"Реализация практической части модулей в различных условиях. "
статья по технологии
Как совместить традиции и инновации на уроках технологии? Стоит ли отказываться от хорошо отработанных методик? Что делать, если школа не оборудованна? Эти и многие другие вопросы задают учителя технологии по всей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hrapova_koferentsiya_vystuplenie.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Храпова Анна Владимировна
Учитель технологии ГБОУ школа №589
Преподавание технологии в школе: традиции и инновации.
Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, должен позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь. За последние 10-15 лет произошли в уроке и вокруг него научно-педагогические и методические изменения. Насколько он теперь способен решать поставленные задачи?
В современном обществе происходило становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная (классно-урочная); модель технологизации образования; модель компетентностного подхода.
И сегодня мы все чаще говорим не о внедрении той или иной технологии, а об использовании элементов технологии, гармоничной составляющей, способствующей достижению конкретных целей урока. Но время не стоит на месте, и сегодня успешно внедряется третья модель – модель компетентностного подхода, который является особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:
- базовые компетенции;
- опыт ребёнка;
- умение решать жизненные ситуации;
- психолого-педагогические ситуации и другие.
Обратите внимание на термин «Компетенция» – она включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".
Мы помним, что основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:
- Социальная
- Коммуникативная
- Предметная
- Информационная компетентность
- Продуктивная
- Нравственная и другие.
Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе и называется компетентностным подходом. Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Новации перерастают в инновации, традиции не сдают позиции. Как быть учителю в такой ситуации?
Современная педагогическая наука и передовая школьная практика определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих не уничтожению, а усовершенствованию традиционных подходов к обучению. Я склонна выделить два основных подхода:
- Использование инноваций в рамках традиционного урока.
- Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.
В зависимости от целеполагания конкретного урока, каждый учитель на любом его этапе или на уроке в целом вправе избрать оптимальные педагогические технологии, в том числе инновационные, если их синтез с традиционными позволит добиться наивысшей результативности, т.е. приведёт учеников к новому качеству образования.
Учитель может использовать в рамках традиционного урока такие инновационные обучающие технологии интерактивного характера как:
имитационные, ролевые игры; тренинги и тесты и игровое проектирование – совместная подготовка, обоснование и защита какого-либо проекта в рамках изучения текущего учебного материала; мозговой штурм – свободное выдвижение смелых, неожиданных идей и гипотез по поставленной учебной проблеме; творческие мастерские – отработанная технология творческого применения изучаемого материала; и многие другие.
Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности выполнения целей урока. Большинство нестандартных форм организации учебного процесса, являясь инновацией, на самом деле не становятся стопроцентной альтернативой традиционному уроку, скорее они являются альтернативой структуре современного урока, а не его заменой. Поэтому в школьной практике применение этих нестандартных форм не означает полного отказа от классно-урочной системы, а определяет инновационные виды (или жанры) урока в дополнение к традиционным.
Основным преимуществом внедрения нестандартных форм организации учебного процесса на уроке является внесение разнообразия в текущие учебные будни, что влечёт за собой повышение учебной мотивации и – как результат – развитие творческих способностей учащихся и рост качества образования.
Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.
На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные и гендерные особенности учащихся. Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоениями учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др. На урок технологии уже недостаточно просто разделить класс на «мальчиков » и «девочек» и отправить их по мастерским и домоводство соответственно.
В начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. "Трогать их" на практике.
Хочешь стать дизайнером мебели? Молоток и гвозди - в сторону. Проведи расчеты, выбери материал. Пластик? Детали напечатает 3D-принтер. Дерево? Задаешь параметры для станка с числовым программным управлением - и вперед к табуретке!
В достаточно оборудованных школах, в которых широкие возможности, школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, "умным домом" и "интернетом вещей"... Причем уроки могут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских центров молодежного инновационного творчества.
Хорошо, если ребенок может сколотить табуретку или сварить борщ. Но почему это должно быть частью учебной программы? Предмет "Технология" не похож на другие: знания в математике и физике обновляются десятилетиями, а в сфере производства целая "пачка" новых технологий выходит каждый год. Поэтому предмет должен быть очень гибким,- говорит один из авторов предметной концепции, руководитель направления юниоров WorldSkills Russia и ответственный секретарь оргкомитета Олимпиады Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев : «Сегодня многие школьники выбирают профессию практически вслепую: у них нет возможности увидеть, что их реально ждет. Поэтому очень важно, чтобы в средних и старших классах предмет "технология" был связан с современным профессиональным обучением. Нужно развивать сетевое взаимодействие».
Как это должно работать в идеале? Допустим, в обычной школе нет оборудования для обработки металла. Зато в соседнем приборостроительном колледже - мастерская "cварочные технологии" по стандартам WorldSkills. Ребята приходят в колледж на урок, пробуют "на зуб" современные станки. Следующий урок уже по другой теме. Можешь приходить в колледж и дальше. Заниматься с преподавателем, изучать разные виды сварки и получить за это оценку в школьный аттестат. Так учащиеся 6-7 классов на внеурочной деятельности успешно осваивают робототехнику, а пятиклассники на уроках с помощью лобзиков изготовили для учащихся начальной школы небольшие лопатки для кухни.
Сделанная своими руками вещь - ценнее десятка проектов и презентаций. Когда-то в школах устраивали ситцевые балы, на которые девочки приходили в сшитых ими платьях.
Традиционное разделение труда на "женский" и "мужской" пока прочно удерживает позиции. И это несмотря на то, что единственная оставшаяся в федеральном перечне линейка учебников по технологии для 5-9 классов гендерными стереотипами уже не оперирует. Но зато учитывает особенности городских и сельских школ. К примеру, если для первых предлагается практическая работа по изучению состава сухих кормов для кошек и собак, то для вторых - различий технологий заготовки силоса и сенажа.
Трудовые навыки - необходимый элемент гармонично развитой личности.
Я, как учитель технологии считаю , что только сохраняя традиции и активно внедряя современные подходы к обучению, можно добиться успеха. Моим ученикам одинаково нравится и конструировать роботов, и заниматься общественно-полезным трудом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС».
Статья « Использование ИК – технологий и медиаресурсов при обучении английскому языку учащихся с ОВЗ, создание доступной образовательной среды и ситуации успеха» посвящен...
"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и соц...
"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"
Цель:Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деят...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...
Модуль "Леса Владимирского края" и практическая часть к модулю
Модуль "Леса Владимирского края" и практические работы по изучению лесов Владимирской области....
Решение проблемы реализации практической части образовательной программы учебного предмета «Химия» в дистанционном режиме (из опыта работы)
В конце прошлого учебного в мире сложилась очень непростая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции. В результате этого от федеральной и региональной властей последовали решения,...