературе, но невзирая на широкое распространение в психолого-педагогической теории и практике, понятие «активность» в конечном итоге является сложным и спорным для исследователей. С одной стороны, понятие «активность» сравнивают с деятельностью, с другой – результатом деятельности, также существует мнение, что понятие «активность» более широкое, нежели «деятельность» [3]

В словаре русского языка определение «активность» имеет значение, как энергичной деятельности, либо деятельное участие в чем-либо. Также понятие «активность» используется как синоним понятия «деятельность» в разговорной речи и литературе. Всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика в физиологическом смысле традиционно рассматривается как понятие «активность». Как источник поддержания или преобразования ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Это реакция живых организмов на внешние раздражения. Активность живых существ изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития.  У человека это способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Активность приобретает особое значение как важное качество личности.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть понятие «познавательная и деловая активность».

Творчески работающие учителя, применяющие новые методики в работе, успешно формируют и развивают интересы обучающихся в разнообразной деятельности, тем самым обогащают личность и воспитывают активное отношение к жизни. Познавательная активность в педагогике определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [1]

Качество личности человека, связанное с высокой ответственностью за результаты труда и за качество всего процесса деятельности, называется деловой активностью. Чаще всего термин «деловая активность» применяется к сферам управления, хозяйственной и экономической деятельности. Благодаря людям с развитой деловой активностью, зависит организованность и успешность предприятия, так как «деловая активность» подразумевает высокую осведомленность владением информацией в сфере труда и профессионального поля деятельности [2]

«Познавательную и деловую активность» в технологическом образовании педагоги-психологи ассигнуют как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие обучающихся в средней общеобразовательной школе и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Кроме того, «познавательная и деловая активность» положительно влияет на развитие личности и логическое мышление.

Д.Б. Эльконин отмечает, что «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

В результате проведенного анализа, «познавательную и деловую активность» школьника можно определить, как меняющееся свойство личности, которое даёт толчок в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности.

На сегодняшний день, исследователи до сих пор не пришли к общепризнанному пониманию структуры «познавательной и деловой активности», отсутствует единая, рациональная система выделения показателей и критериев оценивания.

Исследования многих источников показали, что наиболее обосновано выделение авторами следующих компонентов структуры «познавательной и деловой активности»: эмоциональный, мотивационный, содержательно-процессуальный, волевой и компонент социальной ориентации.

Познавательную активность Д.А. Маловичко определяет единством четырех её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что для улучшения показателей эффективности и результативности процесса образования обучающихся, большое значение имеет познавательная и деловая активность, так как она побуждает развитие самостоятельности, подталкивает к самообразованию, развивает поисково-творческий подход к овладению содержания образования обучающихся.

Библиографический список

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист. – 1998. – № 2. – С.30–33, № 3. – С. 31–35, № 4. – С. 30–33.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. – Издат. центр «Академия»,2005. – С.425.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и активности на уроках географии

Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества урока и знаний возможно использование различных форм и методов обучения....

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Развитие познавательной и творческой активности на уроках информатики

Приемы, направленные на развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках информатики...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

«Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучающихся».

 Использование средств новых информационных технологий в качестве средства обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество, способствует повышению твор...