«Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучающихся».
статья по теме
Использование средств новых информационных технологий в качестве средства обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество, способствует повышению творческой и познавательной активности обучаемых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучащихся».
В настоящее время преподаватели активно разрабатывают и применяют современные информационные технологии в преподавании курса спецдисциплин в следующих формах:
1. Создание и применение в обучении видеопособий для подготовки к урокам, активных лекционных демонстраций, постановки видеозадач для решения в группе.
2. Решение типовых задач на компьютере.
3. Компьютерные программы тестирования знаний по предметам.
Как показывает опыт использования таких разработок в учебном процессе:
- повышается наглядность обучения;
- поднимается познавательная активность;
- реализуется творческий потенциал обучаемых;
- позволяет обучаемым глубже понять сущность тех или иных явлений;
- обучает решать задачи с применением современных средств вычислительной техники.
В настоящее время идёт процесс накопления методических разработок, базы заданий обучаемым, компьютерных программ и видеоматериалов. Проводится работа по систематизации, апробации и выработке рекомендаций по внедрению в учебный процесс имеющихся компьютерных видеопособий.
Преподаватель, освоивший средства информационных технологий и их использование в образовательном процессе, меняет роль источника информации на посредника, который помогает обучаемым её приобретать. От применения учебных компьютерных и видеопрограмм на уроках преподаватель переходит к работе в компьютерных средах, характерных созданием дидактического файлового материала, к созданию видеомонтажа к занятиям, при создании которых он старается учесть уровень класса и содержательную линию урока. Это влияет на творчество и самообразование преподавателя, он находится в постоянном поиске новых методических разработок при использовании и внедрении новых информационных технологий на своих занятиях.
Применяя на уроках компьютер и мультимедийный проектор, появилась возможность использования мультимедийных обучающих программ. Следует выделить ряд существенных факторов, повышающих при этом эффективность обучения:
- Позволяет индивидуализировать обучение.
- Повышает активность учащихся.
- Помогает интенсифицировать обучение.
- Повышает мотивацию учения.
- Создаёт условия для самостоятельной работы.
- Создаёт комфортную среду обучения.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями учащегося к самоопределению и самовыражению в условиях современного этапа информатизации.
Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах. Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д. При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов и т.д.). В своей работе я использую обычные традиционные технологии ведения урока теоретического обучения, использую интерактивные и компьютерные технологии. При использовании интерактивной технологии обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, а стараюсь побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей становится создание условий для их инициативы. Я выполняю функции помощника в работе, одного из источников информации. В своей работе я уже несколько лет использую эту технологию. Она себя оправдывает, особенно при выполнении письменных квалификационных и зачетных работ. Обучающиеся получают задания, находят литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки электронной презентации. Во время всей подготовительной работы обучающихся, я выступаю в роли консультанта. На втором этапе - разработки презентации в роли консультанта и помощника по работе с компьютером. Третий этап – это защита презентации. В ходе такой работы обучающиеся глубже изучают тему, или раздел темы, вырабатывают навыки работы с литературой, текстом, компьютером.
В своей работе я особое внимание уделяю использованию компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. К сожалению, в настоящее время очень мало электронных учебников по дисциплинам специального цикла, поэтому приходится разрабатывать и создавать электронные презентации по этим предметам. В настоящее время я уже имею опыт создания электронных презентаций, и для себя определил критерии, которые необходимо учитывать при создании и разработке учебных компьютерных презентаций. Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей информационных технологий, реализация которых создаёт предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:
- незамедлительная обратная связь между пользователем и информационными технологиями;
- компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов
- архивное хранение достаточно больших объёмов информации с возможностью её передачи, а также лёгкого доступа и обращения;
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.
Наряду с этим компьютер предоставляет возможность преподавателю и обучающемуся подключаться к демонстрации, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал; управлять и моделировать процессы, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п. Таким образом, в ходе применения информационных технологий в своей работе, я пришёл к выводу, что более эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование мультимедиа в течении всего урока неэффективно, проще и легче использовать фрагменты или конкретный вопрос. Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков-зачетов а также уроков-семинаров, игр. Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.
Можно также использовать видеокамеру и смонтировать видеофильм и наглядно продемонстрировать принцип работы того или иного механизма. Видеофильм - самое распространенное техническое средство обучения, позволяющее демонстрировать объекты и явления в движении, развитии, анализировать и обобщать материал, а также осуществлять переход от конкретного восприятия к абстрактному. С помощью учебного фильма можно выделить основное и скомпоновать процессы не в естественной последовательности, а так, как это наиболее удобно для понимания их характера. В восприятии звукового фильма активно участвуют и зрение, и слух. Однако временность воздействия на органы зрения и слуха выгодно отличает учебный видеофильм от других средств обучения, позволяет решать важные дидактические задачи. Показ видеофильмов не требует особых условий: преподаватель, остановив в любой момент видеофильм, может ответить на вопросы учащихся или прокомментировать действия в кадре, а также проконтролировать восприятие и усвоение учебной видеоинформации. Фрагменты данного учебного фильма, плохо воспринимаемые учащимися, можно неоднократно повторить, более доходчиво прокомментировать. Использование видеофильмов способствует решению нескольких задач. В процессе анализа содержания тех или иных кадров (по ходу их демонстрации) учащиеся подводятся к выводам и обобщения, а также к установлению причинно-следственных связей.
Вышеперечисленные возможности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей. Таким образом, достигаются следующие педагогические цели:
- развивается личность обучаемого и подготавливается к комфортной жизни в условиях информационного общества;
- развивается мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, интуитивное, творческое и теоретическое);
- эстетическое воспитание (например, за счёт компьютерной графики, технологии мультимедиа);
- формируются умения принимать оптимальные решения или предлагать варианты решений в сложных ситуациях (например, за счёт использования компьютерных игр, тренажёров, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формируется информационная культура, умение обрабатывать информацию (например, за счёт различных графических и музыкальных редакторов).
Использование средств новых информационных технологий в качестве средства обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество, способствует повышению творческой и познавательной активности обучаемых.
Список литературы.
- “Актуальные проблемы информатизации профессионального образования”, материалы республиканской научно-практической конференции, Казань РИЦ “Школа”, 2006г -152 с.
- Апатова Н.В. “Информационные технологии в школьном образовании”, М; изд-во РАО, 1994 г -228с.
- Беспалько В.П. “Программированное обучение: Дидактические основы”, М “Высшая школа”, 2007 г.
- Захарова И.Г. “Информационные технологии в образовании”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 192 с.
- Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 272 с.
- Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. “Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения”, Томск, изд-во ТПУ, 2003 г.
- Фокин Ю.Г. “Теория и технология обучения: деятельностный подход”, М, Издательский центр “Академия”, 2006 г – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74440.jpg)
Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"
Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/02/picture-730644-1451739624.jpg)
"Инновационные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках естествознания»
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Инновационные технологии в образован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907535-1490097683.jpg)
Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907535-1490097683.jpg)
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1184845-1573043977.jpg)
Консультация: «Игровые технологии как средство повышения познавательного интереса и творческой активности у младших школьников»
laquo;Без игры нет и не может бытьПолноценного умственного развития.Игра – это искра, зажигающая огонекПытливости и любознательности»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-673977-1601409473.jpg)
статья "Использование информационно-коммуникационных технологий- как средство повышения познавательной активности учащихся"
Работа учителя неразрывно связана с новыми информационными технологиями, которые мы используем на любом предмете и на любом уроке. Я хочу поделиться своим опытом создания таких уроков. Возможно, кому-...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-992799-1618976320.jpg)
Применение технологии КСО на уроках технологии как средство повышения познавательной активности учащихся
Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого....