Модуль "Леса Владимирского края" и практическая часть к модулю
учебно-методический материал по экологии
Модуль "Леса Владимирского края" и практические работы по изучению лесов Владимирской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модуль "Леса Владимирского края" | 62.9 КБ |
Наблюдение за поведением животных | 330.88 КБ |
Отличительные признаки Карельской березы от березы повислой | 1.01 МБ |
Лесной парк «Дружба» города Владимира | 826.19 КБ |
Экскурсия по экологической тропе | 1.62 МБ |
Экскурсия в лесничество | 599.98 КБ |
Знаменитые лесоводственные объекты XIX века, созданные лесоводом К.Ф. Тюрмером | 370.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирская область
Камешковский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новкинская основная общеобразовательная школа
Школьное лесничество «Внуки Берендея»
Модуль «Леса Владимирского края»
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы естественнонаучной направленности
«Лесоводство с основами экологии»
Автор-составитель:
Матвиенко Татьяна Александровна
учитель биологии и химии, руководитель
школьного лесничества «Внуки Берендея»
Новки, 2021
Содержание
1. Комплекс основных характеристик модуля дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………...3
1.2 Цель и задачи модуля………………………………………………………..5
1.3 Содержание модуля………………………………………………………….5
1.4 Планируемые результаты……………………………………………………8
2. Комплекс форм аттестации
2.1 Формы аттестации……………………………………………………….…..9
2.2 Оценочные материалы……………………………………………………....9
3. Комплекс организационно-методических условий
3.1 Условия реализации модуля…..……………………………………………10
3.2 Календарный учебный график……………………………………………..11
3.3 Список литературы………………………………………………………….13
Приложения ……………………………………………………………………..15
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
МОДУЛЯ «ЛЕСА ВЛАДИМИРСКОГО КРАЯ»
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время в связи с развитием системы дополнительного образования на первый план выходит определение стратегии и тактики развития естественнонаучной направленности, в том числе природоохранной и лесоводческой деятельности. Школьные лесничества эффективно работают над формированием и развитием экологической культуры и бережного отношения к родной природе.
В МОУ Новкинская ООШ уже более полувека функционирует школьное лесничество «Внуки Берендея». Занятия проводятся по авторской программе естественнонаучной направленности Ю.И. Футермана «Лесоводство с основами экологии». На теоретических занятиях школьники изучают основы лесоводства, лесоведения, экологии; занимаются практической деятельностью (сажают лес, наблюдают за саженцами, заботятся о птицах), получая при этом знания о лесе, его обитателях. Важным моментом в образовательной деятельности является знание природы родного края. Поэтому необходимо усиление краеведческого компонента программы.
Программа «Лесоводство с основами экологии» предусматривает в теме «Значение леса на Земле» всего одно занятие (2 часа), посвященное лесам Владимирской области. В связи с этим и был разработан модуль «Леса Владимирского края», который познакомит учащихся с разнообразием лесов, произрастающими здесь растениями, обитающими животными. Школьники получат возможность узнать о многообразии удивительных мест родной земли, посетить некоторые из них, проникнуться чувством ответственности за будущее лесов, произрастающих во Владимирской области. Региональный компонент способствует и повышению познавательной активности обучающихся.
Новизна модуля заключается в выполнении значительного по объему практикума, исследовательских заданий, возможности создания учащимися творческих работ (видеороликов, фотографий, экскурсий…) после посещения и изучения природных объектов.
Актуальность. Модуль «Леса Владимирского края» соответствует приоритетным направлениям развития естественнонаучного дополнительного образования: осуществляется интеграция исследовательской и практической деятельности школьников; взаимодействие с учреждениями по охране и защите природы; формирование патриотического отношения к своей малой родине.
Нормативная база разработки модуля:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.4. 3172- 14 (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 41);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018, № 196;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Письмо Департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015).
Стратегия развития туризма до 2035 года включает понятие экологический туризм, основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению. (Распоряжение правительства Российской Федерации№2129-р от 20.09.2019г)
Педагогическая целесообразность модуля обусловлена развитием у учащихся учебно-организационных и поисково-информационных умений и навыков, которые являются составляющей коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность учащихся пронизывает совместную практическую деятельность, которая основывается на интересе. Интерес подкреплен неразрывной связью теоретических занятий с практическими. Учащиеся примеряют на себя роль исследователей, творцов, совершающих новые для себя открытия, их любознательность расширяется, что повышает познавательную активность и увлеченность изучением природы родного края.
Отличительной особенностью модуля является выполнение практикума по изучению лесов, проведение исследований по заданию природоохранных учреждений, создание серии познавательных видеоматериалов «По лесным тропинкам Владимирского края».
Социальными партнерами при реализации модуля выступают:
- Государственное казенное учреждение Владимирской области «Камешковское лесничество»;
- ФБУ «Российский центр защиты леса» Центр защиты леса Владимирской области;
- Государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области»;
- Государственная инспекция по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области.
Возраст детей. Модуль «Леса Владимирского края» рассчитан для обучения школьников 13-14 лет, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности, познанию природы родного края. Для этого возраста характерно чувство увлеченности, стремление к совместной деятельности, склонность к познанию окружающей действительности.
Сроки реализации модуля. Общее количество часов по модулю – 40. Программа модуля реализуется в течение года, включая каникулы.
Формы и режим занятий. Форма обучения – очная. Режим занятий – один раз в неделю по два академических часа. Академический час – 40 мин. Перерыв – 10 мин.
Особенности организации образовательного процесса.
Модуль «Леса Владимирского края» представляет собой комплекс теоретических и практических занятий.
Теоретические занятия проходят в кабинете школьного лесничества.
Практические занятия проходят на территории лесного фонда: во время выездных занятий, экскурсий. В ходе экскурсий, выполнения практикума школьники ведут фото- и видеосъемку. При изучении ООПТ после выполнения практических заданий, проведения исследований оформляется исследовательская работа.
Формы подведения итогов реализации модуля.
В начале занятий проводится входящий контроль, а в конце итоговый. Текущая проверка знаний осуществляется в форме выполнения тестовых заданий или в устной форме, так же запланированы: игры, викторины, выпуск агитационного материала. Успешное выполнение практических заданий подтверждает усвоение материала.
По итогам изучения тем на основе подготовленных фото- и видео материалов учащиеся монтируют ролики: видеосюжеты, репортажи, экскурсии, интервью. Видеоролики используются при организации эколого-просветительской работы в детском саду, школе, учреждениях социума. Материалы выкладываются на странице школьного лесничества в социальной сети ВКонтакте.
Также ребята-старшеклассники готовят выступления для младших школьников. В ходе проведения познавательных бесед, игр и викторин знакомят малышей с лесами родного края, их особенностями, обитателями.
1.2 Цель и задачи модуля
Цель модуля: создать условия для непрерывного экологического образования обучающихся, формирования знаний о лесах Владимирской области, воспитание любви и уважения к своей малой родине.
Задачи:
- познакомить обучающихся с многообразием лесов Владимирской области, их особенностями, обитателями;
- рассмотреть структуры, которые занимаются ведением учета лесов, их охраной и защитой;
- вовлечь школьников в активную познавательную, практико-ориентированную, исследовательскую, творческую деятельность.
1.3 Содержание модуля
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Разнообразие лесов Владимирской области | 2 | 1 | 1 | Тестирование (входящий контроль) | |
Создание видеоролика | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
История лесного дела во Владимирском крае. Карл Францевич Тюрмер | 4 | 2 | 2 | Собеседование | |
Хвойные леса Владимирской области | 4 | 1 | 3 | Отчет по практике | |
Мелколиственные леса Владимирской области | 4 | 1 | 3 | Отчет по практике | |
Широколиственные леса Владимирской области | 4 | 1 | 3 | Отчет по практике, участие в конкурсе рисунков | |
Смешанные леса Владимирской области | 4 | 1 | 3 | Викторина «Леса нашего края» | |
Охрана и защита леса. ООПТ | 4 | 1 | 3 | Выпуск агитационного материала | |
Лесное хозяйство Владимирской области | 2 | 1 | 1 | Собеседование | |
Лес в творчестве местных писателей, поэтов, художников | 4 | 1 | 3 | Презентация | |
Создание серии видеоматериалов «По лесным тропинкам Владимирского края» | 4 | 4 | Серия видеоматериалов | ||
Итоговое занятие | 2 | 2 | Тестирование (итоговый контроль) | ||
| 40 | 11 | 29 |
Содержание учебного плана
1. Теория. Вводное занятие. Разнообразие лесов Владимирской области. Количественный состав различных пород деревьев. Нахождение лесов под надзором различных ведомств.Техника безопасности при проведении занятий.
Практика.Экскурсия по экологической тропе и дендрарию.
2. Создание видеоролика.
Теория. Типы видеороликов. Этапы создания. Программы для создания.
Практика. Создание клипа в программе
3. История лесного дела во Владимирском крае. Карл Францевич Тюрмер
Теория. Этапы развития лесного хозяйства. Усадьба С. Храповицкого в Муромцево. Посадки К.Ф Тюрмера. Андреевский «Лесной алмаз» в наши дни.
Практика. Экскурсия «Искусственные посадки К.Ф. Тюрмера» - ботанический памятник природы в Судогодском районе. Подготовка материалов для видеоролика «Лесной алмаз» земли Владимирской»
4. Хвойные леса Владимирской области
Теория. Площадь, занятая хвойными лесами. Разновидности хвойных лесов во Владимирской области: сосняки, ельники. Типология лесов. Особенности произрастания и экологические характеристики. Компоненты леса. Растительный и животный мир. Расположение во Владимирской области.
Практика. Структура роста и развития деревьев, конкуренция между деревьями на примере соснового леса экологической тропы 117 квартала Камешковского лесничества. Подготовка материалов для видеоролика «В царстве Берендея».
5. Мелколиственные леса Владимирской области
Теория. Разновидности мелколиственных листопадных лесов во Владимирской области: березняки, осинники и ольшаники, отличительные признаки. Типология лесов. Особенности места произрастания и экологические характеристики. Растительный и животный мир. Компоненты леса. Расположение во Владимирской области. Посадки карельской березы в Ковровском районе, д. Бельково.
Практика. Отличительные признаки карельской березы от березы повислой. Деревья как отличительная особенность леса.
6. Широколиственные леса Владимирской области
Теория. Широколиственные листопадные леса во Владимирской области: дубравы.Особенности места произрастания и экологические характеристики. Растительный и животный мир.Компоненты леса. Расположение во Владимирской области.
Практика. Лесной парк «Дружба» города Владимира. Лесная флора как индикатор типов леса. Подготовка материалов для видеоролика «Лесной парк».
7. Смешанные леса Владимирской области
Теория. Смешанные леса Владимирской области. Особенности места произрастания и экологические характеристики. Растительный и животный мир. Компоненты леса. Причины появления смешанных лесов. Расположение во Владимирской области.
Практика. Экскурсия «Основные хвойные и лиственные лесообразующие породы в заказнике регионального значения "Патакинская роща" Камешковского района». Лесная флора как растительный элемент леса в заказнике. Подготовка материалов для видеоролика «Русский лес»
8. Охрана и защита леса. ООПТ
Теория. Органы, осуществляющие охрану и защиту леса во Владимирской области. Виды природоохранных действий. Виды ООПТ на территории лесного фонда Владимирской области. Разнообразие животных, растений и грибов на территориях ООПТ. Школьного лесничества Владимирской области и их вклад в охрану и защиту леса.
Практика. Определение повреждений, заболеваний деревьев и категорий их состояния. Наблюдение за поведением животных в естественных условиях обитания по записям видеоловушек, расположенных на территории заказника «Клязьминско-Лухский».
9. Лесное хозяйство Владимирской области
Теория. Структура лесного хозяйства Владимирской области. Функциональные обязанности каждого подразделения.
Практика. Экскурсия в ГКУ ВО «Камешковское лесничество». Подготовка материалов для видеоролика «На защите леса»
10. Лес в творчестве местных писателей, поэтов, художников
Теория. Симонов И. А.«Охотники за сказками» рассказы, Сидоров Н. Д. «Лесной доктор», сборник сказок; В.А.Солоухин «Третья охота». Местный художник о лесе: З.И. Дубинина.
Практика. Лес в творчестве местных писателей, поэтов, художников. Инсценировка сказки о лесе для воспитанников детского сада.
11. Создание серии видеоматериалов «По лесным тропинкам Владимирского края».
Практика. Монтаж и озвучивание видеороликов.
12. Итоговое занятие.
1.4 Планируемые результаты
В результате прохождения модуля «Леса Владимирского края» обучающиеся:
должны знать
- лесообразующие породы Владимирской области;
- особенности лесных сообществ родного края;
- видовой состав древесных, кустарниковых пород, а также травянистые растения лесов;
- видовое разнообразие животного мира лесов Владимирской области;
- правила обеспечения безопасности труда;
- структуру лесного хозяйства Владимирской области.
должны уметь:
- проводить наблюдения;
- оформлять результаты практических заданий, исследований, экскурсий в виде рисунков, презентаций, отчетов;
- пользоваться документацией, картами;
- выполнять простейшие операции, измерения, проводить расчеты;
- выполнять правила техники безопасности, требования гигиены и санитарии;
- оформлять листовки;
- создавать видеоролики;
- работать с информационными источниками.
Итоги реализации модуля:
- серия видеоматериалов «По лесным тропинкам Владимирского края»;
- исследовательские работы.
2. КОМПЛЕКС ФОРМ АТТЕСТАЦИИ
2.1 Формы аттестации
При реализации модуля используются виды контроля: входной, текущий, итоговый.
Формами аттестации (контроля) являются: тестирование, собеседование, опрос, видеозапись, выпуск листовок, выполнение заданий во время экскурсий, практикумов, устный опрос, презентации.
Формы отслеживания и фиксации результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, отзывы детей, родителей, специалистов.
Формы предъявления и демонстрации результатов: презентация творческих работ, научно-практическая конференция.
2.2 Оценочные материалы
Этапы контроля освоения программы
Вид контроля | Сроки | Цель | Форма контроля |
Входной | Первое учебное занятие | Выявление уровня подготовки учащихся | Опрос, тестирование, анкетирование (Приложение1) |
Текущий | В течение учебного года, после теоретических и практических занятий | Выявление уровня ЗУН | Тесты, практические работы, фотоотчет, выполнение работ по созданию агитационного материала, выступления перед младшими школьниками, воспитанниками детского сада |
Промежуточный | После изучения темы Смешанные леса | Выявление уровня освоения тем | Викторина |
Итоговый (на конец модуля) | Первое учебное занятие | Выявление уровня освоения программы | Тестирование, анкетирование Видеоматериалы |
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1 Условия реализации модуля
Набор в группу осуществляется по желанию обучающихся. Состав группы – 10-12 человек, разновозрастной. С обучающимися постоянно проводится инструктаж по технике безопасности.
Теоретические занятия проходят в классе школьного лесничества (расположен в здании ГКУ ВО «Камешковское лесничество»). Кабинетсоответствует санитарно-гигиеническим нормам освещения и воздушного режима (18-21 °C); влажность воздуха (40-60 %), противопожарным требованиям, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 13-14 лет. Класс оснащен мультимедийным оборудованием.
При необходимости использования книг библиотеки, техники или интернета занятия проводятся в школе. В школьной библиотеке есть необходимая литература, оборудовано рабочее место с выходом в Интернет. В кабинете информатики могут быть задействованы компьютеры и ноутбуки с выходом в Интернет, сканер, принтер.
Для выездных экскурсий задействован школьный автобус.
Кадровое обеспечение
В реализации модуля участвуют педагоги дополнительного образования (учителя биологии, географии, имеющие высшую квалификационную категорию).
Материально-техническое обеспечение:
- компьютеры, ноутбуки;
- мультимедийное оборудование;
- принтер;
- сканер;
- фотоаппараты, видеокамера;
- рулетка;
- атласы-определители, справочники;
- фото- и видеоматериалы;
- школьный автобус.
Методическое обеспечение
∙ Подборка информационной и справочной литературы
∙ Разработки занятий, сценарии внеклассных мероприятий
∙ Дидактические и раздаточные пособия для самостоятельной работы, используемые при организации учебного процесса по программе
∙ Наглядные пособия, гербарии
∙ Определители: древесных растений; растений Европейской части России; основных вредителей леса; птиц, насекомых, млекопитающих
Реализация модуля «Леса Владимирского края» предусматривает использование современных образовательных технологий: исследовательская, ИКТ-технология, кейс-технология, игровая, которые способствуют формированию познавательного интереса, учат самостоятельности, самоорганизации своей деятельности, реализации творческого потенциала школьников.
3.2 Календарный учебный график
Модуль рассчитан на 20 учебных недель, по 2 занятия в неделю по 2 часа, включая каникулы.
№ | Датавре-мя | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Тео-рия | Прак-тика | ||||||
1 | Беседа. Экскурсия | 1 | 1 | Вводное занятие. Разнообразие лесов Владимирской области | Камешков-ское лесничество, 117 квартал | Тестирова-ние (входящий контроль) | |
2 | Практикум | 1 | 1 | Создание видеоролика | Камешков-ское лесничество | Тестирова-ние | |
3 | Беседа-обсужде-ние | 2 | История лесного дела во Владимирском крае. Карл Францевич Тюрмер | Камешков-ское лесничество | Собеседование | ||
4 | Экскурсия | 2 | «Искусственные посадки К.Ф. Тюрмера» | пос. Тюрмеровка | Отчет | ||
5 | Беседа-обсужде-ние | 2 | Хвойные леса Владимирской области хозяйства | Камеш-ковское лесничество | Устный опрос | ||
6 | Практическая работа | 2 | Структура роста и развития деревьев, конкуренция между деревьями | Экологичес-кая тропа 117 квартала Камешковского лесничества | Отчет по практике | ||
7 | Беседа Виртуаль-ная экскурсия | 1 | 1 | Мелколиствен-ные леса Владимирской области | Камешков-ское лесничество | Устный опрос | |
8 | ЭкскурсияПрактикум | 2 | Деревья, как отличительная особенность леса | Заказник регионального значения "Патакин-ская роща" | Отчет по практике | ||
9 | Беседа-обсужде-ние Виртуаль-ная экскурсия | 1 | 1 | Широколиственные леса Владимирской области | Камешковское лесничество | Устный опрос | |
10 | Экскурсия Практикум | 2 | Лесная флора как индикатор типов леса | Лесной парк «Дружба» города Владимира | Отчет по практике | ||
11- 12 | Беседа-обсужде-ние Практикум | 1 | 3 | Смешанные леса Владимирской области | Заказник регионального значения "Патакин-ская роща" | Викторина «Леса нашего края» | |
13 | Беседа-обсужде-ние Практикум | 1 | 1 | Охрана и защита леса. ООПТ | Камешков-ское лесничество | Устный опрос | |
14 | Практикум | 2 | Наблюдение за поведением животных | Библиотека школы | Участие в конкурсе рисунков | ||
15 | Беседа-обсужде-ние. Практикум | 1 | 1 | Лесное хозяйство Владимирской области | Камешков-ское лесничество | Отчет по практикуму | |
16 | Беседа-обсужде-ние. Практикум | 1 | 1 | Лес в творчестве местных писателей, поэтов, художников | Камешков-ское лесничество | Презента-ция | |
17 | Выступле-ние | 2 | Инсценировка сказки местных поэтов о лесе для воспитанников детского сада | МДОУ «Рябинка» пос. Новки | Выступле-ние | ||
18-19 | Практикум | 4 | Создание серии видеоматериа-лов «По лесным тропинкам Владимирского края» | Школа, кабинет информа-тики | Видео-материалы | ||
20 | Итоговый контроль | 2 | Итоговое занятие | Камешков-ское лесничество | Тестирова-ние (итоговый контроль) |
3.3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286908
- Стратегия развития туризма до 2035 года (Распоряжение правительства Российской Федерации№2129-р от 20.09.2019г) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/Стратегия%20развития%20туризма%20на%20период%20до%202035%20года.pdf
- Беседы о русском лесе / [Д. Кайгородов]. — М.: Белый город. — 304с. : ил.
- Лес и лесное хозяйство: учебное пособие-практикум для учителей общеобразовательных школ / под общ. ред. А.П.Петрова. — М.: Всемирный банк, 2016. — 224с. forest_and_forestry.pdf (vk.com)
- Лесное хозяйство Владимирской области / Авторы-составители: Н.Д.Белоусов, М.Г. Ифанова — Владимир: Калейдоскоп — 304с.
- «Лесной алмаз» земли Владимирской / И.А. Андреев — Владимир: Калейдоскоп, 2015. — 208с.
- Муниципальный парк культуры и отдыха Дружба в городе Владимире [Электронный ресурс] Режим доступа: Муниципальный парк культуры и отдыха Дружба в городе Владимире. - Владимир - История - Каталог статей - Любовь безусловная (lubovbezusl.ru)
- Сидоров Н. Д. «Лесной доктор», сборник сказок [Электронный ресурс] Режим доступа: Лесной доктор. 1961 г. DjVu + читать онлайн (sheba.spb.ru)
- Симонов И. А.«Охотники за сказками», рассказы [Электронный ресурс] Режим доступа: Читать "Охотники за сказками" - Симонов Иван Алексеевич - Страница 6 - ЛитМир (litmir.me)
- В.А.Солоухин «Третья охота» [Электронный ресурс] Режим доступа: Читать "Третья охота" - Солоухин Владимир Алексеевич - Страница 1 - ЛитМир (litmir.me)
Приложение1
Входящий контроль
Выберите один правильный вариант ответа.
1. Территория покрытая лесами во Владимирской области:
а) около 30%; б) более 50%; в) менее 50% .
2. В какой географической зоне расположена Владимирская область?
а) тундра; б) тайга; в) смешанные и широколиственные леса.
3. Основная лесообразующая порода Владимирской области:
а) береза; б) ель; в) сосна.
4. Каким прибором определяется высота дерева:
а) компас;
б) буссоль;
в) оптический высотомер.
5. В Красной книге Владимирской области находится:
а) рысь;
б) глухарь;
в) бобр.
6. Каким прибором производится обмер диаметра дерева:
а) буссолью;
б)мерной вилкой;
в) веревкой.
7. Сосновые леса преимущественно произрастают:
а) на плодородных почвах;
б) на песчаных почвах;
в) на глинистых почвах.
8. На территории какого района Владимирской области были произведены посадки известным лесоводом К.Ф. Тюрмером:
а) Собинский район;
б) Суздальский район;
в) Судогодский район.
9. Какие породы деревьев могут достигать наибольшего диаметра:
а) дуб;
б) ольха;
в) сосна.
10. К какому типу леса относится ООПТ Патакинская роща?:
а) берёзовый;
б) сосновый;
в) смешанный.
11. Какой необычный вид березы произрастает на территории Ковровского района?
а) Береза карельская;
б) Китайская береза;
в) Береза каменная.
12. Какой орган управления лесным хозяйством, является вышестоящим во Владимирском регионе:
а) департамент;
б) министерство;
в) лесничество.
13. Какой владимирский писатель написал книгу «Третья охота»:
а) Сидоров Н.Д.;
б) Фатьянов А.И.;
в) Солоухин В.А.
Приложение 2
Работы практической части модуля «Леса Владимирского края»
№ занятия | Количество часов | Название работы | Ссылка на источник |
1 | 1 | Экскурсия по экологической тропе | |
3 | 1 | Знаменитые лесоводственные объекты XIX века, созданные лесоводом К.Ф. Тюрмером | |
5 | Структура роста и развития деревьев в лесу. Конкуренция между деревьями | forest_and_forestry.pdf (vk.com) | |
6 | 1 | Отличительные признаки Карельской березы от березы повислой. | |
7 | 2 | Деревья, как отличительная особенность леса | forest_and_forestry.pdf (vk.com) |
8 | 1 | Лесной парк «Дружба» города Владимира | |
9 | 2 | Лесная флора как индикатор типов леса | forest_and_forestry.pdf (vk.com) |
10-11 | 2 | Основные хвойные и лиственные лесообразующие породы | forest_and_forestry.pdf (vk.com) |
12 | 1 | Определение повреждений, заболеваний деревьев | forest_and_forestry.pdf (vk.com) |
13 | 2 | Наблюдение за поведением животных | |
14 | 1 | Экскурсия в ГКУ ВО «Камешковское лесничество» | |
15 | 1 | Лес в творчестве местных писателей, поэтов, художников | forest_and_forestry.pdf (vk.com) |
16 | 2 | Инсценировка сказки местных поэтов о лесе для воспитанников детского сада | |
17 | 2 | Итоговое занятие |
Предварительный просмотр:
Животные в видеоловушках «Клязьминско-Лухского заказника»
Цель: способствовать развитию навыка наблюдения за животными
Задача: ознакомиться с особенностями внешнего строения животных через наблюдение за ними в естественной среде.
Место проведения: класс школьного лесничества
Продолжительность: 2 часа
Посмотрите небольшие видео снятые фотоловушками на территории «Клязьминско-Лухского заказника» Видео — ГУ "Дирекция ООПТ" (edoopt.ru) Выполните задания.
- Волчья стая заказника.
На каких видео можно наблюдать доминантную пару: альфа-самца и альфа-самку? В ответе напишите продолжительность видео. По каким признакам их определяют?
- Три минуты из жизни лосихи.
Понаблюдайте за самкой лося. На основе имеющихся у вас знаний и видео сделайте описание лосихи.
А) В сравнении с волком: крупнее/мельче
Б) Окраска шерсти
В) По характеру питания: всеядный/хищник/ травоядный.
- Животные заказника.
Просмотрите видео о других животных: енотовидной собаки, кабана, рыси, зубра. Какие из этих животных занесены в Красную Книгу Владимирской области?
- Представьте, что вы увидели на снегу следы животных с фотоловушек. Определите их.
Ответы: волк, зубр, енотовидная собака, рысь, кабан, лось.
В выводе напишите за какими животными вы наблюдали и что узнали нового, чему научились.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Виртуальная экскурсия в лесной парк «Дружба» города Владимира.
Цель: способствовать развитию читательской грамотности и навыка работы с текстом.
Задача: ознакомиться с особенностями лесного парка «Дружбы», как примера дубровы, через текст об истории парка и текст-описание парка
Место проведения: класс школьного лесничества
Продолжительность: 1 час
Лесной парк «Дружба» расположен на юго-западной окраине города Владимира. Площадью 267,1 га.
Прослушайте текст и просмотрите презентацию. Выполните задания после текста
Из истории лесного парка «Дружба»
Другое название Ямской бор, Ямской лес, упоминаются еще более древние названия - Княжеский бор, Георгиевский лес. Он назывался Георгиевским, когда его владельцем была Георгиевская церковь, построенная Юрием Долгоруким в 1157 году, а в середине XVI века лес был передан Ямской слободе, и стал называться Ямским.
Преобладающим был сосново-еловый тип лесных насаждений с липовым подлеском и сосново-елово-дубовый на глинистой почве со спутниками ели и дуба.
Ямской лес еще в прошлом веке был довольно богат лесной дичью (зайцами, тетеревами, вальдшнепами). Верхняя дубрава была главным местом тяги вальдшнепов. Небольшие болота, прежде здесь расположенные, были богаты бекасами и дупелями на весеннем и осеннем пролетах»
В 20 веке эта часть города начала застраиваться. Были проанализированы архивные источники, старинные карты. Их изучение показало, что когда-то вся территория юго-западного района была покрыта лесом и называлась Дубровой (именно дубровой, а не дубравой: дуброва - это смешанный лес, в котором, кроме дубов, растут деревья различных пород). В 1990 году на южной окраине Владимира появились улицы Верхняя Дуброва и Нижняя Дуброва - как память о существовавших здесь лесных урочищах, местах охоты владимирских князей и многих поколений владимирцев.
Задания:
- Какие названия лесного парка «Дружба» упоминаются в истории?
- Какие породы деревьев встречались в древности?
- Какими животными были богаты леса Ямского бора?
- Чем отличаются названия дуброва и дубрава?
- Какое название (дуброва и дубрава) взято для наименования улицы города Владимира?
Ознакомьтесь с текстом, выполните задания:
В настоящее время сосны и ели в составе древостоя меньше, чем широколиственных (липы, дуба, клена) и мелколиственных (осины). В лесопарке встречаются следующие ботанические объекты:
- основные растительные ассоциации: дубняк волосистоосоково-снытевый, дубняк лещиново-снытевый, дубняк волосисоосоковый, дубняк снытевый, липняк волосистоосоковый, липняк снытевый, липняк еловоширокотравный, ельник широкотравный, сосняк черничный, сосняк чернично-широкотравный, осинник снытевый, осинник волосистооосоковый;
В лесопарке встречаются следующие виды растений:
- из древесных пород: дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный, вяз голый, осина, береза повислая, ольха серая, рябина обыкновенная, черемуха птичья;
- из кустарников: лещина обыкновенная, крушина ломкая, калина обыкновенная, жимолость лесная, бересклет бородавчатый, шиповник майский, ива козья, волчье лыко, бузина красная, ракитник русский, а так же кустарнички: черника, брусника, костянка;
- высшие споровые растения: хвощи зимующий и лесной, страусник обыкновенный, кочедыжник женский, щитовник мужской;
- из травянистых растений – около 90 % лесных и опушечных.
Весной до распуская листьев на деревьях здесь ярко цветут подснежники (эфемероиды): ветреница лютичная, лютик кашубский, чистяк весенний, медуница неясная, хохлатка плотная, чина весенняя. В конце мая зацветают купальница европейская, лютик золотистый, ландыш майский, живучка ползучая. В июне в образовании травяного покрова участвуют осока волосистая, сныть обыкновенная, купырь лесной. Здесь можно встретить и ряд охраняемых растений Владимирской области: волчье лыко, купену многоцветковую, колокольчики перстиколистный и широколистный, Любку двулистную, а по опушкам – мытник Кауфмана. Кроме того, заслуживают внимания некоторые растения, не входящие в областной список охраняемых растений: подмаренник (ясменник) душистый, адокса мускусная, воронец колосистый, боровец высокий, зеленчук желтый, петров крест и другие.
В настоящее время парк является объектом не только ботанических, но и зоологических экскурсий. Территория сейчас огорожена и закрыта для проезда транспорта.
Вопросы и задания:
1. На основе имеющихся данных о ярусности леса, назовите ярусы дубровы.
2. Соотнесите названия растений с рисунками:
Ответ. По часовой стрелке: медуница неясная, купырь лесной, ветреница лютичная, чина весенняя, ландыш майский, сныть обыкновенная.
3. Какой вывод можно сделать исходя из видового разнообразия дубровы?
4. Как вы думаете, в чем причины большого видового разнообразия?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Новкинская основная общеобразовательная школа
Камешковский район Владимирская область
Районный конкурсна лучший образовательный маршрут
«Земля, где посчастливилось родиться»
Профориентационный маршрут
Матвиенко Татьяна Александровна,
учитель биологии и химии
Новки, 2019 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Паспорт образовательного маршрута ……….……………………………..…4
Схема маршрута………………………………………………………………....5
Портфель экскурсовода…………………………………………………………6
Технологическая карта экскурсионного маршрута …………………………12
Источники и литература………….…………………………………………….14
Введение
На пороге школы перед каждым выпускником встает вопрос о профессиональном выборе. Удачливым может считать себя человек, если его выбор сделан правильно. В старших классах школы важно показать ученикам разнообразный мир профессий. Очень часто молодые люди спешат за модной профессией и забывают про не менее важные и интересные. Профориентационная работа среди молодежи, повышает шанс правильного самоопределения.
В России больше половины площади заняты лесами. Это один из главных и мощных ресурсов нашей страны. В лесной отрасли заняты люди широкого круга специальностей. Сейчас работники лесного хозяйства говорят о нехватке молодых и хорошо обученных специалистов. Образовательный маршрут включает экскурсию в ГКУ ВО «Камешковское лесничество», где ребята познакомятся с лесными профессиями, их разнообразием и особенностями. Может, кто-то из них «найдет себя» в лесном деле.
Паспорт образовательного маршрута
«Кто лес любит и знает, тому лес помогает»
1.Наименование маршрута | «Кто лес любит и знает, тому лес помогает» |
2.Предметное и тематическое направление образовательно-экскурсионного маршрута (общеобразовательный предмет, тема; направление внеурочной деятельности, тема занятия; направление внеклассной деятельности, тема внеклассного мероприятия) | Внеклассное мероприятие. Профориентационная экскурсия (профессии, связанные с лесом). |
3.Возраст учащихся | 7-9 классы (12-15 лет) |
4. Цели, задачи, образовательные результаты маршрута | Цель: создать условия для профессионального самоопределения обучающихся, расширить знания о мире профессий, связанных с лесом. Задачи: - познакомить учащихся с историей лесничеств в России; - показать разнообразие и особенности лесных профессий; -дать возможность задуматься о профессиональном выборе. Образовательные результаты: В ходе экскурсии по образовательному маршруту учащиеся: - познакомятся с историей становления лесничеств; - пополнят знания о заслуженном лесоводе России Ю.И.Футермане; - получат информацию о лесных профессиях, особенностях трудовой деятельности работников Новкинского лесничества; - пройдут мастер-класс по посадке леса; |
5. Вид маршрута (по способу перемещения: пешеходный, автобусный, виртуальный и т.д.) | Пешеходный |
6.Форма контроля образовательного результата, рефлексия маршрута (используемые приемы) | Участие в практикуме. Участие в мастер-классе Рефлексия «Объясни название экскурсии» |
7.Предварительная подготовка к участию в образовательно-туристическом маршруте | Предварительной подготовки экскурсия не требует |
8.Маршрут экскурсии (графическая схема дорожной карты образовательно-туристического маршрута, места остановок, перечень объектов показа, время для осмотра или другого вида деятельности на объекте) | Остановки 1. Немного истории 2.Главный Берендей: Юлий Иосифович Футерман 3. Лесничий и лесник: две разные профессии 4. Камешковское лесничество: лесные профессии 5. Я б в лесничие пошел – где меня научат 6. Мастер-класс по посадке саженцев мечом Колесова |
9.Продолжительность (ч) | 1ч. 10 мин. |
10.Протяженность (км) | 1 км |
Схема маршрута
Пешеходный маршрут «Кто лес любит и знает, тому лес помогает»
Портфель экскурсовода
1. Немного истории
Добрый день! Ребята, вы знаете, что в нашей школе действует школьное лесничество «Внуки Берендея». Одна из его задач – знакомство с лесными профессиями. Сегодня познакомимся с историей и современностью профессий работников лесного хозяйства. Во второй половине 20века лесному делу отдавали предпочтение многие жители поселка Новки. Мы находимся на центральной площади поселка, которую в народе называют «Пятачок». Мало кто помнит, что здесь раньше располагалось здание Новкинского лесничества. Новкинское лесничество было создано в 1936 году.
Кто знает, где оно располагалось? Попробуйте найти его по предложенной фотографии (До 1988 г. здание лесничества находилось на месте единственного в поселке трехэтажного дома).
Обратимся к истории лесничеств в России.
Изначально лес для человека был истоком, средой обитания.
Как вы думаете какой русский царь первым заговорил о рациональном использовании лесов?
Только в 1703 г. Петр Великий – первый лесовод России – ввел жесткое государственное регулирование лесными пользованиями. С 1826 г. начинается собственно лесное хозяйство, т. е. образуются лесничества с ограниченной площадью леса, на которой можно осуществлять планомерную, систематическую деятельность. Были определены фундаментальные триединые цели лесного хозяйства: охранять леса от истребления; извлекать из них наибольший доход; умножать леса на территориях, в них нуждающихся.
Назовите три отглагольных существительных, которыми можно кратко охарактеризовать фундаментальные цели лесного хозяйства (охрана, извлечение, преумножение)
В нашем поселке жил человек, который посвятил всю свою жизнь служению лесу. Кто это? Мы гордимся Ю.И. Футерманом, но поговорим о нем на следующей остановке.
На пути у нас будет автомобильная дорога, будьте внимательны при переходе. Не спешите, осмотритесь, переходите организованно.
2. Главный Берендей: Юлий Иосифович Футерман
Мы находимся у здания действующего лесничества, которое было построено в 1988 году. На стене – мемориальная доска памяти Юлия Иосифовича Футермана. Ребята, кто знает, что это за человек?
Юлий Иосифович – удивительный человек, заслуженный лесовод РФ. Его имя занесено в книгу «Лучшие люди России».
Юлий Иосифович Футерман родился в 1938 году в Москве. Родители – коренные москвичи, имели высшее образование, работали в Министерстве обороны. Юлий Иосифович закончил с отличием школу, московский лесохозяйственный институт. Этот человек очень любил природу. Когда ему предложили работать в городе, он отказался и попросился в самую «глушь». И в 1961 г. был направлен в Новкинское лесничество, с которым связана вся его жизнь. В 1969 году вместе с супругой Зинаидой Тимофеевной Футерман организовали школьное лесничество «Внуки Берендея». Более 40 лет являлся его бессменным руководителем. Юлий Иосифович неоднократно награждался дипломами самого разного уровня за особый вклад в работу с одаренными детьми и воспитание нового поколения лесоводов. Его воспитанники не раз становились дипломантами различных Всероссийских конкурсов. В 2004 году «Внукам Берендея» было присвоено звание «Лучшее школьное лесничество России».
На протяжении 46 лет Юлий Иосифович занимал пост лесничего Новкинского лесничества.
На протяжении всего ХХ века все заботы о лесе в Новкинском лесничестве ложились на плечи лесничего и лесников.
3. Лесничий и лесник: две разные профессии
Раньше в лесном хозяйстве были профессии лесник и лесничий. Многие думают, что это одинаковые профессии. Поиграем в игру «Верю - не верю», из нее вы узнаете, в чем отличие этих профессий
- Лесничий это руководитель лесничества (Да)
- Лесничие находились в подчинении у лесников (Нет. Лесники в подчинении у лесничего)
- За лесниками был закреплен массив леса (Да)
- Лесники один раз в год осуществляли обход леса (Нет. Каждый день)
- Юлий Иосифович был лесником (Нет, лесничим)
- В случае обнаружения какой-либо опасности, выявления нарушений лесники оповещали лесничего (Да)
- В настоящее время названия профессий сохранились, значение их изменилось(Да)
Лесничий – это лесоуправитель, который вел наблюдение за всей площадью леса. Так называли руководителя лесничества с 1913 по 2007 год. Сегодня руководитель лесничества называется директор. В подчинении у лесничих были лесники. Лесничество закрепляло за каждым лесником участок леса. Сегодня эта профессия сохранилась, но в основном выполняет контролирующую функцию. Лесники ежедневно осуществляли обход леса и защищали вверенные им участки лесных массивов. В случае обнаружения какой-либо опасности, выявления нарушений оповещали руководство. Сейчас лесники остались только у арендаторов.
Нередко лесников отождествляли с лесничими, хотя, как вы поняли, это были две разные профессии. Обратите внимание на красоту места, в котором мы находимся. Лесничество расположено у самого леса. Люди на службе у леса каждый день вбирают в себя эту необычную энергию. Мы с вами находимся на территории дендроучастка школьного лесничества «Внуки Берендея». Посмотрите вокруг. На табличках имеются подписи, кем посажено то или иное дерево. Многие из них посажены ветеранами лесного хозяйства: лесниками и лесничими.
Сменилось название лесничества. Сегодня это государственное казенное учреждение Владимирской области «Камешковское лесничество».
Какие же профессии востребованы в Камешковском лесничестве? Ответ на этот вопрос узнаем во время экскурсии. Приглашаем всех в здание.
4. Камешковское лесничество: лесные профессии
Мы заходим в помещение, где работают люди. Помните, что необходимо поддерживать тишину, чтобы не мешать рабочему процессу.
На первом этаже располагается кабинет руководителя. На первом этаже находятся кабинеты главного и участковых лесничих, инженера по охране и защите леса, инженера по лесопользованию, бухгалтерия.
Ребята делятся на 5 групп. Каждой группе выдается текст с обязанностями профессий лесного хозяйства. Задача ребят выбрать и подготовить того, кто представит профессию от первого лица. На группы выдается бейдж с названием профессии. Сообщение на 2 мин.
По окончании каждой группе выдается разрезанное задание на соотнесение Для экономии времени можно выдать на группу по две специальности
Участковый лесничий |
|
Инженер по лесопользованию |
|
Инженер по охране и защите леса |
|
Инженер – лесопатолог |
|
Инженер по лесовосстановлению |
|
Участковый лесничий. Остались лесничие в лесничестве, но у них совершенно другие обязанности. Земли лесного фонда Камешковского района делятся на участковые лесничества. Их четыре: Новкинское, Вахромеевское, Пенкинское, Второвское. За ведением дел в каждом участковом лесничестве присматривает участковый лесничий. От его грамотных решений зависит многое в сохранении и преумножении российских лесов. Обязанности участкового лесничего: контроль за арендаторами и населением по исполнению лесного законодательства; патрулирование лесов; контроль мест рубок; ведение учёта лесного фонда; заполнение книг рубок ухода и расхода леса; контроль за посадками и подготовкой почвы под посадки, контроль за исполнением противопожарных мероприятий (обустройство минерализованные полосы, установка аншлагов), проведение лесохозяйственных мероприятий (развешивание скворечников, оборудование места отдыха), отвод делянок и отпуск населению древесины для собственных нужд, проверки арендаторов и на готовность к пожароопасному сезону, ведение сопутствующих документов.
Инженер по лесопользованию обеспечивает организацию выполнения комплекса работ по лесохозяйственной деятельности – рубки главного пользования, рубки ухода за лесом, учет лесов, отвод и передачу площадей для общественных и государственных целей, учета лесов и ведения государственного лесного кадастра. Большая часть работы специалиста сводится к ведению бумажной документации (оформление договоров на продажу леса…)
Инженер по охране и защите леса занимается разработкой и осуществлением мероприятий по противопожарной профилактике в лесах, охране лесов от самовольных порубок и других видов лесонарушений, защите лесов от пожаров, вредных насекомых и болезней; по охране охотничьей фауны, редких исчезающих растений и животных; по повышению эффективности лесохозяйственного производства, совершенствованию организации труда на работах по охране и защите леса. Планирует и осуществляет ревизии обходов лесников. Планирует и организует разъяснительную и воспитательную работу среди населения, выступает в средствах массовой информации по вопросам охраны леса. Составляет протоколы о лесонарушениях.
Инженер – лесопатолог – это специалист, который отвечает за здоровье и благополучие целых лесных массивов. Он разбирается в заболеваниях деревьев, вызванных насекомыми, грибами. Лесопатолог, подобно другим врачам, начинает свою работу с первичного осмотра деревьев. В некоторых случаях для подтверждения диагноза проводятся дополнительные лабораторные исследования. Опытные специалисты могут визуально установить причину увядания дерева, приняв во внимание состояние его кроны, либо коры, а также форму ствола. Осмотр помогает установить точный диагноз и установить метод лечения. Эта профессия очень интересна, предлагаю вам в этом убедиться.
Инженер по лесовосстановлению организует и контролирует выполнение комплекса работ: выращивание посадочного материала, посадка леса. Ежегодно весной члены школьного лесничества участвуют в посадке леса. В 2018 году мы посадили 3570 сеянцев сосны. Руководит посадкой инженер по лесовосстановлению. Прежде чем приступить к посадке, специалист проводит обучение ребят, знакомит с техникой посадки, необходимыми инструментами.
Дополнительное задание
Мастер класс по определению короеда.
Жукова Елена Юльевна, дочь Юлия Иосифовича Футермана, пошла по стопам отца, получила лесное образование и работает по специальности инженер-лесопатолог во Владимирском Центре Защиты Леса. Одни из вредителей леса – короеды. Распознать их можно по маточным ходам, которые оставляет самка в коре дерева. Насчитывают около 60 видов короедов. Перед вами рисунки ходов четырех наиболее распространенных видов. Внимательно изучите рисунки. А теперь предлагаю вам рассмотреть поврежденное дерево. Определите, какой вид короеда нанес ему ущерб.
5. Я б в лесничие пошел – где меня научат
Существует и ряд других профессий. Получить специальности, связанные с лесом вы можете в Муромцевском лесотехническом техникуме. Каждое лето на базе техникума проходит конкурс лесоводов, где ребята соревнуются в умениях владения лесными инструментами. К примеру это измерение диаметра дерева с помощью мерной вилки.
Мастер класс «Определение диаметра дерева» Диаметр определяется мерной вилкой на высоте-груди (1,3м). Для правильного обмера диаметра ствола мерная вилка должна касаться ствола, а ее ножки следует держать перпендикулярно оси ствола. Отчет по линейке нужно производить тогда, когда вилка еще не снята со ствола.
Муромцевский лесотехнический техникум находится в Судогодском районе Владимирской области. Техникум располагается в центре барской усадьбы Храповицких, построенной в конце XIX в. Современники именовали усадьбу «царскою». Занятия проводятся в двух учебных корпусах. Библиотечный фонд техникума насчитывает более 33-х тысяч единиц литературы. Для проведения практических работ и организации научно-исследовательской работы техникум располагает участком лесного фонда площадью 1,5 га, многооперационной лесохозяйственной техникой, учебными легковыми и грузовыми автомобилями, учебными столярными мастерскими. В 100 метрах от здания техникума расположено благоустроенное 5-ти этажное общежитие блочного типа, на первом этаже - столовая. В здании техникума оборудован спортзал, фитнес-зал, есть лыжная база, летняя спортивная площадка.
Подготовка специалистов ведется за счет средств областного бюджета по следующим специальностям:
- «Лесное и лесопарковое хозяйство»
- «Технология деревообработки»
- «Экономика и бухгалтерский учет»
- «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».
В техникуме получили образование наши выпускники: Кузнецов Дмитрий, Монахов Сергей, Футерман Елена, Грачев Андрей, Пичугин Михаил, Тюленев Александр Кузнецова Дарья, Кузнецов Егор, Балясникова Александра.
По окончании техникума ребята могут продолжить обучение в ВУЗах. У техникума есть договоренность с Поволжским государственным технологическим университетом г. Йошкар-Олы. Выпускные экзамены из техникума являются вступительными в этот университет.
Сейчас мы с вами пройдем на территорию дендроучастка, где для вас будет проведен мастер-класс.
6. Мастер-класс по посадке саженцев мечом Колесова
Меч Колесова, или Сажальный меч Колесова — ручной инструмент, узкая стальная лопата для посадки сеянцев и саженцев лесных культур. Широко применяется в лесокультурной практике. Рассмотрите этот инструмент.
При посадке лесных культур необходимо соблюдать правила техники безопасности:
- при посадке с помощью меча Колесова звено должно состоять из двух человек.
- При приготовлении посадочной щели с помощью меча ноги работника не должны находиться в плоскости удара меча. При встрече меча с препятствием (камень, корень)посадочное место следует сменить.
Того, кто управляется с лопатой, называют мечником (происходит от названия лопаты), а того, кто непосредственно опускает в лунку саженцы деревьев – сажальщиком. Чаще всего мечником является мужчина, так как лесопосадочная лопата довольно тяжелая, да и сам процесс проделывания отверстия нелегок, ну а сажальщиком, соответственно, становится женщина.
Итак, работа начинается с того, что мечник вгоняет лопату в грунт на всю высоту штыка. Затем раскачивает меч вперед и назад, формируя таким образом лунку для саженца, и очень осторожно вынимает из грунта лопату, так, чтобы не повредить подготовленную ямку. Следующим этапом посадки является погружение сажальщиком корня готового саженца в лунку. Сажальщику необходимо следить за тем, чтобы корень ни в коем случае не перекрутился, не запутался и не согнулся в ямке. Саженец должен располагаться так, чтобы шейка корня была на уровне верха лунки. Сажальщик, расположив деревце, бросает несколько горстей грунта в ямку и дальше придерживает саженец. Тем временем мечник на расстоянии до 10 см от лунки снова погружает меч Колесова в грунт и, немного подтягивая ручку лопаты на себя, уплотняет низ лунки, закрепляя, таким образом, нижнюю часть корня. А для закрепления верхней части – отталкивает ручку от себя.
Посмотрите, как осуществляется посадка. Кто хочет попробовать?
Рефлексия. Наш профориентационный маршрут называется: «Кто лес любит и знает, тому лес помогает». Как вы понимаете эту пословицу? Какие еще пословицы, поговорки про лес вы знаете? Что нового вы узнали? Кто-то из вас заинтересовался лесными профессиями?
Наш маршрут подошел к концу. Спасибо за работу!
Технологическая карта экскурсионного маршрута « Кто лес любит и знает, тому лес помогает» | |||||
Название остановки | Место остановки, время | Наименование подтем | Организационные указания | Методические указания | Фотография |
Немного истории | Центральная площадь поселка Новки (около памятника погибшим в ВОВ) 10 мин. | - история Новкинского лесничества; - история лесничеств в России | Привести группу на центральную площадь поселка. Дать возможность рассмотреть фотографии и показать место, где располагалось первое здание лесничества. | Использовать приемы: - предварительного ос-мотра(история Новкин-ского лесничества) - зрительной реконструкции (по фотографии) - экскурсионной справки(история лесничеств в России) - диалоговое общение. | |
Путь от «Пятачка» до лесничества | 10 мин. | Вспомнить правила перехода через пешеходный переход. | |||
Главный Берендей: Юлий Иосифович Футерман | У здания ГКУ ВО «Камешков-скоелесниче-ство», мемориа-льная доска в память о Ю.И. Футермане 5 мин. | Ю.И. Футерман, заслуженный лесовод России: -биография; - создание школьного лесничества | Рассказ начинать при медленном движении к лесничеству. Дать время для ознакомления с мемориальной доской. | Использовать приемы: - характеристика (биография) - вопрос-ответ (Что группа знает об Ю.И. Футермане). | |
Лесничий и лесник: две разные профессии | Дендрарий около здания ГКУ ВО «Камешковское лесничество» 5 мин. | Лесные профессии лесничества до конца ХХ века: -лесник -лесничий | Подвести группу к денд-рарию, где у деревьев рас-положены таблички с име-нами ветеранов лесного хо-зяйства, которые их посади-ли (конец ХХ века). Обра-тить внимание на красоту места. | Использовать приемы: - игра «Верю-не верю» - панорамного показа | |
Камешковское лесничество: лесные профессии | Здание ГКУ ВО «Камешковское лесничество» 20 мин. | Лесные профессии: -лесничий; -инженер по охране и защите леса; - инженер по лесовосстановле-нию; - инженер по лесопользованию; -инженер-лесопатолог. | Подготовить группу к входу в здание, вспомнить правила поведения в помещении, где работают люди. Деление на группы, работа в группах по профессиям проводить в классе для занятий ШЛ Раздача демонстрационного материала для практикума | Использовать приемы: - переключения внимания -работа в группах - движение с комментированием - зрительного сравнения и зрительной аналогии | |
Я б в лесничие пошел – где меня научат | Класс для занятий ШЛ в здании ГКУ ВО «Камешковское лесничество» 5 мин | Муромцевский лесотехнический техникум: -условия для обучения и проживания; -специальности; -перспектива. | Демонстрация группе листовок с агитационными материалами для поступающих. Проведение мастер класса по определению диаметра дерева | Использовать прием: - экскурсионной справки; - комментирования | |
Мастер-класс по посадке саженцев мечом Колесова | Дендрарий, за зданием лесничества 10 мин | - техника безопасности -теоретические основы работы с мечом -практика – посадка саженцев | Мастер – класс проводит экскурсовод в теплый период (весна- осень). Расположить группу вокруг рассказчика Неоднократно напоминать о безопасности | Использовать приемы: - комментирования; - вопросов и ответов | |
Рефлексия | Дендрарий, за зданием лесничества 5 мин | Связь с названием экскурсии | Собрать в круг, где по цепочке ребята высказывают свое мнение | Использовать прием: - вопросов и ответов |
Источники
- ГБПОУ ВО «Муромцевский лесотехнический техникум» [сайт]. URL:http://mlesteh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=40
- Информационный студентческий ресурс [сайт]. URL:https://studopedia.net/7_37379_inzhener-po-lesovosstanovleniyu-i-lesorazvedeniyu.html
- История Владимирского края [сайт]. URL:http://files.vladimir.i-edu.ru/deturbur/mal_gor/kam/html/html_eks/html_pam/novki8.html
- Российские лесные вести (Краткая история лесного хозяйства в России)[сайт]. URL:http://roslesvesti.ru/kratkaya-istoriya-lesnogo-hozyajstva-rossii/
Дело выбрано такое –
Лес беречь и охранять.
Это дорогого стоит
Все должны мы понимать.
В будущем (мы твердо знаем)
Без подвоха говоря,
Воздух чистым, лес - без края
Станут, вам благодаря.
© http://www.vampodarok.com/pozdr/prazdniki/den-rabotnika-lesa/top.html
ЛЕСНИЧИЙ ............................... из интернета ...........
Вот дом стоит в густом лесу,
А в нём живёт лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичь он.
С рассветом раньше всех встаёт,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.
Ни браконьерам, ни ворам
Нигде не даст слабинку.
Убережёт от топора
Берёзку и осинку.
Пушистых ёлочек отряд
Спасёт по Новый год он.
Подкормит диких он зверей –
Вот в чем его работа.
Он охраняет лес, а с ним -
И дятла, и сороку.
Им без лесничего, одним,
Пришлось бы очень плохо.
И лось, мохнатый великан,
И белки озорные
За ним гуляют по пятам,
Как-будто бы ручные.
Все муравейники сочтёт,
Что на дворцы похожи.
Им от лесничего почет –
Ведь лес спасают тоже.
Ещё разводит грядки он,
На них же – что за диво! –
Малышка-ель, и крошка-клён,
И маленькая ива.
Он их растит, чтоб превратить
Когда-то в лес шумящий,
Чтоб нам с тобой потом бродить
В тени прохладной чащи!
Предварительный просмотр:
Практическое занятие
«Знаменитые лесоводственные объекты XIX века, созданные лесоводом К.Ф. Тюрмером»
Цель: изучить состояние насаждения лиственницы европейской, созданного К.Ф. Тюрмером
Теория: К.Ф. Тюрмер – выдающийся лесовод-практик, создатель образцовых искусственных лесов, один из основателей базовых принципов организаций лесного хозяйства. Возглавляя лесное хозяйство, в 1895-1900 годах основал во Владимирской области уникальные хвойные леса, частично сохранившиеся до наших дней. Эти леса представляют собой уникальный памятник природы. В западной части памятника природы (кв. 61, выд. 19, 20) имеются смешанные насаждения из лиственницы европейской, сосны обыкновенной, ели европейской и берёзы. В настоящее время Тюрмеровские леса представляют большую научную и производственную ценность. Выращивание хвойных насаждений сосны, ели и лиственницы достигалось работой по искусственному возобновлению вырубок, прорубке просек, регулированию сенокошения, строительству дорог, своевременной уборкой ветровала и бурелома, созданию ветроупорных опушек, проведением иных хозяйственных мероприятий. Накопленный в результате многолетней работы опыт К.Ф. Тюрмера, основанный на разумном использовании лесов, лег в основу отечественного лесоразведения
Ход работы:
1.Оценить насаждения лиственницы по параметрам: средняя высота, средний диаметр, количество штук на гектар.
2. Сравнить полученные данные с табличными. Возраст насаждений взять из теории.
3. Предложите рекомендации по сохранению ценных насаждений памятника природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Православная культура и история Владимирского края
Презентация по ОПК...
История Владимирского края
Презентация "История Владимирского края"...
внеклассное мероприятие по истории Владимирского края для уч-ся 5 класса
Занятие проходит в форме игры " Поле чудес", детям этого возраста довольно интересно и познавательно...
Открытый урок по курсу «История Владимирского края» в 9 классе. Тема: « Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны»
Открытый урок по теме:"Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны».Пока еще живо поколение людей, переживших войну в детском возрасте и готовых об этом рассказать, мы просто не имеем п...
Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера".
Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера". Методическая разработка приурочена к Году защиты окружающей среды с целью привлечь вним...
презентация "Физики Владимирского края"
Презентация знакомит о некоторых ученых-физиках ,чьё имя связано с Владимирской областью. (Н.Е. Жуковский,А.Г. Столетов,М.К.Тихонравов,Б.Б. Голицин,В.К. Зворыкин, В.А. Сидоров)...
"Реализация практической части модулей в различных условиях. "
Как совместить традиции и инновации на уроках технологии? Стоит ли отказываться от хорошо отработанных методик? Что делать, если школа не оборудованна? Эти и многие другие вопросы задают учителя техно...
- Мне нравится (1)