Развитие познавательной и творческой активности на уроках информатики
статья по информатике и икт по теме

Евсикова Марина Валерьевна

Приемы, направленные на развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательной и творческой активности на уроках информатики»

Познавательная и творческая активность обеспечивает познавательную и творческую  деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.

Педагогическое осмысление проблемы на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной и творческой активности учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия:

  1. между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;
  2. между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;
  3. между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Развитие познавательной и творческой

активности учащихся на уроках информатики.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации,  основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции  создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания школы при дальнейшем получении образования, является положительным внутренним мотивом.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного, творческого  интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов  ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.

Развитие познавательных и творческих интересов на уроках информатики я стараюсь обеспечивать каждый урок, ставя перед собой и выполняя следующие задачи:

  1. содержание учебного материала;  
  2. виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
  3. активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
  4. искусство учителя, как лектора, оратора;
  5. искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
  6. создание благоприятного психологического климата.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют мне организовывать разные по содержанию и форме уроки: урок-экскурсия «Компьютеры: прошлое, настоящее, будущее»; деловая игра «Покупка компьютера»; исследовательский проект  «Погода в нашем селе»; практикум-семинар «Никто не проскочит, никто не пройдет» (антивирусная защита).

Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, отстроченная задача. Например, трудно мотивировать изучение раздела «Кодирование информации». Для этого вспоминаю следователя А. Турецкого в сериале «Марш Турецкого», делаю вывод: поиск преступника, раскрытие преступления – прежде всего решение логической задачи. Рассказываю, что компьютер каждое мгновенье тоже решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И обещаю учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов мы будем проверять с помощью программы MS Excell, а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты, решать некоторые математические задачи.  

При изложении нового материала привожу яркие примеры-образы, которые обязательно запечатлеются в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.

Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся. Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор становятся предельно простыми, когда их сравниваем с характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья – разрядность,  скорость вращения – тактовая частота; оперативную память – можно сравнить с камерой хранения в супермаркете; простое электронное письмо – с открыткой, вложенное -  письмом в конверте и т.д.

Виды и формы урока также играют немаловажную роль. Однажды мне удалось с помощью простенькой десятиминутной игры разбудить в учениках настоящий, и заодно  достигнуть дидактических целей самоконтроля и самооценки. Изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Пришлось для этой операции и маленькую теорию изложить в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и игру небольшую придумать – «Секрет». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет послание, а затем прячут его в любой папке  (как в детской игре прячут «Секрет»). Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого учащиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание. Оказалось, что найти файл – просто дело чести для каждого. И сколько было радости, когда файл был найден, и веселья, когда прочитан. Но были и «неправильные» записки. Тогда ученик не мог найти файла и частенько «по-свойски» высказывал предыдущему товарищу, что о нем думает. Но обид не возникало, так как всем было уже интересно «А как найти такой файл?» И это уже решали сообща, потому что найти файл, о котором почти ничего не известно – тоже решаемая задача.

Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся.

При организации самостоятельной работы уделяю особое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).

Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию).  На уроках информатики  применяются следующие виды творческих заданий:

  1. составление задач учащимися;
  2. конструирование обратных задач;
  3. творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
  4. конкурсы «Лучший рисунок», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п.
  5. реферат;
  6. доклад;
  7. составление кроссворда по теме;
  8. разгадывание ребусов по информатике;
  9. составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы;
  10. участие в окружных и всероссийских конкурсах («Новый взгляд», «Мой шаг в информационный мир», «Волны времени», конкурсы презентаций, «Интернешка», «Познание и творчество»), «10 кадров» и др.
  11. проект - создание учащимися готового программного продукта.

Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

  1. уровень мотивации учащегося;
  2. оригинальность метода решения;
  3. творческая фантазия;
  4. оригинальность оформления;
  5. уровень использования межпредметных связей;
  6. умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.

При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности учащихся.         

Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.

Внеклассная работа по информатике – предметная неделя, участие в конкурсах.

  1. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и  трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание. Мы участвовали  в окружных и всероссийских конкурсах («Новый взгляд», «Мой шаг в информационный мир», «Волны времени», конкурсы презентаций, «Интернешка», «Познание и творчество»), «10 кадров» и др.

Выводы и практические рекомендации.

Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:

  1. Успех в работе по развитию познавательной и творческой активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
  2. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной и творческой активности.
  3. Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
  4. Работая над развитием познавательной и творческой активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
  5. Важным педагогическим условием развития познавательной и творческой активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.
  6. Для решения задачи развития познавательной и творческой активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).
  7. В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной и творческой активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
  8. Для решения задачи развития познавательной и творческой активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае, возможно, научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.
  9. Подчеркивая достоинства предлагаемых нами условий развития познавательной и творческой активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Наше исследование показало, что успех в решении задачи развития познавательной и творческой активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Мотивы

Познавательная, творческая деятельность

Познавательная, творческая активность

Познавательный, творческий интерес



Предварительный просмотр:

Повышение уровня учебной мотивации на уроках информатики.

На уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупят этот фактор и это надо учитывать. “Чем выше уровень развития страны, тем более интенсивно происходит процесс, получивший название “информатизация”. Его конечной целью является формирование общества, в котором живут и работают информационно грамотные люди, умело использующие компьютерные системы и технологии. Если вы не будете обладать необходимым уровнем информационной культуры, то жить в информационном обществе будет нелегко”.

“Человек, не знакомый с компьютером, может оказаться совершенно не приспособленным к жизни в наш век новых информационных, компьютерных технологий».  “Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе”. А можно сказать так: знание компьютера нужно не каждому, а только тому, кто хочет быть образованным. Ну а кто ж не хочет? И даже если не хочет, закон об обязательном общем образовании никто не отменял. Как и то, что человек не может жить вне общества и должен подчиняться его требованиям. Но это принужденческая мотивация. Конечно, это не розги, которыми наказывали нерадивых учеников прошлого века, но все равно здесь нет обращения к внутренней, личной потребности учащегося изучать данный школьный предмет.  

Отметим и то, что с подобной мотивацией учащийся сталкивается при изучении практически каждой школьной дисциплины: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (химии, биологии, истории, … — подставляйте сюда любой предмет из школьного расписания)”. А в реалии дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей вузов. Так что данный прием создания мотивации представляется малоэффективным.

Однако внутренняя мотивация у школьников к изучению информатики есть. Ведь, как отмечалось в предыдущей лекции, редко можно услышать от школьника фразу “Зачем мне информатика, я не собираюсь быть тем-то и тем-то?”. Обычно такой протест у учеников по отношению к информатике возникает, когда в ее изучении есть какой-то перекос, например, в сторону математических аспектов информатики (глубокое изучение таких разделов, как теория алгоритмов, математическая логика, методы вычислений и т.п.). По-видимому (по крайней мере это мнение разделяется многими исследователями), мотивом к изучению информатики в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. И авторы многих сегодняшних учебников хорошо знают, что привлекательность курса информатики обеспечивается именно компьютерной составляющей. Поэтому в мотивационных введениях к своим учебникам они вместо объявления целей и задач курса информатики, продиктованных социальным заказом, делают ставку именно на компьютерную компоненту. Вот соответствующие цитаты.

“О чудесных возможностях компьютеров наслышаны все. Да и сами они уже давно не в диковинку. Конечно, вам хочется познакомиться с ними поближе. И в первую очередь научиться применять компьютер для решения разнообразных задач.    “Вы начинаете знакомство с новым для вас предметом — информатикой. Часто думают, что информатика — это о том, как работать на компьютере. Да, конечно, и об этом тоже, но только на первый взгляд, если не пытаться разобраться, зачем надо уметь работать на компьютере и почему компьютер стал предметом чуть ли не первой необходимости для ваших родителей, старших братьев и сестер, многих знакомых вам людей. На самом деле дисциплина эта настолько многогранна, что четко определить ее границы практически невозможно.

Информатика — область человеческой деятельности, связанной с процессами хранения, преобразования и передачи информации. Ваша задача в процессе изучения информатики — не только научиться пользоваться компьютером, но и осознать его возможности, определить роль, которую он играет в нашей жизни, понять, какую помощь он может оказать вам при исследовании окружающего мира”.

При такой мотивации истинные цели и задачи изучения курса информации остаются скрытыми от школьников. Вопрос в том задании собственно и состоял в том, почему это происходит. Выше мы фактически сформулировали ответ на этот вопрос: авторы хотят достичь максимального эффекта в создании мотивации, а таковой дает обращение к внутренним мотивам обучения. Для школьников сегодня таким внутренним мотивом является изучение возможностей компьютерной технологии.

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, информатики.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.

Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Отметим, что апелляция к собственному опыту учащихся всегда сопровождается, как говорят психологи, рефлексией, т.е. анализом собственных действий, собственного состояния, своих ощущений. Это накладывает определенные ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации, в частности, уже потому, что такая рефлексия должна вызывать положительные эмоции.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

Этот прием применяется настолько часто и широко, что мы не будем на нем подробно останавливаться, а лишь приведем один пример его использования в учебнике. Созданием модели завершается первый этап решения задачи с помощью ЭВМ. Для того чтобы ЭВМ произвела необходимые вычисления и получила ответ, нужно составить для нее четкую инструкцию, строго указать необходимую последовательность действий. Такая инструкция называется алгоритмом решения задачи. Составление алгоритма — второй этап решения задач с помощью ЭВМ. Значит, теперь нужно научиться составлять алгоритмы для ЭВМ. О том, как составлять алгоритмы, и рассказывается в этой главе.

Как мы видим, учащимся объявляется: чтобы научиться применять компьютер к решению задач, придется познакомиться с понятием алгоритма и овладеть умениями создавать алгоритмы.

Прием третий: создание проблемной ситуации

В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации. Вот соответствующий пример.

Тема урока. Компьютерное моделирование физических процессов.

Цель урока. Ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. Подготовить компьютерный эксперимент с моделью движения тела в среде с сопротивлением.

Учитель. Каждый из вас не раз, наверно, попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий дождь. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся, скажем, с высоты 8 км. На уроках физики вы получали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая:     v = v(2gh),

где h — высота, с которой тело начинает движение к поверхности Земли. Поскольку мы только хотим прикинуть скорость, будем считать g ? 10 м/с2. (Ученики подсчитывают скорость и получают значение v ? 400 м/с.)

Учитель. Но капля, летящая с такой скоростью, подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого, однако, не происходит. В чем же дело?

Прием четвертый: использование занимательного сюжета

Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

Прием пятый: ролевой подход

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме. Впрочем, ролевой подход мотивационно используется и во многих других ситуациях.

Примеры:

1.“Представьте себе, что у вас есть небольшая фирма по выдаче напрокат видеофильмов. К вам постоянно обращаются клиенты в надежде получить интересующую их запись. Кому-то требуется последний хит сезона, у кого-то есть любимый актер, другие испытывают ностальгию по музыке давно прошедших лет. Вы, скажем, не бедствуете. Одно удручает вас: все-таки медленно обслуживаются клиенты, поскольку нелегко в длинных списках отыскать нужное название. Мало помогают и выложенные на прилавок списки записей».  Это начало параграфа, посвященного рассказу о базах данных. 2.“Представьте, что вы стали директором завода и, изучив спрос, решили организовать участок для производства двух видов товаров повышенного спроса — мясорубки и скороварки. Для краткости обозначим эти товары буквами “A” и “Б”. Допустим, что вам удалось заключить договоры с другими предприятиями на поставку ресурсов (металла, электроэнергии и т.п.) и выделить определенное число рабочих. Изучение рыночной конъюнктуры позволило определить минимальные объемы производства для каждого изделия. Всякий хороший директор стремится к тому, чтобы прибыль была наибольшей. Будем считать это и вашей задачей”. По этому вступлению даже не скажешь, что речь пойдет об использовании табличной формы представления данных.

Прием шестой: деловая игра

Деловую игру можно рассматривать как развитие ролевого метода: в деловой игре у каждого участника своя вполне определенная роль. Однако организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки. Приведенный список приемов создания локальной мотивации вовсе не претендует на полноту и завершенность. Да и каждый из этих приемов мог бы быть подвергнут еще большей детализации. Но нам представляется, что это каждый читатель сделает уже сам, руководствуясь своим педагогическим вкусом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

Инавационный опыт по теме "Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время".

Значимость данной темы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, преобразовать знания, уметь ориентироваться на рынке труда....

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...